Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия) | Мир педагогики и психологии №04 (45) Апрель 2020

УДК 376.37

Дата публикации 17.04.2020

Экспериментальное изучение слогового состава слов в экспрессивной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Якушева Вероника Владимировна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной педагогики и психологии, Смоленский государственный университет, РФ, г. Смоленск, yakusheva.veronika@yandex.ru
Белова Дария Евгеньевна
студентка 4 курса кафедры специальной педагогики и психологии, Смоленский государственный университет, РФ, г.Смоленск, chernokrasnaya1998@mail.ru

Аннотация: В статье раскрываются современные подходы к анализу состояния слоговой организации речи детей дошкольного возраста: лингвистический, онтолингвистический и коррекционный. Предметом исследования явились особенности проговаривания многосложных слов детьми указанной группы. В данной публикации описаны уровни владения слоговой структурой слова детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития), выделенные на основе экспериментального исследования проведенного авторами по методике Бабиной Г.В., Шариповой Н.Ю.
Ключевые слова: слог, слоговая структура слова, общее недоразвитие речи, обследование, дошкольный возраст.

An experimental study of the syllabic composition of the words in the expressive speech of preschool children with general speech underdevelopment

Yakusheva Veronika Vladimirovna
Cand. Sci. (Ped.) Associate professor at the Department of special Pedagogy and Psychology, Smolensk State University, Russia, Smolensk
Belova Dariya Evgenevna
4 year student of Department of Special Pedagogy and Psychology, Smolensk State University, Russia, Smolensk

Abstract: The article reveals modern approaches to the analysis of the syllabic organization of speech of preschool children: linguistic, onto-linguistic and corrective. The subject of the study was the peculiarities of speaking polysyllabic words by children of this group. This publication describes the levels of syllable structure of the word by preschool children with general speech underdevelopment (III level of speech development), selected on the basis of an experimental study conducted by the authors according to the method of G. Babina, N. Sharipova.
Keywords: syllable, syllabic structure of the word, general underdevelopment of speech, diagnostics, preschool age.

Правильная ссылка на статью
Якушева В. В., Белова Д.Е. Экспериментальное изучение слогового состава слов в экспрессивной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2020. № 04 (45). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/eksperimentalnoe-izuchenie-slogovogo-sostava-slov-v-ekspressivnoj-rechi-detej-doshkolnogo-vozrasta-s-obshhim-nedorazvitiem-rechi.html (Дата обращения: 17.04.2020)

Процесс усвоения слогового состава слова связан с речевым развитием ребенка. Доказано, что наличие ошибок слогового оформления слов в речи детей является сдерживающим фактором не только нормативного развития устной речи, но и формирования у них навыков правильного коммуникативного поведения [1, с. 3; 3, с. 4; 5, с. 3]. Вследствие искажений слогового состава слова могут возникать затруднения в реализации звукового и звуко-буквенного анализа лексических единиц, овладение которыми необходимо при обучении чтению и письму [5, с. 3].

Успешное усвоение слоговой структуры слова зависит от состояния фонематического восприятия, артикуляционных возможностей, степени сформированности семантической стороны речи, а достаточный уровень развития неречевых процессов является необходимой предпосылкой освоения закономерностей слогообразования [2, с. 7; 5, с. 3; 10, с. 4].

Трудности понимания и самостоятельного употребления в речи лексических единиц, имеющих различную слоговую организацию, свойственны лицам с нарушениями речи системного характера, в том числе и детям с общим недоразвитием речи, что и обусловливает необходимость изучения слоговой структуры слова в теоретическом и практическом аспектах с позиции междисциплинарности.

Рассматривая слог в лингвистических исследованиях как наименьшую фонетико-фонологическую единицу, которая условно является элементом, объединяющим все компоненты языковой системы родного языка, ученые указывают на его дифференциальные признаки: слитность компонентов внутри слога и изолированность данной языковой единицы от других [ 7, с. 317].

С.И. Бернштейн определяет слог как «кротчайший отрезок звучащей речи» и обращает внимание на внутреннюю организацию слога, представленную одним или большим количеством звуков, сочетающихся согласно «нормам данного языка» [4, с.102].

Онтогенетические данные о становлении слоговой структуры слова свидетельствуют о поэтапном усвоении ребенком различных слоговых моделей к трехлетнему возрасту в процессе развития всех сторон речи в двух направлениях параллельно: восприятие и проговаривание [2, с. 62; 6, с. 124].

В логопедических исследованиях представлены диагностические и коррекционные аспекты нарушений слоговой структуры слова у детей с различными формами речевой патологии, а также с системными нарушениями речи [1, с. 6; 2, с. 72; 5,с 8; 8, с. 40; 9, с. 155; 10, с. 6]. Так, Г. В. Бабиной и Н. Ю. Шариповой впервые установлены дифференцированные показатели несформированности слоговой структуры слова у детей с разной степью выраженности алалии и дизартрии, а также описаны механизмы становления слоговой структуры слова в онтогенезе [2, с. 38, 83].

В работах Р.Е.Левиной [8, с.75], Т.Б. Филичевой [9, с. 156] и других исследователей проблемы общего недоразвития речи определены виды трудностей, возникающих при воспроизведении слоговой структуры слов, выделены ошибки в речи детей дошкольного возраста с ОНР, являющиеся маркерами расширения их речевых возможностей при переходе от одного уровня речевого развития к другому.

Несмотря на достаточное количество исследовательского материала по проблеме коррекции нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями, вопросы преодоления трудностей слоговой организации речевого высказывания не теряют своей актуальности. В связи с этим авторами данной статьи было проведено экспериментальное изучение возможностей самостоятельного воспроизведения слов различной слоговой структуры детьми в возрасте от 4 до 5 лет с ОНР ( III уровень речевого развития).

Для установления характера нарушения слоговой структуры слова в ходе отраженного проговаривания каждому участнику эксперимента в условиях индивидуального обследования были предъявлены диагностические задания, разработанные Г.В. Бабиной и Н.Ю. Шариповой [2, с.175]. Фактический материал исследования составили 38 слов, имеющих различную слоговую структуру. Каждому ребенку необходимо было повторить за учителем-логопедом слова: односложные, двусложные, трехсложные (с открытым, закрытым типом слога, а также со стечением), многосложные.

Анализ выполненных заданий осуществлялся с учетом следующих критериев:

1 балл - понимание инструкции с первого предъявления, самостоятельное выполнение задания, при проговаривании двусложных, трехсложных слов слоговая структура слова воспроизводится верно, произнесение многосложных слов сопровождается единичными ошибками.

0 баллов — затруднения понимания инструкции, необходимость повторения задания, при проговаривании двусложных, трехсложных слов возможны единичные ошибки, произнесение многосложных слов сопровождается многочисленными ошибками.

Анализ полученных результатов с учетом количественных и качественных критериев позволил нам установить уровни сформированности навыка воспроизведения слоговой структуры слова — оптимальный и достаточный.

Оптимальный уровень сформированности навыка воспроизведения слоговой структуры слова был выявлен у 70 % детей с ОНР (III уровень речевого развития). Воспитанники хорошо понимали инструкции, им не требовалось повторное объяснение задания. Они правильно воспроизводили двусложные и трехсложные слова, но испытывали незначительные трудности при проговаривании сложных по звукослоговой наполняемости слов. Характерными ошибками были уподобления слогов и звуков (антиципации) : космонавты — конанаты; воспитательница — тотитатеница. Во время выполнения заданий отмечалась достаточная концентрация внимания, а также заинтересованность.

Достаточный уровень сформированности навыка воспроизведения слоговой структуры слова был зафиксирован у 30 % воспитанников с ОНР (III уровень речевого развития). У детей этой группы отмечались трудности понимания инструкции, некоторым испытуемым требовалось неоднократное повторение инструкции. Ошибки при воспроизведении слоговой структуры слова более разнообразные по сравнению с теми, которые допускали участники эксперимента с оптимальным уровнем сформированности навыка воспроизведения слоговой структуры слова:

– пересеверация: помидор – поподор;

– элизия слога: пуговицы -пувицы; велосипед- сипет;

– перестановка слогов: автобус - абутос;

– элизия и уподобление слогов в слове — велосипед- сипипет.

Речевые примеры детей демонстрируют не только различный характер ошибок, но и отражают их комбинирование, сочетаемость при проговаривании слогового состава многосложных слов испытуемыми с ОНР (III уровень речевого развития).

Данные, зафиксированные в ходе эксперимента, согласуются с результатами исследований, представленными другими авторами [8, с. 81; 9, с. 157; 10, с. 5]. Проанализировав ответы испытуемых, можно сделать вывод, что у детей 5-6- летнего возраста с ОНР (III уровень речевого развития) недостаточно сформирован навык воспроизведения слов с различной слоговой структурой. Наибольшие трудности у обследуемых детей вызвали сложные по звуковой наполняемости и слоговой организации многосложные слова, малознакомые слова, которые редко встречаются в обиходной речи ребенка и его окружения.

Следовательно, при отборе речевого материала для формирования навыка воспроизведения слов необходимо учитывать особенности звукового и слогового оформления лексической единицы, ее семантический аспект, а также степень частотности в речи.


Список литературы

1. Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. СПб.: Детство-Пресс, 2009. 48 c.
2. Бабина Г.В., Шарипова Н.Ю. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. Учебно-методическое пособие. М.: ПАРАДИГМА, 2010. 96 с.
3. Бабушкина Р. Л. Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими ОНР / Р. Л. Бабушкина, О. М. Кислякова. СПб. : Каро, 2016.176 с.
4. Бернштейн С.И. Словарь фонетических терминов. М: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1996.175 с.
5. Большакова С.Е. Преодоление нарушений слоговой̆ структуры слова у детей̆: Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2017. 64 с.
6. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. СПб.: Детство-Пресс, 2007. 472 с.
7. Касаткин Л.Л. Современный русский язык: Фонетика. М.: Академия, 2014. 272 с.
8. Основы теории и практики логопедии. Под ред. Р.Е.Левиной. М.: Просвещение, 1967.365 с.
9. Основы дошкольной логопедии / Т.Б. Филичева,О.С. Орлова, Т.В. Туманова и др. М.: Эксмо, 2015. 320 с.
10. Ткаченко Т.А. Слоговая структура слова. Коррекция нарушений. Логопедическая тетрадь. М., Книголюб, 2016. 48 с.

Расскажите о нас своим друзьям: