Педагогическая психология | Мир педагогики и психологии №04 (45) Апрель 2020
УДК 378.635.5
Дата публикации 17.04.2020
Понятие социально-педагогического сопровождения подготовки военнослужащих в условиях учебного центра
Бушуев Алексей Юрьевич
аспирант, ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», РФ, Новосибирск, buschuev78@mail.ru
Аннотация: Статья посвящена пристальному анализу социально-педагогического сопровождения в условиях учебных центров Вооружённых Сил. Методологическая основа исследования представлена теоретическим анализом, синтезом, сравнением и обобщением научных источников отечественных авторов. Установлено, что на современном этапе развития Вооружённых Сил предъявляются повышенные требования как к личностным особенностям, так и к физическим данным призывников, поскольку профессиональная деятельность военнослужащих связана со сложными и стрессогенными ситуациями, угрожающими как их психическому, так и физическому здоровью. Проведен анализ имеющихся подходов к пониманию понятия «сопровождение» в науке. Отмечено, что социально-педагогическое сопровождение профессиональной подготовки в военной педагогике характеризуется определёнными особенностями, в основе которых лежат вопросы профессиональной мотивации и профессиональной адаптации.
Ключевые слова: социально-педагогическое сопровождение, дополнительное профессиональное образование, адаптивная активность, профессиональная мотивация, профессиональная адаптация, социальная роль, самореализация
Postgraduate, Novosibirsk State Pedagogical University, Russia, Novosibirsk
Abstract: The article is devoted to a close analysis of socio-pedagogical support in the conditions of the training centers of the Armed Forces. The methodological basis of the study is presented by theoretical analysis, synthesis, comparison and generalization of scientific sources of foreign and domestic authors. It has been established that at the present stage of the development of the Armed Forces, increased demands are made both on personal characteristics and on the physical data of conscripts, since the professional activity of military personnel is associated with complex and stressful situations that threaten both their mental and physical health. The analysis of the available approaches to understanding the concept of "support" in science. It is noted that the socio-pedagogical support of vocational training in military pedagogy is characterized by certain features, which are based on issues of professional motivation and professional adaptation.
Keywords: social and pedagogical support, additional professional education, adaptive activity, professional motivation, professional adaptation, social role, self-realization
Бушуев А.Ю. Понятие социально-педагогического сопровождения подготовки военнослужащих в условиях учебного центра / Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2020. № 04 (45). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/ponyatie-sotsialno-pedagogicheskogo-soprovozhdeniya-podgotovki-voennosluzhashhikh-v-usloviyakh-uchebnogo-tsentra.html (Дата обращения: 17.04.2020)
Современные условия осуществления реформы военного образования предъявляют высокие требования к профессиональной подготовке выпускников образовательных структур. В частности, проблемы профессиональной подготовки младших специалистов: оптимизация системы подготовки в воинских частях, вопросы гуманизации подготовки военных кадров, учебный процесс в образовательных структурах ВС РФ, организация социально-педагогической деятельности командно-преподавательского состава учебных центров ВС РФ по отдельным вопросам их функционирования.
Ключевой особенностью военного образования в России является то, что оно базируется на принципах государственной политики в области образования в целом, военной безопасности и реформирования ВС РФ. Современное военно-профессиональное образование должно обеспечивать развитие субъектной позиции курсанта в процессе обучения, определение его траектории развития, участие в организации образовательного процесса и его управлении. В этой связи все большее значение приобретает ориентация учебно-воспитательного процесса учебных центров на воспитание индивида, формирование активной личности, ее творческо-преобразующую деятельность.
Безусловно, система обучения в учебном центре вуза имеет ряд особенностей, определяемые спецификой учебно-профессиональной деятельностью призывников и будущей их профессиональной деятельностью в ВС РФ: физические, интеллектуальные и морально-психологические нагрузки, строго регламентированный распорядок дня, интенсивность подготовки и сжатые сроки обучения, постоянный и непрерывный контроль своего поведения. При этом, сама деятельность учебного центра вуза также не исследована в научной сфере, как самостоятельный элемент военного образования.
Необходимо подчеркнуть, что в процессе инновационной деятельности в системе образования РФ происходит непрерывное взаимовлияние, взаимообогащение военного и гражданского профессионального образования.
Одним из возможных путей решения этой задачи является осуществление социально-педагогического сопровождения профессионального становления военнослужащих, отдельные элементы которого и сегодня осуществляются по инициативе преподавателей и командиров и носят случайный характер.
Аналитический обзор психолого-педагогической литературы и других источников показывает, что, начиная с середины 90-х гг. XX в. проблема социально-педагогического сопровождения продолжает оставаться актуальной. В педагогических исследованиях СПС определяется, в том числе и как «ресурс развития профессионального образования, позволяющий всем субъектам образовательного процесса реагировать на изменяющиеся условия внешней среды» [1]. Следует отметить, что корреляция СПС с образовательным процессом общего, среднего профессионального и высшего образования изучена более глубоко и масштабно, чем с образовательным процессом в структурах военного образования – в том числе УЦ ввузов, как дополнительного военно-профессионального образования, что так же подчеркивает актуальность нашего исследования.
Методология исследования представлена теоретическим анализом, синтезом, сравнением и обобщением научных источников отечественных авторов, посвященных рассмотрению социально-педагогического сопровождения в условиях учебных центров как педагогической системы. Практическая значимость исследования заключается в создании и апробации модели социально-педагогического сопровождения профессиональной подготовки младших специалистов в условиях учебного центра для определения оптимальной траектории развития военнослужащего и формирования профессионально подготовленного выпускника.
Задача дополнительного профессионального образования сегодня состоит не только в том, чтобы передать человеку знания и умения, необходимые в условиях постоянного обновления профессиональной сферы. Она в большой степени определяется тем, чтобы развить такие профессионально-личностные качества, которые позволили бы ему успешно трудиться, эффективно преодолевать стресс, обрести новые жизненные ориентиры, а при необходимости – самостоятельно изменять профессиональную деятельность.
Научно обосновано и подтверждено, что в процессе профессиональной подготовки военнослужащих по призыву учебных центров военных вузов происходит педагогически управляемое развитие социальных качеств личности, которые определяют степень её интегрированности в социокультурные системы общества в целом [2]. К ним относятся: адаптивная активность, стрессоустойчивость и самозащищённость, конкурентоспособность и мобильность; информированность и компетентность; ответственность и профессионализм; общительность и решимость и т.д. Необходимо принять во внимание, что технология сопровождения в образовании – это мультидисциплинарная область научно-технической деятельности целого ряда специалистов, в ней выделяются признаки, относящиеся к разным областям научного знания.
Сопровождение в целом описывается в современной психолого-педагогической науке в рамках категории «взаимодействие», сущность которого раскрывается по-разному, но все исследователи связывают «взаимодействие» с отношениями субъектов в общей деятельности.
Несмотря на все многообразие определений понятия «сопровождение» можно констатировать, что оно предполагает непрерывную (заранее спланированную) профессиональную деятельность педагогов-наставников, направленную на самостоятельное решение обучаемым проблем.
Таким образом:
- Сопровождением считается особый вид взаимодействия, имеющий целью создание благоприятные условий развития субъектов взаимодействия, в том числе в дополнительном профессиональном образовании.
- Сопровождение представляет собой полифункциональный комплексный метод, обеспечивающий создание условий, при которых субъект развития сможет принять оптимальное решение в различных ситуациях жизненного выбора, и представляющим собой последовательную реализацию следующих шагов: диагностики сути проблемы, информационного поиска путей её решения, выбора оптимального варианта решения, первичной помощи на этапе реализации плана решения.
- Цель сопровождения – способствовать самостоятельному поиску оптимальных решений (опираясь на уже имеющийся опыт), личностно-профессиональному развитию обучающегося содействию в обретении личностью позиции субъекта в системе социальных отношений образовательной организации.
В качестве самостоятельного вида сопровождения выступает социально-педагогическое сопровождение.
Концепция социально-педагогического сопровождения начала разрабатываться в России с середины 1990-х гг. В ее основе был заложен опыт работы психолого-медико-педагогических комиссий и специализированных учреждений в системе образования [3]. В основе социально‐педагогического сопровождения лежит содействие тому, чтобы в возникшей проблемной ситуации личность сумела осмыслить свое существо, определить свое место в ней, свои возможности в преодолении, способы разумного преодоления и реализовала себя в ней [4].
Достаточно полно концепция социально-педагогического сопровождения представлена в трудах М. И. Рожкова [5]. Под социально-педагогическим сопровождением он понимает «процесс, содержащий комплекс целенаправленных последовательных педагогических действий, помогающих личности понять возникшую жизненную ситуацию и обеспечивающих его саморазвитие на основе происходящего». Вместе с тем социально-педагогическое сопровождение не преследует цели избавить воспитанника от жизненных трудностей. Напротив, оно предусматривает включение личности в актуальные жизненные ситуации, выход из которых требует волевого усилия и мобилизации необходимых внутренних ресурсов.
Суть социально-педагогического сопровождения, по мнению М. И. Рожкова, состоит в создании определенной внутренней модели субъекта, которая поможет ему быть активным и ответственным с опорой на внутренние силы и потребность в самореализации. При этом целью социально-педагогического сопровождения является формирование у человека способности к саморазвитию, саморегуляции, самоизменению и самосовершенствованию в различных ситуациях его жизненного становления. В отношении профессионального образования личности социально-педагогическое сопровождение в профессиональном образовании определяют, как «непрерывный процесс изучения, формирования и совершенствования профессиональной деятельности обучаемого, осуществляемый субъектами образовательного процесса в ситуациях взаимодействия» [6].
С точки зрения военной практики, теоретического анализа психолого-педагогической литературы по теме исследования под социально-педагогическим сопровождением профессиональной подготовки младших специалистов в условиях учебного центра ввуза понимаем систему управленческих действий, направленных на освоение военнослужащими по призыву норм, требований, ценностей военной профессии, социальной роли защитника Отечества на основе внешних и внутренних мотивирующих факторов, обеспечивающих удовлетворение потребностей в профессиональной самореализации.
Лица, призванные на военную службу и проходящие профессиональную подготовку на младших специалистов в учебных центрах, составляют особую часть военного социума. Её осуществляют молодые люди в возрасте от 18 до 27 лет, пришедшие из гражданской среды, прошедшие обучение в гражданских образовательных организациях разного уровня, имеющие гражданские специальности и опыт работы. Вхождение таких молодых людей в военный социум на определенном этапе жизнедеятельности сопровождается рядом серьезных трудностей, связанных в первую очередь с профессиональной мотивацией и профессиональной адаптацией.
Вопросы социально-педагогического сопровождения профессиональной подготовки в военной педагогике представлены в работах А.В. Барабанщикова, В.Г. Демина, Н.И. Заплавского, Е.Л. Леонова и др. и характеризуется определёнными особенностями, в основе которых лежат вопросы профессиональной мотивации и профессиональной адаптации. При этом уровень адаптированности призывников к условиям профессиональной подготовки в учебных центрах, объективно может быть определен следующими признаками: самооценка к призыву на военную службу, степень удовлетворённости режимом воинской службы; оценка своего статуса, готовность к выполнению новой социальной роли и др.
В целом, все исследования, посвящённые проблеме формирования профессиональной мотивации, можно разделить на две группы:
- Формирование профессиональной мотивации происходит в процессе профессиональной подготовки (В.Н. Дружинин, В.И. Ковалёв, В.Н. Манько и др.);
- Профессиональная мотивация является постоянным атрибутом профессиональной деятельности (А.А. Вербицкий, Н.В. Комусова, Ю.В. Кечкин и др.) [7]
Рассматривая аспекты профессиональной подготовки младших специалистов в учебных центрах, профессиональная мотивация призывников представляет собой процесс побуждения их к учебно-профессиональной деятельности на основе совокупности мотивов, способствующих становлению и самореализации личности в процессе решения профессиональных задач [8].
Исходя из вышеизложенного, отметим, что профессиональная мотивация призывников как вид мотивации формируется в процессе профессиональной подготовки на основе создания образа будущей профессиональной деятельности по ВУС в войсках и проявления ценностного отношения к ней. Мы принимаем позицию Л.М. Хабаевой, которая заключается в том, что специфика профессиональной мотивации заключается в том, что она:
- Ориентирована на профессиональную деятельность;
- Изменяется в зависимости от ситуации и особенностей профессиональной деятельности;
- обеспечивает становление личности профессионала [9].
Профессиональная подготовка призывников имеет ярко выраженную практическую направленность и осуществляется в ходе плановых учений, занятий и тренировок по предметам боевой подготовки в составе штатных подразделений и самостоятельной подготовки, и адаптационные способности личности имеют большое значение для успеха учебно-профессиональной деятельности будущих младших специалистов учебных центров [10]. Процесс профессиональной адаптации военнослужащих по призыву в учебном центре необходимо рассматривать как поэтапное освоение личностью специфики военно-учетной специальности и принятия норм, ценностей, обусловленных требованиями учебно-профессиональной и будущей профессиональной деятельности по ВУС в войсках.
Результатом успешного завершения процесса профессиональной адаптации военнослужащих по призыву в процессе профессиональной подготовки является достаточно полное усвоение военнослужащими новой социальной роли защитника Отечества, уставных норм взаимоотношений, закрепление в виде навыков и привычек таких способов поведения и норм общения, которые наиболее точно соответствуют требованиям боевой деятельности [11].
В исследовании социально-педагогическое сопровождение младших специалистов в условиях учебного центра представляет собой завершённый процесс, результатом которого является профессионально-мотивационная адаптация военнослужащих к будущей профессиональной деятельности в войсках. Глубокое осознание необходимости выполнения воинского долга, чувство личной ответственности за его исполнение, отношения дружбы и воинского товарищества, являющиеся результатом адаптированности выпускников, служат нравственно-психологической основой их профессионализма и, как следствие, продолжение службы выпускниками учебного центра в качестве военнослужащего по контракту, профессионала своего дела.
Список литературы
1. Гутман Е. В. Социально-педагогическое сопровождение профессионального становления специалиста в негосударственном вузе : автореферат дис. … канд. пед. наук : 13.00.08 / Гутман Евгения Владимировна ; [Ин-т педагогики и психологии проф. образования РАО]. – Казань, 2015. – С. 4.
2. Губанова М.И. Педагогическое сопровождение социального самоопределения старшеклассников: теория и практика подготовки учителя: монография. – Кемерово: изд-во ГОУ «КРИПО», 2002. – 207 с. С.5
3. Бабич, Е. О. Социально-педагогическое сопровождение нравственного воспитания учащихся учреждений начального профессионального образования : диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Бабич Елена Олеговна ; [Моск. гор. психол.-пед. ун-т]. - Москва, 2012. – 229 с. С. 42.
4. Дахина Е. Р. Социально-педагогическое сопровождение подготовки педагогических работников в вузе С. 46. 44-47
5. Рожков М. И., Сапожникова Т. Н. социально-педагогическое сопровождение трудоустройства и профессиональной адаптации выпускников детских учреждений для детей-сирот : учеб-метод. пособие. – Калининград: изд-во РГУ им. И. Канта, 2009.
6. Тьютор в образовательном пространстве: учебное пособие / под ред. В. П. Сергеевой. - Москва : ИНФРА-М, 2016. – 190 с С. 7.
7. Кечкин Юрий Владимирович. Профессионально-мотивационная адаптация курсантов в военном вузе: диссертация ... кандидата Педагогических наук: 13.00.08 / Кечкин Юрий Владимирович;[Место защиты: высшего образования Челябинский государственный педагогический университет].- Челябинск, 2016
8. Марков А.С. Особенности организации и работы службы психолого-педагогического сопровождения в военном вузе // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2009. №102. С. 329-337
9. Хабаева Л.М. Влияние ценностных ориентаций на развитие профессиональной мотивации студентов вуза: дис. канд. психол. наук: 19.00.13 / Л.М. Хабаева. – М., 2002. – 158 с.
10. Холина Л.И., Попов А.С. Особенности гуманитаризации современного российского высшего военного образования Международный научно-исследовательский журнал. 2016 № 8 (50). Ч. 5.: С. .67-69.
11. Самохвалов Юрий Павлович. Учебные военные центры в системе современного военного образования: социологический анализ: диссертация ... кандидата социологических наук: 22.00.04 / Самохвалов Юрий Павлович;[Место защиты: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации"].- Москва, 2016.- 205 с.