Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №5 (5) Декабрь, 2016
УДК 37
Дата публикации 27.12.2016
Дополнительное образование детей : актуальные проблемы и пути решения
Мельникова Галина Тимофеевна
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина РФ, г.Нижний Новгород
Аннотация: Статья посвящена определению значимость системы дополнительного образования детей и подростков в современный период, а также исследованию ее актуальных проблем. Проблемы выделяются на основе анализа исследований работ отечественных учёных в области российского образования а также личного анализа. Делаются выводы о возможных путях их решения.
Ключевые слова: дополнительное образование; школьник; учреждения дополнительного образования, школьное дополнительное образование
Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin Russia, Nizhny Novgorod
Abstract: The article is devoted to determining the importance of additional education of children and adolescents in the modern period, as well as the study of the actual problems. Problems are highlighted on the basis of the analysis of research works of domestic scientists in the sphere of Russian education as well as personal analysis. Conclusions about possible ways of their solution.
Keywords: further education; student; institutions of additional education additional education
На сегодняшний день дополнительное образование остается одной из важнейших составных частей школьного образовательного процесса. Его особый статус закреплен в ряде документов. 29 декабря 2012 года был принят Закон «Об образовании», в котором выделена отдельная статья, посвященная определению статуса и сферы реализации дополнительного образования детей и взрослых. 4 сентября 2014 г. Правительство Российской Федерации распоряжением утвердило «Концепцию развития дополнительного образования детей». Этот документ имеет методологический характер, прописывающий общие направления развития этой важной сферы российского образования, которые определяются в соответствии с задачами государственной политики. Расширяя основные характеристики дополнительного образования как особого вида образования, зафиксированных в Законе «Об образовании», Концепция делает акцент на его миссии в процессе обучения и воспитания детей и необходимости «общественного признания ценностного статуса дополнительного образования» [5] в современном российском обществе.
Одной из главных задач дополнительного образования является создание таких условий, при которых дети с раннего возраста активно развивались бы в той сфере, которая близка их интересам и желаниями, изучали окружающий мир, пробовали свои силы в изобретательской, спортивной и творческой деятельности. В границах только школьных предметов эта задача не может быть решена.
В различных исследованиях много говорится об особой роли учреждений дополнительного образования в процессе самоопределения школьников в различных областях науки и творчества, в обеспечении занятости детей и подростков. В современных социальных условиях это является своего рода профилактикой различных правонарушений, наркомании и других форм девиантного поведения в среде несовершеннолетних. В.А. Березина отмечает: «…отечественная система дополнительного образования детей располагает уникальными социально-педагогическими возможностями по развитию творческих способностей обучающихся в области научно-технической, художественной, …и другой образовательной деятельности». [2]
Дополнительное образование обладает определёнными особенностями, являющимися потенциально конкурентными. Проявлению этих особенностей способствуют следующие требования к организации процесса дополнительного образования: создание условий для свободного выбора детьми образовательного учреждения, программы или ее профиля, педагога; индивидуальное ориентирование образовательного процесса, что способствует формированию личной мотивации, созданию атмосферы для достижения успеха каждым воспитанником; признание за ребенком права на пробы и ошибки в его выборе, гибкий подход к смене области развития. Таким образом, сильной стороной дополнительного образования школьников в настоящее время является его особый социально-педагогический потенциал.
Но в современных условиях существования общества возникает ряд объективных проблем, которые влияют на функционирование и развитие системы дополнительного образования. В работах учёных, таких как Золотарёва А.В., Антопольская Т.А., Березина В.А., Поволяева М.Н. можно выделить следующие проблемы в деятельности учреждений дополнительного образования: кадровая проблема: недостаток квалифицированных преподавателей по многим направлениям, отсутствие должной подготовки будущих педагогов в учреждениях высшего образования к работе в этой сфере; слабая изученность социальных запросов на дополнительное образование детей и подростков, невозможность полностью обеспечить известный социальный заказ из-за недостатка кадров и проблем с финансированием; малое разнообразие предлагаемых программ; часто учреждения дополнительного образования располагаются неудобно для родителей и детей, а от сельских школ находятся слишком далеко; введение дополнительных программ на платной основе затрудняется из-за низкого материального положения семей.
Наряду с названными, можно выделить ещё ряд проблемных моментов. Например, принятые формы дополнительного образования не выдерживают конкуренции с активно развивающимися «компьютерными» формами досуга. В настоящее время детям доступны широкие возможности игровых интернет-развлечений, их увлекает общение в социальных сетях, то есть все то, что не требует особых интеллектуальных затрат. Сама система постоянных обязательных занятий (как уроки в школе) зачастую не привлекает ребят. Усложнение школьной программы, возрастающие социальные проблемы, финансовый кризис тоже накладывают свой негативный отпечаток. Иногда складывается мнение, что дополнительное образование – излишняя роскошь. Все это, естественно, приводит к недостаточной наполняемости групп.
Из сказанного следует, что программы дополнительного образования могут быть стабильными и востребованными только тогда, когда они являются социально-значимыми. При этом многие исследователи отмечают тот факт, что сегодня именно негосударственные учреждения дополнительного образования более оперативно реагируют на изменения на рынке данных услуг. Предлагаемые ими программы являются наиболее гибкими по сравнению с традиционными программами муниципальных упреждений. Такие программы помогают решить за короткой срок общие проблемы, возникающие в образовании детей. Это, например, подготовка к поступлению в школу или ВУЗ, обучение работе с компьютером и основными компьютерным программам; развитие коммуникативных навыков и т.п. Такие программы часто являются решением проблем, которые актуальны для родителей, — проблемы, что необходимо решать за короткое время, и потому родители согласны платить за это.
Также видится перспективным и необходимым развитие школьного дополнительного образования. Особенно это касается сельских школ. Во многих поселках и деревнях отсутствуют не только специальные учреждения дополнительного образования, но и обычные дома культуры, при которых традиционно на селе организовывались различные кружки и секции. Кроме того, именно классные руководители, школьные учителя-предметники имеют возможность выявить предпочтения ребят, определить их склонность к развитию в определенной области науки, творчества или спорта.
Список литературы
1. Антопольская Т.А. Организационная культура учреждения дополнительного образования детей: понимание, структурирование, развитие // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2009. №4.
2. Березина В.А. Развитие дополнительного образования детей в системе российского образования: учеб.пособие / В.А. Березина. – М.: Диалог культур, 2007.
3. Магомедова З.М. Трансформация традиций воспитания в современной дагестанской семье. Проблемы семьи и семейного воспитания в условиях полиэтнического и поликонфессионального региона Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2015. С. 179- 184.
4. Поволяева М.Н. Научно-методическое и информационное обеспечение системы ДОД // Вестник образования России. 2007. №20.
5. Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 N 1726-р
6. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ