Общая психология, психология личности, история психологии | Мир педагогики и психологии №5 (5) Декабрь, 2016
УДК 37
Дата публикации 26.12.2016
Взаимосвязь мотивации достижения и самооценки на примере студентов медицинского вуза
Неволина Виктория Васильевна
Оренбургский государственный медицинский университет, г. Оренбург
Тюшевская Елена Викторовна
Оренбургский государственный медицинский университет, г. Оренбург
Аннотация: В статье представлены результаты исследования взаимосвязи мотивации достижения и самооценки на примере студентов медицинского вуза.
Ключевые слова: мотивация, мотивация достижения, самооценка, студенты медицинского вуза
Orenburg state University, Orenburg
Orenburg state University, Orenburg
Abstract: The article presents the results of a study of the relationship of achievement motivation and self-evaluation on the example of medical students.
Keywords: motivation, achievement motivation, self-esteem, the medical students
Многие исследователи отмечают, что на современном этапе развития психологической науки значительно усилился интерес ученых к проблемам мотивации. В трудах таких отечественных психологов, как Б.Г.Ананьев, Л.И. Божович, В.К.Вилюнас, Л.С.Выготский, Ю.Б.Гиппенрейтер, И.А.Джидарьян, В.А. Иванников, В.И.Ковалев, А.Н.Леонтьев, B.C.Мерлин, С.Л.Рубинштейн, Б.А. Сосновский, П.М.Якобсон и др. описаны исследования, касающиеся вопросов мотивации, мотивообразования. Многочисленные исследования Д.Аткинсона, Д.Макклеланда, А.К.Марковой, Ю.М.Орлова, Х.Хекхаузена говорят о том, что мотивация достижения успеха и мотивация избегания неудач являются важными видами человеческой мотивации.
Проблема изучения мотивационной сферы человека становится особенно актуальной в студенческом возрасте, поскольку одной из важнейших задач обучения является развитие личности студентов в процессе формирования будущего специалиста-профессионала. Обучение в вузе способствует становлению студента как активного субъекта своей деятельности, способного преодолевать трудности, стремящегося к успеху, к высококачественному выполнению деятельности. На успешность обучения, выполнения профессиональной деятельности, личностную активность студентов в учебном процессе и успешность в будущей профессиональной деятельности влияет мотивация достижения как попытка сохранить максимально высокими способности человека ко всем видам деятельности, к которым могут быть применены критерии успешности.
В современных условиях проблема человеческой активности занимает особое место. Становление субъекта деятельности, способного осознанно ставить жизненные цели и добиваться их, способного брать на себя ответственность за принятие решения, детерминировано той стратегией поведения, которая формируется в процессе социализации. Такую стратегию поведения обеспечивает мотивация достижения, отражающая ценностное отношение индивида к себе как личности и субъекту деятельности. В связи с тем, что ВУЗ должен способствовать становлению студента как активного субъекта своей деятельности, способного преодолевать трудности, стремящегося к успеху, к высококачественному выполнению деятельности, исследование особенностей мотивации достижения и самооценки у студентов является актуальным.
Мотивация является одной из фундаментальных проблем, как отечественной, так и зарубежной психологии. Х.Хекхаузен говорил, что едва ли найдется другая такая же необозримая область психологического исследования, к которой можно было бы подойти со столь разных сторон, как к психологии мотивации [9].
Разработка проблемы мотивации в современной психологии связаны с анализом источников активации человека, побудительных сил его деятельности, поведения, с поиском ответа на вопрос, что побуждает человека к деятельности, каков мотив, ради чего он ее осуществляет. В широком смысле под мотивацией поведения подразумевают совокупность тех психологических моментов, которые определяются поведением человека в целом. В.И.Ковалев под мотивацией понимает систему разнообразных факторов, детерминирующих поведение и деятельность человека. Большую значимость приобретает исследование таких форм мотивации, которые, проявляясь в разных сферах деятельности (профессиональной, научной, учебной), определяют творческое, инициативное отношение к делу и влияют как на характер, так и на качество выполнения деятельности. Одним из основных видов такой мотивации выступает мотивация достижения, определяющая стремление человека выполнить дело на высоком уровне качества везде, где есть возможность проявить свое мастерство и способности [3].
По Д.Макклелланду «мотив достижения» — это устойчиво проявляемая потребность индивида добиваться успеха в различных видах деятельности. Формирование «мотива достижения» во многом зависит от воспитания ребенка в семье, начиная с раннего детства (соблюдение режима, ориентация ребенка на овладевающее поведение и самостоятельность) [6].
Р.В.Уайт ввел термин «мотивация эффективности»: человек активен потому, что испытывает потребность в эффекте своих действий. Когда попытки приводят к удовлетворению этой потребности, возникает чувство компетентности, сопровождающееся переживанием радости и удовольствия. Этот вид мотивации близок по смыслу мотивации достижения.
Анализируя теории мотивации продуктивной деятельности, Гордеева Т.О. [2] сформулировала целостную (обобщающую) модель процесса мотивации деятельности, состоящую из четырех основных блоков (Таблица 1).
Таблица 1. Модель процесса мотивации деятельности/
Блок | Характеристика | Показатели |
Мотивационно-целевой | Система мотивов, целей и ценностей, запускающих поведенческие, когнитивные и эмоциональные процессы мотивации деятельности, ориентированной на достижение. | Выраженность мотивов достижения и развития, выраженность и конкретное содержание внутренней и внешней мотивации деятельности; цели, которые ставит перед собой субъект, и его ценности. |
Когнитивный | Подсистема, включающую в себя, представления о контролируемости процесса и результата деятельности. | Представления о личной ответственности за успехи и неудачи, вера в свои способности справиться с определенной деятельностью и ожидания. |
Эмоциональный | Наличие переживания удовольствия от усилий и особенности эмоциональных реакций, которые демонстрирует субъект при встрече с трудностями и неудачами. | Тревожность, депрессия, гнев, подавленность, безнадежность, выступающие в связи с неуспешностью деятельности. |
Поведенческий | Система поведенческих компонентов мотивации | Настойчивость, упорство в процессе решения задачи, интенсивность усилий (уровень энергии и энтузиазма); стратегия преодоления трудностей и выбор задач оптимального уровня трудности. |
Из данного описания структуры мотивации достижения и составляющих ее компонентов следует, что мотивация достижения представляет собой сложное когнитивно-аффективное-поведенческое образование.
Таким образом, проблемы мотивации в современной психологии связаны с анализом источников активации человека, побудительных сил его деятельности. Сочетание жизненных успехов и неудач, преобладание одного над другим постепенно формируют самооценку личности.
В понятие «самооценка» входит широкий комплекс физических, поведенческих, психологических и социальных проявлений личности, связанных с оценкой личностью самой себя в данных характеристиках. Самооценка в психологии понимается как сложная система, определяющая характер самоотношения индивида и включающая общую самооценку, отражающую уровень самоуважения, целостное принятие или непринятие себя, и частные самооценки, характеризующие отношение к отдельным сторонам своей личности, поступкам, успешности отдельных видов деятельности.
В трудах Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, И.И. Чесноковой, В.В. Столина, А.Г. Спиркина проанализирован вопрос о роли самооценки в контексте развития личности. Самооценка — сложный и многогранный компонент самосознания, сложный процесс опосредованного познания себя, развернутый во времени, связанный с движением от единичных, ситуативных образов в целостное образование — понятие собственного.
По А.Н.Леонтьеву самооценка — это чувство, устойчивое эмоциональное отношение, имеющее «выраженный предметный характер, который является результатом специфического обобщения эмоций [5].
В работах И.И.Чесноковой, В.В.Столина, С.Р.Пантилеева самооценка определяется как центральное звено сферы самосознания личности, выполняющее регуляторные функции в поведении. Развитие этой функции исследователи связывают со становлением устойчивости самооценки, так как именно устойчивая самооценка выражает отношение человека к себе и может оказывать существенное влияние на его поведение. По мнению С.Л.Рубинштейн, самооценка выражает фундаментальные свойства личности и, наряду с другими факторами, отражает ее направленность и активность [7].
Зарубежные психологи Бернс и Куперсмит рассматривают самооценку как эмоциональный компонент Я-концепции (содержательной структуры самосознания), связанный с отношением к себе или отдельным своим качествам. Самооценка у них есть степень отражения у индивида чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его Я [1].
Таким образом, самооценка является сложным личностным образованием и относится к фундаментальным свойствам личности. В ней отражается то, что человек узнает о себе от других, и его собственная активность, направленная на осознание своих действий и личностных качеств. Самооценка выполняет функцию регуляции поведения и деятельности, так как она соотносит потребности и притязания человека с его возможностями.
Исследования мотивации достижения привели к пониманию того, что особенности ее проявления и регулирующего влияния на поведение тесно взаимосвязаны с особенностями представлений человека о собственной личности и, прежде всего, с самооценкой.
В качестве основного критерия при изучении и развитии профессиональной мотивации достижения Е.В.Козиевская рассматривает понятие профессионального мотива достижения, который понимается как образ того качества профессиональной деятельности, которое стало потребностно-значимым для профессионала. Е. В. Козиевская разработала функциональную структуру процесса развития мотивации достижения под влиянием профессиональной самооценки в виде следующих этапов:
1. Проблематизация прежней системы мотивации достижения под влиянием отрицательного отношения к соответствию реального и идеального образов «Я — профессионал».
2. Планирование изменений в системе мотивации достижения, осуществляемой на основе идеального образа «Я — профессионал».
3. Реализация этих изменений.
4. Закрепление вновь возникшей системы мотивации достижения на основе положительного отношения к соответствию реального и идеального образов «Я — профессионал» [4].
Таким образом, в основе развития мотивации достижения лежит процесс моделирования успешного идеального образа «Я», и формирование реалистичных представлений о себе, наиболее соответствующих идеальному образу. Самооценка – компонент самосознания, имеет рефлексивную природу, включает в себя такие элементы как: образ «Я – реального», «Я – идеального», результат сопоставления этих образов и самоотношение к результату сопоставления. Самооценка является рефлексивным компонентом самосознания, выполняющим регулирующую функцию; она есть отношение личности к результатам сопоставления своих образов реального и идеального «Я». Адекватная самооценка коррелирует с позитивным отношением к другим людям, а также способностью к самораскрытию, установлению глубоких межличностных контактов.
Таким образом, мотивация достижения представляет собой поведение, ориентированное на достижение, предполагает наличие у каждого человека мотивов достижения успеха и избегания неудачи, может быть фактором, влияющим на самооценку человека.
Теоретический анализ проблемы мотивации достижения и самооценки позволил разработать и реализовать программу эмпирического исследования, целью которой является изучение особенностей мотивации достижения и самооценки личности студентов. Исследование проводилось осенью 2016 года. Испытуемые являются студентами 3-го курса факультета клинической психологии ОрГМУ (30 человек).
Для диагностики типа самооценки личности и мотивации достижения были выбраны следующие методики: «Методика исследования самооценки личности» Дембо-Рубинштейн, «Методика диагностики личности на мотивацию к успеху» Т. Элерса, Метод математико-статистической обработки данных: корреляционный анализ (коэффициент корреляции Ч.Спирмена).
Коэффициент ранговой корреляции Спирмена — это непараметрический метод, который используется с целью статистического изучения связи между явлениями. В этом случае определяется фактическая степень параллелизма между двумя количественными рядами изучаемых признаков и дается оценка тесноты установленной связи с помощью количественно выраженного коэффициента.
В результате использования методики Дембо-Рубинштейн были выделены уровни самооценки студентов: большинство (48,3%) имеет высокий уровень самооценки, такие студенты заслуженно ценят, уважают себя, довольны собой; 37,9% студентов имеют средний уровень самооценки. Эти студенты уважают себя, но знают свои слабые стороны и стремятся к самосовершенствованию, саморазвитию.
Рис.1. Показатели выраженности самооценки у студентов
В основе оптимальной самооценки, выражающейся через положительное свойство личности — уверенность, лежат необходимый опыт и соответствующие знания. Уверенность в себе позволяет студентам регулировать уровень притязаний и правильно оценивать собственные возможности применительно к различным жизненным ситуациям. Уверенного человека отличают решительность, твердость, умение находить и принимать логические решения, последовательно их реализовывать. Уверенные студенты критически относится к допущенным ошибкам, анализируя их причины, с тем, чтобы не повторить их вновь. Познав и оценив себя, человек может более сознательно, а не стихийно управлять своим поведением и заниматься самовоспитанием. Адекватно высокий и средний уровень самооценки относятся к оптимальной самооценке.
13,8% студентов имеют неадекватно-высокий уровень самооценки. На основе неадекватно завышенной самооценки у человека возникает неправильное представление о себе, идеализированный образ своей личности и возможностей, своей ценности для окружающих, для общего дела. В таких случаях человек идет на игнорирование неудач ради сохранения привычной высокой оценки самого себя, своих поступков и дел. Происходит острое эмоциональное «отталкивание» всего, что нарушает представление о себе. Восприятие реальной действительности искажается, отношение к ней становится неадекватным – эмоциональным. Неадекватная самооценка своих возможностей и завышенный уровень притязаний обуславливают чрезмерную самоуверенность. Развитие излишней самоуверенности может выступать следствием соответствующего стиля воспитания в семье и школе. Незаслуженные похвалы и поощрения способствуют формированию у такого человека сознания исключительности, искаженного представления о собственных возможностях, необъективной оценки результатов своей деятельности. Самоуверенные люди не склонны к самоанализу. Отсутствие или недостаточная потребность в самосовершенствовании затрудняет включение их в процесс самовоспитания. Таким образом, в ходе проведенного исследования мы установили, что большинство (86,2%) студентов имеют адекватную, оптимальную самооценку.
Второй задачей эмпирического исследования было определить выраженность мотивации достижения у студентов. Первичные баллы по методике Т. Элерса позволили выявить уровни мотивации достижения у студентов. Среди студентов большинство (44,8%) имеют средний уровень мотивации к достижению успеха. Это говорит о том, что мотивационный полюс ярко не выражен. Поэтому эти студенты при столкновении с трудностями стараются найти наилучшее решение проблемы, продумывая все возможные варианты, чтобы избежать неприятных трудностей. Они проявляют инициативу только при удачном стечении обстоятельств.
Рис.2. Показатели выраженности мотивации достижения у студентов
41,4 % студентов имеют умеренно высокий уровень мотивации. Такие студенты отличаются сильным стремлением к успеху и при достаточно большой активности, упорстве и настойчивости они могут стать хорошими специалистами своего дела. Как правило, по мере достижения профессиональных успехов, самооценка человека повышается, он становится более уверенным в своем стремлении к жизненному успеху. При такой мотивации человек стремится к достижению чего-то конструктивного, положительного. В основе активности его личности лежит надежда на успех и потребность в достижении успеха. Мотивированный на успех, человек стремится к нему и, как правило, много работает для достижения успеха.
В деятельности люди, относящиеся к группе с доминированием мотива достижения, активны, инициативны. Для них характерна полная мобилизация и сосредоточенность на реализации поставленной цели. Такие люди склонны планировать свое будущее на далекую перспективу, проявляя тенденцию к адекватному уровню притязаний и адекватной самооценке. Предпочитают выбирать средние по трудности или слегка завышенные, но достижимые цели. Они склонны к восприятию и переживанию времени как целенаправленного и быстрого, а не бесцельно текущего. В силу общего оптимизма, ориентированные на успех люди полнее реализуют свои способности и чаще достигают поставленных целей, так как более активно учатся на своих ошибках и быстрее находят оптимальные решения.
У 13,8% студентов выявлен слишком высокий уровень мотивации. Это значит, что для них важно постоянно ставить новые, более высокие цели. При этом они предпочитают, чтобы этот успех был достигнут в условиях соревнования, то есть конкурентоспособности. Их не привлекают ситуации, при которых победа достигается за счет везения и не является личной заслугой. Замечено, что люди с сильно выраженным стремлением к достижению успеха добиваются в жизни гораздо большего, чем те, у кого такая мотивация слаба или отсутствует. Тем не менее, ситуации даже незначительного неуспеха переносятся болезненно и могут существенно осложнить жизнь респондента. Таким образом, результаты исследования показывают, что у большинства студентов почти в равном соотношении наблюдается средний уровень мотивации достижения (44,8%) и умеренно высокий уровень (41,4%). Оставшиеся 13,8% студентов имеют слишком высокий уровень мотивации достижения.
Анализ полученных результатов, направленный на выявление взаимосвязи между мотивацией достижения и самооценкой у студентов показал, что у студентов со средним уровнем мотивации достижения преобладают средние показатели самооценки. Средняя самооценка характеризуется тем, что какие-то качества человек считает развитыми, а какие-то нет, либо все качества средневыраженные. Это может стать причиной того, что в ряде деятельностей, для выполнения, которых необходимы качества, недостаточно выраженные у студентов, студенты будут стремиться к избеганию неудач. Большинство студентов (41,4%) имеет умеренно высокий уровень мотивации достижения и высокую самооценку. У 13,8% студентов мы видим наличие слишком высокого уровня мотивации достижения и высокой самооценки. Таким образом, можно отметить, что более высоким показателям мотивации достижения соответствуют высокие показатели самооценки.
Для проверки выявленной статистической достоверности применен критерий корреляции Спирмена. В результате исследования взаимосвязь между мотивацией достижения и самооценкой студентов 3 курса факультета клинической психологии обнаружена на очень высоком уровне статистической значимости. С помощью данного метода статистики математически подтверждено, что в группе студентов с высокой самооценкой, действительно, чаще встречаются люди с высоким уровнем мотивации достижения успеха, а людям со средней самооценкой присущ средний уровень мотивации достижения.
Таким образом, было установлено, что чем выше самооценка у студентов, тем выше у них мотивация достижения. Проведенное исследование показало, что для развития профессионально успешного будущего специалиста, необходимо развивать у него мотивацию достижения и уверенность в себе. Психолого-педагогическими условиями развития положительной самооценки и мотивации достижения являются: поощрение реальных достижений студентов; включение студентов в деятельность, способствующую раскрытию их способностей и возможностей в наилучшей степени; постановка студентов в ситуацию выбора цели, поощрение достижения на этапах решения сложных задач.
Список литературы
1. Бернс, Р. Развитие Я - концепции и воспитание. - М.: Прогресс, 1986. – 257с.
2. Гордеева Т. О. Психология мотивации достижения – М.:Смысл: Академия, 2006. – 336 с.
3. Ковалев, В.И. Мотивы поведения и деятельность/В.И. Ковалев– М.: Наука, 1988. – 192 с.
4. Козиевская Е. В. Профессиональная самооценка в развитии мотивации достижения государственных служащих. Дисс. … канд. психол. наук. – М., 1998. – 137с.
5. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность - М., Директ-Медиа, 2008. - 916 c.
6. Макклелланд Д. Мотивация человека. — СПб.: Питер, 2007—672 с.
7. Рубинштейн, Л. Основы общей психологии - СПб.: Питер, 2001. - 720 с.
8. Современная психология мотивации / Под ред. Д.А. Леонтьева. – М.: МГУ, 2002. – 343 с.
9. Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения. –СПб.: Речь, 2001. – 284 с.