Общая педагогика, история педагогики и образования | Мир педагогики и психологии №5 (5) Декабрь, 2016
УДК 37
Дата публикации 27.12.2016
Модернизация и инновации в образовании: необходимость времени
Мельникова Галина Тимофеевна
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина РФ, г.Нижний Новгород
Аннотация: Статья посвящена определению необходимости модернизации современного российского образования, как одной из важнейших систем социальной сферы государства. Рассматриваются основные проблемы системы образования, связанные с практическим применением получаемых знаний. Отмечается необходимость именно инновационных изменений, как реакции на современные реалии.
Ключевые слова: система образования, модернизация образования, инновации в образовании
Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin Russia, Nizhny Novgorod
Abstract: The article is devoted to determination of the necessity of modernization of modern Russian education as one of the most important systems of the social sphere of the state. The basic problems of the education system related to the practical application of acquired knowledge. It is noted the need for innovative changes, as a response to modern realities.
Keywords: the education system, modernization of education, innovations in education
Мы живем в стремительно меняющемся и неспокойном мире: экономические кризисы сменяются политическими, разгораются межнациональные конфликты, происходят бесконечные социальные реформы. Чтобы быть государством, способным к конкуренции на мировой арене, необходимо четко реагировать на все изменения; необходимы люди, которые способны грамотно и адекватно действовать в нестабильных жизненных условиях, находить правильные решения в соответствии с современными реалиями. Они должны быть образованы, грамотны во многих областях знаний и максимально мобильны.Основной составляющей фундамента в построении цивилизованного общества является система образования. От того, кого и как мы сегодня обучим и воспитаем наших детей, зависит будущее страны. Мы должны дать им не только глубокие знания, но и научить гибко ориентироваться в условиях, которые предлагает жизнь. Не случайно во всех развитых странах уделяется огромное внимание системе образования.
Последние 20 лет для нашей страны были насыщены изменениями. По сей день часто можно услышать сетования на то, как все хорошо было раньше и как все плохо сейчас, в том числе и система образования. На наш взгляд — это «примитивная» категоричность. Уже всем ясно, что советское образования, считавшееся в свое время одним из лучших в мире, в какой-то период перестало удовлетворять в полной мере потребности быстро меняющейся действительности.
В наши дни в системе образования происходят преобразования и реформы. Осуществляется пересмотр содержания учебного процесса, создание новых учебных планов и педагогических технологий, дифференцированного обучения, появляется множество школ нового типа, авторских программ и т.д. Однако наряду с внедрение инновационных процессов происходит и социальное обострение, и возникновение новых воспитательных проблем, требующих новых мер воздействия.
Одной из основных проблем российского образования остается его низкая практическая направленность. Учащиеся школ, студенты вузов не умеют применять свои знания на практике. Головы студентов переполнены теоретическим материалом. В то же время многие из них имеют слабое представление о том, что конкретно они будут делать на своем рабочем месте.
Еще одной проблемой образования в современной России, является проблема слабой преемственности между различными уровнями образовательных учреждений. Детский сад не дает нужного для школы объема знаний. Для ряда ДОУ задача обучения отходит на второй план. Во многих наблюдается нехватка квалифицированных специалистов. Обязательность профильного образования введена не так давно. Часто должность воспитателя занимали лица, не имеющие педагогического образования.Всё это негативно сказывается на качестве воспитания и обучения. В итоге детский сад не всегда создает ту платформу, которая необходима ребенку для успешного обучения в школе. А требования при поступлении во многие школы усложняются с каждым годом, в том числе и в связи с получением статуса лицея или гимназии, закрепления профильности и т.д.
В подавляющем большинстве школ на разных ступенях качество образования сильно отличается. В начальной школе получаемый детьми уровень знаний, в основном, высокий, что подтверждается и различными исследованиями, и личным опытом. В среднем звене дела обстоят намного хуже. К увеличению объема материала и его усложнению присоединяются возрастные изменения у детей, наступает пресловутый «переходный возраст», что влечет за собой и объективные, и субъективные сложности в восприятии материала, меняются основы мотивации и т.д. Складывается впечатление, что многие учителя и школы в целом не готовы к таким переменам в своих учениках, ведь в этот период необходимо найти новые точки соприкосновения с детьми, новые методики подачи материала для того, чтобы обеспечить возможность и не упустить желание детей получать знания. Профессиональный и педагогический уровень учителей-предметников заметно ниже, нередко их не хватает (даже и не по одному предмету), качество преподавания, начиная со среднего звена, падает.
В итоге, школа также не дает знания нужного объема и качества для следующего шага — успешной сдачи ЕГЭ (который сам является довольно спорным моментом) и поступления в вуз. Будущие выпускники, стремясь повысить свои баллы, вынуждены обращаться к услугам репетиторов, что является достаточно дорогостоящим в финансовом плане. Дети из небогатых семей не всегда имеют возможность воспользоваться этим. Следовательно, их шансы успешно сдать ЕГЭ и получить возможность поступить в престижный вуз, резко падают. Из этого вытекает проблема разделения общества. Образование, традиционно являясь социальной лестницей, в современных условиях порой способствует усилению социальных контрастов.
В необходимости перемен и модернизации в сфере образования, на наш взгляд, уже никто не сомневается. Образование является одной из важнейших систем социальной сферы государства. Оно предоставляет возможность получения человеком систематизированных знаний, умений и навыков для дальнейшего их использования в профессиональной деятельности. Система образования – это сложный социально-экономический комплекс. В составе глобальной конкуренции система образования занимает довольное важное место, а, следовательно, она требует постоянной модернизации, обновления технологий, процессов, внедрения инноваций, быстрой адаптации к требованиям и запросам быстро меняющегося мира. Получение высококачественного образования является одной из основных жизненных целей детей, молодых людей и родителей. Ведь наличие образования даёт ощущение стабильности и социальной защищённости. Главенствующая роль на данном этапе предоставляется инновационным способам развития и образования. Ведь суть современной конкуренции как раз в испытании способностей к инновационным введениям. Это позволяет нам выживать и развиваться в условиях быстрых изменений. И сейчас уже смело можно назвать способность к инновационным процессам своеобразным индикатором эффективности образования.
Список литературы
1. Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ОУ: Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2011. - 161 с.
2. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: активное обучение: учеб.пособие для студ. учреждений высшего проф. Образования. М.: Академия, 2011. - 192 с.
3. Пономарев Н.Л. Образовательные инновации. Государственная политика и управление : учеб.пособие / Н. Л. Пономарев, Б. М. Смирнов.- М.: Академия, 2007 .- 202 с.
4. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика. М.: Академия, 2010. - 256 с.