Социальная психология | Мир педагогики и психологии 06.01 (59.01) Спецвыпуск

УДК 159.9.072.433

Дата публикации 30.06.2021

Динамика функционального состояния актеров в процессе работы над образом воображения

Черных Анна Сергеевна
студентка кафедры «Психология человека», ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена», Россия, г. Санкт-Петербург, chernykhannette@gmail.com

Аннотация: Статья посвящена изучению динамики функционального состояния актеров в процессе воображения различных ситуаций. Результаты эмпирического исследования позволяют сделать вывод о том, что функциональное состояние членов исследуемой группы при воображении различных ситуаций в целом существенно изменяется, в то время как функциональное состояние членов группы сравнения изменяется не существенно. Полученные в ходе исследования результаты могут быть полезны, как для профессионального обучения в сценической педагогике, так и для решения широкого круга задач в современной психологической практике.
Ключевые слова: функциональное состояние, воображение, психофизиология, психология искусства, психология актера.

Dynamics of the actors' functional state in the process of imagination

Chernykh Anna Sergeevna
student of Department «Human psychology», Herzen State Pedagogical University of Russia, Russia, Saint Petersburg

Abstract: The article is devoted to the study of the actors' dynamics of the functional state in the process of imagining various situations. The results of the empirical study allow us to conclude that the functional state of the studied group during the imagination of various situations changes significantly, while the functional state of the comparison group does not change significantly. The results obtained in the course of the research can be useful both for professional training in acting pedagogy and for solving a wide range of problems in modern psychological practice.
Keywords: functional condition, imagination, psychophysiology, psychology of art, psychology of actor.

Правильная ссылка на статью
Черных А.С. Динамика функционального состояния актеров в процессе работы над образом воображения // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2021. № 06 (59). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/dinamika-funktsionalnogo-sostoyaniya-akterov-v-protsesse-raboty-nad-obrazom-voobrazheniya.html (Дата обращения: 30.06.2021)

Как отмечает Л.С. Выготский, «Вопрос о психологии актера и театральном творчестве в одно и то же время чрезвычайно старый и совершенно новый» [3, с. 319]. Деятельность актера, его личностные особенности, своеобразие способностей и специфика актерского творчества представляет интерес как для теории театра и искусствоведения, так и для отечественных и зарубежных представителей психологических наук на протяжении уже многих столетий.

Нельзя не отметить, что в работах множества мастеров и деятелей театра уделено достаточно большое внимание психологическим проблемам творчества и личности актера, а также взаимосвязи его личностных и профессиональных особенностей. Так, среди театральных деятелей, уделяющих большое внимание данной проблеме, можно выделить К.С. Станиславского [14], М.А. Чехова [15], Н.В. Демидова [6], Э.В. Бутенко [2], Л.В. Грачеву [4, 5], Е.А. Кошевую [9] и многих других.

На протяжении XX столетия исследования как отечественных, так и зарубежных авторов, посвященные изучению актерского творчества, разрабатывались в аспектах различных направлений психологической науки: и психофизиологии, и дифференциальной, и общей психологии.

Психологические исследования особенностей творчества актера посвящены широкому кругу разнообразных вопросов: проблема перевоплощения, изучавшаяся Б.Г. Ананьевым [1], Л.С. Выготским [3] и др., проблема специальных актерских способностей в работах С. Маркуса и Х. Някшу [17], Н.В. Рождественской [12], проблема актерской одаренности в работах Собкина В.С. и Лыковой Т.А. [13], проблема личностных особенностей актеров в работах Хэммонд Ж. и Эдельманн Р.Д. [16], Лыковой Т.А. [10] и др.

Ответы на множество вопросов, касающихся механизма актерской деятельности, подходов к работе над ролью и детерминант феномена перевоплощения, некоторые авторы также ищут в психологии воображения. Среди немногочисленных отечественных исследований роли воображения в творчестве актера нельзя не отметить работы Р.Г. Натадзе [11], Е.Е. Колчина [8] и Л.В. Грачевой [5].

Вместе с тем, несмотря на большое количество литературы, остается неизученным ряд аспектов, связанных с ответом на вопрос, поставленный еще Д. Дидро [7]: должен ли актер переживать то, что он изображает, или его игра является лишь подражанием идеальному образцу? Таким образом, вопрос о внутреннем состоянии актера во время сценической игры и влияния на него различных психических процессов является центральным узлом всей проблемы, экспериментальных исследований которой не так много, что представляет особую значимость изучения данного вопроса как для сценической педагогики, так и для психологической науки.

Вышесказанное обусловило цель данного исследования: выявление изменений в функциональном состоянии актеров в процессе работы над образом воображения.

В исследовании приняли участие две группы людей (исследуемая группа и группа сравнения), отобранные по критерию наличия актерского образования, а также опыта работы в театре и кино. Общая численность респондентов составила 40 человек, среди которых 20 мужчин (50%) и 20 женщин (50%). Средний возраст общей численности респондентов составил 27,98 лет.

Исследуемая группа людей была сформирована из профессиональных актеров от 20 до 35 лет, имеющих высшее образование по специальности «актер театра и кино». Общая численность исследуемой группы составила 20 человек, среди них 10 мужчин (50%) и 10 женщин (50%). Средний возраст респондентов данной группы – 27,8 лет. Все респонденты, принадлежащие к исследуемой группе, имеют актерское образование в высших учебных заведениях: РГИСИ, СПбГКиТ, СПбГУКИ, РГПУ им. А.И. Герцена и др., а также опыт работы как в театре, так и в кино. Среднее значение опыта работы в театре составило 7,3 лет, опыта работы в кино – 6,4 лет.

Группа сравнения была сформирована в соответствии с половозрастными характеристиками исследуемой группы, отсутствием актерского образования, а также опыта работы в театре и кино. Общая численность группы сравнения составила 20 человек, среди которых 10 мужчин (50%) и 10 женщин (50%). Средний возраст респондентов данной группы – 28,2 лет.

Проводившееся исследование заключалось в моделировании экспериментальных условий с целью измерения изменений физиологических показателей функционального состояния при воображении различных ситуаций и состояло в выполнении каждым участником следующих пунктов:

  1. Состояние покоя. Инструкция: «Расслабьтесь, ни о чем не думайте».
  2. Измерение физиологических показателей в состоянии покоя: артериального давления (АД), частоты сердечных сокращений (ЧСС), частоты дыхательных движений (ЧДД) и температуры тела.
  3. Состояние воображаемой злости. Инструкция: «Представьте себя в какой-то конкретной ситуации, в которой вы бы очень сильно злились, вообразите ощущения, которые сопровождают эту эмоцию. Когда вы поймете, что представили себя в состоянии злости максимально ярко, пожалуйста, просигнальте об этом».
  4. Измерение физиологических показателей в состоянии воображаемой злости: АД, ЧСС, ЧДД, температуры тела.
  5. Состояние покоя. Инструкция: «Медленно, не торопясь, возвращайтесь в состояние покоя, расслабьтесь, ни о чем не думайте».
  6. Состояние воображаемого ощущения горячего помещения. Инструкция: «Представьте себя в каком-то конкретном горячем помещении, в деталях вообразите конкретные физические ощущения, характерные для нахождения в помещении с высокой температурой воздуха. Постарайтесь оставить ваше эмоциональное состояние нейтральным, воображайте только физические ощущения. Когда вы поймете, что представили себя в таком помещении максимально ярко, пожалуйста, просигнальте об этом».
  7. Измерение физиологических показателей в состоянии воображаемого горячего помещения: АД, ЧСС, ЧДД, температуры тела.
  8. Состояние покоя. Инструкция: «Медленно, не торопясь, возвращайтесь в состояние покоя, расслабьтесь, ни о чем не думайте».
  9. Состояние воображаемого ощущения холодного помещения. Инструкция: «Представьте себя в каком-то конкретном холодном помещении, в деталях вообразите конкретные физические ощущения, характерные для нахождения в помещении с низкой температурой воздуха. Постарайтесь оставить ваше эмоциональное состояние нейтральным, воображайте только физические ощущения. Когда вы поймете, что представили себя в таком помещении максимально ярко, пожалуйста, просигнальте об этом».
  10. Измерение физиологических показателей в состоянии воображаемого холодного помещения: АД, ЧСС, ЧДД, температуры тела.
  11. Состояние покоя. Инструкция: «Медленно, не торопясь, возвращайтесь в состояние покоя, расслабьтесь, ни о чем не думайте».

Полученные в ходе исследования результаты были подвергнуты сравнительному анализу с целью выявления статистически значимых изменений функционального состояния членов исследуемой группы и членов группы сравнения. Для определения изменения функционального состояния использовались такие показатели, как частота дыхательных движений (ЧДД), систолическое (АДс) и диастолическое (АДд) артериальное давление, частота сердечных сокращений (ЧСС) и температура тела (t). Определение динамики функционального состояния заключалось в сравнении данных показателей между собой в состоянии покоя и состоянии воображаемой злости, состоянии покоя и состоянии воображаемого ощущения горячего помещения, а также в состоянии покоя и состоянии воображаемого ощущения холодного помещения.

С целью выявления статистически значимых изменений функционального состояния членов исследуемой группы полученные результаты были подвергнуты сравнительному анализу. С помощью T-критерия Вилкоксона были выявлены различия показателей функционального состояния между состоянием покоя и состоянием воображаемой злости (см. Таблицу 1), между состоянием покоя и состоянием воображаемого ощущения горячего помещения (см. Таблицу 2), а также между состоянием покоя и состоянием воображаемого ощущения холодного помещения (см. Таблицу 3).

Таблица 1. Достоверность различий между показателями функционального состояния в состоянии покоя и в состоянии воображаемой злости у исследуемой группы

Показатели ФС

T

Z

Уровень значимости (p)

ЧДД 1 & ЧДД 2

4,5

3,75

0,00*

АДс 1 & АДс 2

40

1,98

0,05*

АДд 1 & АДд 2

7,5

3,64

0,00*

ЧСС 1 & ЧСС 2

16

3,32

0,00*

t 1 & t 2

21,5

2,19

0,03*

* - различия статистически достоверны (p ≤ 0,05)

В результате сравнительного анализа статистический критерий выявил достоверные различия между всеми показателями функционального состояния в состоянии покоя и в состоянии воображаемой злости: частотой дыхательных движений (ЧДД), систолическим (АДс) и диастолическим (АДд) артериальным давлением, частотой сердечных сокращений (ЧСС) и температурой тела (t). Таким образом, можно сделать вывод, что при воображении злости функциональное состояние исследуемой группы претерпевает существенные изменения.

Таблица 2. Достоверность различий между показателями функционального состояния в состоянии покоя и в состоянии воображаемого ощущения горячего помещения у исследуемой группы

Показатели ФС

T

Z

Уровень значимости (p)

ЧДД 1 & ЧДД 3

42,5

2,33

0,02*

АДс 1 & АДс 3

92,5

0,1

0,92

АДд 1 & АДд 3

29

2,66

0,01*

ЧСС 1 & ЧСС 3

32,5

2,31

0,02*

t 1 & t 3

61,5

0,34

0,74

* - различия статистически достоверны (p ≤ 0,05)

Необходимо отметить, что в данном случае критерий не обнаружил у исследуемой группы статистически достоверных различий по таким показателям, как систолическое артериальное давление (АДс) и температура тела (t). В то же время, были выявлены достоверные различия между частотой дыхательных движений (ЧДД), диастолическим артериальным давлением (АДд), частотой сердечных сокращений (ЧСС) в состоянии покоя и этими же показателями в состоянии воображаемого ощущения горячего помещения. Вероятно, данные результаты связаны с тем, что в инструкции к воображению ощущения горячего помещения участникам было сказано по возможности оставить эмоциональное состояние нейтральным и воображать только физические ощущения. Таким образом, полученные данные могут объясняться тем, что представлять только физические ощущения без эмоциональной составляющей гораздо сложнее, чем состояние в целом, скорее всего, именно в связи с этим достоверные различия наблюдаются только по трем вышеуказанным показателям функционального состояния.

Таблица 3. Достоверность различий между показателями функционального состояния в состоянии покоя и в состоянии воображаемого ощущения холодного помещения у исследуемой группы

Показатели ФС

T

Z

Уровень значимости (p)

ЧДД 1 & ЧДД 4

3,5

3,79

0,00*

АДс 1 & АДс 4

58

1,2

0,23

АДд 1 & АДд 4

51,5

2

0,05*

ЧСС 1 & ЧСС 4

47,5

2,15

0,03*

t 1 & t 4

83,5

0,09

0,93

* - различия статистически достоверны (p ≤ 0,05)

В данном случае статистическая обработка также не выявила у исследуемой группы достоверных различий по показателям систолического артериального давления (АДс) и температуры тела (t). Соответственно, статистически значимые различия были обнаружены между частотой дыхательных движений (ЧДД), диастолическим артериальным давлением (АДд), частотой сердечных сокращений (ЧСС) в состоянии покоя и этими же показателями в состоянии воображаемого холодного помещения. Скорее всего, данный результат также можно объяснить сложностью воображения только физических ощущений по сравнению с воображением состояния в целом.

Таким образом, можно сделать вывод, что изменения функционального состояния членов исследуемой группы при воображении как злости, так и ощущений горячего и холодного помещения являются статистически достоверными, т.е. при воображении различных ситуаций функциональное состояние членов исследуемой группы существенно изменяется.

Результаты членов группы сравнения также были подвергнуты сравнительному анализу с целью выявления различий показателей функционального состояния между состоянием покоя и состоянием воображаемой злости (см. Таблицу 4), между состоянием покоя и состоянием воображаемого ощущения горячего помещения (см. Таблицу 5), а также между состоянием покоя и состоянием воображаемого ощущения холодного помещения (см. Таблицу 6).

Таблица 4. Достоверность различий между показателями функционального состояния в состоянии покоя и в состоянии воображаемой злости у группы сравнения

Показатели ФС

T

Z

Уровень значимости (p)

ЧДД 1 & ЧДД 2

3

2,5

0,01*

АДс 1 & АДс 2

49

1,3

0,19

АДд 1 & АДд 2

71

0,63

0,53

ЧСС 1 & ЧСС 2

74

1,16

0,25

t 1 & t 2

26,5

0,98

0,33

* - различия статистически достоверны (p ≤ 0,05)

В данном случае в результате сравнительного анализа статистический критерий выявил достоверные различия между состоянием покоя и состоянием воображаемой злости только по такому показателю, как частота дыхательных движений (ЧДД). Вероятно, подобный результат связан с тем, что среди всех используемых показателей частота дыхательных движений является наиболее сознательно контролируемым показателем, вследствие чего оказывается и наиболее легким для изменения. Таким образом, в процессе воображения эмоции злости и сопутствующих ей физических ощущений для участников исследования частота дыхательных движений оказалась более подверженной изменениям, чем все остальные показатели функционального состояния.

Таблица 5. Достоверность различий между показателями функционального состояния в состоянии покоя и в состоянии воображаемого ощущения горячего помещения у группы сравнения

Показатели ФС

T

Z

Уровень значимости (p)

ЧДД 1 & ЧДД 3

26

0,62

0,53

АДс 1 & АДс 3

74

0,5

0,62

АДд 1 & АДд 3

95

0,37

0,71

ЧСС 1 & ЧСС 3

83,5

0,46

0,64

t 1 & t 3

40,5

0,75

0,45

В результате сравнительного анализа статистический критерий не выявил достоверных различий между всеми показателями функционального состояния в состоянии покоя и в состоянии воображаемого ощущения горячего помещения. Скорее всего, подобные результаты обусловлены тем, что перед воображением ощущения горячего помещения участникам была дана инструкция воображать только физические ощущения и по возможности оставить эмоциональное состояние нейтральным. Таким образом, вероятно, именно в связи с тем, что представлять только физические ощущения без эмоциональной составляющей гораздо сложнее, чем состояние в целом, у группы сравнения достоверные различия в данном случае не наблюдаются ни по одному из показателей функционального состояния.

Таблица 6. Достоверность различий между показателями функционального состояния в состоянии покоя и в состоянии воображаемого ощущения холодного помещения у группы сравнения

Показатели ФС

T

Z

Уровень значимости (p)

ЧДД 1 & ЧДД 4

11

1,68

0,09

АДс 1 & АДс 4

57,5

0,9

0,37

АДд 1 & АДд 4

67

1,13

0,26

ЧСС 1 & ЧСС 4

65,5

1,19

0,24

t 1 & t 4

48

1,03

0,3

Необходимо отметить, что в данном случае Т-критерий Вилкоксона также не обнаружил у группы сравнения статистически достоверных различий между всеми показателями функционального состояния в состоянии покоя и в состоянии воображаемого ощущения холодного помещения. Скорее всего, данный результат также можно объяснить сложностью воображения только физических ощущений по сравнению с воображением состояния в целом.

Таким образом, можно предположить, что наличие достоверных различий только по показателю частоты дыхательных движений (ЧДД) и только между состоянием покоя и состоянием воображаемой злости обусловлено тем, что частота дыхательных движений является наиболее сознательно контролируемым из всех имеющихся показателей, а воображение состояния злости в целом – более легкой ситуацией, чем воображение отдельных физических ощущений. Вследствие чего, значимые изменения функционального состояния у группы сравнения были выявлены только по данному показателю и только в состоянии воображаемой злости.

Таким образом, исходя из полученных результатов статистического анализа эмпирических данных участников исследования, можно сделать следующие выводы:

  1. В результате сравнительного анализа был сделан вывод, что изменения функционального состояния членов исследуемой группы при воображении как злости, так и ощущений горячего и холодного помещения являются статистически достоверными. Вместе с тем, отмечается, что в состоянии воображаемой злости значимо изменяется большее количество показателей по сравнению с состоянием воображаемого ощущения горячего помещения и состоянием воображаемого ощущения холодного помещения. Тем не менее, при воображении различных ситуаций функциональное состояние членов исследуемой группы в целом существенно изменяется.
  2. В результате сравнительного анализа был сделан вывод, что изменения функционального состояния членов группы сравнения при воображении как злости, так и ощущений горячего и холодного помещения не являются статистически достоверными. Отмечается, что статистический критерий выявил достоверные различия между состоянием покоя и состоянием воображаемой злости только по такому показателю, как частота дыхательных движений (ЧДД), а в состоянии воображаемого ощущения как горячего, так и холодного помещения не было обнаружено статистически достоверных различий ни по одному показателю. Таким образом, при воображении различных ситуаций функциональное состояние членов группы сравнения изменяется не существенно.

Полученные в ходе исследования результаты могут быть полезны, не только для профессионального обучения в сценической педагогике, но и для решения широкого круга задач в современной психологической практике. Благодаря проведенному исследованию показана необходимость целенаправленного обучения воображению различных процессов, состояний и ситуаций, которое может быть применено для восстановления равновесия гомеостатических механизмов организма в стрессовых ситуациях, регуляции функционального состояния, сублимации негативных переживаний, стимуляции познавательных процессов, аутотренинга, визуализации и релаксации, а также для идеомоторных тренировок в профессиональном спорте и самопрограммирования в различных видах деятельности в целом.


Список литературы

1. Ананьев Б.Г. Опыт психологической трактовки системы Станиславского // Записки Ленинградского театрального института – Л.-М.: Искусство, 1941. – С. 22-40.
2. Бутенко Э.В. Сценическое перевоплощение: теория и практика / Э.В. Бутенко. – 3-е изд. – М.: ВЦХТ, 2007. – 160 с.
3. Выготский Л.С. К вопросу о психологии творчества актера // Выготский Л.С. Собр. соч. В 6 т. / Гл. ред. А.В. Запорожец. – М.: Педагогика, 1984. –Т. 6. Научное наследство. – С. 319 – 328.
4. Грачева Л.В. Психотехника актера в процессе обучения в театральной школе: Теория и практика: дис. ... докт. искусств. – СПб., 2005. – 494 c.
5. Грачева Л.В. Психотехника актера: учебное пособие / Л.В. Грачева. – СПб: Планета музыки, 2015. – 384 с.
6. Демидов Н.В. Творческое наследие: в 3 т. – СПб.: Гиперион, 2004. – Т.2. Кн. 3: Искусство жить на сцене / Под ред. и с предисл. М.Н. Ласкиной, предисл. С.Г. Геллерштейна. – 558 с.
7. Дидро Д. Парадокс об актере // Дидро Д. Собр. соч.: в 10 т. – М.-Л.: Academia, 1936 – Т. 5. Театр и драматургия / Вступ. ст. и прим. Д.И. Гачева, пер. Р.И. Линцер, ред. Э.Л. Гуревич, Г.И. Ярхо. – С. 565-636.
8. Колчин Е.Е. Психофизиологические исследования особенностей актерского воображения // Диагностика и развитие актерской одаренности: сб. науч. трудов. – Л.: ЛГИТМиК, 1986. – С.20-31.
9. Кошевая Е.А. Театральная школа и проблема развития актерских способностей: дис. ... канд. искусств. – СПб., 2009. – 161 с.
10. Лыкова Т.А. Динамика социально-психологических особенностей студентов в процессе освоения актерской профессии: дис. ... канд. психол. наук. – М., 2017. – 198 с.
11. Натадзе Р.Г. Воображение как фактор поведения / Р.Г. Натадзе. – Тбилиси: Мецниереба, 1972. – 184 с.
12. Рождественская Н.В. Психологический анализ некоторых компонентов способностей к сценическому перевоплощению: автореф. дис. ... канд. психол. наук. – Л., 1975. – 16 с.
13. Собкин В.С., Лыкова Т.А. Психотехники развития одаренности в театральной педагогике / В.С. Собкин, Т.А. Лыкова // Психологические исследования. 2015. – Т. 8. – No. 40. – С. 7.
14. Станиславский К.С. Работа актера над собой в творческом процессе переживания / К.С. Станиславский. – М.: Издательство АСТ, 2020. – 480 с.
15. Чехов М.А. Литературное наследие: В 2 т. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Искусство, 1995. – Т.1. – 542 c.
16. Hammond J., Edelmann R.J. The act of being: Personality characteristics of professional actors, amateur actors and non-actors. In: G.D. Wilson (Ed.), Psychology and performing arts. – Amsterdam: Swets & Zeitlinger, 1991a. – pp. 123-131.
17. Marcus S., Neaçsu G. La structure psychologique du talent dramatique. Revue Roumaine des Sciences Sociales // Série de Psychologie. 1972. – 16(2). – pp. 133–149.

Расскажите о нас своим друзьям: