Коррекционная психология | Мир педагогики и психологии №05 (82) Май 2023

УДК 159.9

Дата публикации 18.05.2023

Диагностика уровня сформированности произвольного внимания младших школьников с задержкой психического развития

Ибрагимова Алие Рустемовна
канд. пед. наук, доцент, Крымский инженерно-педагогический университет им. Февзи Якубова, РФ, г. Симферополь
Абхаирова Пакизе Эскендеровна
студентка, кафедра специального (дефектологического) образования Крымский инженерно-педагогический университет им. Февзи Якубова, РФ, г. Симферополь

Аннотация: Данная статья посвящена диагностике уровня сформированности произвольного внимания у младших школьников с задержкой психического развития. В ней описываются результаты констатирующего этапа исследования. В итоге исследования было обнаружено, что уровень сформированности произвольного внимания у младших школьников с задержкой психического развития ниже, чем у здоровых детей и сверстников. Статья может быть полезна для психологов, педагогов и родителей, которые занимаются обучением и воспитанием детей с задержкой психического развития, а также для всех, кто интересуется психиатрией и психологией развития.
Ключевые слова: диагностика, произвольное внимание, младший школьный возраст, задержка психического развития, критерии, показатели.

Diagnostics of the level of formation of voluntary attention of younger schoolchildren with mental retardation

Ibragimova Aliye Rustamovna
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Crimean Engineering and Pedagogical University named after Fevzi Yakubova, Russian Federation, Simferopol
Abhairova Pakize Eskenderovna
student, Department of Special (Defectological) Education Crimean Engineering Pedagogical University named after Fevzi Yakubova, Russian Federation, Simferopol

Abstract: This article is devoted to the diagnosis of the level of formation of voluntary attention in younger schoolchildren with mental retardation. It describes the results of the ascertaining stage of the study. As a result of the study, it was found that the level of formation of voluntary attention in younger schoolchildren with mental retardation is lower than in healthy children and peers. The article may be useful for psychologists, teachers and parents who are engaged in the education and upbringing of children with mental retardation, as well as for anyone interested in psychiatry and developmental psychology.
Keywords: diagnosis, arbitrary attention, primary school age, mental retardation, criteria, indicators.

Правильная ссылка на статью
Ибрагимова А.Р., Абхаирова П.Э. Диагностика уровня сформированности произвольного внимания младших школьников с задержкой психического развития // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 05 (82). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/diagnostika-urovnya-sformirovannosti-proizvolnogo-vnimaniya-mladshikh-shkolnikov-s-zaderzhkoj-psikhicheskogo-razvitiya.html (Дата обращения: 18.05.2023)

Проблема развития произвольного внимания детей уже давно интересует и волнует воспитателей, учителей, психологов. В настоящее время хорошо известно насколько сложна и объемна программа начальных классов, и как трудно бывает порой ребенку, который не умеет удерживать внимание на деталях, не сосредоточен на работе, рассеян, неусидчив, невнимателен. Особенно актуальна данная проблема по отношению к детям с задержкой психического развития [1].

Внимание представляет собой одно из важнейших условий, которое обеспечивает успешное усвоение ребенком с проблемами в развитии доступного для него объема знаний, умений и установления контакта с взрослым. Если внимание отсутствует или нарушено, то ребенок не может действовать по образцу, ни выполнять словесную инструкцию [3].

Для детей с задержкой психического развития характерно неустойчивое внимание, с периодическими колебаниями и неравномерной работоспособностью; трудно собрать, сконцентрировать внимание детей и удержать его в течении определенного времени и во время выполнения той или иной деятельности. Для младших школьников с задержкой психического развития характерен ограниченный объем внимания, его фрагментарность, ребенок в определенной обстановке воспринимает лишь отдельные части предложенной ей информации. Эти нарушения внимания могут задерживать процесс формирования понятий. У данных детей наблюдаются нарушения избирательного внимания. Очевидна недостаточная целенаправленность деятельности, дети действуют импульсивно, часто отвлекаются [5].

Снижение устойчивости внимания у детей с задержкой психического развития может носить разный характер: максимальное напряжение внимания в начале выполнения задачи и последующее его снижение; сосредоточение внимания после некоторого периода работы; периодические изменения напряжения и спада внимания в течении всего времени выполнения деятельности. Дети с задержкой психического развития не способны планировать и выполнять сложные двигательные программы [4].

Практическая часть работы была реализована в ходе эксперимента. Экспериментальное исследование было реализовано на базе МБОУС(К) ОШ «Надежда» г. Симферополя Исследованием была охвачена группа младших школьников с задержкой психического развития, 3-го класса (10-11 лет), в общем количестве 22 человека. Перед началом исследования дети были разделены на две группы:

– экспериментальная группа – 11 младших школьников с задержкой психического развития.

– контрольная группа – 11 младших школьников с задержкой психического развития.

Критериями оценки произвольного внимания выступали: концентрация, объем, устойчивость.

Далее нами был подобран диагностический инструментарий, который составили следующие методики:

1) Критерий «Концентрация»

Методика А. Рея «Переплетённые линии».

Цель: определение уровня сформированности концентрации произвольного внимания младших школьников с задержкой психического.

Ход диагностики. В качестве стимульного материала используется лист с переплетёнными линиями. Перед ребенком кладётся бланк с переплетёнными линиями, где начало каждой линии имеет цифру слева, а концы линий пронумерованы справа, номера начала и конца одной и той же линии не совпадают. Ребенку необходимо без помощи рук найти конец каждой линии, проговаривая вслух номер начала линии и ее конец [2].

Фиксирует время выполнения всего задания, ошибки, сбои и т.д.

Уровни оценивания:

Высокий уровень (5 баллов и выше): Высокая устойчивость внимания – для нее характерен равномерный темп выполнения задания, 8 сек. на каждую линию, отсутствие ошибок (время – 1 мин. 20 сек. и меньше).

Средний уровень (3-4 баллов): Средняя устойчивость – задания выполняются без ошибок, время затрачивается в пределах 1,5-2 мин. (или 1-2 ошибки, но быстрее темп).

Низкий уровень (0-2 баллов): 3 и более ошибки за то же время.

2) Критерий «Объем»

Методика Р. С. Немова «Запомни и расставь точки».

Цель: выявить объем произвольного внимания младших школьников с задержкой психического.

Ход диагностики. В качестве стимульного материала используется лист, который предварительно разрезается на восемь малых квадратов. Карточки должны располагаться таким образом, чтобы вверху была карточка с двумя точками, а внизу -карточка с девятью точками (все остальные идут сверху вниз последовательно по увеличению точек). Далее каждую из восьми карточек с точками сверху вниз последовательно показывают ребенку на 1-2 секунды. После каждой карточки ребенку предлагается воспроизвести увиденные точки в пустой карточке за 15 секунд. Это время отводится ребенку для того, чтобы он смог вспомнить и выделить увиденные точки на пустой карточке. При обработке результатов выбирается та карточка, на которой было воспроизведено безошибочно самое большое количество точек. Объем внимания оценивается в баллах в зависимости от количества правильно воспроизведенных точек [2].

Уровни оценивания:

Высокий уровень (8 баллов и выше): ребенок правильно за отведенное время воспроизвел на карточке 6 и более точек.

Средний уровень (6-7 баллов): ребенок правильно восстановил по памяти от 2 до 5 точек.

Низкий уровень (0-5 баллов): ребенок смог правильно воспроизвести на одной карточке не более одной точки.

3) Критерий «Устойчивость»

Методика «Домик» (Н.Н. Гуткина)

Цель: выявить устойчивость произвольного внимания младших школьников с задержкой психического.

Материал. Картинка с изображением домика, у которого ряд отдельных деталей представляют элементы прописных букв.

Ход диагностики. Проведение эксперимента осуществляется в индивидуальной форме. Ребенку предлагается на лежащем перед ним листе, используя карандаши, попытаться нарисовать точно такую картинку, которую он видит на демонстрируемом рисунке (перед ребёнком лежит изображение «домика»). Ребёнка просят быть внимательным и постараться нарисовать рисунок в точности совпадающий с рисунком на образце. В случае ошибки ребенка просят ничего не стирать резинкой или пальцем, а поверх неправильного изображения или рядом попытаться нарисовать еще раз правильно [2].

Уровни оценивания:

Высокий уровень (0-3 балла): высокий уровень устойчивости произвольного внимания. Рисунок скопирован безошибочно

Средний уровень (4-6 баллов): средний уровень устойчивости произвольного внимания. Неправильное изображение некоторых элементов рисунка.

Низкий уровень (7-10 баллов): низкий уровень устойчивости произвольного внимания. Детали в пространстве рисунки неправильно расположены

Определив критерии, показатели и уровни сформированности произвольного внимания младших школьников с задержкой психического была проведена диагностика обучающихся по каждой из описанных выше методик.

В таблице 1 представим результаты диагностики сформированности произвольного внимания младших школьников с задержкой психического экспериментальной группы.

 

Таблица 1. – Уровни уровня сформированности произвольного внимания младших школьников с задержкой психического развития экспериментальной группы по диагностическим методикам (констатирующий этап эксперимента)

 

Уровень

Концентрация произвольного внимания

Объем произвольного внимания

Устойчивость произвольного внимания

Среднее значение

Обуч.

%

Обуч.

%

Обуч.

%

Обуч.

%

Высокий

0

0

0

0

0

0

0

0

Средний

5

45

4

36

6

55

5

45

Низкий

6

55

7

64

5

45

6

55

Обобщив полученные результаты в ходе констатирующего этапа эксперимента высокий уровень произвольного внимания в экспериментальной группе детей выявлен не был.

Средний уровень развития произвольного внимания на констатирующем этапе эксперимента в экспериментальной группе был выявлен у 45% обучающихся, то есть у 5 младших школьников с задержкой психического развития. Обучающиеся данного уровня характеризуются более сниженной концентрацией внимания, но все же в процессе длительной работы над заданием концентрируют его. Эффективность произвольного внимания детей данного уровня снижена, они могут допускать ошибки в ходе выполнения задания, в их ответах встречаются повторы. Элементы устойчивости внимания нарушены в связи с чем страдает объем и скорость функций сосредоточения внимания.

Низкий уровень развития произвольного внимания был диагностирован у 55% (6 детей) младших школьников с задержкой психического развития. Обучающиеся данного уровня не могли концентрировать внимание. В ходе выполнения заданий учащимся требуется помощь педагога в выполнения заданий. Внимание не устойчивое и требует коррекции.

Далее обоснуем полученные данные об уровне в контрольной группе младших школьников с задержкой психического развития.

Обобщенные результаты контрольной группы младших школьников с задержкой психического развития, полученные в ходе констатирующего этапа экспериментального исследования представим в таблице 2.

 

Таблица 2. – Уровни уровня сформированности произвольного внимания младших школьников с задержкой психического развития контрольной группы по диагностическим методикам (констатирующий этап эксперимента)

 

Уровень

Концентрация произвольного внимания

Объем произвольного внимания

Устойчивость произвольного внимания

Среднее значение

Обуч.

%

Обуч.

%

Обуч.

%

Обуч.

%

Высокий

1

9

2

18

0

0

1

9

Средний

6

55

6

55

6

55

6

55

Низкий

5

45

3

27

5

45

4

36

Обобщив полученные результаты в ходе констатирующего этапа эксперимента нами было выявлено что высокий уровень произвольного внимания имели 9% обучающихся из диагностируемой группы, т.е. 1 ребенок. Учащийся данного уровня обладает высокой концентрацией внимания. Произвольное внимание ребенка данного уровня характеризуется эффективностью, т.е. он выполняет задания быстро, правильно, в его ответах нет повторов. Внимание ребенка устойчивое, что выражается в скорости выполнения поставленных перед ним задач.

Средний уровень развития произвольного внимания на констатирующем этапе эксперимента в контрольной группе был выявлен у 55% обучающихся, то есть у 6 младших школьников с задержкой психического развития. Обучающиеся данного уровня характеризуются более сниженной концентрацией внимания, но все же в процессе длительной работы над заданием концентрируют его. Эффективность произвольного внимания детей данного уровня снижена, они могут допускать ошибки в ходе выполнения задания, в их ответах встречаются повторы. Элементы устойчивости внимания нарушены в связи с чем страдает объем и скорость функций сосредоточения внимания.

Низкий уровень развития произвольного внимания был диагностирован у 36% (4 детей) младших школьников с задержкой психического развития. Учащиеся данного уровня не могли концентрировать внимание. В ходе выполнения заданий учащимся требуется помощь педагога в выполнения заданий. Внимание не устойчивое и требует коррекции.

Таким образом, на основании полученных данных в процессе констатирующего эксперимента можно сделать вывод о недостаточном уровне развития произвольного внимания у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития экспериментальной группы, что выражается в следующем: для большинства детей экспериментальной группы характерно наличие низкого уровня развития таких качеств внимания как переключение, устойчивость и распределение внимания; для показателей внимания характерны нестойкость, кратковременность; дети испытывают трудности, переключая внимание с одного объекта на другой, они затрачивают слишком много времени, выполняя задания; дети отличаются низкой концентрацией и устойчивостью внимания при выполнении задании, они часто отвлекаются от выполняемой работы; детям сложно распределять внимание; детей необходимо часто побуждать к деятельности.

 


Список литературы

1. Долгова, В.И. Инновационные психолого-педагогические технологии в начальной школе / В.И. Долгова, Н.И. Аркаева, Е.Г. Капитанец. – М.: Издательство Перо, 2015. – 200 с.
2. Концепция Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья / Н.Н. Малофеев, О.И. Кукушкина, О.С. Никольская, Е.Л. Гончарова. – М.: Просвещение, 2013. – 48 с.
3. Специальный Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования детей с задержкой психического развития: проект / И.А. Коробейников, Е.Л. Инденбаум, Н.В. Бабкина. – М.: Просвещение, 2013. – 48 с.
4. Экгардт, А.Н. Особенности развития внимания у младших школьников с задержкой психического развития / А.Н. Экгардт. // Молодой ученый. – 2020. – № 51 (341). – С. 400–403.
5. Яковлева, Е.Л. Диагностика и коррекция внимания и памяти школьников / Е.Л. Яковлева, А.К. Маркова, А.Г. Лидерс. – Петрозаводск, 2001. – 202 с.

Расскажите о нас своим друзьям: