Общая педагогика, история педагогики и образования | Мир педагогики и психологии №09 (98) Сентябрь 2024

УДК 159.9

Дата публикации 30.09.2024

Детско-родительские отношения как фактор личностного развития детей дошкольного возраста

Ященко Анастасия Игоревна
магистрант кафедры общей, социальной психологии и истории психологии Московского гуманитарного университета (МосГУ), Россия, г. Москва

Аннотация: В статье представлены основные виды взаимоотношений в семье, их значение и влияние на процесс развития ребенка с учетом того, что, домашняя атмосфера играет огромную роль в становлении ребенка как личности. Детско-родительские отношения выступают как особый род непрерывных и длительных межличностных отношений, характеризующиеся сильной значимостью эмоционального характера, как для ребенка, так и для родителей. Ребенок в детском возрасте формируется как личность на примере и под воздействием родительского поведения. Семья со своими привычками, культурой, закладывает соответствующие этой семье ценности, обеспечивает процесс воспитания, при котором ребенок приходит к пониманию своей роли в семье и жизни.
Ключевые слова: семья, личность, ребенок, детско-родительские отношения, воспитание, развитие.

Child-parent relations as a factor of personal development of preschool children

Yashchenko Anastasia Igorevna
Master's student departments of general, social psychology and history of Psychology, Moscow university for the humanities, Russia, Moscow

Abstract: The article presents the main types of relationships in the family, their importance and influence on the child’s development process, taking into account that the domestic atmosphere plays a huge role in the formation of the child as a person. Child-parent relationship is a special kind of continuous and long-term interpersonal relationships characterized by strong significance of emotional nature, both for the child and for parents. The child in childhood is formed as a person by example and under the influence of parental behavior. The family with its habits, culture, lays down values corresponding to this family, ensures the process of education in which the child comes to understand his role in the family and life.
Keywords: family, personality, child, child-parent relations, education, development.

Правильная ссылка на статью
Ященко А.И. Детско-родительские отношения как фактор личностного развития детей дошкольного возраста // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2024. № 09 (98). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/detsko-roditelskie-otnosheniya-kak-faktor-lichnostnogo-razvitiya-detej-doshkolnogo-vozrasta.html (Дата обращения: 30.09.2024)

В современном обществе проблематика влияния стилей детско-родительских отношений на развитие личности ребенка обладает устойчивой актуальностью. Непосредственное взаимодействие ребенка с родителями, как в детском возрасте, так и более позднем подростковом, напрямую оказывает влияние на развитие личности как эмоциональное, так и личностное [1].

Психологи различных школ и направлений особое внимание уделяли  анализу влияния отношения родителей к ребенку на особенности формирования его личности.

Детско-родительскими отношениями принято называть особый вид семейных межличностных отношений, в которые включен непосредственно ребёнок.

Изучением детско-родительских отношений и ее спецификой занимались зарубежные психологи (Э. Эриксон, З. Фрейд, Э. Фромм, Р. Сирс, А. Бандура и др.), а также отечественные ученые и психологи (Л.И. Божович, И.В. Дубровина, М.И. Лисина, А.Н. Леонтьев, А.С. Спиваковская, А.Я. Варга и т.д.) [15].

По мнению А.Я.Варги, В.В.Столина, детско-родительские отношения - это система разнообразных чувств родителей к ребенку и ребенка к родителям, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении в системе «родитель-ребенок», особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков со стороны родителей [2].

Отечественные ученые Б.Г. Ананьев и В.Н. Мясищев считают, что детско-родительские отношения – это отношения, которые имеют психологическую связь ребенка со своими родителями. Эта связь проявляется  в переживаниях, действиях, реакциях связанных с возрастными и психологическими особенностями детей.

Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы показал, что термин «детско-родительские отношения» можно трактовать как совокупность родительского эмоционального отношения к ребенку, и восприятия ребенка родителем и способов поведения с ним.

Порой двойственны и противоречивы позиции родителя по отношению к своему ребёнку, также как неоднозначен стиль детско-родительских отношений. Он является важным и неотъемлемым компонентом в системе детско-родительских отношений.

Стиль детско-родительских отношений - это систематическое целенаправленное воздействие на ребёнка взрослых членов семьи и семейного уклада [12].

Существуют различные точки зрения понимания классификации детско-родительских отношений, сформулированных зарубежными и российскими авторами.

По мнению исследователей Е.Т. Соколовой и И.Г. Чесновой в основе классификации детско-родительских отношений лежат два фактора: «любовь - враждебность» и «автономия - контроль» [3]. При анализе взаимодействия матери и ребенка, они выделяли такие стили детско-родительских отношений как:

1. Сотрудничество – такой тип отношений, при котором родители учитывают мнения и потребности ребенка.  Он в полной мере проявляет свою автономность, при возникновении сложных моментов взрослыми оказывается помощь.

2. Псевдосотрудничество – для данного типа взаимоотношений характерно доминирование как взрослого, так и ребенка в зависимости от ситуаций. В результате один из них испытывает  страх перед возможной агрессией другого.

3. Для изоляции характерно игнорирование друг друга, участники взаимодействия не слышат и не чувствуют друг друга.

4. При соперничестве происходит подавлении инициативы одним из участников отношений.

Советский психолог Петровский А.В.  выделял 4 стиля детско-родительских отношений: диктат или авторитарность, опека, «мирное сосуществование» с позиции невмешательства и сотрудничество [13].

Рое А. и Сигельман М. выделили 6 типов детско-родительских отношений: отвержение; безразличие; сверхтребовательность; устойчивость; гиперопека; активная любовь[14].

Наиболее популярной считается  классификация стилей родительского отношения, предложенная  Д. Баумриндом в 1970-х годах, которой следуют многие авторы (А.А. Реан, Г. Крайг). Данная классификация содержит описание четырех стилей:

1. Авторитетный стиль, который сочетает в себе высокую степень контроля родителей и   теплые отношения в семье. Дети в таких семьях уверены в себе, обладают высокой самооценкой,  у них хорошо развиты социальные навыки.

2. Авторитарный стиль характеризуется высоким уровнем контроля, холодными отношениями с детьми. Дети в диктаторских семьях боязливы или угрюмы, малообщительны.

3. Либеральный стиль - низкий уровень контроля, теплые отношения. Родители потакают слабостям детей. Дети импульсивны и нередко не умеют вести себя на людях.

4. Индифферентный стиль отличается низким контролем за поведением детей и отсутствием теплоты и сердечности в отношениях с ними.

В настоящее время Минияров В.М и другие современники выделяют иные стили детско-родительских отношений:

1. Хаотический или непоследованный стиль встречается в семьях родителей без опыта в воспитании ребенка или имеющих разногласия. В результате чего  отсутствует целостный и единый подход к воспитанию ребенка.

2. Интуитивный стиль воспитания характерен в семьях, которые воспитывают ребенка на основе прообраза системы воспитания своих родителей. Однако, необходимы договоренности между нынешними родителями, иначе данный стиль воспитания может превратится в хаотичный.

3. Для игнорирующего или индифферентного стиля характерно  отсутствие контроля со стороны родителей, которые совершенно не обращают никакого внимания на своих детей [4].

Рассмотрим подробнее влияние некоторых устоявшихся стилей детско-родительских отношений на развитие личности ребенка.

Для любого ребенка дошкольного периода характерны естественная зависимость от родителей и определенный стиль взаимоотношений в семье, когда дети не могут по ряду причин противостоять своим родителям и учатся адаптации в обществе. Важным фактором комфортного пребывания любого человека в обществе является его умение приспосабливаться.

Дети раннего и дошкольного возраста, порой испытывают определенные трудности в общении с взрослыми, которые достаточно часто в жесткой форме преподносят необходимые рекомендации по поведению. Такой подход применяется с целью дисциплинировать ребенка, сопровождая принудительными мерами. Порой родителями применяются окрики по отношению к своим детям, в некоторых случаях непослушания и физические наказания, демонстрируя власть над ребенком.

Такой метод воспитания оказывает негативное влияние на психологическую безопасность личности ребенка, и не приемлем ни дома, ни в детском саду, даже при большой любви к ребенку [5]. В результате таких воздействий на ребенка, он может вырасти нервным, неуравновешенным, а зачастую достаточно агрессивным, повторяя поведение своих родителей или воспитателей в дошкольном заведении, что отрицательно сказывается в дальнейшем уже в школьном заведении при контактах со сверстниками.

Существует иной тип общения взрослого и ребенка либерально-попустительский стиль. Этот стиль выражается в виде вседозволенности ребенку, когда детям разрешается абсолютно все и как результат ребенок начинает занимать требовательную позицию в виде «Дай!» и «Хочу!», включая активно обидчивость, разного рода капризы и тому подобное.

В такой семье дети привыкают быстро получать от взрослых все, что они требуют. Отказ родителей они не воспринимают и демонстрируют явный протест с сильной обидой. Такое поведение негативно влияет на социальное развитие любой личности: дети вырастают большими эгоистами, вечно недовольными другими людьми и жизнью в целом, высокой степенью конфликтности, что затрудняет налаживать здоровые отношения с другими людьми [6].

По отношению к либерально-попустительскому стилю применяют иное понятие - «гиперопека». Такой подход в воспитании лишает ребенка самостоятельности в физическом, психическом, а так же социальном развитии.

Такие родители окутывают своим вниманием ребенка, контролируя его слова и действия. Они излишне заботятся о нем, постоянно находятся рядом с ним, решают за него его проблемы. Это происходит в семьях, где наблюдается тяжелая болезнь, какая-то угроза или же родитель пытается таким образом воплотить свои неудавшиеся попытки в стремлении достичь успехов в деле. На начальной стадии таких взаимоотношений родитель не отдает себе отчет в ошибочной позиции, так как, помогая во всем, начинает сам очень нервно относиться ко всему происходящему. Спустя некоторое время, родители осознают, что ребенок не воспринимает их вклад, как нечто сложно достигаемое, начинают огорчаться и даже страдают, что способствует воспитанию равнодушного, нервного и совершенно неуверенного в своих силах человека, постоянно рассчитывающего на поддержку других. Отсутствие полной самостоятельности в действиях и мыслях приводит в дальнейшем к тому, что ребенок начинает занимать позицию полного подчинения. Все это может привести к формированию зависимости от чужого, а порой негативного влияния от других людей.

Гиперопекающие родители сами неосознанно тормозят у ребенка формирование различных навыков и умений, развитие настойчивости в достижении цели, трудолюбия.

Ряд проведенных исследований показал, что существует еще один стиль воспитания, который проявляется в полном безразличии родителей, которое выражается в отсутствии интереса к личности ребенка. Безответственность и безразличие родителя к своему ребенку может приводить к негативным последствиям, например, дети чувствуют себя одинокими и  глубоко несчастными. Такой ребенок со своими сверстниками зачастую ведет себя агрессивно, нервно, что говорит о высокой степени неуверенности в себе.

Таким образом, каждый стиль воспитания имеет определенные особенности, свои положительные стороны и недостатки. Но все же, наиболее эффективным стилем в воспитании ребенка является ценностное отношение к ребенку, для которого характерна высокая степень ответственности за него. Этот подход основывается на тесном совместном общении в игровой форме на темы, интересующие ребенка в соответствии с возрастом. Для того чтобы выработать в ребенке самостоятельность и умение общаться с другими людьми, родителям необходимо вести разговоры с детьми на равных. В дальнейшем правильно воспитанный ребенок быстро адаптируется в коллективе и умеет строить отношения со своими сверстниками [2].

От правильного понимания родителями процесса воспитания, от отношения к своему ребенку, от привычек и поведения родителей в семье и складывается соответствующее представление ребенка о себе, о своей роли в семье и как результат – степень удовлетворения всевозможных потребностей ребенка в семье.

Ряд психологических работ таких авторов как Ю.Б. Гиппенрейтер, И.А. Логинова, Л.Г. Матвеева, О.Е. Смирнова и другие, демонстрируют, что  важную роль раннему опыту воспитания ребенка, семейным и культурным ценностям, которые передаются родителями ребенку на протяжении многих лет [17].

Ряд исследований зарубежных психологов показали, что детские воспоминания – это основа формирования личности. По мнению А.Адлера, в ранних детских воспоминаниях выражаются базисные жизненные установки человека, основные трудности и способ их преодоления, а также содержится фундаментальная оценка самого себя [15]. Американский психолог Джеффри Янг считал, что неудовлетворение или же наоборот чрезмерное удовлетворение, базовых эмоциональных потребностей ребенка приводит к формированию ранних дезадаптивных схем, которые включают в себя эмоции, воспоминания, телесные ощущения, формирующиеся в детстве или подростковом возрасте и развивающиеся на протяжении всей жизни человека. Например, детям не чувствовать боль обиды или одиночества часто помогает эмоциональная отстраненность. Из этого следует, что заложенная в детском возрасте в семье определенная модель поведения, ценности, нормы, а также традиции культурные играют большую роль в жизни личности.

Для каждой семьи приемлем свой стиль воспитания ребенка. Родитель опирается на свой личный опыт, который передается в семьях из поколения в поколение, проявляя при этом индивидуальный подход и большую искреннюю любовь. Каждый член семьи имеет право выбирать свой стиль воспитания, учитывая особенности и возможности ребенка с учетом культуры в данной семье [7]. 

Определяющим фактором выбора определенного стиля воспитания являются взаимоотношения в семье между всеми членами. Зачастую многочисленные конфликты в семье происходят на почве различных точек зрения в рамках воспитания ребенка.

Серьезные причины для беспокойства могут возникать в семьях, где наблюдаются проблематичные отношения, проявляющиеся в виде агрессии, жестокости. Неадекватное отношение взрослых может быть обосновано неудавшимися отношениями в семье, отсутствием любви, культуры или же вообще в семье присутствует человек с алкогольной или наркотической зависимостью и многое другое. Семьи, где один из членов семьи страдает наркоманией или алкоголизмом, не понаслышке знают, как происходит деградация семьи в целом, когда атмосфера дома насыщена агрессией и нервозностью в итоге всех членов семьи.

Дети, воспитанные в таких семьях, обладают неуживчивым характером, отсутствием гибкого отношения в коллективе и готовы к вечным сопротивлениям.

В своей работе «Агрессия наших детей» Г. Паренс отмечал, что живя в агрессивной семейной атмосфере, ребенок становится нервным и раздражительным, в дальнейшем в жизни он всего добивается агрессией, драками и проявлением жестокости [8]. Такие дети зачастую неудачно устраиваются и долго не могут найти свое место, при этом делают все неохотно и без особого интереса, отстают от других детей в разных сферах, что влияет на их отношение к другим детям, которые успешны.

На сознание ребенка и развитие его как личности также  оказывает влияние круг интересов и уровень культуры в семье.

Некоторые семьи имеют определенный стиль жизни, который ограничивается четким набором, соответствующим данной семье, что способствует ограниченному развитию ребенка в таком привычном замкнутом пространстве [5]. Так, например, семьи, у которых в приоритете такие ценности, как: материальное благополучие, настоящий культ вещей в противовес отношениям личностным, возникают большие проблемы в рамках воспитания полноценной личности [7].

Такой стиль семьи вырабатывает в ребенке ограниченный перечень ценностей, что на практике вызывает недопонимание у ребенка в связи с тем, что он другой. Ребенок в таких случаях обладает низким уровнем сознания, зачастую проявляет инертность и трудности в общении, то есть родитель в таких семьях не провоцирует ребенка на самостоятельное выполнение каких-то заданий, а просто заставляет что-то сделать и не задумываться о процессе проделываемой работы. Выполняя те или иные  задания, ребенок ожидает положительную реакцию от взрослого по окончанию его деятельности. Но часто вместо хорошей оценки труда получает недовольство от взрослого по поводу сделанного задания, вследствие этого расстраивается, разочаровывается в своих возможностях, что способствует формированию неуверенности в себе. В дальнейшем это проявляется в таких качествах характера, как конфликтность, неадекватность, проявление страха и невозможности выполнить отлично задание [10].

Совсем иная картина наблюдается в семьях, где дети, воспитанные с так называемой универсальностью ценностей, с четким пониманием «Я — другой», обладающие высоким уровнем развития без ограниченности представления окружающего мира, благодаря всесторонним интересам и вниманию всех членов семьи.

Дети, которые воспитаны в семьях с преобладанием личностного отношения, отличаются высокой степенью эмоциональности родителя по отношению к своему ребенку, что явно проявляется в случае успехов или же наоборот в случае неудачи и здесь родитель проявляет порой неадекватность, поощряя ребенка или наказывая. То есть могут беспричинно ругать или хвалить за незначительные успехи. Такая ситуация в основном характерна семьям неблагополучным, где царит нездоровый климат с постоянными конфликтами между членами семьи. В таких случаях ребенок уязвим, и сложно переживает всевозможные неурядицы и ссоры в семье. Ребенок мечтает слышать похвалу, одобрение и боится любого наказания, в связи с этим использует хитрость или обман, чтобы избежать конфликтных ситуаций. И, как правило, такой ребенок способен на такие отрицательные качества, как: зависть и ябедничество.

Анализ вышесказанного показал, что воспитать всестороннюю личность возможно только в семье, где царят здоровые взаимоотношения между всеми членами семьи, где родители психически нормальные, любящие и умеющие создать все условия для своего ребенка.

Существует достаточно большое количество условий, которые влияют на воспитание ребенка как индивидуальной личности, такие как высокий уровень участия в семейной жизни абсолютно всех членов, проявление интереса к жизни ребенка и его проблемам, а также стремление к равноправному взаимоотношению в семье.

Таким образом, роль семьи в процессе воспитательного периода абсолютна, так как именно семья формирует индивидуальную личность, опираясь на свой жизненный опыт, на свои привычки, культурные ценности, заложенные генетически.

 

 


Список литературы

1. Солынин, Н. Э. Теоретические представления о структуре детско-родительских отношений // Молодой ученый. — 2021. — № 6 (348). — С. 313-315.
2. Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения: Автореф. канд. дис. – М., 1986.
3. Соколова, Е. Т., Чеснова, И. Г. Зависимость самооценки подростка от отношения к нему родителей / /Вопросы психологии, 1986. – Т. 192. – С. 110-117.
4. Фомина, Л. К. Понятие и типы детско-родительских отношений // Молодой ученый. — 2014. — № 2 (61). — С. 704-707.
5. Краснянская, Т. М., Тылец, В. Г. Методологические подходы к исследованию информационно-психологической безопасности // Научные труды Московского гуманитарного университета, 2020. – №5. – С.54-61.
6. Тылец, В. Г., Краснянская, Т. М. Психологические подходы к пониманию концепции личной безопасности // Знание. Понимание. Умение, 2022. – №2. – С. 263-270.
7. Синицина, О. Б. Влияние семейной среды на развитие агрессивности у детей дошкольного возраста // Образование и воспитание. — 2016. — № 3 (8). — С. 54-57
8. Климова, Е. А. Социально-психологическое благополучие детей дошкольного возраста в поликультурном пространстве // Гуманизация образования, 2019. – № 2. – С. 123-133.
9. Зиновьева, М.В. Взаимосвязь детско-родительских отношений и ненормативного поведения детей дошкольного возраста // Психологическая наука и образование, 2014. – № 3. – С. 35-39.
10. Краснянская, Т. М., Тылец, В. Г., Иохвидов, В. В. Трансформация концепции личной безопасности в условиях направленного психологического давления // Знание. Понимание. Умение, 2021. – №4. – С. 246-257.
11. Сысоева, Е. Ю. Адекватная родительская позиция как условие психологического благополучия ребенка // Профессиональная ориентация, 2021. –№. 2. – С. 3-10.

Список источников
12. Дружинин, В.Н. Экспериментальная психология. – 2-е изд., доп. – Москва [и др.]: Питер, 2000. – 318 с
13. Божович, Л. И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М. : Междунар. пед. акад., 1995. – 209 с.
14. Петровский А., Петровский В. Всегда ли правы родители. Психология воспитания – М.: Изд – во «АСТ», 2003.
15. Великова, С. А. Социально-психолого-педагогические средства воспитания современных подростков : учеб. пособие / С. А. Великова, И. П. Черкасова ; Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. – Владимир : Изд-во ВлГУ, 2020. ‒ 104 с.
16. Адлер А. Наука жить. М: Port-Royal, 1997. – 288 с.
17. Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребенка. – М.: Ин-т практ. психологии ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. – 383с.

Расскажите о нас своим друзьям: