Теория и методика профессионального образования | Мир педагогики и психологии №04 (81) Апрель 2023

УДК 378

Дата публикации 25.04.2023

Аспекты моделирования профессиональной компетенции студентов, изучающих Техносферную безопасность

Долгих Андрей Сергеевич
аспирант Пермского национального исследовательского политехнического университета, РФ, Пермь, andreydolgix@mail.ru

Аннотация: В статье рассматриваются аспекты моделирования профессиональной компетенции студентов, изучающих Техносферную безопасность в рамках разработки экологически безопасных технологий. Формирование профессиональной компетенции рассматривается при помощи научного проектирования. Оно позволит студентам приобрести практический опыт, изучить экологичные инженерные технологии и научиться решать профессиональные задачи, что в целом позволит развить их самостоятельность.
Ключевые слова: техносферная безопасность, профессиональные компетенции, научно-проектная работа, экологически безопасные технологии.

Aspects of modeling the professional competence of Technosphere Security students

Dolgikh Andrey Sergeevich
Postgraduate student, Perm National Research Polytechnic University, Russian Federation, Perm

Abstract: The article discusses aspects of modeling the professional competence of students studying Technosphere safety in the framework of the development of environmentally friendly technologies. The formation of professional competence is considered with the help of scientific design. It will allow students to gain practical experience, study eco-friendly engineering technologies and learn how to solve professional problems, which in general will allow them to develop their independence.
Keywords: technosphere safety, professional competencies, scientific and design work, environmentally friendly technologies.

Правильная ссылка на статью
Долгих А.С. Аспекты моделирования профессиональной компетенции студентов, изучающих Техносферную безопасность // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 04 (81). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/aspekty-modelirovaniya-professionalnoj-kompetentsii-studentov-izuchayushhikh-tekhnosfernuyu-bezopasnost.html (Дата обращения: 25.04.2023)

В настоящее время изучение дисциплины Техносферной безопасности является приоритетной задачей в профессиональном инженерном образовании, так как существующий техногенный мир, который был создан за последние столетия специалистами в области инженерии имеет аспекты агрессивного воздействия на внешнюю среду, разрушив естественный покров планеты и изменив ее стабильную структуру, что привело к изменению экологии на уровне высокого критического состояния. Так экологический кризис на современном этапе достиг на столько высокой ступени, что несет угрозу жизни человечеству. Сейчас повсеместно наблюдаются природные катастрофы, которые за минуты уносят тысячи жизней людей и разрушают целые города, наблюдается изменение климата, затапливаются части континентов, наблюдается опустынивание огромных территорий и другое. Техногенный мир, который функционирует в мире разрушил сбалансированный баланс жизнеобеспечения условий жизни во внешней природной среде планеты, которая является средой жизни человека. А в рамках дисциплины Техносферной безопасности изучаются аспекты разработки именно экологически безопасных технологий, которые должны заменить существующие патогенные технологии, способные обеспечить высокое качество жизни населения [3].

Целью статьи является рассмотреть моделирование разработки модели формирования профессиональной компетентности студентов, изучающих Техносферную безопасность, которая бы способствовала им разрабатывать экологичные технологии с нейтральным воздействием на природу и другие части экосистемы, сохраняя ее структуру и позволяя ей восстановиться в ее цельной и сбалансированной функциональности.

Так моделирование в целевом понимании на уровне формирования профессиональной компетенции в ее экологических параметрах должна быть продиктована гарантийными критериями результативности обучения по направлению Техносферной безопасности, где будет отслеживаться сформированные ценностные экологические ценности в рамках профессиональной компетенции у будущих инженеров. Созданная система моделирования должна будет отличаться высокой функциональностью, где этапность процессов приобретения практических навыков можно разделить на модули в порядке обеспечения профильных задач по приобретению необходимых свойств личности и профессионализма, которые актуальны для обеспечения восстановления экологии и в будущем будут обеспечивать интересы общества. Необходимо при моделировании рассчитывать и развитие личностных качеств студентов, для обеспечения формирования их гармоничной личности. Помня важность понимания личной ответственности за профессиональную деятельность наряду с факторами экологической безопасности, данному должно отводиться отдельное место в занятиях по Техносферной безопасности, где будет на постоянной основе подчеркиваться детализация всех процессов на анализ данной функциональности в технических разработках, что постепенно позволит сформировать экологические ценности у будущий инженеров [2].

Выявляется целесообразность рассматривать разработку модели в рамках научно-проектной работы, где ее цельная система, определяющая все детали в единую схему учебного процесса в рамках проектной деятельности, будет обеспечивать достижение необходимой результативности. Большую роль в этом играет педагогическое сопровождение, которое будет своевременно корректировать возникающие проблемные и спорные ситуации, а также в рамках консультативной деятельности, где на уровне интеграции знаний из разных областей увеличатся познания в аспектах ранее существовавших технологий, обеспечивающих высокое качество жизни. Ведь из истории известно, что в истории жизни на планете существовали высокоразвитые цивилизации, которые имели свои технологии, обеспечивающие хорошие условия жизни на уровне изобилия и роскоши и в тоже время в рамках сохранения баланса экологии и природы. Ведь при применении научно-проектной работы необходимо моделировать использование прототипа модели, и в данном будет успешным на первом этапе рассматривать модели, обеспечивающие достижения технического результата на уровне их нейтрального влияния на технологию. В данном случае рассмотрение исторических вариантов модели имеют преимущества перед современными именно на уровне их экологичности, что отсутствует у современных их видов, делая их не практически неприменимыми как экологически безопасными. И дальнейшая проектная работа над разработкой технологии должна обладать актуальными современным запросам времени. Таким образом, будет смоделировано формирование компетенции, в которых важен будет социальный заказ, и если проектировать модель, имеющую приоритетность в практической производственной среде, то будет запущен механизм, обеспечивающий студентов условиями реальной работы, но в то же время в учебной среде, подразумевающей помощь педагогов, групповую работу, методическую и информационную поддержку. И такое рассмотрение позволит создать сферу приобретения профессионального опыта, который будет повышать квалификацию будущих специалистов, повышая их уверенность в собственных силах и создавая фундамент для начальной ступени в будущей работе, которая будет содействовать их успешному началу трудовой работы в рамках выполнения проекта. Это поможет будущим инженерам понимать существующие в реальности проблемные ситуации и планировать их решение в будущем. У студентов будет возможность создать мыслительный образ для будущего воплощения успешных идей, позволяющий выявлять связи эффективности в разрабатываемых технологиях на уровне их экологичности и совершенствования механизмов производства [3].

Субъектом образовательного процесса является сам студент, и поэтому он будет в центре моделирования, которое производится с учетом и индивидуальных способностей, и интересов личности. Всегда существуют формы разнообразия в практической проектной работе по уровню видов моделей, которые могут быть модернизированы, так в данной исследовательской и изобретательской деятельности в рамках научно-проектной работы будут проявлены таланты и творческие начинания студентов. Такая гибкость должна быть заложена в аспекты моделирования и допускаться в их практической работе. Она будет исключать и подавляющие факторы мыслительной деятельности в индивидуальном рассмотрении у каждого студента, который будет предлагать свои решения проблемы и проектных задач на практике.

В вышеописанном будет важна и организаторская среда, которая будет правильно создавать условия, позволяющие нескольким студентам отделяться в отдельные группы, чтобы продолжать работу по индивидуальному ходу мысли. Сфера инженерии имеет много аспектов и в данном будут в результате сформированы несколько похожих в своей функциональности модели, которые будут иметь результативность, но отличаться в своем техническом оснащении. Предложенный путь позволит потом на практике оценить всесторонне функциональности созданных технологических студенческих модельных технологий и выявить их достоинства и недостатки, обсудив все с детализацией и практическими свойствами, что выявит пути наилучших процессов, которые в будущем смогут использоваться при последующих проектированиях в важном направлении экологичности новой технологии. Также это будет развивать мыслительную и исследовательскую деятельность у каждого в отдельности студента и создавать среду понимания, что они могут себя активно проявлять, повышая их уверенность и личную самооценку [5].

Ресурсность в моделировании формирования профессиональных компетенций обеспечивается со стороны вуза и кафедр, а также может быть осуществлен реальный запрос со стороны производственной сферы, что будет способствовать техническому оснащению при выполнении проектной работы студентами. Так в едино будут соединяться и учебные планы, и методическое сопровождение, и практическая сфера производства на уровне современных методов обучения и проектирования. В рассматриваемой модели будут присутствовать разные его компоненты: целевой, содержательный, диагностический, итоговый (результативный).

Диагностический компонент может быть рассмотрен с разных сторон, с одной стороны он имеет оценочный результат, а с другой во время проектной деятельности, студенты смогут свободно высказываться и преподаватель, слушая их точки зрения, а также ответы на различные вопросы, которые могут быть заданы по смежным темам, выявит отношение или знания студента к какому-то аспекту или сможет понять его позицию относительно ценностных суждений касательно экологической безопасности технологий в ассоциациях на примере разрабатываемой модели. Полученные данные в учебной среде будут отражать как знания и умения студентов, так и их внутренние мотивированные устремления, и ценности, что при необходимости будет корректироваться преподавателем [2].

Научно-проектная работа позволит выявлять талантливых студентов, которые в особенности одарены инженерным складом ума и предрасположены к плодотворной мыслительной деятельности и экологически безопасной инженерной работе. Ряд студентов смогут объединяться в группы, и им будут давать проекты, которые будут иметь особую значимость для реальной практической сферы производства. Также на уровне практики часть студентов сможет периодически работать с действующими инженерами и участвовать в реальных разработках, которыми ими будут восприниматься как мастер-классы, которые в значительной степени увеличат их профессиональный опыт [1].

В проектной работе будут высказываться много мнений и важно, чтобы преподаватель обладал высокой компетентностью и соответствующими личными качествами на уровне экологичной культурой личности для правильного проявления с благоприятными результативными выводами и коррекционными дискуссиями, позволяющими выводить ход решения проектных задач на положительный экологоориентированный уровень. Грамотные тематические беседы и дискуссии позволят студентам осознавать важность итоговой фазы их деятельности в ее влиянии на реальную жизнь и природу, экологию, что будет помогать им понимать их личную ответственность за свою профессиональную деятельность в будущем.

Вышеописанное поможет сформировать у студентов личностно-адаптивные параметры профессиональной компетенции, которые отразят и профессиональные коммуникации и умения использовать новую информацию, и придумывать новые решения, адаптируясь к условиям рабочей среды и гибко воспринимая всевозможные проблемы, с которыми можно столкнуться при инженерных разработках. Это будет способствовать приобретению навыков в самоорганизации, где будут проявляться личные качества настойчивости и терпения в достижении необходимых в поставленных перед ними целях [4].

Таким образом, формирование профессиональных компетенций при помощи научного проектирования в рассмотренных аспектах моделирования будут помогать студентам:

  1. Приобретать профессиональные знания, навыки и умения.
  2. Изучать и овладевать различными инженерными приемами и технологиями.
  3. Понимать структуру разработки нужных технологий от ступени ее идейного состояния до практического применения.
  4. Решать профессиональные задачи и возникающие сложные вопросы.
  5. Развить самостоятельность в практических действиях в профессиональной сфере.
  6. Понять функциональность процесса разработки различных моделей.
  7. Осознать личную ответственность на производимых продукт в виде целеполагающий модели.
  8. Понять важность соблюдения экологической безопасности.
  9. Познакомиться с нормативно-правовыми документами, связанными с разработками в конкретных случаях, что поможет осознать цельность разных условий для осуществления практической деятельности, в том числе и с позиции различных документом и нормативов.
  10. Приобрети практический опыт.
  11. Развить исследовательские и интеллектуальные способности.
  12. Научиться работать в команде и познакомиться с профессиональной терминологией.
  13. Осознать цельность теоретических знаний и практических навыков, которые на практике всегда находятся в плодотворном взаимодействии.

Так при описанном моделировании будет осуществлен системно-деятельный подход научно-проектной работы, который объединит в себе многие составные компоненты, обеспечив учебную среду средствами для формирования профессиональных компетенций, позволяя создать профессиональное, социальное, личное, познавательное развитие личности студента. Также он на практике сможет понять, как применять полученное им теоретическое знание в профессии, получив опыт умения реализовывать свой потенциал в решении профессиональных инженерных задач на основе экологического отношения к жизни.


Список литературы

1. Ермилов А.В., Мардахаев Л.В., Воленко О.И. Выделение профессионально значимых качеств бакалавра техносферной безопасности // Российский психологический журнал. 2020. № 2. C.73-81.
2. Карпов В.В. Формирование культуры безопасности у студентов направления подготовки «Техносферная безопасность» // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2019. №4. C. 74-78.
3. Сизякина В.М., Лопатухина, Т.А. Феномен функциональной грамотности в современной высшей школе // Научные ведомости БелГУ. Серия: Гуманитарные науки. 2019. №3. С. 463-472.
4. Mayolo-Deloisa K., Ramos-de-la-Pena A. M., Aguilar O. Research-based learning as a strategy for the integration of theory and practice and the development of disciplinary competencies in engineering // Int. journal on interactive design and manufacturing. 2019. №13. P. 1331-1340.
5. Nanni A. Allan L. PBL and the new ecological paradigm: fostering environmental awareness through project-based learning // Journal of Asia TEFL. 2020. №17. P. 1085-1092.


Расскажите о нас своим друзьям: