Методика преподавания языка | Филологический аспект: Методика преподавания языка и литературы Методика преподавания языка и литературы №06 (17) Ноябрь 2022 - Декабрь 2022

УДК 372.881.111.1

Дата публикации 31.12.2022

Взаимосвязь психофизиологических особенностей детей шестилетнего возраста и особенностей их обучения иностранному языку.

Золотко Татьяна Сергеевна
Институт экономики и права (филиал), ОУП ВО «АТиСО» в г. Севастополе, г. Севастополь, Россия, zolotkotanya@mail.ru

Аннотация: Статья представляет собой анализ трудов по психическому развитию детей шестилетнего возраста. Акцентируется внимание на раннем языковом развитии ребенка и предпочтении обучения иностранным языкам в связи с их психическими особенностями развития памяти, мышления, восприятия, воображения, внимания и речевого развития. Выделенные психологические особенности являются предпосылками к успешному овладению иностранным языком.
Ключевые слова: психофизиологические особенности, дети шестилетнего возраста, речевое развитие, память, мышление, восприятие, раннее языковое развитие.

The interconnection between the psychophysiological characteristics of six-year-old children and the peculiarities of their teaching a foreign language.

Zolotko Tatyana Sergeevna
Institute of Economics and Law, branch of the Academy of Labor and Social Relations, Sevastopol, Russia

Abstract: The article presents the analysis of works about the mental development of six-year-old children. Attention is focused on the early language development of the child and the preference for learning foreign languages in connection with their mental characteristics of memory, thinking, perception, imagination, attention and speech development. The highlighted psychological features are prerequisites for successful mastery of a foreign language.
Keywords: psychophysiological features, six-year-old children, speech development, memory, thinking, perception, early language development.

Правильная ссылка на статью
Золотко Т.С. Взаимосвязь психофизиологических особенностей детей шестилетнего возраста и особенностей их обучения иностранному языку // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. Сер.: Методика преподавания языка и литературы. 2022. № 06 (17). Режим доступа: https://scipress.ru/fam/articles/vzaimosvyaz-psikhofiziologicheskikh-osobennostej-detej-shestiletnego-vozrasta-i-osobennostej-ikh-obucheniya-inostrannomu-yazyku.html (Дата обращения: 31.12.2022)

Вопросы, связанные с обучением иностранному языку дошкольников, являются сегодня предметом широких дискуссий, т.к. раннее детство рассматривается специалистами как наиболее благоприятный период для овладения иностранным языком.

“Ребенок дошкольного возраста по своим особенностям способен к тому, чтобы начать какой-то новый цикл обучения, недоступный для него до этого” [7].

Чтобы грамотно организовать этот новый цикл обучения, педагог должен знать психофизиологические особенности детей шестилетнего возраста. Проанализируем память, мышление, восприятие, внимание, воображение и речевое развитие детей, интересуемого нас возраста.

В механизме памяти у шестилетнего ребенка преобладает непроизвольная память, при которой отсутствует сознательно поставленная цель. Ребенок легко и надолго запоминает то, что привлекло его своей яркостью, необычайностью, динамизмом, с чем он активно работал. Существенную роль при этом играет слово. Если предметы, c которыми встречается ребенок, называются, то он запоминает их лучше.

Но механизмы памяти шестилетнего ребенка не исчерпываются непроизвольным запоминанием. К этому этапу жизни в психике появляется важное новообразование - дети овладевают собственно мнемической деятельностью, у них возникает произвольная память. В исследовании З.М. Истоминой в памяти детей 3-7 лет выявлено 3 мнемических уровня её развития. Для первого уровня характерно отсутствие вычленения цели запоминать и припоминать; для второго - наличие данной цели, но без применения каких-либо способов, направленных на её осуществление, для третьего – наличие цели припоминать или запоминать и применение мнемических способов для осуществления этого.

Также детям шестилетнего возраста свойственна механическая память, способность к запоминанию лишь по ассоциациям. При этом отмечаются поразительные способности ребенка к бессмысленному воспроизведению какого-либо малопонятного текста. Однако шестилеткам доступны и элементы логического запоминания. Этот вид памяти проявляется обычно при запоминании понятного детям содержания. Так, установлено, что ребенок шести лет воспроизводит в среднем 4-8 хорошо знакомых слов и 1-2 – незнакомых [8].

Когда речь идет о памяти шестилетних детей и её формировании, то нельзя упускать из виду её особенности, связанные с полом ребенка. Установлено, что у девочек значительно быстрее осуществляется развитие функций левого полушария, которое ответственно за словесно – логическую и произвольную память, рациональное мышление, положительные эмоции. У мальчиков более действенным является правое полушарие, реализующее непроизвольную память, образную память, иррациональную мыслительную деятельность, отрицательные эмоции.

Основные виды внимания шестилетнего ребенка – непроизвольное и произвольное. Когда ребенок руководствуется быстро проходящими интересами, когда его внимание сосредотачивается то на одно, то на другом предмете, мы говорим о непроизвольном внимании. Такое невольное внимание, возникающее без сознательно поставленной цели, преобладает у шестилетнего ребенка.

Однако к данному возрасту появляются зачатки произвольного, активного внимания, связанного с сознательно поставленной целью, с волевым усилием. Его возникновение – важное новообразование в психики ребенка. Произвольное внимание не появляется само собой из непроизвольного, но лишь в ходе взаимодействия ребенка и взрослого. Cчитается, что постепенно, в связи с усложнением деятельности и их продвижением в общем умственном развитии, внимание приобретает большую устойчивость. Для этого необходимо использовать на занятиях элементы игры, разные виды наглядности, которые позволяют поддерживать внимание детей на достаточно высоком уровне.

В развитии произвольного внимания решающую роль также играет речь. Взрослый организует при помощи словесных инструкций внимание ребенка на предстоящей деятельности. Педагогу важно знать, что произвольное и непроизвольное внимание тесно взаимосвязаны и порой сочетаются, и образуют послепроизвольное внимание. Этот вид внимания имеет очень большое значение для обучения шестилетних детей. Например, ребенок должен собрать из конструктора самолет. В начале ему трудно сосредоточиться на выполнении задания, но затем оно его увлекает, и ребенка уже не оторвать.

Свойства внимания детей шестилетнего возраста также имеют некоторые характерные особенности. При организации учебной деятельности дошкольников следует учитывать эти особенности. Например, устойчивость внимания развита еще достаточно слабо. Установлено, что шестилетние дети способны активно и продуктивно заниматься одним и тем же делом не более 10-15 минут. Е.Н. Нельзина утверждает, что длительность сохранения устойчивого внимания детей обеспечивает деятельность, в содержание которой входят наглядные изображения эмоционально притягательных и известных детям объектов и явлений [10].

Объем внимания ребенка к шести годам значительно увеличивается. Он может одновременно воспринимать не один предмет, как это было в 4-5 лет, а даже три и с достаточной полнотой, детализацией.

Слабо развиты у шестилетних детей такие свойства внимания, как распределение и переключение. Дети анализируемого возраста отличаются отвлекаемостью от деятельности, трудностью сосредоточиться на чем-то малоинтересном.

Воображение шестилетнего ребенка проявляется особенно ярко по сравнению с предшествующими годами. Образам воображения в этом возрасте присущи особая яркость, наглядность, подвижность и изменчивость.

Воображение шестилеток часто носит воссоздающий (репродуктивный) характер. Оно помогает представить то, о чем говорит учитель, что написано в книге, но чего еще не было в непосредственном опыте, памяти ребенка.

Отход же детского фантазирования от действительности заключается в том, что ребенок, как отмечал Л. С. Выготский, “не знает основных закономерностей объективной действительности и потому легко нарушает жизненную реальность. И видимое богатство детской фантазии является, в действительности, проявлением скорее слабости критической мысли, чем силы его воображения” [5].

Немаловажное значение имеет восприятие. Именно в 6 лет происходит переход от смешанного, фрагментарного восприятия к “расчлененному, осмысленному, категориальному отражению вещей, событий, явлений в их пространственных, временных, причинных связях” [3]. В восприятии детей шестилетнего возраста все большее значение приобретают пространственные, временные и количественные признаки и отношения между воспринимаемыми детьми событиями и вещами.

Однако высшей ступенью человеческого познания является мышление. Рассмотрим, что характерно для мышления шестилетних детей. Мышление ребенка связано с его знаниями. К 6 годам его умственный кругозор уже достаточно велик. Выделены две противоречивые тенденции относительно мыслительной деятельности детей дошкольного возраста [12].

Первая – в процессе мыслительной деятельности происходит расширение объема и углубление четких, ясных знаний об окружающем мире.

Вторая – в процессе мыслительной деятельности возникает и растет круг неопределенных знаний, выступающих в форме догадок, предположений, вопросов. Эти развивающиеся знания являются мощным стимулятором умственной активной деятельности детей.

В ходе взаимодействия этих тенденций неопределенность знаний уменьшается – они уточняются и переходят в определенные знания.

У ребенка шести лет можно выделить те же формы мыслительной деятельности, что и у взрослого: наглядно – действенную, наглядно – образную и словесно – логическую.

Наглядно-действенное мышление, осуществляемое путем реального действия с предметами, связанное с предметной деятельностью и направленное на ее обслуживание, является первичным и появляется в раннем возрасте. Но шестилетний ребенок может прибегать к нему, если перед ним встает задача, для решения которой у него нет опыта и знаний, либо их крайне мало.

Наиболее же часто им используется образное мышление, когда ребенок для решения задачи оперирует уже не самими предметами, а их образами. Сам факт возникновения образного мышления очень важен, так как при этом мышление отделяется от практических действий и непосредственной ситуации и выступает как самостоятельный процесс. Развитию образного мышления способствуют, наряду с учебной, и другие виды деятельности (рисование, лепка, слушание сказок, драматизация, конструирование).

К шести годам ребенок использует и словесно-логическое, или, как его еще называют, понятийное мышление.

Теснейшим образом с мышлением ребенка дошкольного возраста связано его речевое развитие. Шесть лет – период чрезвычайно интенсивного его развития. Именно поэтому шестилетний возраст – наиболее благоприятный и оптимальный для обучения ребенка иноязычной речи, и важно, не упустить и воспользоваться преимуществами этого сензитивного периода. Как советские (Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн), так и зарубежные психологи (Дж.Брунер, В.Пенфильд, Б.Уайт), утверждают, что ребенок овладевает иностранным языком легче, чем взрослый. Длительность сензитивного периода разными авторами характеризуется по-разному: Пенфильд и Робертс определяют его с 4 до 8 лет, Элиот – с 1,5 до 7 лет. Физиологи считают, что “существуют биологические часы мозга, так же, как существуют этапы развития желез внутренней секреции ребенка” [1], поэтому важно учитывать расписание развития больших полушарий мозга.

 Установлено, что “к пяти годам система родного языка уже достаточно хорошо освоена, и к новому языку ребенок относится уже сознательно; к шести годам у детей уже сложилась первичная, неполная абстракция, доступная им без специального обучения” [4]. Специалисты отмечают чуткость детей к языковым явлениям, которая проявляется в их способности понимать и употреблять новые слова родного языка, их формы и сочетания по аналогии с ранее усвоенными словами, формами и их сочетаниями. Педагогу, работающему с шестилетними детьми, важно использовать “это чутье языка”, не дать ему “притупиться” в ходе овладения родным языком. Ребенок данного возраста – специалист в овладении речью. Экспериментальные исследования указывают на то, что после девяти лет у ребенка утрачивается гибкость речевого механизма. “Мозг ребенка имеет специализированную способность к языку. Но она утрачивается с возрастом” [9].

Быстрота и прочность запоминания иноязычного материала в дошкольном возрасте объясняется наличием явления “импринтинга” – впечатывание материала языка в сознание при условии наличия необходимой мотивации и стимула. Психологи определяют время, возможное для импринтинга, до 8 лет [6]. Установлено также [14], что ребенок овладевает вторым языком легче в условиях жизненно важного общения, источником которого для данного возраста является обучающая игра. Не нужно забывать, что игровая деятельность является ведущей для ребенка от 3 до 6 лет.

Т.В. Ахутина советует обратить внимание “на врожденную речевую функцию ребенка, которая синтезирует все необходимые психические свойства для обработки речевого потока, распознавания в нем языковых закономерностей, систематизации и выработке способов словотворчества” [1]. Деятельность речевой функции ограничена во времени. Очень трудно сказать, когда она начинает свою работу. Первое лепетание младенца уже считается ее деятельностью. Основное назначение способности заговорить состоит в жизнеобеспечении растущего организма, адаптировании, приспособлении к среде, которая начинает воздействовать на ребенка. Речевая функция не может развиваться без речевой среды. Именно благодаря речевой функции ребенок имеет возможность овладения несколькими языками, не смешивая их друг с другом, т.к. с одной стороны, речевая функция носит общенациональный, общеязыковой характер, с другой – для каждой языковой среды у ребенка возникает устойчивая языковая установка, позволяющая ему не путать разные языки и средства их выражения. Таким образом, речевая функция позволяет овладевать языками в том случае, если они необходимы для обеспечения его жизнедеятельности в окружающей среде.

По истечении какого-то времени ребенок хорошо усваивает речь, общается с окружающими его людьми, удовлетворяет свои потребности, и речевая функция прекращает свою работу. Это происходит к 9-10 годам. У ребенка остается новообразование – речь, речевой механизм, а функция, с ее генетической предопределенностью, теряет свою значимость. В силу угасания речевой функции становится невозможным уподоблять процесс обучения иностранному языку в более старшем возрасте процессу усвоения речи в раннем детстве. 

Развитие голосового аппарата шестилетнего ребенка дает ему возможности правильно произносить все звуки родного языка. Встречаются дети с дефектами в речи, не произносящие отдельные звуки, например, Л, Р, Ш, Ж и т. д. Причина – в недостаточной подвижности мускулатуры артикуляционного аппарата, неправильном произношении членов семьи и т.п.

Особое значение в шестилетнем возрасте приобретает развитие фонематического слуха – способности воспринимать на слух звуки речи, различать и обобщать их в словах как смыслоразличительные единицы. К шести годам на основе формирования тонких и дифференцированных звуковых образов слов и отдельных звуков ребенок начинает осваивать нормы произношения, заботиться о его правильности.

В этом возрасте дети уже подмечают значения, носителями которых в составе слова являются те или иные грамматические элементы (морфемы). В основе этого явления лежит ориентировка ребенка на звуковую форму слова, на звучание грамматических форм. Однако выделить эти морфемы из слова из слова дети затрудняются, а иногда и не могут.

К шести годам совершенствуется и синтетическая сторона речи ребенка. Если еще в среднем дошкольном возрасте преобладают простые предложения, то в 5-6 лет возрастает количество распространенных предложений с однородными членами, увеличивается объем простых и сложных предложений.

Итак, выделим наиболее важные психологические особенности детей шестилетнего возраста, которые являются предпосылками к успешному овладению иностранного языка, и, следовательно, на которые педагогу следует обязательно обращать внимание:

  1. способность целевого запоминания необходимой информации;
  2. формирование способностей к начальным формам абстракции, обобщения, умозаключения;
  3. интенсивное формирование познавательных потребностей в новых знаниях и способах умственной деятельности;
  4. появление способностей оценивать свои поступки, осознание того, что плохо и что хорошо;
  5. более высокий темп умственного развития детей дошкольного возраста по сравнению с более поздним возрастным периодом;
  6. начало формирования процесса логического мышления;
  7. развитие образного мышления и постепенный переход к понятийному мышлению;
  8. устойчивость внимания приобретает особую сензитивность к эмоционально значимым раздражителям;
  9. расширение и углубление содержательной, мыслительной деятельности детей.

Таким образом, зная ряд психологических особенностей, характерных для детей шестилетнего возраста, возможно оптимально использовать все преимущества этого наиболее благоприятного периода в обучении дошкольников иностранному языку.


Список литературы

1. Ахутина Т.В. Порождение речи - М.: Просвещение, 1989 - 58-61 с.
2. Бадулина Н.М. Раннее обучение иностранным языкам: Проблемы и пути их решения. URL: https://www.pedopyt.ru/categories/9/articles/1016 (дата публикации 25.12.2018)
3. Банталина Е.Ю. Об интегрированном обучении английскому языку в детском саду // Иностранные языки в школе. 2018. №6. с.44.
4. Бим И.Л., Биболетова М.З. Раннее обучение: “за” и “против” // Иностранные языки в школе. 1988. №5. с. 25
5. Выготский Л.С. Мышление и речь. Собрание сочинений. Т.2. - М. Просвещение, 1982. - 189 с.
6. Горлова Н.Д. Состояние методики раннего обучения иностранным языкам на пороге 3-го тысячелетия // Иностранные языки в школе. 2019. №5. с.11.
7. Конышева А. В. Игра в обучении иностранному языку. Теория и практика – М: ТетраСистемс, 2019. – 280 с.
8. Коростелев В.С. Обучение иноязычному общению на начальном этапе // Иностранные языки в школе. 2017. №1. с. 15
9. Негневицкая Е. И., Никитенко З. Н., Ленская Е. А. Обучение английскому языку детей 6 лет в 1 классе средней школы: Методические рекомендации: В 2 ч. — М.: Просвещение, 2002. — 300 с.
10. Нельзина Е.Н. Коммуникативное обучение дошкольников и младших школьников немецкому языку в процессе игры – драматизации сказочных сюжетов – Пермь, ПНИПУ, 2021. - 45 с.
11. Сысоев П. В., Евстигнеев М. Н. Методика обучения иностранному языку с использованием новых информационно-коммуникационных Интернет-технологий – М: Феникс, Глосса-Пресс, 2018. – 180 с.
12. Филатова Г.Е., Филатов В.М. Теория и практика раннего обучения иностранным языкам - Ростов-на-Дону., 1999. 158 с.
13. Чиркова Е.И. Внимание, невербалика! Невербальные средства коммуникации при обучении иностранному языку – М: КАРО, 2017. 272 с.
14. Шатилов С..Ф. Методика обучения немецкому языку - М.: Просвещение, 2002. с 33-58.
15. Щукин А.Н. Методы и технологии обучения иностранным языкам. – М: Икар, 2017. – 188 с.

Расскажите о нас своим друзьям: