Методика преподавания языка | Филологический аспект: Методика преподавания языка и литературы Методика преподавания языка и литературы №06 (17) Ноябрь 2022 - Декабрь 2022

УДК 811.161.1

Дата публикации 31.12.2022

К проблеме усвоения основных понятий и правил современной русской орфографии

Мондошова Венера Айтказиевна
ст.преп. Бишкекского Государственного Университета им. К.Карасаева

Аннотация: В данной статье описываются некоторые вопросы орфографической подготовки как компонента общего речевого и языкового развития, вопросы усвоения и применения орфографических правил и понятий, а также вопросы формирования навыков и умений грамотного письма. Дается описание системы основных понятий русской орфографии, которая способствует выработке навыков орфографической грамотности и развитию лингвистической активности учащихся на занятиях по русскому языку. Даны различные точки зрения и концепции известных ученых – методистов Н.Н. Алгазиной, Л.И.Разумовской, Н.С. Шаповалова, Л.А. Никитиной, Т.А. Ладыженской, М.Р. Львова и многие другие по вопросам выбора эффективных методов обучения в организации процесса работы над формированием орфографических навыков учащихся. Наиболее подробно даны основные понятия лингвистической терминологии: орфограмма, вариант орфограммы, нормы правописания и др. Дана характеристика и лингвистическая основа правил русской орфографии и описаны основные принципы орфографии (морфологический, фонетический, традиционный), лежащие в основе орфографической системы.
Ключевые слова: орфография, орфограмма, письмо, чтение, правило, усвоение, применение, речь, норма, принципы орфографии, эффективность.

On the problem of mastering the basic concepts and rules of modern Russian orthography

Mondoshova Venera Ajtkazievna
Senior lecturer at Bishkek State University named after K.Karasayev

Abstract: This article describes some issues of orthography training as a component of general speech and language development, the issues of mastering and applying spelling rules and concepts, as well as the formation of skills and abilities of literate writing. A description of the system of basic concepts of Russian orthography is given, which contributes to the development of orthography literacy skills and the development of linguistic activity of students in the Russian language classes. The article highlights various points of view and concepts on the choice of effective teaching methods in organizing the process of working on the formation of students' spelling skills of famous scientists - methodologists as: N.N. Algazina, L. I. Razumovskaya, N.S. Shapovalova, L.A. Nikitina, T.A. Ladyzhenskaya, M.R. Lvov and many others. The basic concepts of linguistic terminology are studied in details: orthogramm, orthogramm variant, spelling norms, etc. The characteristics and linguistic basis of the rules of Russian orthography are given, and the basic principles of orthography (morphological, phonetic, traditional) underlying the spelling system are also described.
Keywords: orthography, orthogramm, writing, reading, rule, assimilation, application, speech, norm, principles of orthography, efficiency.

Правильная ссылка на статью
Мондошова В.А. К проблеме усвоения основных понятий и правил современной русской орфографии // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. Сер.: Методика преподавания языка и литературы. 2022. № 06 (17). Режим доступа: https://scipress.ru/fam/articles/k-probleme-usvoeniya-osnovnykh-ponyatij-i-pravil-sovremennoj-russkoj-orfografii.html (Дата обращения: 31.12.2022)

Язык является средством общения, средством обмена мыслями между людьми. Письмо теснейшим образом связано с языком, является графической его формой, расширяющей возможности языкового общения. Поэтому привитие прочных навыков правильной письменной речи является одной из важнейших задач образования.

Орфографическая грамотность учащихся-это одна из актуальных проблем, стоящая перед современным образованием на протяжении всего ее исторического развития. Задача орфографии -сохранять единство написания слов. Выработка правил орфографии-задача очень сложная, т.к. с одной стороны, орфография должна учитывать звуковые закономерности языка, с другой - соответствовать морфологическому строю, и при этом именно орфография решает проблему максимального единообразия для удобства письменного обучения.

Недочёты в изучении орфографии русского языка не позволяют в достаточной мере выполнять одну из основных своих задач-выпускать вполне грамотных специалистов, твёрдо и сознательно владеющих русским языком. Чтобы выработать действенные меры по улучшению грамотности, необходимо, прежде всего, ясно представлять систему русской графики и систему современной русской орфографии, знать отступления от этой системы, которые мешают усвоению орфографических навыков. В связи с этим актуален вопрос выбора эффективных методов обучения, способствующих повышению орфографической грамотности и развитию лингвистической активности на занятиях по русскому языку.

Одна из главных причин низкой грамотности в нацеленности обучения на знание правил, а не на их применение; знание правил и умение их применять в практической деятельности – это далеко не одно и то же. Иногда навык отрабатывается путём проб и ошибок, но при этом учащиеся не получают ясного представления о том, какие операции и в какой последовательности должны быть произведены при применении орфографического правила. Благодаря достижениям языкознания и психологии в обучении правописанию, утвердилось направление, учитывающее языковую природу орфографических единиц, опирающиеся на принципы орфографии и на типы орфограмм. В центре обучения правописанию поставлено правило, его применение, то есть решение орфографической задачи.

Знакомство учащихся с основным  принципом русской орфографии как основной закономерностью письменной речи должно проходить красной линией в обучении орфографии, а не  сам принцип нагромождения большого количества правил без их привязки к главному ориентиру, которым и выступает ведущий принцип русской орфографии. О.В. Гневэк рассматривает орфографию как «особый вид учебной деятельности, имеющей свою особую структуру и компонентный состав» [1, 211].

Значит, центр тяжести должен быть перемещён на  достижения, заучивания правил в плоскость их пользования. Учащимся необходимо знать, как воспользоваться правилом и преподаватель должен дать ему ориентир, рекомендации, инструкции по применению правил и это опорная схема, алгоритм, таблицы, лингвистические тренажеры и т.д. В соответствии с практикой преподавания известно, что всегда есть учащиеся, которые, несмотря на знание правила, не могут применять его на практике в силу разных причин; поэтому научное сообщество в лице своих представителей, которыми выступают и ученые, и учителя, пытается обнаружить новые, более эффективные подходы в организации процесса работы над формированием орфографических навыков для полного достижения большим количеством учащихся [2]. Таким образом, так как наше правописание отражает в себе систему языка, то для формирования орфографической грамотности важны и фонетические знания, и знания по морфологии и синтаксису, и словарная работа; важно также, чтобы параллельно с орфографическими упражнениями шли и речевые упражнения.

Учитывая сугубо практическую направленность орфографии - формирование навыков грамотного письма, знания учащихся должны отражаться не столько в форме выученных наизусть правил и определений, сколько в овладении адекватными содержанию этих правил способами действия. Замечено, что количество правил (больше или меньше) само по себе не оказывает решающего воздействия на подготовку по орфографии. Для успешного усвоения правил русского языка и быстрого и безошибочного их применения учащийся должен овладеть обширной совокупностью общих умений и навыков. Выработка навыка сопровождается устранением лишних движений и операций или сливанием этих отдельных элементов в одно сложное действие, в силу этого, сознание сосредотачивается не на способах действия, а на его результатах. Так отдельные операции (двигательные, интеллектуальные) начинают осуществляться быстрее и улучшается самоконтроль [3].

По мнению психологов, развитие идет как развитие целого, а не одного какого-то компонента этого целого: «Сознание изменяется как целое, изменяя с каждым новым этапом свое внутреннее строение и связь частей, а не как сумма частичных изменений, происходящих в развитии каждой отдельной функции. Судьба каждой функциональной части в развитии сознания зависит от изменения целого, а не наоборот». [4, 215].

Орфографический навык создается в процессе длительных упражнений и основывается на более простых навыках и умениях, таких как: навык письма, умение анализировать слово с фонетической стороны, умение устанавливать морфемный состав слова и вычленять из слова орфограмму, требующую проверки; умение подвести орфограмму под соответствующее ей правило. Для проверки сформированности орфографического навыка М.Т.Баранов предлагает использовать творческие упражнения, которые предполагают использование языкового материала с изученной орфограммой: сочинения, изложения, свободные диктанты, творческие диктанты. [5, 65].

Было доказано, что успешность обучения правописанию зависит от того, насколько своевременно, глубоко и правильно осознает учащийся особенности слова как языковой структуры, т.е. «…чем выше общее развитие учащихся или студентов, тем успешнее идет овладение орфографическими навыками». [6, 290]. Существуют различные группы написаний, требующие и различных путей усвоения. Для одних из них важно осознание фонетических особенностей слова, для других необходимо знание грамматических, лексических и прочих языковых знаний, а формой, в которой эти задания зафиксированы, является орфографическое правило.

Орфографическая грамотность на всех этапах развития всегда была и остается очень важным компонентом подготовки учащихся по русскому языку. Теоретическую (лингвистическую) основу орфографических действий составляют знания по фонетике, словообразованию, морфологии, синтаксису. Минимум знаний по фонетике, словообразованию, морфологии, синтаксису, необходимый обучающимся для верного применения орфографических правил, определен программой по русскому языку.

Только в том случае, если учащиеся овладеют определенными знаниями, они смогут понять (осмыслить) лингвистическую основу орфографических правил. А это обстоятельство является необходимым условием того, чтобы учащиеся могли пользоваться орфографическими правилами в практике своего письма. Теоретическую основу орфографических действий составляют также специальные знания, касающиеся по орфографии, а именно: 1) обозначения звуков буквами; 2) раздельно, слитного и дефисного написания; 3) употребления прописных букв; 4) переноса слов с одной строки на другую.

Умение обнаружить (опознать, определить) орфограмму необходимо в ходе применения всех орфографических правил. Путь от правила к правилу приводит к дробности знания, мешает выработке ориентированной основы деятельности; путь от этапа к этапу способствует обогащению материала, его системному восприятию, предполагает наличие взаимосвязанных целей в ходе обучения, ориентируя систему упражнений и контроль на достижение этих целей, т.е. развитие, движется не от орфограммы к орфограмме, а от группы орфограмм к группе. Систематизация орфограмм проводится на почве значимых единиц языка – морфемы, слова, словосочетания. Так, например, системная и постоянная работа учащихся по проверке орфограмм на основе морфологического принципа способствует, по утверждению Н.Н. Алгазиной, усвоению состава слова, словообразования, обогащению словаря. [7, 36]. В этом случае удается выйти на семантический уровень – показать связь языковых явлений с графической формой их выражения в письменной речи.

Правила орфографии обеспечивают грамотное письмо, которое облегчает восприятие текста при чтении. Без правил орфографии процент письменного общения был бы значительно затруднён. Знание правил орфографии и умение их применять в ходе письма являются показателем не только культуры речи пишущего, то также общей культуры человека и свидетельствуют об отношении к изучаемому языку в целом.

Основными орфографическими единицами являются орфограммы. Более частные единицы, чем орфограммы, — опознавательные признаки орфограмм (их можно считать различительными, или, иначе, дифференциальными признаками орфограмм). Более крупные орфографические единицы — орфографические правила.

Орфограммой называется «то или иное написание в слове или между словами, которое может быть изображено разными графическими знаками (двумя-тремя), но из которых только один принят за правильный» [8, 4].

Орфограмма содержится не в каждом слове, не на любой границе слов. Ср. слова дом, лом, кум, шар и т.п., а также межсловные границы в словосочетаниях: сирень цветет, красивый олень и т.п. Здесь нет орфограмм. Только четыре орфограммы содержится в десятибуквенном слове перетянуть: п-р-т-ну-ь (орфограммы — на месте дефисов). Есть и другая точка зрения. Так, М. В. Панов в слове перетянуть все 10 букв считает орфограммами. [8, 239].

Орфографические ошибки неоднородны по своей природе. Их можно разделить на: 1) собственно орфографические («волнаваться», «рамантики», «чудестный» и др.); 2) графико-орфографические («жыр», «циган» и др.); 3) грамматико-орфографические («в бандероле», «к Наташи» и др. В последних случаях для выбора правильного написания недостаточно знать только орфографическое правило: при применении правила нужно опираться на грамматику. Поскольку, орфография и грамматика тесно взаимосвязаны, ошибки орфографические иногда называют грамматическими.

Выделение среди всех написанных букв таких букв, которые являются орфограммами, определяет границы орфографии и графики. Орфография как определенная система написаний, являющихся орфограммами, — это лишь часть письма. Письмо как система написаний распадается, таким образом, на два типа написаний: 1) написания, «управляемые» орфографией; 2) написания, «управляемые» графикой.

Понятие «вариант орфограммы» является принципиально важным. Особенно важно выделить и систематично представить варианты орфограмм при описании трудных случаев орфографии. Различают теоретические и практические орфограммы [9, с. 8-9].

Разграничение понятий «письмо» и «правописание» необходимо: смешение этих понятий может привести к смешению понятий «основной принцип письма» и «основной принцип правописания». Принцип (тип) письма определяется уровнем обозначаемых единиц звучащей речи.

Многие правила русской орфографии представляют собой текст – инструкцию, в которой сообщается, как нужно действовать и что необходимо знать, чтобы не ошибиться на письме при выборе верного написания. Но, чтобы эти инструкции понимать, надо хорошо знать все разделы лингвистики: фонетику, лексику, грамматику и др. Так как инструкция, содержащаяся в каждом правиле орфографии, лингвистическая, то она объясняет языковые (лингвистические) признаки (фонетические, лексические, грамматические и т.д.), от знания которых зависит правильный выбор того или иного написания.

Таким образом, изучение курса орфографии начинается с разъяснения системы основных понятий современной русской орфографии, так как становление грамотного письма невозможно без опоры на систему орфографических понятий, в которой каждое из понятий имеет свое особое место в формировании навыков орфографической грамотности учащихся.

При этом неизменной теоретической основой обучения орфографии выступает именно правило, в котором интегрируются все другие понятия современной русской орфографии. Так, без орфографической нормы, отраженной в орфографическом правиле, орфограмма остается лишь явлением письма, связанным с проблемой выбора написания, в то время как именно орфограмма является объектом приложения орфографического правила. Принципы орфографии также реализуются в системе конкретных орфографических правил, и каждый принцип орфографии объединяет свою группу правил. С помощью названных понятий учащиеся получают возможность от занятия к занятию свободно оперировать фактами письма: видеть орфограммы – квалифицировать их – находить опознавательные признаки – выбирать правило – применять правило (или его определенную часть) – делать окончательный выбор написания.

Таким образом, овладение орфографической нормой осуществляется в процессе усвоения теоретических сведений. Понятия орфографии (орфограмма, ее типы, виды, варианты; принципы правописания, правила орфографии) позволяют создать необходимый ориентировочный фонд деятельности учащегося, так как овладение любой деятельностью предполагает осознанное оперирование системой понятий данной деятельности.

Поскольку правила орфографии – это нормы правописания, значит, они составная часть системы языковых норм современного русского литературного языка и изучении каждой орфографической темы овладеваем, что надо знать  правила орфографии – а это владеть правописными нормами литературного языка. В результате такой работы каждое правило орфографии осознается не только как понятие современной русской орфографии, но также и как понятие другого раздела лингвистики – культура речи.

Итак, на этапе ориентировки в системе орфографических понятий и понятий культуры речи складывается теоретическая база, обеспечивающая осмысление учащимися основ русского письма, закономерных отношений между звучащей речью и ее письменным изображением и формирование на этой основе прочных орфографических умений и навыков.

Разделы орфографии – это большие группы орфографических правил, связанные с разными видами трудностей передачи слов на письме. Каждый раздел орфографии характеризуется определёнными принципами, лежащими в основе орфографической системы. [10, 210-220]. Н.С. Рождественский в своей книге «Свойства русского правописания как основа методики его преподавания» доказывал необходимость «установить связь между отдельными написаниями, дав такие общие нормы, под которые отдельные правила подходили бы как части к целому» [11, 198].

Принципы орфографии – это закономерности, лежащие в основе всей орфографической системы русского языка. На принципах орфографии построены целые группы правил.

Первый раздел орфографии — написание значащих частей слова - основывается на морфологическом принципе, т.е. эти части слова (морфемы) пишутся единообразно, независимо от произношения. Например: а) воды, вода, водяной (корень вод пишется одинаково во всех словах, хотя произносится по - разному); б) берёзовый (суффикс -ов- пишется одинаково, несмотря на разницу в произношении); в) пожил, поехал, почитал (приставка по- пишется одинаково, хотя произносится по-разному) и т.д. В сравнительно редких случаях в русской орфографии имеются отступления от морфологического принципа. Причины этих отступлений следующие: 1)уступка произношению, т. е. введение написаний в той или иной мере фонетических, например правописание приставок -без, бес-; воз-, вос- и т.п. (бездарный — беспредельный, возделать — воскликнуть и т. п.); 2)некоторые особенности русской графики, в частности, своеобразие в употреблении букв о, ё, е после шипящих и ц (конём, но ключом, столом — домом, но кольцом — пальцем); 3)сохранение следов старинных чередований звуков, например: прикосновение — касательная; 4) смешение русских и старославянских написаний, например: растение, отрасль, но росток, росла; 5) стремление средствами орфографии дифференцировать значения слов-омонимов, например: поджог (существительное) — поджёг (глагол прошедшего времени).

Указанные отступления затрудняют усвоение орфографии, требуют специальных занятий. Но эти отдельные случаи не затеняют основного, морфологического принципа русского правописания. Морфологический принцип орфографии обусловливает важность работы над составом слова. Ни в коем случае нельзя ограничиваться анализом состава слова только при работе над соответствующей темой. Необходимо этот анализ систематически проводить на протяжении всего курса морфологии, в первую очередь при ознакомлении с суффиксами той или иной части речи. При грамматическом разборе тоже необходимо систематически работать над анализом состава слов, используя для этого в первую очередь слова, трудные для правописания.

Наряду с морфологическим действует и фонетический принцип, в соответствии с которым слова или их части пишутся так, как они произносятся. Например, приставки на з изменяются в зависимости от качества следующего за приставкой согласного: перед звонким согласным слышится и пишется в приставках буква з (без-, воз-, из-, низ-, раз-, роз-, чрез-, через-), а перед глухим согласным в этих же приставках слышится и пишется буква с, ср.: возразить - воскликнуть, избить - испить, низвергнуть - ниспослать и т.п. [10, 210-220]. Действием фонетического принципа объясняется и написание гласных о - ё после шипящих в суффиксах и окончаниях разных частей речи, где выбор соответствующего гласного зависит от ударения, ср.: клочок - ножичек, парчовый - кочевой, свечой - тучей и др.

Действует в орфографии также исторический, или традиционный принцип, по которому слова пишутся так, как они писались раньше. [10, 210-220].

Существует в современной орфографии и принцип дифференцированного написания (смысловой принцип), согласно которому слова пишутся в зависимости от их лексического значения, ср.: ожёг (глагол) и ожог (существительное), компания (группа людей) и кампания (какое-либо мероприятие) и т.д.

Таким образом, проблема орфографической грамотности выступает одной из главнейших проблем обучения русскому языку. Особое значение имеют выработка орфографических навыков, которые должны быть основаны на осмысленном использовании грамматических знаний, а также применение орфографических правил, которые предполагают активную мыслительную деятельность учащихся. В работе над формированием орфографических навыков у учащихся необходимо опираться на знание основных принципов орфографии, необходимых орфографических правил и норм, что приведёт к формированию соответствующих навыков и умений. Ощутимыми результаты работы по формированию орфографических навыков будут в том случае, если наряду с уже известными и апробированными приёмами будут использоваться новые, но не менее эффективные приёмы.


Список литературы

1. Гневэк О.В. Лингводидактические принципы формирования профессионально-орфографической компетенции студентов-филологов педагогических вузов // Мир науки. - М., 2015.
2. Шаповалова Н.С. Теоретические основы обучения орфографии (учебное пособие к спецкурсу).Переизд. -М.: Изд-во «Полиграфия», 2018.
3. Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе. - М.: Просвещ., 1992.
4. Выготский Л.С. Мышление и речь. // Собр.соч. – М., 1982.
5. Баранов М.Т., Ипполитова Н.А., Ладыженская Т.А., Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в школе. - М., 2001.
6. Душеева Г.А. Теоретические проблемы интенсивного обучения русскому языку. // Вестник БГУ, Б., - 2011, 2 (19).
7. Алгазина Н.Н. Методика изучения орфографических правил. - М.: Просвещ., 2003.
8. Баранов М. Т. Работа по орфографии в IV-VI классах (в связи с использованием учебников). //Русский язык в школе, М.,1980, № 3.
9. Разумовская М. М. Важнейшие проблемы обучения орфографии на современном этапе. // В книге: Обучение орфографии в восьмилетней школе. - М., 1974.
10. Бешенкова Е.В., Иванова О.Е. Аспектное описание русской орфографии.-М.: Издательский центр, «Азбуковник», 2018.
11. Рождественский Н. С. Свойства русского правописания как основа методики его преподавания. - М., 1960.


Расскажите о нас своим друзьям: