Методика преподавания языка | Филологический аспект: Методика преподавания языка и литературы Методика преподавания языка и литературы №05 (16) Сентябрь 2022 - Октябрь 2022

УДК 372.881.111.1

Дата публикации 31.10.2022

Возможные способы реализации интерактивных методов в процессе обучения курсантов образовательных организаций МВД России иностранному языку

Шашкова Валентина Николаевна
канд. филол. наук, доцент, профессор кафедры иностранных и русского языков, Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова, Россия, г. Орёл, valentina.shash@mail.ru

Аннотация: В статье рассмотрены отдельные интерактивные методы обучения курсантов образовательных организаций МВД России иностранному языку. На примере таких методов, как ситуационный анализ, парное чтение, мозговой штурм, обсуждение прочитанного или прослушанного посредством совместного обобщения и прогнозирования, с учётом профессионального наполнения каждого из заданий показаны возможности вовлечения всех обучаемых в коммуникативное взаимодействие.
Ключевые слова: интерактивные методы, ситуационный анализ, парное чтение, мозговой штурм, совместное обобщение и прогнозирование.

Possible ways of employing interactive methods in the process of teaching cadets of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia a foreign language

Shashkova Valentina Nikolaevna
Cand. Sci. (Philology), associate professor, professor of the Chair of foreign and Russian languages, Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation named after V.V. Lukyanov, Russia, Orel

Abstract: The article considers selected interactive methods of teaching cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia a foreign language. As exemplified by such methods as situational analysis, pair reading, brainstorming, discussion of what was read or heard through collaborative generalization and conceptual foresight, taking into account the professional content of each of the tasks, the possibilities of involving all trainees in communicative interaction are shown.
Keywords: interactive methods, situational analysis, pair reading, brainstorming, collaborative generalization and conceptual foresight.

Правильная ссылка на статью
Шашкова В.Н. Возможные способы реализации интерактивных методов в процессе обучения курсантов образовательных организаций МВД России иностранному языку // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. Сер.: Методика преподавания языка и литературы. 2022. № 05 (16). Режим доступа: https://scipress.ru/fam/articles/vozmozhnye-sposoby-realizatsii-interaktivnykh-metodov-v-protsesse-obucheniya-kursantov-obrazovatelnykh-organizatsij-mvd-rossii-inostrannomu-yazyku.html (Дата обращения: 31.10.2022)

Интерактивность в преподавании иностранного языка справедливо считается фактором успешности его освоения. Та же сентенция применима и к процессу языковой подготовки курсантов ведомственных образовательных организаций системы МВД России. По справедливому замечанию О.Н. Шалимовой, курсанты «имеют потребность в изучении иностранного языка не только как обязательной дисциплины образовательной программы, но и как инструмента личностного развития, расширения кругозора и средства повышения эффективности своей профессиональной деятельности» [2, с. 288].

Сущность интерактивного обучения заключается в том, что все участники практического занятия по иностранному языку находятся во взаимодействии. Цель интерактивного обучения – создать особые условия, ведущие к вовлечению всех обучающихся в процесс коммуникативного взаимодействия, в котором участники могут влиять на мнения и позиции друг друга и внести свой вклад, установив взаимовыгодные отношения или договорившись о таковых [1, с. 83]. Все они активно участвуют в учебном процессе. Преподаватель выступает в роли помощника.

Высокая продуктивность и эффективность интерактивных методов в контексте подготовки будущих специалистов обосновывается их многофункциональностью. Внедрение интерактивных методов в совершенствование видов речевой деятельности, то есть чтения, аудирования, говорения и письма, предполагает подбор условно коммуникативных ситуаций, отражающих отдельные аспекты взаимодействия в профессиональной среде, или же тематически обусловленных высказываний и/или вопросов. Отобранная номенклатура ситуаций, случаев и вопросов может служить основанием для академической дискуссии на профессионально релевантные темы [3] или для обсуждения в рамках ситуационного анализа [4].

Одним из заданий, которое предлагается курсантам первого курса при изучении темы «Судебные системы стран изучаемого языка», является ознакомление с обстоятельствами дела, соотнесение его с типом судов, обладающим юрисдикцией для рассмотрения этого дела, а также определение наказания в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Так как тема проходится на 1-ом курсе изучения иностранного языка, возможны два сценария организации работы: дать возможность ознакомиться с описанием дела в виде задания на самоподготовку, подготовить монологическое высказывание, эксплицирующее тип суда на уровне судебной системы штата или на уровне федеральной судебной системы. Профессиональную ориентацию носит задание, предполагающее установление наказания за представленное в примере преступление в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации с последующим сравнением его с наказанием, назначенным соответствующим судом в США. Усложняющим компонентом может быть требование среди всех перечисленных дел выявить уголовные и определить наказание, соответствующее каждому преступлению в Уголовном кодексе Российской Федерации. На практическом занятии предполагается презентация самого дела, установление типа суда, обладающего соответствующей юрисдикцией для рассмотрения дела, констатация наказания, предусмотренного Уголовным кодексом Российской Федерации. В неподготовленную часть входит ознакомление с наказанием, вынесенным конкретным судом Соединённых Штатов Америки.

Работа с чтением и/или аудированием также может быть организована на интерактивной основе. Обратимся к примерам конкретных заданий. Так, предваряя работу с  печатным текстом или аудиотекстом на предварительном уровне можно предложить курсантам заполнить первый столбик таблицы:  

Таблица 1. Возможности развития умений аудирования у курсантов

What do we know?

What do we need to know?

What did we learn?

1. Crime scene search is conducted after a crime has been committed.

What should the first attending officer do at the crime scene?

The first attending officer should preserve the scene with as little disturbance of physical evidence as possible. The initial response to an incident shall be expeditious and methodical. Upon arrival the officer will first of all assess the scene and take efforts to preserve it.

2. Crime scene search is an important investigative action.

What other actions can it be coupled with?

Crime scene search is inextricably linked with such actions as providing safety procedures and securing the crime scene, securing and controlling persons at the crime scene, documentation of the evidence found at the crime scene, prioritizing the evidence, collection, preservation, packaging, transportation and submission of the evidence.

3. Crime scene search is carried out by the operative group.

What are other members of the operative group and what do they do at a crime scene?

The operative group consists of an investigator, an exhibit’s officer, an inspector of the CID, a divisional inspector, a medical expert, a bobby handler.

4. The operative group is headed by the search commander.

What are the major duties of the search commander at the crime scene?

The search commander directs the crime scene search. He analy­ses the situation and tries to reconstruct the happening.

Первый столбик содержит фактологическую информацию обобщённого характера, которую обучаемые получили на специальных дисциплинах. Предложенный образец не является трафаретным вариантом. Он просто демонстрирует возможные варианты утверждений, которые предлагались курсантами при прохождении данной темы.

Вопрос во втором столбике требует от курсантов осмысления первого утверждения, оценки его важности и выявления собственных информационных лакун. С точки зрения владения языком, задание нацелено на развитие навыка быстрой и правильной постановки вопроса в ситуации профессионального общения. 

Стадия накопления материала предполагает работу с текстовыми источниками. Здесь возможны варианты организации работы: чтение учебного текста с ориентацией на ответы на вопросы; чтение учебного текста с целью ответов на вопросы, а также самостоятельный поиск ответов на поставленные вопросы с использованием Интернет-ресурсов. Если курсанты хорошо знакомы с техникой такой работы, можно попросить их самостоятельно проработать материалы во время самоподготовки и найти ответы на вопросы, заполнив таблицу, что позволит выйти на уровень продуктивного высказывания при сравнении полученных данных, ранжировании и группировке на стадии закрепления материала.

Ещё одно задание, интерактивность которому обеспечивает командная работа, реализуется двумя тематическими областями, по одной для каждой команды. Например, одна команда получает референтную область «Crime Investigation», вторая – «Crime Scene Search». Задача состоит в том, чтобы последовательно предлагать номинативные единицы, относящиеся к семантическому полю, денотативно отнесённому к указанной референтной области. 

Ещё одной разновидностью работы над развитием коммуникативных умений является задание на парное чтение. Эта техника используется для того, чтобы пары курсантов внимательно прочитали текст для понимания основного содержания и деталей. Парное чтение позволяет курсанту сопоставить свою позицию по проблемному вопросу с позициями других участников учебной группы. Метод парного чтения основан на решении интеллектуально-познавательных задач и предназначен для развития различных видов логических операций.

На этапе подготовки к практическому занятию, на котором планируется использование метода парного чтения, нужно выбрать информативный текст разумного объёма. В тексте должны быть короткие, но семантически ёмкие абзацы.

На самом занятии сначала важно продемонстрировать процедуру. Первым этапом является чтение отрывка вслух и изложение средствами английского языка его краткого содержания. Даже в коротком тексте курсант должен уметь вычленять смысловые вехи, отделять главную информацию от второстепенной.

Второй этап – это формулировка двух вопросов по содержанию прочитанного. Важно объяснить курсантам, что вопросы необходимо формулировать для того, чтобы узнать чужую позицию по рассматриваемому вопросу или чтобы получить больше информации по изложенному делу.

На втором этапе проявляется собственно интерактивный характер процедуры: один курсант резюмирует содержание прочитанного, второй должен задать уточняющие вопросы и выразить своё мнение: согласиться с изложенным, не согласиться с представленной в резюме точкой зрения. Поощряется использование вариативных дискурсивных процедур: курсант может дать пример изложенному, провести сравнение с чем-либо. Смена ролей происходит после каждого абзаца. Это ещё раз подчёркивает важность отбора и редактирования текста для использования метода парного чтения.

Ещё один способ интерактивного проведения занятий по дисциплине «Иностранный язык» предложен зарубежными авторами Аланом Кроуфордом, Венди Сол, Самюэлем Р. Мартинсом и Джеймсом Макинстером и называется «линия ценностей» [5, с. 34]. Линия ценностей – это совместная учебная деятельность, которая рекомендуется для активизации коммуникативного взаимодействия по вопросам, на которые могут быть разные ответы (то есть степени согласия и несогласия с первичным утверждением или вопросом могут разниться). Признание чужой точки зрения и уважение к различиям во мнениях является полезным умением, необходимым для установления мотивов преступников, для сопоставления различных версий произошедшего в ходе расследования и т.д. Линия ценностей предназначена для того, чтобы помочь обучающимся обратить внимание на проблему и принять собственное мнение по вопросу, сумев подобрать весомые аргументы в защиту своей позиции.

Для выполнения этого задания требуется не менее 6 участников. Бюджет академического времени, отводимого на выполнение задания в формате «линия ценностей», в среднем составляет 25–30 минут.

Преподаватель задает вопрос всей аудитории. Это должен быть такой вопрос, по которому мнения могут варьироваться от решительного «да» до решительного «нет». Такой вопрос может звучать так: «A Death Penalty or a Moratorium?» (Смертная казнь или мораторий?) или «Is a lineup or DNA profiling a better method of identification in police investigation?» (Что является более эффективным методом идентификации в полицейском расследовании: опознание или ДНК-профилирование?)  

Каждый обучающийся рассматривает вопрос самостоятельно и может записать свои ответы. В этом случае разрешается использование словарей для облегчения формулирования мнения и аргументов на английском языке.

Два курсанта, выбравшие полярные точки зрения, занимают позиции в противоположных концах аудитории. Каждый из них высказывает крайнюю позицию по предложенному вопросу. Далее преподаватель просит курсантов занять свои места вдоль воображаемой линии между двумя крайними позициями в зависимости от того, с каким полюсом аргументации они больше согласны.

Преподаватель предлагает обучающимся обсудить друг с другом их ответы на вопрос, чтобы убедиться, что они стоят среди людей, разделяющих их позицию. Допускается перемещение курсантов по так называемой «линии ценностей». Основная цель в этом случае – выстроиться таким образом, чтобы оглашаемые позиции и аргументы в их защиту были представлены по принципу градации.

Метод мозгового штурма не является новым, однако он однозначно относится к интерактивным и может дать очень интересные результаты.

Правило мозгового штурма состоит в том, чтобы обдумывать множество идей, думать о разных идеях и отложить суждение до тех пор, пока курсанты не выдвинут много различных идей. Необходимо понимать, что не все идеи, к которым придут курсанты, будут одинаково полезны, но при обдумывании множества различных идей, они могут сформулировать некоторые ценные суждения и выделить их среди менее важных.

Мозговой штурм может проводиться индивидуально, парами, небольшими группами или целой учебной группой. При этом в зависимости от целей занятия можно давать разным мини-группам одну и ту же проблему для обсуждения или разные проблемы.

Мозговой штурм должен быть проведен в течение 10 минут или за меньший временной период. Именно временные ограничения в этом случае являются индикаторами сформированности лексических навыков по теме, так как позволяют не только подумать об ответах, но и сформулировать их с учётом парадигматических связей в языковой системе и избирательности языковых средств, используемых для описания конкретной референтной области.

Мы продемонстрировали возможности интерактивной организации практических занятий по дисциплине «Иностранный язык» на примерах отдельных методов. Общей рекомендацией при этом является реализация принципа интерактивности в обучении иностранному языку через совокупность средств, эксплицирующих коммуникативные потребности обучающихся, а также с использованием предлагаемых методов, нацеленных на формирование иноязычной коммуникативной компетенции в профессиональной сфере.


Список литературы

1. Еловская С.В., Черняева Т.Н. Интерактивное обучение в высшем образовании // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2019. Т. 8, вып. 1 (29). С. 83–87.
2. Шалимова O.H. Эффективность профессионально-ориентированной технологии обучения как средства формирования общекультурных компетенций курсантов в ведомственных образовательных организациях России // Ученые записки Орловского государственного университета. 2020. № 2(87). С. 285–288.
3. Шашкова В.Н. Использование технологии «академическая дискуссия» на практических занятиях по английскому языку с курсантами и слушателями образовательных организаций МВД России // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2021. Т. 6. № 4. С. 714–720.
4. Шашкова В.Н. Отдельные аспекты применения кейс-метода в образовательном процессе // Сборник избранных статей по материалам научных конференций ГНИИ "Нацразвитие" : Материалы конференций ГНИИ «НАЦРАЗВИТИЕ», Санкт-Петербург, 25–30 апреля 2019 года. – Санкт-Петербург: Частное научно-образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Гуманитарный национальный исследовательский институт «НАЦРАЗВИТИЕ», 2019. С. 98–100.
5. Crawford A., Saul W. E., Mattews S., Makinster J. Teaching and Learning Strategies for the Thinking Classroom. New York : The International Debate Education Association, 2005. 244 p.

Расскажите о нас своим друзьям: