Методика преподавания языка | Филологический аспект: Методика преподавания языка и литературы Методика преподавания языка и литературы №06 (17) Ноябрь 2022 - Декабрь 2022

УДК 372.881.1

Дата публикации 08.12.2022

Подготовка к сдаче экзамена IELTS (по модулю Speaking)

Исупова Марина Михайловна
канд. филол. наук, доцент кафедры английского языка № 1, Дипломатическая академия МИД России, РФ, г. Москва, mmi1804@yandex.ru

Аннотация: Статья посвящена подготовке к устной части IELTS, экзамену по английскому языку, который является одним из самых распространенных в мире. Автор подробно раскрывает содержание всех частей, особенности проведения и оценивания устного экзамена. В статье приводится ряд упражнений, которые могут помочь кандидатам подготовиться к экзамену. Автор рекомендует широко использовать аудирование и чтение во время подготовки. Также в данной статье анализируется учебники и сборники упражнений ряда зарубежных издательств по подготовке к экзамену.
Ключевые слова: международный экзамен, подготовка к экзамену, IELTS, упражнение, система упражнений, тестирование

Isupova Marina Mikhailovna
Cand. Sci (Philology) Assistant professor Of English language chair № 1 Diplomatic Academy of Russia’s Foreign Ministry

Abstract: The article is devoted to the preparation for the oral part of IELTS, one of the most common English language exams in the world. The author reveals in detail the content of all parts of the exam, the conduct and the evaluation of the oral exam. The article provides a number of exercises that can help candidates prepare for the exam. The author recommends extensive use of listening and reading during preparation. The article also gives an outlook of textbooks from a number of foreign publishing houses on preparing for the exam.
Keywords: international exam, exam preparation, IELTS, exercise, exercise system, testing

Правильная ссылка на статью
Исупова М.М. Подготовка к сдаче экзамена IELTS (по модулю Speaking) // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. Сер.: Методика преподавания языка и литературы. 2022. № 06 (17). Режим доступа: https://scipress.ru/fam/articles/podgotovka-k-sdache-ekzamena-ielts-po-modulyu-speaking.html (Дата обращения: 08.12.2022)

Актуальность исследования. Международные экзамены по иностранным языкам, и по английскому языку в частности, приобретают все большую известность. Для одних сертификат сдачи IELTS необходим для обучения или трудоустройства за границей, для других – как стимул для совершенствования знаний английского языка, для третьих сертификат нужен для повышения по карьерной службе.

Целью данной статьи является анализ основных методов и техник повышения качества говорения на английском языке, а также разработка рекомендаций по подготовке к сдаче экзамена IELTS по модулю Speaking.

Задачи исследования:  анализ учебной литературы, анализ трех частей  IELTS Speaking, анализ подготовки к экзамену, анализ системы упражнений для подготовки к экзамену.

Методы исследования: анализ и сравнение педагогической литературы, моделирование ситуаций общения, обобщение педагогического опыта.

Степень научной разработанности проблемы. Отдельные разработки анализируемой проблемы содержатся в работах Л.К. Байрамовой, И.К. Бекасова, О.Б. Бессерт, А.В. Войновой, Н.Д. Гальсковой, Н.Д. Гез, Н.Ф. Коряковцевой, Р.П. Мильруд, Г.Н. Салтовской, Г.В. Юргишиной, Е.Н. Солововой, А.В. Хуторского, С.К.Фоломкиной, О.В. Чичковой.

Но несмотря на это, осуществленный нами анализ имеющихся научных публикаций, отражающих вопросы подготовки к сдаче экзамена IELTS (по модулю Speaking), позволяет сделать вывод о недостаточности научной разработанности темы и практического отсутствия обобщающих работ в этой области.

Существуют как британские группы экзаменов,  так и американские экзамены на знание английского языка. В данной статье остановимся на британском экзамене IELTS и подготовке к нему.

IELTS Speaking – самая короткая (длительность до 16 минут) часть данного экзамена. Устная часть – интервью наедине с экзаменатором. В период сдачи экзамена ведется аудиозапись интервью. Экзаменатор не ставит оценок, он просто спрашивает экзаменуемых и делает организационные пометки.  IELTS Speaking Band Score представляет собой результат подсчета среднего балла из оценок нескольких специалистов на основе аудиозаписи интервью.

В устной части IELTS имеются 4 критерия оценки:

Fluency and Coherence, который оценивает насколько бегло и связно говорит человек. Высокий балл получает тот, речи которого свойственна естественная  скорость без заметных долгих пауз. Кроме того, на оценивание влияет наличие вводных фраз и логика изложения.

Lexical Resource. По данному критерию оценивают разнообразие используемой лексики, словарный запас. На балл влияет количество употребляемых слов.

Grammatical Range and Accuracy. Оценивают отсутствие грамматических ошибок и умение применять грамматику английского языка. На количество баллов влияют количество грамматических ошибок, употребление разных времен глаголов, применение сослагательного наклонения   и т.д. [1]

Pronunciation. Оценивается произношение экзаменуемого. По официальным критериям высокий балл может получить тот, кто легко понимаем, не делает ошибок и вариативен в произношении.

К популярным учебным материалам, рекомендованным для подготовки к экзамену, относятся учебные материалы, предлагаемые издательством Cambridge Press. Книги данного издательства можно разделить на три большие категории:

1. Учебники, которые охватывают все модули (Listening, Reading, Writing, Speaking): The Official Cambridge Guide to IELTS,  Complete IELTS,  New Insight into IELTS,  Objective IELTS.

2. Учебная литература, посвященная конкретным модулям или навыкам:  Speaking for IELTS,  Grammar for IELTS,  Vocabulary for IELTS.

3. Сборник типовых тестов: например,  IELTS 14 Academic,  IELTS 14 General Training

К преимуществам учебников издательства Cambridge Press относятся четкая структура, соответствие представленных учебных материалов стандартам экзамена, регулярное обновления изданий, релевантные тестовые задания, большое количество упражнений на отработку навыков, а также возможность выбрать аспект (модуль) для дополнительной и детальной проработки [5].

Macmillan – еще одно крупное издательство учебной литературы, которое выпускает свою линейку материалов для подготовки к IELTS Academic и General Training. Особенностью учебников данного издательства является их четкое разделение на аспекты и уровни:

1. Macmillan представляет серию “Improve your Skills” с различными уровнями сложности:   Improve your IELTS Skills 4.5–6.0;  Improve your IELTS Skills 6.0–7.5;  Improve your Skills for Advanced

2. Кроме того, издательство предлагает учебную литературу для поэтапной подготовки:  IELTS Introduction,  IELTS Foundation,  IELTS Graduation,  Focusing on IELTS.

В качестве положительных моментов учебных пособий Macmillan важно отметить возможности как для самостоятельной работы, так и для работы в аудитории. Представленная литература структурированно обобщает материал, в ней четко изложены основные аспекты теста. [2] Учебники Macmillan прекрасно подойдут для начинающих и для продолжающих изучение английского языка.

Обращаясь к теме полезных материалов, нам представляется важным отметить важность фоновых знаний, а также необходимость задействовать дополнительные «внешние» ресурсы при подготовке к форматному тесту IELTS. В качестве основных рекомендаций хотелось бы сделать отсылку к двум популярным сайтам: https://www.ted.com/ и https://www.vox.com/. Данные ресурсы представляют богатый видеоматериал для самостоятельного изучения, расширения словарного запаса и развития навыков аудирования. Кроме того, ресурс https://quizlet.com/ может быть активно использован при освоении вокабуляра по заданной тематике [3].

Непосредственно устный экзамены IELTS состоит из трёх частей.

Первая часть IELTS Speaking является “разминочной” представляет собой знакомство и краткое интервью. Экзаменатор представляется и просит представиться кандидата, затем задаёт несколько личных вопросов (например, Where do you live? Do you work or are you a student? Do you live in a house or an apartment?) и общих вопросов повседневной тематики (например, How important is singing in your culture?   How good is the public transport where you live?  What do most people do during their holidays in your country?)

Первая часть не предполагает длинных развёрнутых ответов, оптимальное высказывание – 3-5 предложений. Необходимо предостеречь студентов от заучивания подготовленных ответов наизусть – это сразу бросается в глаза и негативно отражается на  общей оценке.

Вторая часть IELTS Speaking  представляет собой монологическое высказывание на заданную тему. Рекомендуемая продолжительность высказывания – 2 минуты, минимальная – 1.5 минут. Желательно продолжать говорить, пока экзаменатор не остановит экзаменуемого, это обычно происходит после второй минуты монолога.

Кандидат получает карточку с заданием примерно такого вида:

Describe a book you have read or a film you have seen. You should say:

• what this book or film was

• when you saw or read it

• why you decided to read this book or saw this film

And say if you enjoy it and why.

В своём ответе необходимо  упомянуть все пункты задания. Последний пункт предполагает более развернутое мнение – если вы отвечаете на задание приведённое выше, надо подробно пояснить, почему вам понравилась/не понравилась книга или понравился/не понравился фильм.

Третья часть  IELTS Speaking – это двусторонняя дискуссия продолжительностью 3-4 минуты. Экзаменатор задаёт вопросы, тематически связанные с заданием второй части. Формулировка вопросов носит проблемный характер и побуждает кандидата высказывать и обосновывать своё мнение, соглашаться или опровергать озвученную точку зрения .

Если во второй части речь шла о книге, то вопросы третьей части могут выглядеть так:

1. Is reading as pleasurable in digital format?

2. Do you think bookshops will survive the digital revolution?

3. Do you agree that reading is not as popular as it used to be?

Экзаменатора интересует не точка зрения по данному вопросу, а словарный запас и грамматическая корректность, а также насколько логично строит ответ экзаменуемый, поэтому не  стоит тратить время на обдумывание ответа – нужно стараться говорить свободно, без перерывов, даже если ответ будет содержать прописные истины.

Представляется очень важным проинформировать студентов о важности пополнения словарного запаса и, прежде всего, Academic Vocabulary. Опыт подготовки студентов к сдаче экзамена IELTS показывает, что многие слова, которые входят в список слов Academic Word List, встречаются как в  текстах для чтения и в аудиотекстах для подготовки к экзамену, так и в экзаменационных текстах и аудиозаписях. Поэтому студены должны быть ознакомлены со списком Academic Word List, им необходимо прорабатывать эти слова в каждом виде работы над текстом, чтобы в последствии употреблять их в речи на устной части экзамена.

При подготовке к устной части экзамена огромную помощь оказывает аудирование: необходимо слушать англоязычные новости; прослушивать специальные аудиозаписи; находить адаптированные для тестов видео и аудио. Но наибольший уклон следует сделать в сторону специальных аудиоматериалов для подготовки к IELTS. Большую часть из них нетрудно скачать бесплатно. За символическую плату можно получить годовой абонемент на обширном интернет-портале, где выложена масса полезных файлов. Это безусловно поможет как для понимания речи экзаменатора, так и в подготовке возможной основы для ответа на устном экзамене. [4]

Чтение также является базой при подготовке к сдаче устного экзамена. Необходимо читать короткие информативные тексты по перспективным темам; составлять списки специфических слов и выражений для каждой темы; учиться улавливать смысл фраз без словаря, по знакомым словам, даже если некоторые непонятны [7]. Чем больше читать по-английски, тем лучше, но необходимо держаться ближе к тематике предстоящего экзамена.

Тренировать устную речь можно следующими способами: говорить по-английски  со знакомыми, друзьями, родственниками; выступать с речами перед зеркалом; при малейшей возможности вступать в телефонный разговор на английском; искать партнеров для разговора через Скайп, социальные сети, игровые сообщества. Английский изучает множество людей, которые рады хоть с кем-то поговорить [6].

Приносит большую пользу запись речи с последующим прослушиванием с целью анализа допущенных ошибок, которые нужно исправлять, и в следующий раз произнести ту же речь идеально.

Одним из упражнений для подготовки студентов к устной части экзамена может быть описание картинок. Например, картинка с изображением порванной книги. Обучающиеся строят свои предположения что произошло с книгой, с человеком, который читал эту книгу, с окружающей обстановкой. Здесь очень удобно использовать грамматические структуры Modal verbs with Perfect Infinitive в страдательном и действительном залогах. А затем перейти к обсуждению того, что может произойти дальше (разные способы передачи Future); и что бы говорящий сделал в такой ситуации (Subjunctive Mood).

После описания картинки необходимо обратиться к формулировке задания и уже на подготовленной платформе задавать вопросы о, например, библиотеке:

You are going to the library and now you’d like to know more information. In 1.5 minutes you are to ask five direct questions to find out about the following:

• location

• opening hours

• rules for readers

• fines

• services provided by the library

Данное задание можно предложить выполнить в парах. Студентов нужно предупредить, что ответ на каждый вопрос должен быть расширенным (примерно 2-3 предложения).

Закончить упражнение можно предложив студентам самим придумать обобщенные вопросы по теме “Books. Libraries. Reading”. Если это вызовет затруднение, можно предложить такие вопросы: 1. Who usually goes to libraries most often? Why?   2. Is a library a good or bad place for reading? Why?  3. Should the government open more public libraries?   4. Describe a library and a librarian of the future.    5. What should be done to make libraries more popular?

Выводы. Подготовку к экзамену IELTS по модулю Speaking необходимо рассматривать как составную часть комплексной  подготовки к экзамену вместе с такими модулями, как Reading и Listening. И если Reading и Listening являются источниками пополнения словарного запаса и, в частности, Academic Vocabulary, то Speaking может и должен продемонстрировать оперативное владение этим вокабуляром. Помощь в освоении словарного запаса и употреблении необходимых грамматических структур могут оказать как многочисленные материалы из учебных пособий зарубежных издательств, так и мастерство преподавателя, умело комбинирующего современные материалы со своим опытом.


Список литературы

1. Балуян С. Р. Из истории языковой тестологии: Тест TOEFL // Известия ЮФУ, Октябрь 2010, - С. 44–49.
2. Бахарлу, Хади. Из истории стандартизованных языковых тестов IELTS и TOEFL (на основе анализа соответствия теориям языкового тестирования) // Молодой ученый. — 2015. — № 8 (88). — С. 1089-1094.
3. Васильев А. А. Международный аспект развития национального исследовательского университета // Вестник Казанского технологического университета: Т. 14, № 11.- 2011. - С. 199-205.
4. Вернигорова, В. А. Целесообразность преподавания английского языка по системе IELTS в высших учебных заведениях России // Молодой ученый. — 2010. — № 12 (23). — Т. 2. — С. 95-100.
5. Маршунова Л. Д. Дополнительное образование в современном мире //Вестник Казанского технологического университета: Т. 14, № 11.- 2011. - С. 282 -288.
6. Сондор А. Г. Элементы игры при групповой подготовке к сдаче TOEFL iBT (Раздел Говорение) // Молодой ученый. — 2014. — № 18 (77). — С. 638-641
7. Хуснулина Р.Р., Гнилорыбова В.И. Проблемы теории и практики культуры иноязычной речи студентов технического вуза в условиях межкультурной коммуникации. // Вестник Казанского технологического университета: Т. 14, № 1. - 2011. - С. 315-317

Расскажите о нас своим друзьям: