Методика преподавания языка | Филологический аспект: Методика преподавания языка и литературы Методика преподавания языка и литературы №06 (17) Ноябрь 2022 - Декабрь 2022
УДК 81-23
Дата публикации 19.12.2022
Групповая работа на уроках русского языка как иностранного: современные методы и приёмы
Токина Анна Ивановна
канд. филол. наук, старший преподаватель кафедры русского языка как иностранного и методики его преподавания, Санкт-Петербургский государственный университет, РФ, г. Санкт-Петербург, anntokina@mail.ru
Усенко Ирина Юрьевна
канд. пед. наук, старший преподаватель кафедры русского языка как иностранного и методики его преподавания, Санкт-Петербургский государственный университет, РФ, г. Санкт-Петербург, airisu@yandex.ru
Аннотация: Необходимым условием создания интерактивности на уроках РКИ является групповая или командная работа. В той или иной форме групповую работу можно применять интуитивно, но максимально эффективным инструментом обучения этот вид работы может стать только при грамотной её организации. В статье рассматриваются методические принципы формирования групп, распределение ролей в группе, методы внутригрупповой работы.
Ключевые слова: русский язык как иностранный, групповая работа, командная работа, фасилитация, методы и технологии групповой работы
PhD in Philologe, Senior Teacher of the Department of Russian as a foreign language and its teaching methods, Saint-Petersburg State University, Russia, Saint-Petersburg
Ed. PhD, Senior Teacher of the Department of Russian as a foreign language and its teaching methods, Saint-Petersburg State University, Russia, Saint-Petersburg
Abstract: A necessary condition for creating interactivity in Russian as a foreign language lessons is group or teamwork. In one form or another, teamwork can be applied intuitively, but this type of work can become the most effective learning tool only with its competent organization. The article discusses the methodological principles of group formation, the distribution of roles in the group, methods of intra-group work.
Keywords: Russian as a foreign language, group work, teamwork, facilitation, methods and technologies of group work.
Токина А.И., Усенко И.Ю. Групповая работа на уроках русского языка как иностранного: современные методы и приёмы // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. Сер.: Методика преподавания языка и литературы. 2022. № 06 (17). Режим доступа: https://scipress.ru/fam/articles/gruppovaya-rabota-na-urokakh-russkogo-yazyka-kak-inostrannogo-sovremennye-metody-i-priyomy.html (Дата обращения: 19.12.2022)
Преподавание всегда было и остается творческим процессом, однако большую роль в эффективности обучения по-прежнему играют технологии. В настоящее время на первый план выходят интерактивные технологии. «Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс происходит в условиях постоянного, активного взаимодействия» [1, с.4]. Необходимым условием создания интерактивности на уроках РКИ является групповая или командная работа [2]. В той или иной форме групповую работу можно применять интуитивно, но максимально эффективным инструментом обучения этот вид работы может стать только при умелой её организации.
Фасилитация (от англ. «facilitate» – облегчать) – «профессиональная организация процесса групповой работы, направленная на прояснение и достижение группой поставленных целей» [3]. Процесс фасилитации приводит к повышению эффективности групповой работы, вовлеченности и заинтересованности участников, раскрытию их потенциала.
За рубежом технологии работы с большими и малыми группами разрабатываются, начиная с 60-х годов ХХ века, и широко применяются в течение последних нескольких десятилетий. На первом месте здесь находятся североамериканские и австралийские психологи. В России технологии фасилитации менее распространены. Аналитические исследования, посвященные методике групповой работы, относятся к разным отраслям знаний: менеджменту [4; 5], экономике [6], педагогике и методике обучения школьников [3; 7; 8], методике преподавания иностранных языков [9]. Таким образом, часть принципов и методов фасилитации уже адаптированы, а другие могут быть успешно адаптированы к процессу преподавания русского языка как иностранного. Рассмотрим основные вопросы методики групповой работы: формирование групп, распределение ролей в группе, отбор методов внутригрупповой работы.
Каким образом целесообразно формировать группы и выбирать лидера?
Традиционно принято выделять четыре типа учебных групп [8]:
А) Разнородные. В такие группы подбираются разные по уровню студенты, чтобы обеспечить баланс. Этот тип считается предпочтительным и наиболее распространенным, так как разные группы могут быть примерно равны между собой. На занятиях РКИ чаще всего студенты распределяются по группам именно таким образом.
Б) Случайные. Участники группы определяются по жребию или в соответствии с другими обстоятельствами (например, по месторасположению).
В) По интересам. Студенты сами распределяются по группам. Этот тип распределения можно использовать в рамках обучения РКИ при организации обсуждений, дискуссий, в которых каждому необходимо занять конкретную позицию.
Г) Однородные. Преподаватель объединяет в группы студентов по какому-либо определенному признаку. Этим признаком может быть степень их подготовленности: в первую группу входят сильные, во вторую – слабые, в третью – средние ученики. Такой принцип оправдан, если каждой из групп необходимо дать какую-либо посильную задачу [8]. Например, на занятиях РКИ при работе с текстом каждая из однородных групп может получить задание в соответствии со своим уровнем: слабая группа ищет в тексте ответы на поставленные вопросы; средняя группа формулирует свое мнение по поводу взаимоотношений героев; сильная группа дописывает продолжение истории, представленной в тексте. Однородный тип формирования групп в ряде случаев способствует вовлечению в работу слабых студентов – все участники группы приблизительно равны по уровню и должны проявлять активность для выполнения задания. В разнородной группе, напротив, сильный студент может подменить слабых или даже всю группу, сведя участие остальных в общем процессе до минимума. Безусловно, при отборе студентов в группы необходимо учитывать характер межличностных отношений между ними.
Как правило, в каждой из групп выбирается лидер, который представляет общие результаты работы. Для активизации студентов лидера целесообразно менять. Допустим, для групп запланированы 3 задания по аудиотексту. Группа выбирает лидера, который после первого задания представит всем результаты общей работы. Затем, перед вторым заданиям, группе предлагается лидера поменять, а перед третьим – поменять еще раз. Таким образом, все участники группы могут выступить в активной роли.
Как уместно распределять роли в группе?
Нередко студенты «выбирают себе роль» естественным образом, в соответствии со своими психологическими особенностями. Однако для эффективной групповой деятельности бывает целесообразно распределить роли между участниками. Предложим возможные варианты распределения ролей для дискуссионных групп [4]:
- «инициативный» старается с самого начала захватить инициативу и попытаться с помощью аргументов и эмоционального напора склонить большинство группы к поддержке его позиции;
- «спорщик» встречает «в штыки» любые выдвинутые предложения; его девиз – «Я спорю, потому что я спорю»;
- «соглашатель» выражает согласие с каждой высказанной точкой зрения;
- «оригинал» время от времени выдвигает какие-либо неожиданные предложения, иногда слабо связанные с обсуждаемой темой;
- «организатор» обеспечивает выявление позиций всех участников дискуссии, задает уточняющие вопросы, пытается подводить промежуточные итоги.
За каждой из предложенных ролей удобно закреплять определенные языковые и речевые средства, которые студенту необходимо употреблять. Например, «спорщик» использует разные варианты языковых средств выражения несогласия, «инициативный» – средства реализации интенции «предложение», «организатор» тренирует различные типы уточняющих вопросов и отрабатывает языковые средства подведения итогов и т.п. Соответствующие языковые средства можно записать на карточках и выдать студентам. В этом случае задание приобретает в большей степени условно-коммуникативный характер, чем коммуникативный, однако позволяет расширить речевой репертуар учащихся. Ведь нередко иностранцы даже на высоких уровнях выражают интенции однообразно, не владеют языковыми средствами, которые передают разные «оттенки официальности и вежливости».
Обратимся к интерактивным методам групповой работы. Термин «метод» используется нами в данном случае в общедидактическом значении как «совокупность способов взаимосвязанной деятельности преподавателей и учащихся, направленных на достижение целей образования, воспитания и развития учащихся» [10, с.177]. В литературе можно найти описание множества различных методов и приёмов, большинство из них разработаны за рубежом, некоторые частично дублируют друг друга [11].
Наиболее известным и распространенным является метод «Жужжание вместе», при котором студенты разворачиваются к 1-2 соседям и вместе отвечают на поставленный преподавателем вопрос.
При использовании метода «Круг голосов» участникам группы дается время на индивидуальное размышление; затем каждый высказывает по очереди свои мысли, при этом последующий должен кратко повторить основные мысли предыдущего и добавить свои, новые идеи. Этот метод возможен на продвинутом этапе обучения РКИ, он развивает умение переформулировать мысли собеседника, вариативно выражать одну и ту же идею, используя синонимические языковые средства.
На среднем этапе, с целью научить студентов четкой формулировке своих мыслей на неродном языке, можно использовать метод «ПОПС-формула» (позиция – обоснование – пример – следствие). Обучающийся занимает определенную позицию по заданному преподавателем вопросу или проблеме, обосновывает ее, приводит примеры, аргументы и подходит к выводу (следствию). Создатели «ПОПС-формулы» предлагают на первых этапах работы использовать в деятельности готовые фразы-конструкты, вспомогательные опорные слова, на которых говорящий может строить свой ответ. Соответственно, с помощью этого метода можно отработать языковые средства выражения указанных интенций. Этот метод помогает студентам прояснить свои мысли, а также сформулировать и представить свое мнение в четкой и сжатой форме.
Еще один метод «Пила» позволяет разбить для каждой группы общее задание на отдельные подтемы – «кусочки пазла», а при объединении результатов работы каждой группы «собирается общая картинка». Этот метод можно использовать при работе с текстом, а также – при повторении и закреплении пройденных грамматических тем: например, одна группа вспоминает правила употребления изученных глаголов движения; вторая группа составляет мини-рассказы по картинкам с использованием этих глаголов; третья группа составляет ситуативные диалоги. При работе с текстом по этому методу каждая из групп может получить только часть текста, и узнать об остальном его содержании из рассказов других студентов. Таким образом, разбивая задание на «кусочки пазла», преподаватель повышает мотивацию студентов, стимулирует их интерес.
В случае применения метода «Меняющиеся тройки» студенты формируют тройки с соседями по столу, обсуждают вопрос преподавателя, затем крайние студенты пересаживаются в соседние тройки, и в новом составе обсуждается следующий вопрос преподавателя. Этот метод может использоваться в интернациональных группах, для повышения мотивации студентов, чтобы каждый мог пообщаться на занятии с каждым.
Один из самых популярных и распространенных методов – «Мозговой штурм». Выделяют до 12 разновидностей этого метода [6]. Так, при «Обратном мозговом штурме» составляется наиболее полный список недостатков обсуждаемого явления, на объект «обрушивается» критика. При «Прямом мозговом штурме» сначала выявляются недостатки явления, среди них выделяются главные, а затем находятся пути их преодоления и устранения.
Актуальным для преподавания РКИ представляется метод «Мозгового штурма по круговой схеме», разработанный С. Каганом. В соответствии с этим методом, участники делятся на подгруппы по 3-5 человек, каждый из которых записывает на листе по 2-3 идеи. Затем в рамках подгруппы происходит обмен карточками. Записанные на них идеи развиваются другими участниками и дополняются новыми. В конце группа составляет сводный перечень всех идей, который выносится на общее обсуждение. В этом методе преимуществом является сочетание письменной и устной форм речевой деятельности. Подобный метод уместно применять на продвинутом этапе при обсуждении проблемных тем, которые требуют создания проекта решения проблемы. Например, по темам «Экологическая ситуация в моей стране», «Социальное расслоение общества» и т.п.
Интересные возможности на высоких уровнях обучения предоставляет метод «Мировое кафе» или «The World cafe», цель которого – организовать живое обсуждение, сфокусированную неформальную дискуссию [3; 7]. Ведущий объясняет правила, участники разбиваются на группы и рассаживаются за столы (можно провести в реальном кафе за столиками), выбирается «хозяин стола», который руководит процессом в каждой группе. Каждая группа получает по листу и ручке для записи идей. На листе написано название обсуждаемого вопроса. Все идеи принимаются без критики и записываются на лист. Далее группы меняются участниками, обсуждение проходит по второму и третьему кругу, в результате чего все студенты узнают идеи друг друга. Если использовать «аутентичную форму», этот метод можно применять для «выездного урока» после экскурсии. Например, после посещения музея-квартиры Достоевского предложить студентам обсудить, чем этот писатель интересен для иностранцев.
Наконец, обратимся к методу Уолта Диснея (другое название «Стулья Диснея») [5; 9]. Участники делятся на три группы: мечтатели, реалисты и критики. Каждая группа получает разъяснения по методу работы и правила игры. Участники группы мечтателей получают карточки или листы бумаги, на которых формулируют идеи. Затем эти идеи переходят в руки реалистов, а в заключение – в руки критиков, после чего происходит подведение итогов. Мечтатели задают себе вопросы: Чего мы хотим? Как это должно выглядеть? Почему мы хотим это сделать? Их девиз: Возможно всё! Реалисты: Как эта идея должна быть воплощена в жизнь? Что для этого нужно? Как мы узнаем, что цель достигнута? Что для этого нужно сделать? Когда и как мы будем работать? Их девиз: Предположим, что мечта осуществима! Критики: Какие идеи повлияют на окружение и как окружение повлияет на идею? Почему кто-то должен заинтересоваться этой идеей? Каковы риски в реализации предложений? Если один из шагов не осуществится, как это повлияет на всю идею/ее конечный результат? Их девиз: А вдруг появится проблема! Преимуществом этого метода является четкое распределение ролей на три типа, обмен идеями между студентами, а также – возможность отработать соответствующие речевые и грамматические средства.
Как сделать более интерактивным этап подведения итогов при групповой форме работы?
Нередко возникает трудности на этапе обсуждения группами результатов своей работы, поскольку студенты теряют внимание. Для повышения мотивации можно вводить элементы соревнования и оценивать баллами итоги работы каждой группы (группа, получившая наибольшее количество баллов, поощряется), предлагать одной группе искать грамматические ошибки в выступлениях по итогам других групп и снижать баллы, если ошибок не нашли.
Кроме того, на заключительном этапе полезно визуализировать общие результаты обсуждений/получившиеся проекты с помощью современных интернет-ресурсов, создав на электронной доске Padlet или Miro документ-схему итогов обсуждения с использованием текста, схем и графики. Если времени на занятии не остается, можно дать это задание студентам на дом.
Таким образом, групповая деятельность может быть очень вариативной, существует большое разнообразие методов и приемов групповой работы, большинство из которых являются междисциплинарными и используются в психологии, в менеджменте, в методиках школьного обучения и в обучении иностранным языкам. Многие методы групповой работы, приведенные выше, тесно связаны с игровыми технологиями [12].
Грамотная организация групповой работы помогает увеличить объем речевой деятельности учащихся, преодолеть боязнь допустить ошибку, снять «психологические барьеры», повысить мотивацию студентов, активизировать слабых учеников, при некоторых формах групповой работы создаются условия для многократного повторения языковых конструкций.
Мы привели в качестве примеров лишь те методы интерактивной групповой работы, которые были апробированы на занятиях по русскому как иностранному в группах филологического факультета СПбГУ и Центра дополнительных образовательных программа по русскому языку как иностранному СПбГУ, и представляются наиболее эффективными.
Возвращаясь к началу статьи, отметим, что обучение – творческий процесс, в котором у опытного педагога всегда имеется место вдохновению и интуиции. Тщательное освоение методов, технологий и приемов обучения составляют основу для педагогического творчества. По словам известного ученого-педагога В.П. Беспалько, «любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология – на науке. С искусства всё начинается, технологией заканчивается, чтобы затем все началось сначала» [13].
Список литературы
1. Ковалёва А.В. Интерактивные педагогические технологии при обучении иностранных учащихся лексике русского языка 13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания (русский язык как иностранный) [Электронный ресурс]: автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2015. URL: http://www1.pushkin.edu.ru/publ/elib/dissovet/833 (дата обращения: 02.12.2022).
2. Харлова Н.М. Использование интерактивных технологий при обучении русскому языку как иностранному// [Электронный ресурс]: методика: теория и практика преподавания. 2017. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-interaktivnyh-tehnologiy-pri-obuchenii-russkomu-yazyku-kak-inostrannomu/viewer (дата обращения: 02.12.2022).
3. Алексеева Н.В. Технология фасилитации «Мировое кафе»: возможности использования в учебном процессе средней школы//Наука и образование: новое время. Научно-методический журнал. №2 (3). Чебоксары, 2017. С.89-91. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29205725 (дата обращения: 02.12.2022).
4. Базаров Т. Ю. Психология управления персоналом. Теория и практика. Учебник для бакалавров. М., 2014. 380 с.
5. Платти А.М. Нестандартные методы мотивирования персонала: опыт зарубежных менеджеров//Экономика и управление в XXI веке: тенденции развития. Новосибирск: Общество с ограниченной ответственностью «Центр развития научного сотрудничества». 2016. №28-1. С.149-155.
6. Измаилова Э. А., Кузнецова Ю. А. Метод мозгового штурма// Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. 2013. № 2 (6). С. 32–35.
7. Ермаков Д.С. Применение методики «Мировое кафе» в педагогических исследованиях // [Электронный ресурс]: педагогика и просвещение. 2020. № 3. URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=33694 (дата обращения: 02.12.2022).
8. Уваров А.Ю. Групповая работа: кооперация в обучении. М., 2001. URL: https://www.uchmet.ru/library/material/2350857/608887/
9. Мартынова Т. А., Орлова Е. В. Использование стратегии Уолта Диснея в междисциплинарном обучении навыкам критического мышления и коммуникации на английском языке в вузе//Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов, 2020. Том 13. Выпуск 2. С. 289-294.
10. Щукин А.Н. Методика преподавания русского языка как иностранного: Учеб. пособие для вузов. М., 2003. 334 с.
11. Зайцев В.С. Педагогические технологии: элективный курс для подготовки бакалавров и магистров. В 2-х книгах. Книга 1. Челябинск, 2012. 424 с.
12. Тихоненко Е.В. Игровые технологии на занятиях по русскому языку как иностранному: методический аспект // Технологии обучения русскому языку как иностранному и диагностика речевого развития: материалы ХIX Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 21-22 нояб. 2017 г. Минск, 2017. С. 390–393.
13. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989.