Методика преподавания языка | Филологический аспект: Методика преподавания языка и литературы Методика преподавания языка и литературы Апрель-Май 2021, №6 (9)

УДК 372.881.1

Дата публикации 11.05.2021

Возможности организации практического занятия по иностранному языку в неязыковом вузе (на примере темы “Identification in Police Investigation”)

Шашкова Валентина Николаевна
канд. филол. наук, доцент, доцент кафедры иностранных и русского языков, Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова, Россия, г. Орёл, valentina.shash@mail.ru

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению возможностей организации практического занятия по английскому языку с учётом основных требований когнитивно-дискурсивной парадигмы, утвердившейся в лингводидактике, функционально-ролевого подхода к обучению лексике, принципа «от простого к сложному», а также комплексного характера заданий, опирающихся на сочетание различных видов речевой деятельности и работы над языковым оформлением речи. В рамках одного занятия скоординирована работа над лексико-грамматическим компонентом речи, чтением, аудированием для разных целей, говорением с выходом в решение практических задач.
Ключевые слова: иноязычная профессиональная коммуникативная компетенция, функционально-ролевой принцип, языковой компонент оформления речи, тест на установление множественных соответствий, аудирование с детальным пониманием, аудирование с общим пониманием, аудирование с селективным пониманием.

Ways of organizing a tutorial in English in an educational establishment not specializing in foreign languages (as exemplified by the topic “Identification in Police Investigation”)

Shashkova Valentina Nikolaevna
Cand. Sci. (Philology), associate professor, assistant professor of the Chair of foreign and Russian languages, Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation named after V.V. Lukyanov, Russia, Orel

Abstract: The article is devoted to the consideration of the possibilities of organizing work at the language component of speech, taking into account the requirements of the cognitive-discursive paradigm established in linguodidactics. The need to conceptualize the reference zones within the communicative sphere on the basis of the functional-role principle, as well as to establish characteristic correlations between the linguistic material, the type of a text and the sphere of communication in which the text functions, which predetermines the selectivity of language means, is theoretically substantiated.
Keywords: cognitive-discursive paradigm, text, discourse, sphere of communication, conceptualization of the reference zone, functional-role principle, foreign professional communicative competence.

Правильная ссылка на статью
Шашкова В.Н. Возможности организации практического занятия по иностранному языку в неязыковом вузе (на примере темы “Identification in Police Investigation”) // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. Сер.: Методика преподавания языка и литературы. 2021. № 06 (09). Режим доступа: https://scipress.ru/fam/articles/vozmozhnosti-organizatsii-prakticheskogo-zanyatiya-po-inostrannomu-yazyku-v-neyazykovom-vuze-na-primere-temy-identification-in-police-investigation.html (Дата обращения: 11.05.2021)

Лексическая тема № 24 «Идентификация в полицейском расследовании» относится к VI разделу рабочей программы по дисциплине «Иностранный язык», а именно: «Подготовка кадров для ОВД. Содержание и специфика деятельности отдельных подразделений» [3, с. 31]. Она занимает важное место в развитии иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции курсантов, так как способствует усвоению лексико-грамматического материала по теме, относящейся к профессионально ориентированной деятельности, развитию умений аудирования, различных видов чтения, письма в тех форматах, которые предусмотрены рабочей программой, а также говорения. Практическое занятие № 26 является заключительным занятием по теме, что допускает дедуктивно-индуктивный способ организации учебных заданий.

В статье на примере одного конкретного занятия показана возможность интеграции основных положений когнитиво-дискурсивной парадигмы [5, с. 55], в частности, необходимости контекстуально обусловленной работы с языковым материалом с привлечением когнитивных структур усвоения знаний в качестве мнемонических приёмов, функционально-ролевого принципа [6, c. 193], заложенного исследованиями Ч. Филлмора [4], референциально-ролевой грамматикой Р. Ван Валина и У.Фоли [1], а также фреймовой семантикой [2] и предопределяющего закреплённость комплексных номинативов, отражающих действия, их цели, причины, результаты, за определёнными актантами в рамках сферы общения, а также комплексного использования всех видов речевой деятельности.

Цель занятия – развитие иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции курсантов средствами английского языка.

Основной метод обучения – коммуникативно-дискурсивный с использованием элементов аудиолингвального, а также метода ситуационного обучения и управляемой речевой практики.

Первый этап занятия – это речевая зарядка. Цель этого этапа – погрузить обучающихся в языковую среду и обобщить накопленные к последнему занятию по теме «Идентификация в полицейском расследовании» знания о методах идентификации личности. По форме этот этап представляет собой фронтальный опрос и заполнение лакун в предложенной схеме.

Второй этап практического занятия – это закрепление лексического материала по теме и грамматического материала, способствующего корректному оформлению высказывания применительно к референтной области «Идентификация в полицейском расследовании».

На этом этапе ключевую роль играют принципы, положенные в основу лексической работы. В первую очередь речь идёт о функционально-ролевом принципе, в соответствии с которым изучение номинативных единиц, их семантизация и актуализация в речи проводятся сообразно тем ролям, которые они выполняют при описании соответствующей ситуации профессионального общения. Поэтому предварительная работа по овладению номинативными средствами языка проводилась дифференцированно для разных типов актантов: следователя, администратора при проведении опознания, свидетеля, подозреваемого. Контролирующие задания, представленные в этом занятии, основаны на том же принципе. Мы исходим из того, что функционально-ролевой принцип работы с номинативными единицами можно использовать в качестве мнемонического приёма, так как он позволяет организовать номинативы во внутреннем лексиконе обучающегося в соответствии с типами референтов, к которым он относится. Обратимся к примерам.

Point out in the following chain of nominative units those which are pertinent to the participants of different types of identification in police investigation.

Выделите в следующей цепочке слов те номинативные единицы, которые служат наименованиями участников различных видов идентификации в полицейском расследовании.

A photofit, a suspect, an eyewitness, a lineup, a show-up, a subject for identification, an identikit, an investigator, photo montage, a filler, an exhibit’s officer (= a crime scene technician), a lab forensic scientist.

Point out in the following chain of nominative units those which refer to the actions conducted by an administrator of the identification procedure.

Выделите в следующей цепочке слов те номинативные единицы, которые служат наименованиями действий сотрудника, проводящего процедуру идентификации.

To make a positive identification; to select fillers; to instruct the witness; to select a photo array; to assess the accuracy of the witness’ statement; to randomly position the suspect in the lineup; to load a lineup with people; to obtain information from the witness; to instruct the fillers; to compile a mug book; to confirm the identification; to video record the lineup.

Функционально-ролевой принцип работы связан с ещё одним важным принципом, а именно: принципом системной организации лексики в языке и в сознании изучающего язык субъекта. Задания на установление синонимических связей, соотнесения термина с дефиницией, подбора сочетаемостных вариантов для лексической единицы являются основополагающими для осознания обучающими системных отношений внутри лексического поля. Обратимся к вариантам заданий.

Give synonyms for the following nominative units.

Дайте синонимы следующих номинативных единиц.

An identity parade; a show-up; DNA fingerprinting; verbal description; physical evidence; an informer; to establish the MO.

Cross the odd word out and explain the reason for the exclusion.

Вычеркните лишнее слово и объясните причину, по которой Вы его исключили.

1. Fingerprinting; DNA profiling; apprehending a criminal; brain fingerprinting; portrait parle; making an identikit; a line-up; a show-up. 

2. To identify; to recognize; to point out; to single out; to determine; to diagnose. 

3. One’s nose; eyes; ears; chin; hair; voice; eyebrows; forehead.

4. Deep-set; close-set; wide-set; snub; protruding; upturned; downturned. 

5. To prepare mug books; to instruct the witness; to build iron-clad cases for the prosecution; to obtain information from the witness; to document the procedure; to conduct the interview; to assess the accuracy of the witness’ statement.

Match the words from the two columns to make up topical word combinations. Some items take multiple collocations.

Сопоставьте слова из двух столбиков, чтобы получились тематически ориентированные словосочетания. Некоторые единицы образуют более одного сочетаемостного варианта.

1) to follow up on

a) a positive identification

2) to establish

b) the suspect’s description

3) to circulate

c) an identification parade

4) to increase the amount of information

d) the identity and the whereabouts of the suspect

5) to make

e) elicited from witnesses

6) to determine

f) furnished by the witnesses

7) to conduct

g) any leads or information

8) information and descriptions

h) the guilty party

Таким образом, функционально-ролевой принцип работы с лексическим компонентом совместно с традиционными приёмами позволяет активизировать лексический материал с учётом ситуативной закреплённости его употребления.

Контроль усвоения лексического материала осуществляется в два этапа: курсантам предлагается выполнить тестовые задания в системе дистанционных образовательных технологий (далее – СДОТ), а также дать сочетаемостные варианты ключевых номинативных единиц и распространить тематическое высказывание, при каждом шаге включая в его структуру синтаксически неделимый фрагмент.

Match the words from the two columns to make up topical word combinations.

Сопоставьте слова из двух столбиков, чтобы получились тематически ориентированные словосочетания.

 

1) to follow up on

a) a positive identification

2) to establish

b) the suspect’s description

3) to circulate

c) an identification parade

4) to increase the amount of information

d) the identity and the whereabouts of the suspect

5) to make

e) elicited from witnesses

6) to determine

f) furnished by the witnesses

7) to conduct

g) any leads or information

8) information and descriptions

h) the guilty party

8. Make up thematic word combinations with the following words.

Составьте тематические словосочетания со следующими словами.

Example: A LINE-UP → A line-up method; a live line-up; a photo line-up; a video line-up; a simultaneous line-up; a sequential line-up; to administer a line-up; to carry out a line-up; to conduct a line-up; to load the line-up with people; to choose one of the people from the line-up; to present the lineup (to a witness); to be / not to be present in the line-up.

Identification; description; a witness; to document.

A face; hair; eyes; eyebrows; a nose; a chin; a forehead; ears; lips.

Expand the following sentences adding a syntactically indivisible unit at each attempt.

Распространите следующие предложения, добавляя с каждой попыткой синтаксически неделимый фрагмент.

Example: Police use identification procedures for numerous reasons.

Police use DIFFERENT identification procedures for numerous reasons.

Police use different identification procedures for numerous reasons SUCH AS TESTING THE WITNESS’ ABILITY TO IDENTIFY THE PERPETRATOR.

Police use different identification procedures for numerous reasons such as testing the witness’ ability to identify the perpetrator OR TO FURTHER THE INVESTIGATION. 

Police use different identification procedures for numerous reasons such as testing the witness’ ability to identify the perpetrator or to further the investigation WITH THE NEW DATA. 

Police use different identification procedures for numerous reasons such as testing the witness’ ability to identify the perpetrator or to further the investigation with the new data OR TO GET A PROBABLE CAUSE FOR A SEARCH WARRANT.

Police use different identification procedures for numerous reasons such as testing the witness’ ability to identify the perpetrator or to further the investigation with the new data or to get a probable cause for a search warrant or the apprehension OF THE SUSPECT.

Police use different identification procedures for numerous reasons such as testing the witness’ ability to identify the perpetrator or to further the investigation with the new data or to get a probable cause for a search warrant or the apprehension of the MAIN suspect.

Police use different identification procedures for numerous reasons such as testing the witness’ ability to identify the perpetrator or to further the investigation with the new data or to get a probable cause for a search warrant or the apprehension of the main suspect IN ORDER TO INCRIMINATE HIM.

Police use different identification procedures for numerous reasons such as testing the witness’ ability to identify the perpetrator or to further the investigation with the new data or to get a probable cause for a search warrant or the apprehension of the main suspect in order to incriminate him OR TO EXONERATE THE DEFENDANT.

1. The identification served as compelling evidence in the prosecution of the case.

2. To conduct an identification the investigator assembled a photo array.

3. The difficulty in identifying the culprit lay in the smudged fingerprints.

Задание на распространение синтаксической структуры высказывания с включением тематически обусловленных номинативных единиц совмещает в себе две задачи: с одной стороны, оно позволяет оценить уровень сформированности лексико-грамматических навыков, с другой стороны, оно нацелено на развитие первичных умений продуктивного высказывания по теме. 

Практическое занятие предлагается организовать таким образом, чтобы внутренняя логика опиралась на сочетание различных видов речевой деятельности и работы над языковым оформлением речи. При этом уже на первых этапах работы мы целенаправленно осуществляем сцепление разных видов работы и видов деятельности: работа с лексикой связана с совершенствованием грамматических навыков, что в совокупности позволяет последовательно заложить фундамент для перехода к работе над совершенствованием коммуникативных умений. Первым умением в предлагаемой схеме занятия является умение изучающего чтения. Само по себе это умение активно развивается у курсантов на протяжении всего курса изучения дисциплины «Иностранный язык». Мы предлагаем работу в технике, используемой для контроля сформированности умений изучающего чтения на сертификационных экзаменах по английскому языку, а именно: multiple matching – техника установления множественных соответствий. Хотя, как показывает анализ учебной литературы по дисциплине «Иностранный язык», сама техника не используется в образовательных организациях МВД России, она позволяет разнообразить форматы работы и главное – учит курсантов не только вычленять из текста фактологическую информацию, но и решать учебно-познавательные задачи, применяя логические операции: сравнение, обобщение, конкретизацию, иллюстрацию, разделения фактов, возможностей и мнений.

Общая номенклатура вопросов для этого вида чтения включает в себя следующие аспекты:

WHICH OF THE OFFICERS

1) speaks about such an identification procedure as a field view?         

2) refers to a line-up in its widest meaning including procedural variants?   

3) comments on the objectives of identification procedures in police investigation?       

4) reviews a show-up as an identification procedure?       

5) is limited to the topic of a photo array?     

6) mentions a controversy of one of the methods of identification?      

7-8) note two methods both of which are specifically carried out outside the police station? 

9) elaborates the specificities of conducting the procedure?     

10) gives priority to one variant of identification against the other?     

11) stresses the most influential factor of a positive identification?  

12-13) outline the downsides of a particular technique?

14) refers to the actions of an officer in case the selection of fillers goes wrong?

15) exemplifies the suitability of the procedure for particular type of crimes?   Курсанты выполняют задание на самоподготовку в СДОТ, что позволяет сэкономить учебное время на выставление оценок во время занятия, так как оценки автоматически выставляются системой в соответствии с заданными параметрами оценивания: 85%-100% - «отлично»; 65%-84% - «хорошо»; 50%-64% - «удовлетворительно»; < 50% - «неудовлетворительно». На занятии проверка результатов заключается в работе над выделением корреляций смысла и средств выражения: курсанты показывают, какими языковыми средствами выражаются определённые идеи, заложенные в формулировках вопросов.

Следующим этапом после чтения является работа с аудированием. Работа с аудированием выполняется в нескольких форматах, так как она нацелена на решение нескольких принципиально разных задач. Задание на детальное понимание имеет вербальную опору. Элементы словесного портрета выведены для курсантов с целью облегчения восприятия звучащего текста. Детальное понимание требует практического разрешения, что связано, с одной стороны, с установлением соответствий между словесным портретом и фотороботом преступника, а также выходом в продуктивное высказывание, в котором сами курсанты, имея визуальную поддержку (фоторобот), описывают подозреваемых. Активная лексическая работа требуется и на этом этапе, так как сужение области рассмотрения до одной техники идентификации предопределяет необходимость отработки массивного лексического пласта, связанного с описанием внешности. Поэтому два задания, сопровождающие аудирование с целью детального понимания, в первую очередь ориентированы на подготовку к последующим заданиям на аудирование и продуктивное высказывание.

Просмотр видеофрагмента, иллюстрирующего процедуру идентификации, сопровождается заданием на уточнение правомерности / неправомерности действий следователя при проведении идентификации. Аудирование в этом случае направлено на общее понимание содержания. В этой связи языковых подсказок курсантам не требуется. Формулировка задания выглядит следующим образом.

Watch the video and answer the two key questions.

Просмотрите видеофрагмент и ответьте на два ключевых вопроса по содержанию.

1. Which was the identification procedure employed by the investigator?

2. Was the identification procedure properly carried out?  

 Просмотр видеофрагмента о новшествах в составлении фоторобота и системе Evofit сопровождается заданием на заполнение пропусков (тем самым реализуется аудирование с выборочным пониманием информации), а также вопросами по содержанию видеофрагмента (реализуется аудирование с пониманием основной информации). Оба типа заданий регулярно практикуются на занятиях, создавая основу для аудирования, заявленного в качестве одного из компонентов промежуточной аттестации. Таким образом, эта серия заданий реализует принцип «от простого к сложному», с одной стороны, а с другой стороны, она позволяет частично объединить два вида речевой деятельности: собственно аудирование и говорение.

Развитие иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции невозможно без выхода в практические виды деятельности. В этой связи в последней части занятия курсантам предлагается комплексный вид работы, совмещающий последовательный устный перевод с русского на английский описания преступника, а также восприятие на слух описания на английском языке и составление фоторобота. Работа осуществляется в компьютерной программе «Faces», которая считается одним из крупнейших достижений программного обеспечения в области составления фоторобота, а также с использованием мобильной системы синхронного перевода, которая в рамках учебных задач используется для последовательного перевода.

Полноценное занятие должно органично сочетать все виды речевой деятельности. Так как письменная речь – это трудоёмкий и долгий процесс, работу с письмом целесообразно вынести на самоподготовку. В этом смысле задание на самоподготовку, с одной стороны, позволяет провести контроль усвоения лексического материала по теме (задание заключается в составлении словесного портрета по предложенным фотороботам), а также ориентирует на задание промежуточной аттестации, а именно: письменное аннотирование текста.

Предлагаемая схема занятия охватывает работу над всеми видами речевой деятельности и лексико-грамматическим компонентом оформления высказывания, включает разные формы учебного занятия, а также имеет выход в профессиональные виды деятельности в рамках условно профессиональной ситуации. Наполнение заданий и их количество требуют от преподавателя динамики и умения проводить незамедлительную корректировку и анализ ошибок курсантов для формирования у них упреждающего контроля.


Список литературы

1. Ван Валин Р., Фоли У. Референциально-ролевая грамматика. // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. XI.–М., 1982. – С. 376–410.
2. Демьянков В.З. Фреймовая семантика // Краткий словарь когнитивных терминов / Кубрякова Е.С., Демьянков В.З., Панкрац Ю.Г., Лузина Л.Г. Под общей редакцией Е.С. Кубряковой. М.: Филологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996. – С.189-191.
3. Иностранный язык: рабочая программа дисциплины по специальности 40.05.02 Правоохранительная деятельность (специализация – оперативно-розыскная деятельность, узкая специализация – деятельность оперуполномоченного уголовного розыска, очная форма обучения, набор 2020 года) / сост.: Н. А. Мартынова, В. Н. Шашкова, Л. Р. Щербенко. – Орёл: Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова, 2020. – 58 с.
4. Филлмор Ч. «Дело о падеже» // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. X.–М., 1981. – С. 496–530.
5. Шашкова В.Н. Направления работы над языковым аспектом иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции в рамках когнитивно-дискурсивной парадигмы // Международный научно-практический журнал «Филологический аспект». Серия «Методика преподавания языка и литературы». – Нижний Новгород, 2021. – № 04 (07). С. 54–59.
6. Шашкова В.Н. Анализ средств и механизмов номинации, используемых при описании референтной области «Деятельность сотрудника ОВД» (на материале русского и английского языков) // Проблемы лингвистики, методики обучения иностранным языкам и литературоведения в свете межкультурной коммуникации: сборник материалов III Международной научно-практической конференции (26-27 марта 2018 г.) / под ред. О.Ю. Ивановой. – Орёл, 2018. С. 192-199.

Расскажите о нас своим друзьям: