Методика преподавания литературы | Филологический аспект: Методика преподавания языка и литературы Методика преподавания языка и литературы №04 (21) Июль 2023 - Август 2023
УДК 372.882
Дата публикации 31.08.2023
Восприятие и анализ творчества И.А. Бунина в практике современного школьного изучения
Зайцева Надежда Владимировна
кандидат филологических наук, доцент кафедры литературоведения и журналистики, ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет имени И. А. Бунина», РФ, г. Елец, zaitseva.nadya2015@yandex.ru
Лаврищева Екатерина Владимировна
кандидат филологических наук, доцент кафедры романо-германских языков и перевода, ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет имени И. А. Бунина», РФ, г. Елец, eklav@mail.ru
Штейман Марина Станиславовна
кандидат филологических наук, доцент кафедры литературоведения и журналистики, ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет имени И. А. Бунина», РФ, г. Елец, shteiman.marina@mail.ru
Аннотация: Статья представляет собой опыт изучения творчества И.А. Бунина в практике современного школьного курса литературы. Предлагается анализ программ разного уровня образования (основного общего и среднего) с учетом ориентации на интересы читателя-подростка, его нравственно-патриотическое воспитание в условиях современности и актуальности тематики, проблематики и идейного содержания произведений писателя. Статья может представлять интерес для учителей литературы, методистов и всех, кто интересуется творчеством И.А. Бунина.
Ключевые слова: А. Бунин, литературное образование, духовно-нравственное воспитание.
PhD in Philology, Associate professor at the Department of Literary Studies and Journalism, Bunin Yelets State University, Russia, Yelets
PhD in Philology, Associate professor at the Department of Romano-Germanic Languages and Translation Bunin Yelets State University, Russia, Yelets
PhD in Philology, Associate professor at the Department of Literary Studies and Journalism, Bunin Yelets State University, Russia, Yelets
Abstract: The article is an experience of studying the work of I.A. Bunin in the practice of modern school literature course. An analysis of programs at different levels of education (basic general and secondary) is proposed, taking into account the orientation towards the interests of the teenage reader, his moral and patriotic education in modern conditions and the relevance of the themes, problems and ideological content of the writer's works. The article may be of interest to teachers of literature, methodologists and everyone who is interested in the work of I.A. Bunin.
Keywords: I.A. Bunin, literary education, spiritual and moral education.
Зайцева Н.В., Лаврищева Е.В., Штейман М.С. Восприятие и анализ творчества И.А. Бунина в практике современного школьного изучения // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. Сер.: Методика преподавания языка и литературы. 2023. № 04 (21). Режим доступа: https://scipress.ru/fam/articles/vospriyatie-i-analiz-tvorchestva-ia-bunina-v-praktike-sovremennogo-shkolnogo-izucheniya.html (Дата обращения: 31.08.2023)
Конец XX – начало XXI века – сложная, противоречивая эпоха, характеризующаяся кризисом гуманизма и доминирующим стремлением к получению благ научно-технического прогресса. Как результат – в обществе образуется недостаток духовно-нравственных ценностей: человеколюбия, доброты, любви, патриотизма. Об этом, например, свидетельствует документ «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», подписанный Председателем Правительства РФ Дмитрием Медведевым [1]. Думается, что школьный курс литературы должен помочь в реализации данной и других программ по компенсации недостатка духовных основополагающих доминант аксиологической направленности и в целом способствовать устойчивому формированию гуманных нравственных убеждений молодого поколения. Русская литература всегда была выразителем морально-добродетельных идей. Современные вызовы заставляют с большим вниманием использовать данный потенциал отечественной литературы. Обращение к творчеству И.А. Бунина на разных ступенях образования в этом аспекте может способствовать восполнению нравственных представлений о добре, чести и безгранично-преданной любви к России, историко-культурному наследию.
И.А. Бунин прошел сложный жизненный путь, на его долю выпало много испытаний, он был свидетелем глобальных исторических событий. Поэт, писатель, переводчик, публицист, общественный деятель, первый российский лауреат Нобелевской премии, эмигрант, художник, творчество которого долгие десятилетия было предано забвению – это все о великом классике. В 1990-е годы имя писателя и его творчество вошло в отечественную культуру. Произведения И.А. Бунина, как лирические тексты, так и прозаические, сразу стали входить в программы литературного чтения как школьного, так и дошкольного.
Рассмотрим традиционные учебно-методические комплексы по литературе под редакцией В.Я. Коровиной (5-9 классы) [2] и под ред. И.Н. Сухих (10-11 класс, базовый уровень) [3] для того, чтобы выяснить, какие тексты И.А. Бунина включены в учебную программу по литературе и определить их значимость в современном образовании и воспитании.
В программе 5 класса в разделе «Из литературы XX века» предлагается знакомство с личностью писателя, началом его литературной деятельности, чтение и анализ рассказа «Косцы»: «Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами Русской земли, душевным складом песен и сказок, связанных между собой видимыми и тайными силами. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине. Рассказ «Подснежник». (Для внеклассного чтения.)» [2]. На материале данных произведений поднимается тема исторического прошлого России, описываются праздники и будни в жизни главного героя.
В 6 классе программа не предполагает изучение творчества И.А. Бунина, однако есть разделы «Литература XX века» или «Родная природа в русской поэзии XX века», где можно обратиться к творчеству писателя в резервные часы для того чтобы сохранить преемственность в логике целостного восприятия его художественного наследия.
В 7 классе в разделе «Край ты мой, родимый край…» лирика И.А. Бунина рассматривается в контексте стихотворений «русских поэтов XIX века о родной природе. В. Жуковский. «Приход весны»; И. Бунин. «Родина»; А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...», «Благовест», предлагая обучающимся определить «поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания» [2]. В раздел «Из русской литературы XX века» включены рассказы «Цифры» и «Лапти» (для внеклассного чтения), на материале которых предлагается обсуждение достаточно сложных, но важных вопросов бытия: воспитание детей в семье, проблема «отцов и детей», духовное богатство простого человека (крестьянина) [2]. Автор-составитель обращает внимание учащихся на биографию писателя, которая подробно дана в учебнике 7 класса, а также предлагает материал «В творческой лаборатории И.А.Бунина», в котором демонстрируется работа художника слова над фразой и отмечается роль в его прозе звука и ритма [4].
Учебное пособие В.Я. Коровиной «Читаем, думаем, спорим» является своеобразным дополнением к учебнику по литературе для 7 класса. В содержании книги имеются высказывания Бунина о творчестве, которые можно включить в рассказ о писателе [5]. В дополнение ученикам предлагается сопоставить героев Л. Толстого и И. Бунина (Николенька – «Детство»; Женя – «Цифры»), а также сделать анализ мотивации их поступков [5].
В 8 классе в разделе «Из русской литературы XX века» продолжается знакомство с творчеством И.А. Бунина на материале рассказа «Кавказ». Подросткам предлагается поразмышлять о любви «в различных её состояниях и в различных жизненных ситуациях» [2]. Обучающимся представляется возможность открыть мастерство Бунина-рассказчика и психологизм прозы писателя. В разделе «Русские поэты о родине, о родной природе» открывается неизвестная сторона жизни и творчества художника: И.А. Бунин – писатель-эмигрант, писатель Русского зарубежья [2]. Анализируя стихотворения поэтов-эмигрантов об утраченной ими родине (Н. Оцуп. «Мне трудно без России...» (отрывок); З. Гиппиус. «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо. «Бабье лето»; И. Бунин. «У птицы есть гнездо...»), юные читатели должны выявить «общее и индивидуальное в произведениях поэтов Русского зарубежья о родине» [2]. Предлагается дать ответ на актуальные вопросы современности:
- Что есть Родина?
- Почему человеку трудно, а часто даже невыносимо быть вне Родины?
- Какие чувства может испытывать человек на чужбине?
Давая ответы, подростки раскрывают свои нравственно-патриотические чувства.
В 9 классе предлагается поразмышлять над знаменитым циклом писателя о любви «Темные аллеи» на примере одноименного рассказа [2]. Молодым людям представляется возможным поговорить о любви, ее проявлениях, современном восприятии. В содержание учебника включены статьи «В творческой лаборатории И.А. Бунина», «И.А. Бунин о творчестве», Л. Никулин «Чехов, Бунин, Куприн: литературные портреты» [6]. Благодаря введению в структуру учебника статей, школьникам открывается возможность увидеть писателя глазами его современников [6].
Таким образом, мы видим, что в УМК под ред. Коровиной В.Я. [2] творчество И.А. Бунина представлено достаточно объемно, рассматриваются разные этапы его творчества, предлагаются к обсуждению произведения разной тематики (о Родине, о любви, о назначении человека, о взаимоотношении поколений).
Программа по литературе 10-11 классов исходит из принципа дать систему знаний о русской литературе в ее историческом аспекте, «об основных этапах литературного развития, направлениях, стилях и жанрах, элементах художественной структуры, конкретном содержании и интерпретации текстуально изучаемых произведений» [7]. Таким образом, в 10 классе учащиеся изучают произведения отечественной классики XIX века (три периода русского реализма), а в 11 классе – произведения XX века. Следовательно, в учебно-методическом комплексе под редакцией И.Н. Сухих творчество И.А. Бунина изучается в 11 классе: «И.А. Бунин. Судьба реалиста в модернистскую эпоху. Лирика: «Листопад», «Не устану воспевать вас, звезды!..», «Одиночество». Психологизм и предметность лирики Бунина. Конкретность и обобщение. Традиции Тютчева и Фета. Рассказы: «Антоновские яблоки», «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник», «Темные аллеи» (два рассказа по выбору учителя). Бунин как архаист-новатор, противник модернистской эстетики. Роль Толстого и Чехова в творчестве Бунина. Поэтика бунинской прозы: описательность, живописность, бесфабульность. «Уходящая Русь» в прозе Бунина («Антоновские яблоки», «Чистый понедельник»). Россия и Запад, природа и цивилизация в прозе Бунина (рассказ-притча «Господин из Сан-Франциско»). Метафизика любви и смерти в прозе Бунина («Чистый понедельник», «Темные аллеи»)» [7].
Творчество И.А. Бунина уникально: как правило, все исследователи отмечают, что проза художника лирична, а поэзия эпична. Необходимо отметить, что авторы учебника обращают на данный аспект пристальное внимание и предлагают обучающимся на материале лирических произведений («Листопад», «Одиночество») и рассказов («Антоновские яблоки») убедиться в этом на практике самостоятельно. Материал о писателе и его творчестве авторы учебника представили глубоко и многоаспектно, прослеживается преемственность творчества писателя с классической литературой XIX века и органичное включение его поэзии в поиски модернизма начала XX века. Исходя из знаний, полученных в основной общей школе (5-9 классы), юные читатели могут сформировать целостное представление о художественном мире И.А.Бунина.
Таким образом, художественное наследие писателя изучается на всех ступенях школьного образования, при этом авторы программ обращают внимание на своеобразие творческой манеры И.А. Бунина, нравственно-философскую проблематику его прозы, роль традиций русской классической литературы в творчестве писателя. Благодаря комплексному целостному изучению, классик становится ближе и понятнее подрастающему поколению XXI века, а его нравственные уроки имеют непреходящее ценностное значение.
Список литературы
1. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». Режим доступа: http://council.gov.ru/media/files/41d536d68ee9fec15756.pdf (Дата обращения: 22.07.2023)
2. Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я. Коровиной 5-9 классы. Пособие для учителей общеобразовательных организаций. – М.: «Просвещение», 2014. – 352 с. Режим доступа: https://prosv.ru/_data/assistance/51/371454b5-e839-11e0-85ca-001018890642.pdf (Дата обращения: 20.07.2023)
3. Программы литературного образования в 10-11 классах для общеобразовательных учреждений (базовый уровень)/ И.Н. Сухих. – М.: Издательский центр «Академия». – 2013.
4. Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 2 / В. Я. Коровина. Режим доступа: http://niv.ru/doc/uchebnik/literatura-7-klass-2/ivan-alekseevich-bunin.htm (Дата обращения: 15.08.2023)
5. Коровина В.Я. Читаем, думаем, спорим...: Учебное пособие по литературе для учащихся 7 класса. - М.: «Просвещение», 1998.
6. Коровина В.Я. Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч.2. – М.: «Просвещение», 2019. - С.41-60.
7. Воителева Т. М., Cухих И. Н. Русский язык и литература (базовый уровень) программа для 10 — 11 классов. – М. «Академия», 2014. Режим доступа: https://slovesnik.org/images/docs/uchebniki-zadania/suhih10-11.pdf (Дата обращения: 23.07.2023)
8. Сухих И.Н. Литература. Учебник для 11 класса (базовый уровень) в 2-х частях. Ч.1. – М.: «Академия», 2011. – С. 145-172. Режим доступа: https://uchebniki-rabochie-tetradi.com/knijka1129listat/num1129.html#prettyPhoto (Дата обращения: 20.07.2023)