Методика преподавания литературы | Филологический аспект: Методика преподавания языка и литературы Методика преподавания языка и литературы №03 (26) Май 2024 - Июнь 2024
УДК 372.882
Дата публикации 30.06.2024
Воспитательный потенциал хантыйских сказок
Бубело Анна Олеговна
научный сотрудник, Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок, РФ, г. Ханты-Мансийск, annaolegovna1898@mail.ru
Аннотация: В статье рассматривается воспитательный потенциал хантыйских сказок. Автором определена значимость аксиологического подхода в изучения фольклорного наследия народа подрастающим поколением. На основании анализа отдельных фольклорных текстов автор выделяет ценностную составляющую сказок, которая заключается в бережном отношении к человеку, к природе, к животным.
Ключевые слова: фольклор, хантыйские сказки, воспитательный потенциал, нравственные ценности, мораль, национальный характер.
Researcher, Ob-Ugric institute of applied research and development, Russia, Khanty-Mansiysk
Abstract: The article examines the educational potential of khanty fairy tales. The author defines the importance of the axiological approach in studying the folklore heritage of the people by the younger generation. Based on the analysis of individual folklore texts, the author identifies the value component of fairy tales, which consists in caring for humans, nature, and animals.
Keywords: folklore, khanty fairy tales, educational potential, moral values, morality, national character.
Бубело А.О. Воспитательный потенциал хантыйских сказок // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. Сер.: Методика преподавания языка и литературы. 2024. № 03 (26). Режим доступа: https://scipress.ru/fam/articles/vospitatelnyj-potentsial-khantyjskikh-skazok.html (Дата обращения: 30.06.2024)
На формирование нравственных установок ребёнка влияет множество факторов: семья, социальная среда, общение со сверстниками, средства массовой информации, разнообразные виды деятельности и др., но при этом самым эффективным средством является обращение к народной мудрости.
Сказка является важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом, она объясняет понятным для ребёнка языком нравственные ценности и моральные нормы, а также воспитывает уважительное отношение как к культуре собственного этноса, так и толерантного отношения к другим этническим культурам. Сказки формирует качества человеческого характера, персонажи сказок для ребёнка становятся образцом нравственной личности, в них преобладают такие черты характера, как честность, щедрость, доброта, трудолюбие и т.д.
В Югре наблюдается повышенный интерес к изучению хантыйского фольклора, особое внимание исследователи уделяют жанровой классификации фольклорных произведений и их характеристике, выявлению кросс-культурных связей, анализу поэтики и образной системы, сюжетно-тематическому анализу [1]. Также в свободном доступе в сети Интернет размещены различные сценарии открытых уроков и внеклассных мероприятий, программы дополнительного образования, исследовательские работы учеников и студентов, во многих школах округа сформированы национальные художественные коллективы, направленные на пропаганду и сохранение традиционной культуры народа ханты, а также фольклор является неотъемлемой частью уроков родного (хантыйского) языка.
Отметим, что аксиологическая составляющая хантыйских сказок, как инструмент воспитания духовно-нравственных качеств ребёнка, всё-таки изучена слабо.
Так, изучению ценностного аспекта хантыйских сказок посвящено несколько работ С.Д. Дядюн, по мнению автора, сказки воспитывают в ребёнке бережное отношение к природе, доверие и уважение к окружающему миру, послушание, трудолюбие, самостоятельность, а также формируют умение разрешать конфликтные ситуации, принимать потери, отличать доброту от различных форм зла [2]. На основе традиционных сюжетов двух сказок «Ягодка-клюквинка и Травяная косичка» и «Кукушка» автор предлагает подробный план анализа фольклорного текста, раскрывающий варианты действий персонажей и их результаты, что даёт возможность ребёнку выбирать, как поступать – в соответствии со своей совестью или нет [3]. А также С.Д. Дядюн исследует морально-этические характеристики традиционных сказочных персонажей: Мощ и Пор в сказках являются полными противоположностями, представляя собой концептуальную оппозицию «добро и зло», где Мощ – добрая и отзывчивая, а Пор – хитрая и эгоистичная [4], Ими-хилы – помощник людей, терпит множество лишений в сиротстве, но растёт добрым и отзывчивым [5] и др.
Г.Б. Новьюхова в своих исследованиях рассматривает образы животных, олицетворяющие собой людей с различными характерами, в таких сказках народом воспеваются не только человеческие достоинства, но и высмеиваются недостатки [6]. Так, заяц является олицетворением трусости, но с лёгкостью выходит из затруднительных положений благодаря своей ловкости и находчивости [7] и др.
В статье Е.Д. Каксиной особое внимание уделено экологической направленности фольклорных текстов, исследователь говорит о важности бережного отношения к природе и животному миру [8].
При восприятии фольклорного произведения участвуют все механизмы психики личности, в том числе эмоционально-чувственная сфера.
Хантыйские сказки необходимо включать в процесс обучения, т.к. в них заложено культурное наследие народа, населяющей территорию округа, благодаря устному народному творчеству ребёнок в непринуждённой форме знакомится с историей народа, его традициями, обычаями, бытом, промыслом и, конечно, с его ценностной картиной мира.
Нравственно-поведенческие нормы, закреплённые в культуре, находят выражение в образе сказочных персонажей. Например, в сказке «Северный богатырь» образ хозяина нетипичен для большинства традиционных сюжетов, в которых герой, владеющий работниками, предстаёт жадным, глупым и жестоким. Здесь же между хозяином и работником нет пропасти, их отношения построены на уважении, для хозяина захудалый работник не просто человек, выполняющий его указания, но и личность, способная чувствовать и переживать. Богатый человек, благодаря ответной помощи работника, после нашествия северного войска не только остался жив, но и сохранил своё богатство. Сказка побуждает совершать добрые поступки по отношению ко всем людям, несмотря на их социальный статус, возраст, материальное положение и т.д. [10, с. 74].
Хантыйские сказки дают силы верить в справедливость, в торжество правды и добра, в то, что обманутые будут услышаны, а лжецы наказаны [11, с. 191; 12, с. 26].
Встречаются в хантыйских сказках и герои, которые благодаря своему острому уму находят выход из различных ситуаций. Суровые жизненные условия, трудная промысловая деятельность требовали от ханты принятия точных и быстрых решений. Так, большинство сказок посвящено ситуациям, где герой благодаря своей сообразительности и смекалке обретает богатство [9, c. 236-238], выигрывает спор [9, с. 240-241], защищает своё хозяйство от вторжений [11, с. 186], побеждает злых менков [13, с. 132-133; 14, с. 13-16; 10, с. 59-60] и т.д.
А также есть сказки, в которых героям удаётся победить зло, объединив силы: «Друзья мои, мы все вместе – это великая сила, поэтому нам на этой земле надо всегда жить в мире и согласии, чтобы всегда побеждать зло!» [14, с. 17-25].
Огромное количество сказок посвящено противопоставлению двух женщин: первая из них отличается скромностью, отзывчивостью, трудолюбием, доброжелательностью, мудростью, умом, вторая же является полной её противоположностью. Так, в одноименной сказке две женщины получили в дар от старой лесной колдуньи волшебные сундуки, одна благодаря своему послушанию обрела семейное счастье, а другая, ослушавшись, была убита великаном [10, с. 64-68]. У детей при анализе поступков персонажей формируется представление о добре и зле.
Сказки учат с уважением относиться к окружающему миру, беречь природные богатства, не тревожить животных, помогать раненым зверькам и птицам [10, с.105] и др.
Таким образом, хантыйские сказки имеют огромный воспитательный потенциал, они помогают ребёнку в непринуждённой форме постигать нравственные идеалы народа, населяющей наш округ. А также сказки народа ханты – это возможность изучать родной край, его историю, природу, культуру, жизнь современников. Необходимо включать фольклорные тексты коренного народа в учебный процесс, к примеру, уделять ему внимание при изучении устного народного творчества на уроках литературы и родной (русской) литературы. Отметим, что при выборе фольклорных произведений для изучения нужно учитывать возрастные особенности детей.
Список литературы
1. Волдина Т.В. Изучение хантыйского фольклора в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре в первые десятилетия XXI в. // Вестник угроведения. 2020. Т. 10. № 4. С. 760–773.
2. Дядюн С.Д. Хантыйские сказки как средство нравственного воспитания детей // Хантыйский мир через призму разноструктурных языков: монография / отв. ред. А.А. Шиянова. – Ханты-Мансийск: ООО "Печатный мир г. Ханты-Мансийск", 2019. С. 110-116.
3. Дядюн С.Д. Роль хантыйской сказки в нравственном воспитании детей // Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока: традиции и инновации: материалы Всероссийской научно-практической конференции XХ Югорские чтения, Ханты-Мансийск, 01 декабря 2021 года. – Ханты-Мансийск: Печатный мир г. Ханты-Мансийск, 2022. С. 218-222.
4. Дядюн С.Д. Образ хантыйского героя Ими хилы (на материале традиционных формул в народных сказках) // Филологический аспект. 2021. № 9 (77). С. 6-12.
5. Дядюн С.Д. Морально-этические характеристики женских персонажей в хантыйских сказках: на примере Мощ и Пор // Филологический аспект. 2023. № 11(103). С. 31-37.
6. Новьюхова Г.Б. Человеческие качества животных в хантыйских сказках // Формирование и развитие новой парадигмы науки в условиях постиндустриального общества: cборник статей Международной научно-практической конференции, Самара, 01 июля 2022 года. – Уфа: Общество с ограниченной ответственностью "Аэтерна", 2022. – С. 138-140.
7. Новьюхова Г.Б. Заяц в хантыйском и ненецком фольклоре // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. 2022. № 03 (83). С. 156-160.
8. Каксина Е.Д. Кулик в фольклоре казымских хантов // Филологический аспект. 2022. № 3(83). С. 14-22.
9. Земля сургутская: сборник научно-популярных очерков / отв. ред. Я.А. Яковлев. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 2016. С. 236-248
Список источников
10. Сказки и рассказы сургутских ханты: фольклорный сборник. – Тюмень: ООО "Формат", 2015. – 118 с.
11. Сказки, рассказы с реки Лямы: фольклорный сборник на языке сургутских ханты / Департамент образования и молодёжной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Обско-Угорский институт прикладных исследований и разработок. – Ханты-Мансийск: Издательство Юграфика, 2013. 328 с.
12. Сказки и сказы Югорского края: сборник для детей школьного возраста. / сост. Н.Н. Валова. – Югорск, 2016. 35 с.
13. Мифы, предания, сказки хантов и манси / пер. с хантыйского, мансийского, немецкого языков / сост., предисл. и примеч. Н.В. Лукиной, под общ. ред. Е.С. Новик. – М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1990. 568 с.
14. Енов В.Е. Подарок менква: сборник сказок. – Тюмень: ОАО «Тюменский издательский дом», 2014. 72 с.