Методика преподавания языка | Филологический аспект: Методика преподавания языка и литературы Методика преподавания языка и литературы №03 (26) Май 2024 - Июнь 2024
УДК 378.016:811.161.1
Дата публикации 30.06.2024
Интернет-мемы в преподавании русского языка как иностранного
Горовая Наталья Николаевна
старший преподаватель кафедры русского языка, Оренбургский государственный медицинской университет, РФ, г. Оренбург, gorovaya.n.n@bk.ru
Пожидаева Анна Сергеевна
старший преподаватель кафедры русского языка, Оренбургский государственный медицинской университет, РФ, г. Оренбург, annabet-wassa@mail.ru
Аннотация: Данная статья посвящена вопросу использования интернет-мемов в преподавании русского языка как иностранного. В современном образовании всё большее количество педагогов прибегает к использованию интернет-мемов на занятиях. Данной тенденции способствовали дистанционный формат образования, введённый в период пандемии COVID-19 в 2020 году, глобализация и внедрение электронных средств коммуникации в повседневную жизнь. Актуальность данного исследования заключается в том, что требуются новые средства и источники обучения, отвечающие потребностям студентов. В настоящее время интернет-мемы являются наиболее популярным видом интернет-контента, который можно интегрировать в процесс обучения иностранному языку. В данной статье описываются способы использования интернет-мемов в преподавании русского языка как иностранного в зависимости от уровня обучения.
Ключевые слова: РКИ, русский язык как иностранный, мемы, интернет-мемы, лингвистические интернет-мемы, преподавание русского языка как иностранного.
Senior lecturer of the Russian Language Department, Orenburg State Medical University, Russia, Orenburg
Senior lecturer of the Russian Language Department, Orenburg State Medical University, Russia, Orenburg
Abstract: This article is devoted to the use of Internet memes in teaching Russian as a foreign language. In modern education, an increasing number of teachers resort to using Internet memes in the classroom. This trend was facilitated by the distance education format introduced during the COVID-19 pandemic in 2020, globalization and the introduction of electronic means of communication into everyday life. The relevance of this study lies in the fact that new means and sources of education are required that meet the needs of students. Currently, Internet memes are the most popular type of Internet content that can be very successfully integrated into the process of learning a foreign language. This article describes the ways of using Internet memes in teaching Russian as a foreign language, depending on the level of education.
Keywords: Russian as a foreign language, memes, Internet memes, linguistic Internet memes, teaching Russian as a foreign language.
Горовая Н.Н., Пожидаева А.С. Интернет-мемы в преподавании русского языка как иностранного // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. Сер.: Методика преподавания языка и литературы. 2024. № 03 (26). Режим доступа: https://scipress.ru/fam/articles/internet-memy-v-prepodavanii-russkogo-yazyka-kak-inostrannogo.html (Дата обращения: 30.06.2024)
Традиционно в обучении иностранному языку применяется большое количество разнообразных средств и методов. Несмотря на их многочисленность, временами возникает потребность в дополнении и совершенствовании дидактических средств обучения. В современном образовании всё больше педагогов прибегает к использованию интернет-мемов на занятиях. Широкому распространению использования мемов в преподавании послужил дистанционный формат образования, введённый во время пандемии COVID-19 в 2020 году.
Интернет-мемы – это уникальное явление, развитию и распространению которого способствуют социальные сети. В настоящее время существуют интернет-сообщества, полностью или частично посвященные мемам, сервисы, с помощью которых можно создавать мемы, а также сайты, содержащие готовые подборки мемов.
Ввёл термин «мем» ещё в 1976 г. Ричард Докинз, английский учёный, который является автором концепций меметики (теории содержания сознания и эволюции культуры). По его мнению, «мем – это культурный ген, который передаётся из поколения в поколение и масштабируется в социальный феномен» [1; с. 181].
С развитием интернет-технологий в двухтысячных годах предпринимались попытки дать научные определения мемам. Интернет-мемы изучали как зарубежные, так и отечественные филологи, социологи, психологи и другие учёные: Р. Дэвисон, А. Остеррот, Д.Р. Ривин, О.К. Голошубина, С.В. Канашина, Ю.В. Щурина, О.М. Седлярова, Н.С. Соловьёва, Ю.А. Ненашева, О.В. Ломакина, Н.Ю. Нелюбова.
После пандемии COVID-19 и длительного периода дистанционного обучения исследователи активно обращаются к изучению интернет-мемов в педагогике, преподавании иностранных языков и РКИ: О.О. Захарова, А.А. Люлюшин, О.И. Степашкина, К.А. Стрельников, А.О. Загоруйко, М.А. Ефремова, Е.А. Дюстер, К.Д. Зацепина, Е.В. Литовская, А.С. Каменева, Е.Н. Александрова, М.М. Петросян. Благодаря развитию цифровых технологий мемы продолжают изучать и сейчас.
Так что же такое мем? Приведём несколько определений.
В широком понимании мем – это «идея, образ, объект культуры (чаще нематериальной), который перенимается многими членами общества» [2; с. 162].
В узком понимании мем прочно ассоциируется с интернет-средой и, как отмечают Е.Ю. Пишкова и М.С. Смирнова, «мемом называют информацию (фото, видео, фразу и т. д.), распространяющуюся по сети от одного пользователя к другому» [3; с. 181].
По С.В. Канашиной, «мем – это комплексный феномен интернет-коммуникации, представляющий собой целостную, завершённую единицу с текстом и картинкой в квадратной рамке» [4; с. 85].
Е.Н. Александрова и М.М. Петросян под мемами также понимают «короткие диалоги юмористического толка, сопровождаемые соответствующими иллюстрациями» [5; с. 154].
Учёные дают характеристику мемов, выделяют их функции. По Д.Р. Ривину [6; с. 91], мемы обладают закреплённостью формы, жанровой составляющей, интертекстуальностью, когнитивной простотой. Очень важно, что мем легко создать и им легко поделиться. Мем является одним из основных инструментов реализации соучастия в сети и имеет единый язык прочтения и восприятия. Д.Р. Ривин с позиции психолога выделяет аффилиативную (функцию стремления к сближению с людьми) и аффективную (мемы эмоционально окрашены) и др. функции мемов. Ю.В. Щурина отмечает, что мем обладает культурной коннотацией и выполняет комическую функцию [2].
Поскольку общение посредством интернет-мемов становится общепринятым и общеупотребительным, то необходимую информацию на занятиях возможно представить в простой, доступной и наглядной форме в виде мема. Исследователи отмечают, что интернет-мемы обладают определёнными преимуществами. Е.Н. Александрова Е.Н. и М.М. Петросян выделяют такие достоинства мемов, как визуализация языкового материала, лаконичное вербальное выражение, отсутствие избыточной информации, юмор и информативность представления языковой ситуации и культурно-исторического контекста [5].
А.С. Каменева [7; с. 40] отмечает, что мемы 1) могут работать как побуждение к коммуникации; 2) быть дополнением к изучению грамматических тем на занятиях; 3) несут информацию о русской культуре, истории, искусстве; 4) являются своеобразным сетевым фольклором; 5) способны непрерывно меняться, сохраняя свою структуру.
Разновидность интернет-мемов, которая включает в себя языковую составляющую, в онлайн-культуре получила название – лингвистические интернет-мемы. Они могут быть связаны с фонетикой, лексикой, морфологией и грамматикой. Языковой корпус, который может быть в основе мема, – это логоэпистемы, фразеологизмы, пословицы, поговорки; грамматические и речевые ошибки; переносные значения слов; цитаты известных людей; языковая игра и др. Богатый лингвистический материал, текстовая составляющая, краткость изложения, сочетание наглядности и юмора делают интернет-мемы очень привлекательными для преподавателей РКИ.
На наш взгляд, лингвистические интернет-мемы можно использовать на занятии по русскому языку как иностранному:
- для подачи грамматического материала и в начале его автоматизации, (мемы могут быть как вербальными, так и иллюстративными опорами);
- в качестве экстралингвистического объекта;
- в качестве примера, в котором используется аутентичный текст на русском языке;
- в качестве стимула к построению собственного высказывания, монолога или диалога, дискуссии;
- для введения страноведческой информации;
- в начале урока для формулирования темы или в конце занятия для создания положительной мотивации ожидания следующего урока.
Использование интернет-мемов может быть полезно на разных этапах изучения русского языка как иностранного.
На начальном этапе следует очень ответственно подходить к подбору материала в связи с тем, что большинство мемов на просторах интернета не отличаются нормативностью и могут содержать табуированную лексику. С осторожностью следует применять мемы, которые в текстовой части содержат ошибки или опечатки, т. к. иностранные студенты могут запомнить неправильное написание слова или постановку ударения. На этом уровне возможно применение простых и незамысловатых мемов, с минимальным количеством текста. Их можно вводить как фонетическую зарядку, для знакомства с лексикой, основными фразами и конструкциями и закрепления лексических единиц. Текстовая информация мема может быть использована при работе с грамматическими конструкциями, падежными формами, как дополнительный материал к занятиям по изучению лексико-тематических групп.
На базовом уровне можно использовать более сложные мемы для отработки чтения и понимания иноязычного текста. На этом уровне предлагаются задания к мемам, которые формируют у студента разные языковые навыки: говорение, письмо, аудирование. Например: мем с котами «Наташа, мы все уронили» очень часто используется при отработке винительного падежа в значении объекта, императива и др. Речевые упражнения по иллюстрации мема способствуют развитию коммуникативных навыков и улучшению понимания иностранного языка, его лингвистических и культурных особенностей.
На продвинутом уровне уже возможно включение интернет-мемов с прецедентными текстами, культурными отсылками и игрой слов. Это расширяет словарный запас и улучшает понимание культурных смыслов. Для работы с интернет-мемами могут быть предложены следующие виды заданий:
- задание на проверку понимания и закрепление знаний;
- задание на извлечение информации из мема;
- тестовые задания;
- составление мема на предложенную тему;
- составление диалога на основе мема и др.
Также интернет-мемы на занятиях можно применять для развития внимания, критического и ассоциативного мышления, творческих способностей.
Мемы являются эффективным средством при реализации воспитательного аспекта. Они помогут привлечь внимание студентов к определённым аспектам иноязычной культуры, могут быть использованы при обсуждении различных социокультурных тем, толерантности и межкультурного взаимодействия. По нашему мнению, у студентов на занятии создается положительный эмоциональный настрой, снижается утомляемость, улучшается запоминание лексики.
Таким образом, интернет-мемы как явление прочно вошли в нашу социальную жизнь, являются объектом коммуникации, особенно среди молодежи, и могут быть применены в преподавании русского языка как иностранного. Эффективность включения интернет-мемов в учебный процесс зависит от ряда факторов: контингента обучающихся, контекста занятия, тщательности отбора исходного материала и подготовительной работы по снятию экстралингвистических ограничений.
В целом, правильно подобранные интернет-мемы могут быть эффективны на разных этапах обучения языку, главное учитывать педагогические цели и задачи и предпочтения студентов.
Список литературы
1. Докинз Р. Эгоистичный ген. М.: АСТ: CORPUS, 2013. 509 с.
2. Щурина Ю. В. Интернет-мемы как феномен интернет-коммуникации // Научный диалог. № 3. Филология. Екатеринбург, 2012. С. 160-172.
3. Пишкова Е. Ю., Смирнова М. С. Интернет-мемы: коммуникативный и транслатологический аспекты // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2019. № 3 (136). С. 180-187.
4. Канашина С. В. Что такое интернет мем? // Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. 36 (28 (277)). 2017. С. 84-90.
5. Александрова Е. Н., Петросян М. М. Дидактический потенциал мемов медицинской тематики на уроках русского языка как иностранного // Филология и культура. 2022. № 4 (70). С. 153-160.
6. Ривин Д. Р., Щербакова О. В. Понимание комических текстов у людей с различными типами отношения к юмору (на примере Интернет-мемов) // Психология XXI века: актуальные вызовы и достижения: сборник статей участников международной научной конференции молодых учёных. СПб.: Скифия-принт, 2020. С. 89-97.
7. Каменева А. С. Интернет-мемы на уроках РКИ: возможности и примеры использования // Профессорский журнал. Серия: Русский язык и литература. 2022. № 3. С. 39-47.