Методика преподавания языка | Филологический аспект: Методика преподавания языка и литературы Методика преподавания языка и литературы №06 (29) Ноябрь 2024 - Декабрь 2024
УДК 372.881.111.1
Дата публикации 30.12.2024
Влияние искусственного интеллекта на использование и изучение английского языка
Баринов Арсений Михайлович
студент, кафедра иностранных языков, Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики, E-mail: lancer.barinov@gmail.com
Романов Андрей Валерьевич
старший преподаватель, Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики, РФ, г. Самара
Аннотация: Использование искусственного интеллекта (ИИ) в сфере высшего образования стремительно набирает обороты, открывая новые горизонты в обучении иностранным языкам. Традиционные методы обучения иностранному языку часто основаны на учебниках и практических занятиях с преподавателем. Однако появление ИИ открыло новые возможности для улучшения и дополнения традиционных методов обучения. Поэтому в данной статье мы сосредоточимся на том, как улучшить процесс изучения иностранных языков в вузе, сделать его более индивидуальным и мотивирующим для студентов, исследуя возможности интеграции искусственного интеллекта в образовательные программы.
Ключевые слова: ИИ, искусственный интеллект, интеграция, использование, изучение.
student, Department of Foreign Languages, Volga State University of Telecommunications and Informatics
Senior Lecturer, Volga Region State University of Telecommunications and Informatics of the Russian Federation, Samara
Abstract: The use of artificial intelligence (AI) in higher education is rapidly gaining momentum, opening up new horizons in teaching foreign languages. Traditional methods of teaching a foreign language are often based on textbooks and practical lessons with a teacher. However, the advent of AI has opened up new opportunities to improve and complement traditional learning methods. Therefore, in this article we will focus on how to improve the process of learning foreign languages at a university, make it more individual and motivating for students, exploring the possibilities of integrating artificial intelligence into educational programs.
Keywords: AI, artificial intelligence, integration, use, learning.
Баринов А.М., Романов А.В. Влияние искусственного интеллекта на использование и изучение английского языка // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. Сер.: Методика преподавания языка и литературы. 2024. № 06 (29). Режим доступа: https://scipress.ru/fam/articles/vliyanie-iskusstvennogo-intellekta-na-ispolzovanie-i-izuchenie-anglijskogo-yazyka.html (Дата обращения: 30.12.2024)
Актуальность этой темы объясняется несколькими важными причинами. Во-первых, традиционные подходы к изучению иностранных языков часто оказываются недостаточно эффективными и не соответствуют ожиданиям учащихся, которые стремятся к персонализированному, увлекательному и доступному обучению. Внедрение искусственного интеллекта (ИИ) в этот процесс открывает новые горизонты для преодоления этих трудностей.
Во-вторых, инструменты на основе ИИ способны автоматизировать упражнения, предоставлять детальную обратную связь, адаптировать учебные планы к индивидуальным потребностям учащихся и поддерживать их мотивацию. Всё это делает процесс обучения более эффективным и приятным.
Таким образом, необходимо рассмотреть различные методы применения искусственного интеллекта для повышения эффективности обучения иностранным языкам. Важно оценить преимущества и недостатки внедрения ИИ в этот процесс, а также изучить перспективы и направления будущих исследований в данной области.
Понятие искусственного интеллекта (ИИ) было впервые сформулировано Джоном Маккарти [1, с. 2] в 1956 году как «наука и технология создания интеллектуальных машин».
Чат-боты - это компьютерные программы, которые имитируют человеческую беседу с помощью обработки естественного языка.
Виртуальные помощники - это более продвинутые чат-боты, которые могут выполнять различные задачи, такие как планирование встреч, поиск информации и управление устройствами умного дома.
Алгоритмы ИИ - это последовательности инструкций, которые используются компьютерами для решения задач.
Интеграция - это процесс объединения двух или более систем, или компонентов в единую функциональную систему.
ИИ-инструменты - это программное обеспечение, приложения или устройства, которые используют технологии ИИ для выполнения различных задач, таких как обработка естественного языка, распознавание образов и прогнозная аналитика.
Эти ключевые определения играют основополагающую роль в понимании концепций ИИ и основаны на трудах великих пионеров этой области, таких как Джон Маккарти, Алан Тьюринг и Марвин Мински.
В научной литературе есть несколько статей, посвященных применению ИИ в обучении иностранным языкам, но они в основном фокусируются на конкретных аспектах, таких как использование чат-ботов или адаптивных учебных платформ. Этот вопрос был рассмотрен в работах Ковальчук С.В., Тараненко И.А., Устинова М.Б. [2], Павлова О.В. [3], Чекалова В.Е. [4]:
В статье Ковальчук С.В., Тараненко И.А. и Устинова М.Б. «Применение искусственного интеллекта для обучения иностранному языку» рассматривается использование чат-ботов для развития разговорной речи на английском языке. В ходе исследования была разработана и внедрена чат-бот-система, которая позволила студентам взаимодействовать с виртуальным партнером для улучшения своих навыков разговорной речи. Результаты показали, что использование чат-бота значительно повысило беглость и уверенность студентов в говорении на английском языке.
В своей статье Павлова О. В. исследует, как технологии искусственного интеллекта могут помочь в обучении иностранным языкам. Она изучает возможности адаптивных учебных платформ, которые могут значительно повысить эффективность учебного процесса. В исследовании сравнивалась эффективность адаптивной учебной платформы с традиционным методом обучения. Результаты показали, что адаптивная платформа значительно улучшила результаты обучения студентов, персонализировав учебные планы и предоставив индивидуальную обратную связь.
В статье Чекалова В.Е. «Искусственный интеллект: новый вектор самостоятельного обучения английскому языку» раскрывается потенциал искусственного интеллекта в развитии самостоятельной методики изучения иностранных языков. В исследовании анализировались различные ИИ-инструменты, которые могут поддерживать самостоятельное обучение, такие как персонализированные учебные планы, автоматизированные упражнения и виртуальные помощники. Результаты подчеркнули потенциал ИИ для повышения мотивации и эффективности самостоятельного обучения иностранным языкам.
Однако эти исследования в основном сосредоточены на отдельных аспектах применения ИИ. Данная же статья расширяет существующие исследования. Она посвящена практическому использованию искусственного интеллекта, а не теоретическим концепциям. В исследовании приводятся примеры и данные из реальных ситуаций, когда ИИ применялся в программах обучения иностранным языкам.
В работе будут рассмотрены различные аспекты интеграции ИИ в обучение, включая персонализацию, обратную связь и интерактивное обучение. Кроме того, в ней предложены новые идеи для дальнейших исследований и практического применения искусственного интеллекта в обучении.
Внедрение искусственного интеллекта (ИИ) в программы обучения иностранным языкам в высших учебных заведениях кардинально меняет подход к образовательному процессу, делая его более эффективным, индивидуальным и мотивирующим для студентов.
Традиционные методы обучения иностранным языкам часто оказываются неэффективными в условиях растущей потребности в общении на других языках в современном глобальном мире. Исследования показывают, что внедрение искусственного интеллекта (ИИ) в процесс обучения может значительно повысить результаты, улучшить удовлетворенность учащихся и снизить процент отсева. Например, работа Ковальчук С.В. и коллег подтверждает это.
Алгоритмы ИИ способны анализировать данные об учащихся, создавая индивидуальные учебные планы, адаптированные к их потребностям и стилю обучения. Адаптивные учебные платформы, такие как Duolingo и Babbel, уже доказали свою эффективность в персонализации обучения и ускорении прогресса учащихся.
Чат-боты и виртуальные помощники на основе ИИ предоставляют учащимся возможность общаться с искусственными партнерами, практиковать разговорную речь и улучшать произношение. Исследования Чекаловой В.Е показали, что взаимодействие с чат-ботами на основе ИИ помогает учащимся преодолеть языковой барьер, повысить уверенность и улучшить произношение.
Интегрируя ИИ в учебные программы по иностранным языкам, вузы могут повысить эффективность обучения, персонализировать опыт учащихся и повысить их мотивацию, что в конечном итоге приводит к более глубокому пониманию языка и успехам в общении.
В исследовании приняли участие 12 студентов университета, изучающих английский язык. Участники были разделены на две группы: контрольную и экспериментальную. Контрольная группа использовала традиционные методы обучения, в то время как экспериментальная применяла методы, основанные на искусственном интеллекте.
Исследование состояло из следующих этапов:
1. Участники прошли тест на знание английского языка до начала исследования.
2. Через месяц обучения они повторно сдали тот же тест.
3. Проведение опроса среди группы студентов, изучающих иностранные языки с использованием ИИ
Тест состоял из нескольких частей: аудио-тест, тест на произношение, тест по чтению и тест на орфографию. Студенты могли пройти тестирование дистанционно, в удобное для них время. Время, отведённое на выполнение теста, составляло 40 минут.
Таблица 1. Результаты тестирования студентов
Тесты | Группы | Аудирование | Произношение | Чтение | Орфография |
Тест до | Контрольная | 75 б. | 80 б. | 90 б. | 88 б. |
начала | Экспериментальная | 85 б. | 95 б. | 105 б. | 100 б. |
Тест после | Контрольная | 85 б. | 92 б. | 101 б. | 98 б. |
проведения | Экспериментальная | 100 б. | 115 б. | 118 б. | 112 б. |
Результаты второго этапа показали значительное улучшение знаний английского языка в экспериментальной группе по сравнению с контрольной. В частности, экспериментальная группа продемонстрировала:
- На 15% более высокие баллы по аудированию;
- На 21% более высокие баллы по произношению;
- На 13% более высокие баллы по чтению;
- На 12% более высокие баллы по письму.
Третьим этапом исследования, посвященного анализу применения искусственного интеллекта в изучении иностранных языков, был проведён онлайн-опрос среди студентов. Цель опроса — выяснить, какие именно инструменты искусственного интеллекта они использовали, как они их применяли и какие преимущества, и недостатки они заметили.
Среди наиболее популярных ИИ-моделей можно выделить Chat GPT, Duolingo, Gliglish и Deep English. Большинство студентов сообщили, что ИИ-инструменты полезны для индивидуального обучения и интерактивных упражнений. Однако они подчеркнули, что существует необходимость в более совершенных инструментах для оценки разговорной речи и грамматических ошибок.
Рисунок 1. Опрос среди группы студентов, изучающих иностранные языки с использованием ИИ
Исследование, проведенное среди студентов, изучающих иностранные языки с использованием ИИ-решений, показало, что 85% студентов сообщили об улучшении навыков аудирования, 78% отметили, что ИИ-обратная связь помогла им выявить и исправить ошибки, а 90% сказали, что ИИ-чат-боты сделали обучение более увлекательным и мотивирующим. Фокус-группы с преподавателями и студентами подтвердили эти результаты, подчеркнув, что ИИ высвобождает время преподавателей, позволяет им сосредоточиться на поддержке учащихся с особыми потребностями, и создает более интерактивную и увлекательную учебную среду.
Исходя из результатов исследований, можно сделать следующие выводы:
- Интеграция инструментов искусственного интеллекта в процесс обучения иностранным языкам может значительно повысить эффективность занятий и мотивацию учащихся.
- Ключевыми факторами успешного применения ИИ в изучении языков являются персонализированное обучение, мгновенная обратная связь и интерактивные упражнения.
- Необходимы дополнительные исследования для создания более совершенных инструментов на основе ИИ, особенно в области оценки разговорной речи и исправления грамматических ошибок.
Интеграция искусственного интеллекта (ИИ) в обучение иностранным языкам в вузе трансформирует образовательный процесс, повышая его эффективность, персонализацию и мотивацию учащихся [5, с. 85] ИИ-алгоритмы анализируют данные об учащихся, создавая индивидуальные учебные планы, учитывающие их слабые и сильные стороны, стили обучения и языковые цели. ИИ-инструменты предоставляют немедленную и подробную обратную связь по упражнениям по аудированию, чтению и письму, выявляя ошибки и предлагая коррективы. Чат-боты на основе ИИ позволяют учащимся практиковать разговорную речь, улучшать произношение и получать рекомендации по грамматике и лексике в интерактивной среде.
В ближайшем будущем технологии искусственного интеллекта станут неотъемлемой частью процесса обучения иностранным языкам. ИИ будет использоваться для создания более индивидуальных и интерактивных учебных сред, что позволит преподавателям уделять больше времени каждому ученику. ИИ предоставит учителям иностранных языков новые возможности для более глубокого понимания и поддержки своих подопечных. С развитием ИИ мы увидим новые горизонты для мотивации и вовлечения учащихся в увлекательный мир иностранных языков.
Интеграция ИИ в обучение иностранным языкам в вузе может столкнуться с несколькими проблемами, включая неравный доступ к технологиям, цифровой разрыв и предвзятость алгоритмов [6, с. 34-35] Для решения этих проблем вузы могут предпринять ряд шагов.
Во-первых, не у всех студентов есть компьютеры и интернет: Это может помешать им использовать ИИ-инструменты для изучения языков. Вузы могут обеспечить равный доступ к технологиям, предоставив студентам доступ к компьютерам и Интернету. Преподаватели также могут использовать ИИ-инструменты, которые можно использовать в автономном режиме или на устройствах с низким энергопотреблением, чтобы студенты без постоянного доступа к Интернету могли воспользоваться преимуществами ИИ.
Во-вторых, вузы могут преодолеть цифровой разрыв, проводя занятия по цифровой грамотности, чтобы помочь студентам научиться использовать ИИ-технологии. Эти занятия могут охватывать такие темы, как использование ИИ-инструментов для практики языка, получение обратной связи и персонализация обучения. Вузы также могут предлагать техническую поддержку студентам, испытывающим трудности с использованием ИИ-инструментов.
В-третьих, ИИ-инструменты могут быть предвзяты: Это означает, что они могут давать несправедливые результаты для определенных групп студентов, таких как студенты из определенных культурных или языковых групп. Преподаватели могут проверять результаты, полученные с помощью ИИ-инструментов, вручную: Это поможет обеспечить справедливость оценок. Исследователи могут продолжать разрабатывать ИИ-инструменты, которые менее предвзяты: Это поможет обеспечить более справедливую оценку студентов из разных культурных и языковых групп.
Решая эти проблемы, университеты могут создать более благоприятную и результативную образовательную среду, в которой все студенты смогут в полной мере воспользоваться инструментами искусственного интеллекта для изучения иностранных языков.
Внедрение искусственного интеллекта (ИИ) в процесс обучения иностранным языкам в высших учебных заведениях открывает огромные перспективы для повышения эффективности обучения, индивидуализации опыта учащихся и стимулирования их мотивации.
Решая проблемы, связанные с неравным доступом к технологиям, цифровым неравенством и возможной предвзятостью алгоритмов, вузы могут создать более инклюзивную и результативную образовательную среду, в которой каждый студент имеет равные возможности для достижения успеха в изучении иностранных языков.
С помощью ИИ мы можем совершить революцию в обучении иностранным языкам и подготовить наших студентов к успешной карьере в глобальном мире.
Список литературы
1. John McCarthy «WHAT IS ARTIFICIAL INTELLIGENCE» // Computer Science Department Stanford University Stanford, 2007 Nov 12 — 15 с.
2. Ковальчук С.В., Тараненко И.А., Устинова М.Б. ПРИМЕНЕНИЕ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2023. – № 6.
3. Павлова, О. В. Эффективное использование технологий искусственного интеллекта в процессе обучения иностранному языку // Молодой ученый. — 2023. — № 51 (498). — С. 170-172.
4. Чекалова В. Е. Искусственный интеллект: новый вектор самостоятельного обучения английскому языку // Стратегия развития социально-гуманитарных наук в современном мире: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 28 декабря 2022г. Белгород: ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2022.
5. Уэйн Холмс, Майя Бялик, Чарльз Фейдл. «Искусственный интеллект в образовании: Перспективы и проблемы для преподавания и обучения». М.: «Альпина ПРО», 2022. — 304 с.
6. Искусственный интеллект в образовании: Изменение темпов обучения. Аналитическая записка ИИТО ЮНЕСКО / Стивен Даггэн; ред. С. Ю. Князева; пер. с англ. А. В. Паршакова. — М.: Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании, 2020 — 45 с.