Методика преподавания языка | Филологический аспект: Методика преподавания языка и литературы Методика преподавания языка и литературы №05 (22) Сентябрь 2023 - Октябрь 2023
УДК 372.881
Дата публикации 31.10.2023
Цифровые технологии в обучении написанию аннотаций в магистратуре неязыкового вуза
Хлыбова Марина Анатольевна
доцент, кандидат педагогических наук, Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова, г. Пермь, Россия
Аннотация: Статья посвящена вопросу обучения написанию аннотаций в магистратуре неязыкового вуза. В статье отмечена необходимость формирования иноязычной письменной коммуникации как наиболее значимого компонента научно-исследовательской деятельности будущего специалиста. При формировании умений формирования письменной научной речи в магистратуре особое внимание уделяется правилам написания аннотаций с конкретными приемами написания, рассмотрением структуры, лексико-грамматических особенностей. Отмечена возможность использования платформы Google sites для обучения написанию аннотаций, развития иноязычной письменной научной речи. Подчеркивается, что создание и взаимное оценивание письменных проектов на Google sites способствует формированию навыков взаимодействия, сотрудничества, интенсификации обмена знаниями и опытом.
Ключевые слова: написание аннотации, цифровые технологии, письменная научная речь, обучение иностранному языку, магистратура.
Cand. Sci (Pedagogy), assistant professor of foreign languages department, Perm State Agro-Technological University, Russia, Perm
Abstract: The article considers the problem of teaching master’s students writing abstracts. The article considers scientific writing skills as the most significant component of students' research activities. The necessity of abstracts writing skills formation as valuable component of master’s students’ academic communication is pointed out. It is noted that the use of digital technologies in the process of teaching a foreign language contributes to an increase in the efficiency of mastering educational material due to the novelty of the form of interaction, the problematic and creative nature of the work. The article emphasizes that Google sites are a convenient tool for developing the collaborative projects, mastering scientific writing skills.
Keywords: writing abstracts, digital technologies, scientific writing, foreign language teaching, master’s studies.
Хлыбова М.А. Цифровые технологии в обучении написанию аннотаций в магистратуре неязыкового вуза// Филологический аспект: международный научно-практический журнал. Сер.: Методика преподавания языка и литературы. 2023. № 05 (22). Режим доступа: https://scipress.ru/fam/articles/tsifrovye-tekhnologii-v-obuchenii-napisaniyu-annotatsij-v-magistrature-neyazykovogo-vuza.html (Дата обращения: 31.10.2023)
Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам высшего образования (ФГОС ВО), формирование иноязычных умений письменной речи является одним из наиболее важных компонентов научно-исследовательской деятельности обучающихся вуза. Кроме того, сегодня современное международное научное общение предполагает не только получение информации из иностранных источников, но и активное представление результатов собственной научно-исследовательской работы. Иноязычная письменная речь в вузе является продуктом академического (бакалавриат) и научного (магистратура, аспирантура) дискурса и предполагает создание текстов на базе сформированных общих и профессиональных умений письменной речи, критического мышления и самостоятельности [2].
Обучению написания аннотации на английском языке, одному из главных компонентов научной статьи, уделяется достаточно большое внимание, поскольку наличие аннотации на английском языке является обязательным требованием к научным публикациям. Уже в магистратуре обучающиеся сталкиваются с необходимостью представить к своей публикации аннотацию и ключевые слова на английском языке. Как отмечается в исследованиях [1,5], качественное представление аннотаций на английском языке является большой проблемой для начинающих авторов.
Целью данной статьи является рассмотрение современных приемов обучения написанию аннотации на основе цифровых образовательных технологий, в частности платформы Google sites, онлайн-ресурса для коллективной разработки, активного взаимодействия участников общения, в том числе и для учебного сотрудничества.
Как показывает практика, широкое использование цифровых образовательных ресурсов открывают новые возможности для освоения и закрепления умений письменной речи в доступной и интересной форме.
Google sites является бесплатным ресурсом, выступающим в качестве средства для создания учебной веб-среды, обладающим следующими возможностями:
- гибкость и вариативность инструментов и дизайна;
- коллективный доступ к созданию сайта;
- асинхронность связи;
- редактирование существующих страниц в браузере;
- быстрая обратная связь;
- учет изменений (версий) страниц, возможность сравнения и восстановления ранних правок;
- возможность встраивания файлов различных форматов, в том числе изображений, видео- и аудиофайлов;
- формирование навыков совместной деятельности и сотрудничества.
Google sites в нашей работе активно используется в магистратуре при обучении написанию аннотации к исследовательской статье. Весь теоретический материал, а также лексико-грамматические упражнения, создание, редактирование и рецензирование работ обучающимися представлены в виде отдельных страниц и подразделов.
Создание аннотации можно организовать в виде индивидуальной или коллективной проектной работы, в процессе выполнения которой участники имеют возможность просматривать и вносить уточняющие правки в существующий текст. Итеративный процесс создания аннотации с многократным возвратом к тексту для внесения изменений и редактирования способствует развитию гибкости владения языковым материалом [4]. При редактировании письменного текста у обучающихся формируются навыки и умения (само)оценки и (само)рефлексии. Эти навыки лежат в основе развития ценностного отношения к иноязычной письменной коммуникации.
В разделе Peer review можно разместить аннотацию для оценивания согласно представленным критериям: 1) смысловая точность, ясность; 2) наличие информации о решаемой проблеме, задачах, методах и результатах исследования; 3) организация текста согласно структуре IMRaD (Introduction, Method, Result, Discussion) [6]; 4) соответствие заявленному объему; 5) наличие четко сформулированной цели; 6) логичность построения текста; 7) убедительность представленных результатов; 8) соответствие выводов представленной цели; 9) грамматическая и лексическая правильность.
Теоретической основой для разработки критериев оценки служат стилистические и структурные принципы создания научного текста, которые в настоящее время широко освещаются в литературе. Кроме того, рекомендуется провести анализ типичных ошибок, которые допускают начинающие авторы научных статей [3].
Применение взаимного оценивания работ обучающимися способствует не только повышению иноязычной грамотности, но и развитию способности к критическому мышлению, внимательности к деталям, стимулирует мотивацию к дальнейшему обучению и обеспечивает активное вовлечение в образовательный процесс.
Таким образом, качественная организация формирования иноязычных умений научной письменной речи является важной задачей обучения иностранному языку в вузе. Google sites позволяет успешно организовать обучение написанию аннотаций за счет широкого спектра возможностей хранения, создания, редактирования и взаимного оценивания текстов. Применение данной платформы открывает новые возможности для освоения и закрепления учебного материала в доступной и интересной форме, повышает уровень самостоятельности и мотивации обучающихся и, как следствие, повышают эффективность формирования иноязычных умений письменной речи. Создание коллективных текстов и взаимное оценивание работ способствует формированию навыков самостоятельности, взаимодействия, сотрудничества, интенсификации обмена знаниями и опытом.
Список литературы
1. Ерёмина В. М. Особенности обучения написанию аннотаций на английском языке // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Профессиональное образование, теория и методика обучения. 2016. Т. 11. № 6. С. 86-92.
2. Сысоев П.В., Хмаренко Н.И. Обучение студентов иноязычной письменной речи на основе педагогической технологии обучения в сотрудничестве // Язык и культура. 2022. № 59. С. 271–285.
3. Федорова Н.Ю. Оценка умений составления аннотаций статей в курсе иностранного языка для аспирантов // Вестник Томского государственного университета. 2022. №477. С. 201-208.
4. Хлыбова М. А. Формирование навыков академического письма в магистратуре неязыкового вуза // Мир науки. Педагогика и психология. 2021. Т.9. № 5. - URL: https://mir-nauki.com/PDF/50PDMN521.pdf.
5. Юдашкина В. В., Яцевич О. Е. Обучение написанию аннотаций студентов в вузе: от теории к практике // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2019. № 4 (61). С. 78-83.
6. Supatranont P. Developing a Writing Template of Research Article Abstracts: A Corpus-Based Method // Procedia — Social and Behavioral Sciences. 2012. pp. 144–156.