Методика преподавания языка | Филологический аспект: Методика преподавания языка и литературы Методика преподавания языка и литературы №05 (28) Сентябрь 2024 - Октябрь 2024

УДК 81

Дата публикации 23.09.2024

Трудности аудирования и пути их преодоления при обучении иностранному языку студентов неязыковых вузов

Ягнич Анжела Ярославовна
старший преподаватель, Севастопольского Государственного Университета, кафедра «Иностранные языки», РФ, г. Севастополь, angela31@rambler.ru

Аннотация: В данной статье рассматриваются основные языковые и психологические трудности в процессе аудирования и пути их преодоления при изучении иностранного языка студентами неязыковых специальностей.
Ключевые слова: Аудирование, студенты неязыковых специальностей, аутентичные материалы, эффективная учебная деятельность, аудиоформат.

Difficulties of listening and ways to overcome them when teaching a foreign language to students of non-linguistic universities

Yagnich Angela Yaroslavovna
Senior Lecturer at Sevastopol State University, Department of "Foreign Languages", Russia, Sevastopol

Abstract: This article discusses the main linguistic and psychological difficulties in the process of listening and ways to overcome them when studying a foreign language by students of non-linguistic specialties.
Keywords: Listening, students of non-linguistic specialties, authentic materials, effective educational activities, audio format.

Правильная ссылка на статью
Ягнич А.Я. Трудности аудирования и пути их преодоления при обучении иностранному языку студентов неязыковых вузов // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. Сер.: Методика преподавания языка и литературы. 2024. № 05 (28). Режим доступа: https://scipress.ru/fam/articles/trudnosti-audirovaniya-i-puti-ikh-preodoleniya-pri-obuchenii-inostrannomu-yazyku-studentov-neyazykovykh-vuzov.html (Дата обращения: 23.09.2024)

Развитие навыков аудирования является одной из важнейших составляющих успешного изучения иностранного языка. Аудирование представляет собой главным образом процесс восприятия и понимания речи, произнесенной вслух. Помимо основной, аудирование обладает рядом дополнительных функций: стимулирование интеллектуально-вербальных реакций, а также формирование умений и навыков для различных видов речевой деятельности, обеспечение управления процессом обучения, ознакомление учащихся с новыми материалами, развитие самоконтроля [1].

Совершенствование навыков аудирования неспроста является непременным условием интенсификации обучения, занимая в речевом общении первое место – около 45% времени, так как значительную долю информации человек получает по слуховому каналу: при посещении кино, театров, музеев, с помощью радио и телевидения, во время слушания лекций, при контакте с окружающими. И для того, чтобы изучающие иностранный язык могли слушать и понимать носителей языка, необходимо планомерно формировать умения и навыки смыслового восприятия на слух уже на начальном этапе обучения.

Однако для студентов неязыковых вузов это часто представляет серьезную трудность. Несмотря на то, что аудирование является основным способом восприятия информации в повседневной жизни и учебе, многие студенты сталкиваются с рядом проблем, которые препятствуют эффективному пониманию устной речи.

Давно установлено, что даже люди, свободно владеющие языком, испытывают трудности при слушании непосредственной речи носителей языка. Дело в том, что зазубривание словарного запаса и изучение правил грамматики сами по себе не дадут нужного результата. Именно поэтому большинство людей могут свободно читать, писать и говорить по-английски, но не могут вести беседу вслух.

 С одной стороны, восприятие и понимание звучащей речи является достаточно сложной психической деятельностью. С другой стороны, небезызвестным является тот факт, что пропускная способность звукового канала на порядок меньше зрительного, звуковая рецепция однократна и неповторима, а звуковая память у большинства людей развита хуже зрительной [2]. Однако для успешной коммуникации на современном этапе развитие навыков аудирования признано необходимым [3].

 Основные трудности аудирования, с которыми сталкиваются студенты неязыковых вузов, включают в себя:

 1. Недостаточный словарный запас. Само собой разумеется, что без знания большого количества слов и выражений, употребляемых в речи носителей языка, сложно понимать смысл услышанного. Незнакомая лексика становится серьезным барьером для понимания аудиозаписей или живой речи.

 2. Быстрый темп речи. Студенты неязыковых вузов, как правило, не привыкли к естественной скорости речи носителей изучаемого языка, которая часто бывает довольно высокой. Это затрудняет восприятие и обработку информации, особенно на начальных этапах изучения языка.

 3. Незнакомые акценты и диалекты. Помимо темпа речи, трудность вызывают и различные акценты, диалекты, а также манера произношения, характерная для носителей языка из разных регионов. Студенты, не имеющие опыта общения с широким кругом говорящих, могут испытывать сложности в понимании подобной речи.

 4. Сложные грамматические конструкции. Использование в речи сложных грамматических структур, таких как пассивный залог, косвенная речь, условные предложения и т.д., также затрудняет понимание аудиотекстов для студентов неязыковых специальностей. Недостаточные знания грамматики языка препятствуют быстрому восприятию и усвоению устной информации.

 5. Отсутствие визуальной опоры. Еще одним фактором, усложняющим процесс аудирования, является отсутствие зрительной опоры. В отличие от чтения или просмотра видео, при аудировании студенты не могут опираться на визуальные подсказки, что затрудняет понимание смысла сообщения.

 6. Недостаточная мотивация и низкая самооценка. Психологические факторы, такие как недостаточная мотивация к изучению языка и низкая самооценка собственных языковых способностей, также оказывают негативное влияние на развитие навыков аудирования. Студенты, испытывающие неуверенность в своих силах, часто отказываются практиковать аудирование, что, естественно, препятствует прогрессу.

 Для преодоления этих трудностей и эффективного развития навыков аудирования необходимо применение комплексного подхода, включающего регулярную практику, использование различных техник и технологий, а также поддержку со стороны преподавателей.

 Регулярная практика аудирования с использованием аутентичных материалов позволит студентам привыкнуть к естественному темпу речи, различным акцентам и манерам произношения.

 Для развития навыков аудирования необходима регулярная тренировка. Студентам следует систематически слушать различные аудиозаписи на иностранном языке, начиная с более простых и постепенно переходя к более сложным аутентичным материалам (подкасты, интервью, фильмы и т.д.).

 Параллельно с практикой аудирования важно расширять словарный запас и совершенствовать знание грамматических структур. Систематическая работа над лексикой и грамматикой поможет студентам лучше понимать услышанное.

 Помимо вышеизложенного, студентам следует освоить различные способы активного слушания, такие как:

- выделение ключевых слов и фраз;

- использование контекстных подсказок;

- составление ментальных схем и карт;

- постановка уточняющих вопросов.

 Применение этих техник позволит им улучшить концентрацию внимания и понимание услышанного.

 Включение визуальной поддержки, например, в виде субтитров или сопровождающих видеоматериалов, может существенно облегчить процесс восприятия аудиоформата для студентов. Визуальные подсказки помогают контекстуализировать информацию и связывать услышанное с увиденным.

 Важную роль в развитии навыков аудирования играют психологические факторы. Преподавателям необходимо повышать мотивацию студентов, поощрять их достижения и поддерживать уверенность в своих силах. Это позволит им более активно вовлекаться в процесс обучения и практиковать аудиоформат.

 Для достижения целей обучения аудированию, как полагает Б.А. Лапидус, необходимы рационализация и интенсификация процесса обучения, которые зависят не только от рационального распределения времени, затрачиваемого на отработку механизмов прослушивания, но и на преодоление различных трудностей данного процесса, что в свою очередь способствует повышению эффективности учебной деятельности обучающихся [4].

 Развитие навыков аудирования является одним из ключевых аспектов успешного изучения иностранного языка студентами неязыковых вузов. Однако этот способ возможен лишь при осуществлении постоянного процесса слушания и сопряжен с рядом трудностей [5].

 Для преодоления этих проблем необходимо применение комплексного подхода. Только систематическая и целенаправленная работа в этих направлениях, включающая регулярную практику, работу над лексикой и грамматикой, использование эффективных техник и визуальной поддержки, а также создание благоприятной психологической среды, позволит студентам неязыковых вузов эффективно развивать способности к аудированию и успешно применять их в учебной и профессиональной деятельности.

 Ключевая роль в этом процессе принадлежит преподавателям, которые должны грамотно организовывать учебный процесс и создавать благоприятные условия для совершенствования данных умений.

 

 


Список литературы

1. Федотова Н.Л. Методика преподавания русского языка как иностранного // Златоуст. М., – 2013. – С. 154-160.
2. Цветкова З.М. О методике устной речи // Иностранные языки в школе. – 1955. – № 4. – С. 2-8.
3. Погарцева Е.Е. Основы применения аудирования при обучении иностранному языку // Аграрное образование и наука. – 2013. – № 13. С. 14-15.
4. Лапидус Б.А. Обучение второму иностранному языку как специальности: учебное пособие / Б.А. Лапидус. – М.: Высшая школа, 1980. – 173 с.
5. Елухина Н.В. Основные трудности аудирования и пути их преодоления // Академия. М., – 1991. – С. 226-237.

Расскажите о нас своим друзьям: