Методика преподавания языка | Филологический аспект: Методика преподавания языка и литературы Методика преподавания языка и литературы №04 (27) Июль 2024 - Август 2024

УДК 372.881.1

Дата публикации 31.08.2024

Образовательные возможности платформы Дуолинго в самостоятельной работе по иностранному языку

Боталова Софья Геннадьевна
студентка 5 курса факультета филологии и межкультурной коммуникации, Нижнетагильского государственного социально-педагогического института (ф) РГППУ, РФ, г. Нижний Тагил, russischblume@yandex.ru
Кирюшина Ольга Викторовна
канд. пед. наук, доцент кафедры иностранных языков и русской филологии, Нижнетагильского государственного социально-педагогического института (ф) РГППУ, РФ, г. Нижний Тагил, olga_kiryushina_@mail.ru

Аннотация: Статья посвящена специфике самостоятельной работы по иностранному языку и особенностям ее организации с использованием образовательной платформы Дуолинго. Организация самостоятельной работы требует особого подхода от учителя, который должен тщательно планировать ее содержание, формы и методы. Самостоятельная работа должна способствовать достижению высокого уровня самостоятельности и активности обучающихся. В статье рассматривается определение понятия «самостоятельная работа», цели организации самостоятельной работы в процессе обучения иностранному языку, методические особенности организации, а также проанализирован методический потенциал одной из самых популярных образовательных платформ для изучения иностранного языка – Дуолинго – в контексте организации самостоятельной работы обучающихся.
Ключевые слова: самостоятельная работа, изучение иностранного языка, образовательный ресурс, онлайн-сервис, Дуолинго.

Educational opportunities of the Duolingo platform in independent work in a foreign language

Botalova Sofia Gennadievna
5th year student of the faculty of foreign languages and intercultural communication, Nizhny Tagil State Social and Pedagogical Institute, branch of Russian State Vocational Pedagogical University, Russia, Nizhniy Tagil
Kiryushina Olga Viktorovna
Cand. Sci. (Pedagogy), associate professor at the Department of foreign languages and Russian philology, Nizhny Tagil State Social and Pedagogical Institute, branch of Russian State Vocational Pedagogical University, Russia, Nizhniy Tagil

Abstract: The article is devoted to the specifics of self-study in a foreign language and the peculiarities of its organization using the Duolingo educational platform. The organization of self-study requires a special approach from the teacher, who must carefully plan its content, forms and methods. Self-study should contribute to achieving a high level of independence and activity of students. The article examines the definition of the concept of "self-study", the goals of self-study in foreign language lessons, methodological features of the organization, and analyzes the methodological potential of one of the most popular educational platforms for learning a foreign language – Duolingo – in the context of self-study.
Keywords: self-study, foreign language learning, educational resource, online service, Duolingo.

Правильная ссылка на статью
Боталова С. Г., Кирюшина О. В. Образовательные возможности платформы Дуолинго в самостоятельной работе по иностранному языку // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. Сер.: Методика преподавания языка и литературы. 2024. № 04 (27). Режим доступа: https://scipress.ru/fam/articles/obrazovatelnye-vozmozhnosti-platformy-duolingo-v-samostoyatelnoj-rabote-po-inostrannomu-yazyku.html (Дата обращения: 31.08.2024)

Современные федеральные образовательные стандарты делают особый акцент на развитие познавательной самостоятельности и активности в учебном процессе, на отказ от трансляции готового знания и стимулирование интеллектуальной активности обучающихся. И это действительно оправдано, ведь в реалиях постоянно меняющегося мира гораздо актуальнее научить обучающихся самостоятельно ориентироваться в потоке информации, отделять важное от второстепенного, анализировать полученную информацию, пользуясь при этом авторитетными источниками. Особую роль в развитии познавательной самостоятельности и активности играет самостоятельная работа обучающихся, сама суть которой заключается в углублении основной образовательной программы, выходе за пределы аудиторной работы, в создании условий для формирования и развития универсальных учебных действий.

Учебная дисциплина «Иностранный язык» ввиду своей объективной сложности требует постоянной самостоятельной работы обучающихся. Язык – явление многомерное, каждый аспект языка обладает собственной спецификой и весьма непрост в освоении. Количество часов, предусмотренное учебной программой на изучение иностранного языка в массовой средней школе, не позволяет большинству обучающихся выучить иностранный язык на должном уровне, чтобы стать уверенным пользователем и применять его в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности. Именно поэтому так важна постоянная самостоятельная работа над совершенствованием собственного уровня владения иностранным языком. Однако как же ее организовать, чтобы, с одной стороны, заинтересовать обучающихся и добиться успеха в освоении языка, а с другой стороны, не допустить их перегрузки?

Ответ на этот вопрос, на наш взгляд, кроется в сфере качественных онлайн-сервисов, которые обладают значительным потенциалом в плане организации продуктивной самостоятельной работы обучающихся. Представляется, что именно таким образом можно значительно повысить качество усвоения учебного материала и совершенствовать в процессе самостоятельной работы все основные виды речевой деятельности при изучении иностранного языка.

Рассмотрим понятие «самостоятельная работа» и специфику ее организации в учебном процессе более подробно.

Э. Г. Азимов и А. Н. Щукин определяют самостоятельную работу следующим образом: «Самостоятельная работа – вид учебной деятельности, выполняемый обучающимся без непосредственного контакта с преподавателем или управляемый преподавателем опосредованно через специальные учебные материалы. Самостоятельная работа может осуществляться как во внеаудиторное время, так и на аудиторных занятиях в письменной или устной форме» [1, с. 268].

Е. А. Тупичкина и И. В. Крючкова в своих исследованиях выделяют следующие основные цели самостоятельной работы: получение новых знаний, актуализация имеющихся знаний, закрепление и повторение учебного материала, проверка знаний и умений обучающихся [2, с. 10].

Организация самостоятельной работы в процессе изучения иностранного языка требует тщательного планирования, учета возрастных особенностей обучающихся и уровня их языковой подготовки, правильного выбора содержания, методов и форм самостоятельной работы. Только в этом случае учитель может рассчитывать на достижение обучающимися достаточно высокого уровня познавательной самостоятельности и активности, чтобы успешно справляться с различными типами и видами учебных заданий в процессе обучения иностранному языку.

И. А. Зимняя отмечает, что самостоятельная работа на уроках иностранного языка имеет особую специфику. Обучающиеся работают с новым материалом, решая новые задачи, при этом процесс освоения материала должен быть захватывающим. Основное требование к самостоятельной работе – это добровольное и активное участие школьников. Самостоятельная работа требуется из-за необходимости заполнить «информационный вакуум», когда обучающиеся хотят узнать, освоить что-то новое, но не имеют подходящих ресурсов для этого. Это, в свою очередь, подразумевает, что учитель должен направлять усилия на создание потребности обучающихся в этой области [3, c. 114-115].

Т. А. Жданова считает, что для эффективной организации самостоятельной работы обучающимся необходимо, чтобы «цель преобразовалась в мотив, что активизирует их познавательные способности, волю и эмоциональную сферу» [4, с. 1265]. Важным аспектом организации самостоятельной работы является выявление готовности обучающихся вести самостоятельный поиск путей решения учебных задач. Обучающиеся должны четко понимать, что нужно выполнить, как это сделать и в какие сроки. На наш взгляд, данный подход к пониманию и организации самостоятельной работы способствует не только приобретению качественных знаний и стимулирует познавательные способности обучающихся, но и формирует ответственность за их собственный выбор. Это коррелирует с современными требованиями к образовательному процессу.

Организация самостоятельной работы обучающихся в процессе изучения иностранного языка проходит через несколько этапов.

Н. А. Баранова выделяет следующие этапы:

- диагностический этап (предвосхищение результатов педагогического процесса, прогнозирование);

- мотивационный (развитие познавательных интересов и положительных мотивов к обучению);

- содержательный (отбор учебного материала и применение разнообразных методов обучения);

- этап контроля и оценки полученных результатов;

- этап обработки, анализа и обобщения результатов самостоятельной работы обучающихся [5, с. 2-4].

Н. В. Потапова рассматривает организацию самостоятельной работы при обучении иностранному языку в три основных этапа:

- репродуктивно-имитационный;

- поисково-исполнительный;

- творческий [6, с. 15-16].

Как видим, в данном случае этапы самостоятельной работы напрямую связаны с уровнями познавательной самостоятельности обучающихся, их постепенным продвижением от действий по образцу до креативных умений в нужной сфере деятельности. Этот путь не является простым и быстрым. От мастерства учителя и его грамотно организованного опосредованного руководства самостоятельной работой обучающихся зависит скорость и качество продвижения в изучении иностранного языка. Неоценимую помощь в данном случае могут оказать интерактивные онлайн-сервисы для изучения иностранных языков.

О. В. Иванова считает, что главная цель интерактивных онлайн-сервисов – обеспечить обучающихся необходимыми и рациональными инструментами изучения иностранного языка. Важную роль при этом играют широчайший функционал, удобство использования и доступность онлайн-сервисов на различных платформах.

Можно назвать следующие основные преимущества онлайн-сервисов при самостоятельном изучении иностранного языка: универсальность, эффективность, доступность, самостоятельность, наглядность, мотивация [7, с. 180].

На наш взгляд, использование онлайн-сервисов является сегодня неотъемлемой составляющей процесса самостоятельного изучения иностранного языка, а также предоставляет возможность оптимизировать учебный процесс, вовлекать в него обучающихся, формировать у них самостоятельность, креативность и критическое мышление.

Одним из эффективных онлайн-сервисов для изучения иностранного языка, по нашему мнению, можно считать Дуолинго. Данный образовательный ресурс был разработан в 2011 году и на сегодняшний день он является одним из самых популярных инструментов для изучения иностранных языков по всему миру.

Достоинствами данного сервиса являются неограниченная доступность всего функционала без оплаты, наличие инструкций и интерфейса
на русском языке, возможность регулирования начального уровня изучения иностранного языка. Также на данной онлайн-платформе содержатся разнообразные упражнения, направленные на основные виды речевой деятельности – чтение, аудирование, говорение, письмо. Этот образовательный ресурс осуществляет индивидуальный подход к обучению, что позволяет каждому пользователю изучать иностранный язык в удобном для него темпе.

Раскроем потенциал и образовательные возможности сервиса Дуолинга в самостоятельной работе по иностранному языку более подробно.

В  начале  процесса предлагается выбрать направление изучения иностранного языка. Предлагается два основных варианта:

– сразу  приступить к выполнению заданий;

– пройти вводный тест, по результатам которого сформируется индивидуальный план обучения.

Обучение на Дуолинго базируется большей частью на переводном методе, где обучающемуся предлагаются короткие предложения, которые он должен перевести на иностранный язык. Другие виды заданий включают в себя ввод услышанного текста на иностранном языке, выбор правильной грамматической конструкции, а также выбор слова на основе представленной картинки (на начальных этапах).

Онлайн-платформа Дуолинго содержит в себе основной лексический и грамматический минимум. Грамматические и лексические конструкции, на которые нужно обратить внимание в предложении, выделены другим цветом. В некоторых заданиях есть возможность нажать на слово и узнать перевод, что особенно важно на начальных этапах изучения.

Каждый урок состоит из 20 вопросов, которые направлены на знакомство с новыми лексическими единицами в сочетании с грамматическими структурами, а также на отработку уже известных слов и конструкций. Урок построен с учетом постепенного усложнения материала и нельзя переходить к следующему уроку, не усвоив предыдущий. Такой метод обучения подобен квесту, что мотивирует обучающихся изучать новое на основе игрового подхода. Урок считается завершенным, если обучающий совершил не более трех ошибок в ответах на контрольные вопросы.

Стоит отметить, что в приложении Дуолинго предусмотрены три базовых варианта работы: пошаговое прохождение уроков; работа на индивидуальном тренажере, где отбираются типы заданий и лексические единицы, которые вызывали индивидуальные затруднения; возможность совершить несколько сквозных проверочных тестов по всем урокам с тремя допустимыми ошибками.

Онлайн-платформа также позволяет выбирать длительность ежедневной активности в течение 10, 20, 30 и 50 минут. В целом данное приложение рассчитано на то, чтобы заниматься иностранным языком каждый день, но не очень долго по времени, что представляется оптимальным вариантом.

Средством поощрения обучающихся в Дуолинго является внутренняя игровая валюта – алмазы – в обмен на которую пользователь может воспользоваться дополнительными игровыми функциями. Приложение снабжено ежедневным напоминанием для стимулирования регулярности занятий иностранным языком. Кроме того, на данной онлайн-платформе представлен рейтинг пользователей, что также является важным средством мотивации обучающихся. Для того, чтобы попасть в рейтинг лучших пользователей, необходимо набрать наибольшее количество очков посредством тренировки языковых навыков. Также одним из приемов сохранения мотивация является наличие так называемого «ударного режима», т. е. количество дней без пропусков занятий. Крайне выгодно каждый день выполнять установленную норму. Если пропустить один день, то счетчик обнулится.

Важной функцией онлайн-сервиса Дуолинго для обучения иностранным языкам является возможность создания онлайн-класса, куда можно добавить обучающихся и давать им задания. Дуолинго для школ – это по сути удобная бесплатная система управления для учителей. У практикующего учителя появляется возможность контролировать процесс обучения своих учеников, получая подробную статистику времени и ошибок, совершенных каждым учеником, а также возможность давать им индивидуальные задания. Задания формулируются с применением искусственного интеллекта, чтобы подстраиваться под индивидуальный уровень и темп каждого ученика. При выборе заданий можно выбрать количество очков опыта, время тренировки, срок выполнения.

На наш взгляд, структура онлайн-платформы Дуолинго организована таким образом, что предоставляет обучающимся и учителю множество возможностей для организации эффективной самостоятельной работы при изучении иностранного языка.

Однако данная платформа имеет и определенные минусы. В Дуолинго не находит своей реализации современный коммуникативный метод обучения иностранным языкам, это скорее эффективный онлайн-тренажер. Еще одним недостатком Дуолинго является отсутствие эксплицитного обучения иноязычной грамматике. Изначально создатели сервиса подразумевали использование индуктивного метода, позволяющего обучающимся самостоятельно выводить грамматические правила. Однако со временем подход к изучению грамматики в Дуолинго был пересмотрен. В настоящее время разработчики вводят в учебный процесс некоторые подсказки и краткие объяснения грамматических правил, чтобы решить эту проблему.

Преподаватели иностранного языка могут использовать онлайн-платформу Дуолинго как дополнительный ресурс в учебном процессе для формирования лексических и грамматических навыков обучающихся, так как это приложение особенно эффективно помогает закрепить данные языковые автоматизмы. Мы считаем, что онлайн-платформа Дуолинго хорошо подходит для того, чтобы разнообразить уроки иностранного языка и эффективно организовать самостоятельную работу обучающихся вне аудитории. Данная онлайн-платформа развивает начальные навыки понимания на слух, помогает с правописанием, запоминанием слов, составлением простых фраз.

Дуолинго – это своего рода обучающая игра, которая поможет дополнить основные занятия, а также может стать одним из эффективных средств организации самостоятельной работы при изучении иностранных языков. Однако следует рационально организовать работу обучающихся на онлайн-платформе Дуолинго и обратить их внимание на следующие специфические особенности сервиса:

  •  осуществляется обучение короткими шагами. Обучающему предлагается ежедневно проходить от 1 до 5 уроков, то есть выполнять 10-50 заданий (планируемое время – 10-15 минут). Это позволяет формировать у обучающихся психологическую установку на самостоятельное систематическое изучение иностранного языка.
  •  задания строятся от простого к сложному. Материал в данной онлайн-платформе подается небольшими и простыми порциями, но при этом чем дальше обучающийся выполняет уроки, тем более сложные упражнения и задания ему попадаются.
  •  реализуется мгновенное подтверждение правильности ответа. Результат выполнения заданий происходит автоматически, ученик сразу может увидеть результат, оценить себя. Задания с ошибками переносятся в конец урока, чтобы обучающийся смог еще раз выполнить его. Данный принцип обеспечивает формирование навыков самоконтроля, что является одной из основных задач самостоятельной работы.
  •  поддерживается индивидуальная скорость обучения. Обучающийся может самостоятельно выбрать дневную нагрузку, ежедневную цель и т. д.
  •  наблюдается последовательность в обучении. Все обучающиеся занимаются по одной программе, проходя одинаковые уроки и задания. Разница состоит лишь в скорости прохождения учебного материала.

При самостоятельной работе совместная деятельность обучающегося и учителя выстраивается таким образом, что обучающемуся важно опираться на методические рекомендации преподавателя по организации самостоятельной работы, а тот, в свою очередь, управляет данным процессом и обеспечивает контроль и коррекцию возникающих ошибок. Для данной цели возможно использовать функцию Дуолинго для школ, которая позволяет создать онлайн-класс, варьировать учебную нагрузку и индивидуально корректировать ошибки учеников.

На наш взгляд, онлайн-платформа Дуолинго особенно подходит для начального этапа организации самостоятельной работы, который обладает репродуктивно-имитационным характером. На данном этапе обучающимся предлагается выполнять переводные упражнения, используя изучаемую лексику. Переводные упражнения направлены на применение определенных грамматических структур, изучаемых в теме. Разные типы репродуктивных заданий на основные виды речевой деятельности широко представлены на данной платформе. Учитель может широко использовать игровые задания Дуолинго в качестве домашнего задания с акцентом на развитие конкретных навыков, соответствующих учебной программе.

Также учитель может дать установку обучающимся, что в конце недели будет подведен итог самостоятельной работы на платформе Дуолинго. Например, у кого дольше сохранен «ударный режим», кто набрал большее количество алмазов / наград / очков, кто занял первые места в рейтинге и т. д., тот получает дополнительную оценку по иностранному языку. На наш взгляд, применение Дуолинго в качестве инструмента для самостоятельной работы может послужить не только дополнением к традиционному уроку иностранного языка, но и использоваться в классе как награда, своеобразное поощрение, которое помогает обучающимся учиться и поддерживать мотивацию для продолжения изучения иностранного языка за пределами аудитории.

Таким образом, онлайн-платформа Дуолинго обладает большим методическим потенциалом при организации самостоятельной работы по иностранному языку. Регулярное выполнение разнообразных тренировочных упражнений позволяет успешно формировать устойчивые грамматические и лексические навыки. Наличие визуальных опор реализует дидактический принцип наглядности в учебном процессе. Важным достоинством сервиса видится то, что онлайн-платформа Дуолинго позволяет изучить и автоматизировать базовые конструкции иностранного языка, постигнуть саму систему языка и получить достаточно глубокое представление о структуре изучаемого иностранного языка.

Использование платформы Дуолинго в процессе изучения иностранного языка является эффективным средством организации самостоятельной работы обучающихся, а также может послужить эффективным инструментом для углубления аудиторной работы. Применение данного приложения помогает обеспечить закрепление полученных знаний на уроке, улучшить языковые навыки и постоянно совершенствовать уровень иноязычной коммуникативной компетенции.

 


Список литературы

1. Азимов Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). Москва: Издательство ИКАР, 2009. 448 с.
2. Тупичкина Е. А., Крючкова И. В. Виды самостоятельных работ в условиях развивающего обучения // Начальная школа. 1996. № 5. С. 10-15.
3. Зимняя И. А. Педагогическая психология: учебник для вузов: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим и психологическим направлениям и специальностям. Москва: Издательство Московского психолого-социального института, 2010. 447 с.
4. Жданова Т. А. Самостоятельная работа как категория дидактики высшей школы // Ученые заметки ТОГУ. 2013. № 4. С. 1263-1267.
5. Баранова Н. А., Ожигина Н. С. Особенности организации самостоятельной работы учащихся по иностранному языку на старшем этапе обучения в общеобразовательной школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. № 12. С. 1-5.
6. Потапова Н. В. Использование самостоятельной работы как средства развития коммуникативных способностей обучающихся на уроках иностранного языка. Кемерово: Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования «Профессиональное училище № 77», 2009. 27 с.
7. Иванова О. В., Ахметшина Ю. В. Использование интерактивных средств обучения в процессе развития языковой компетенции на уроке английского языка в школе // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. № 8(74): в 2-х ч. Ч. 1. С. 178-181.

Расскажите о нас своим друзьям: