Методика преподавания языка | Филологический аспект: Методика преподавания языка и литературы Методика преподавания языка и литературы Апрель-Май 2021, №6 (9)

УДК 372.881.111.1

Дата публикации 17.05.2021

Технология «Speech Bubbles» как средство мотивации при обучении диалогическому общению на уроках иностранного языка

Никшикова Лана Юрьевна
к.пед. наук, доцент кафедры иноязычной профессиональной коммуникации НГПУ им.К.Минина,lana.nikshikova@gmail.com
Лазарева Анастасия Антоновна
студентка 5 курса факультета гуманитарных наук НГПУ им.К.Минина, mattykurlzz20@gmail.com

Аннотация: В данной статье приводится исследование средств и способов развития мотивации к изучению иностранного языка. Значительная часть статьи посвящена описанию экспериментального исследования применения технологии «Speech Bubbles» как средства мотивации при обучении диалогическому общению на уроках иностранного языка обучающихся средней общеобразовательной школы, рассматривается специфика данной технологии и методика проведения исследования, приводятся выводы об эффективности развития диалогических умений обучающихся с помощью повышения мотивации к обучению иностранному языку.
Ключевые слова: иностранный язык, мотивация, обучение, диалогические умения, технология «Speech Bubbles»

"Speech Bubbles" technology as a means of motivation in teaching dialogic communication in the foreign language lessons

Nikshikova Lana Yuryevna
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Foreign Language Professional, Communication of the Minin State Pedagogical University
Lazareva Anastasia Antonovna
5th year student of the Faculty of Humanities, NSPU named after K. Minin

Abstract: This article presents a study of the means and methods of developing motivation to learn a foreign language. A significant part of the article is devoted to the description of an experimental study of the use of the "Speech Bubbles" technology as a means of motivation in teaching dialogic communication in foreign language lessons to students of secondary school, the specifics of this technology and the methodology of the study are considered, conclusions are drawn about the effectiveness of the development of dialogic skills of students by increasing motivation to learn a foreign language.
Keywords: foreign language, motivation, teaching, dialogic skills, "Speech Bubbles" technology.

Правильная ссылка на статью
Никшикова Л. Ю., Лазарева А.А. Технология «Speech Bubbles» как средство мотивации при обучении диалогическому общению на уроках иностранного языка // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. Сер.: Методика преподавания языка и литературы. 2021. № 06 (09). Режим доступа: https://scipress.ru/fam/articles/tekhnologiya-speech-bubbles-kak-sredstvo-motivatsii-pri-obuchenii-dialogicheskomu-obshheniyu-na-urokakh-inostrannogo-yazyka.html (Дата обращения: 17.05.2021)

  Вводная часть и новизна

В современном обществе, знание английского языка является первостепенным требованием современных реалий. На сегодняшний день, в Федеральном государственном образовательном стандарте обозначено, что  учебная деятельность предполагает  развитие у обучающихся умения «самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности». [1]

 Поэтому мотивацию можно охарактеризовать как совокупность мотивов, их совокупность и сбалансированность. Так как устное общение на уроках иностранного языка является одним из самых сложных видов речевой деятельности, а школьный процесс обучения ориентирован на практическое овладение иностранным языком, проблема мотивации к изучению иноязычной речи является действительно актуальной проблемой на сегодняшний день.

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и программе основного общего образования по иностранному языку, учащиеся должны уметь осуществлять этикетный диалог в типичных ситуациях бытового, учебно-трудового и межкультурного общения, вести такие типы диалогов, как диалог – побуждение, диалог-мнение, диалог-расспрос, диалог-мнение, а также комбинированные диалоги. [1]

Ведение диалогов этикетного характера включает такие умения, как:

-начать, поддерживать диалог;

-поздравить, выразить пожелания и отреагировать на них.

При обучении ведению диалога-побуждения к действию отрабатываются умения обратиться с просьбой, дать совет, пригласить к действию.

При обучении ведению диалога-обмена мнениями отрабатываются умения выражать свою точку зрения, согласие, чувства и эмоции.

При обучении обучающихся  диалогической речи решаются следующие задачи:

  1. обучающиеся начинают понимать сущность диалогического общения;
  2. обучить автоматизированным репликам в конкретных ситуациях;
  3. научить начинать, вести, продолжать диалогическое высказывание в стандартных ситуациях общения.

    Целью обучения диалогической речи является развитие у обучающихся способности осуществлять устное речевое общение в различных детерминированных ситуациях с их реальными потребностями и интересами. Что означает, что по окончании обучения обучающийся должен быть способен общаться в условиях непосредственного общения, понимать и реагировать на устные высказывания партнера по общению в рамках тематики и ситуаций. [2]

Конкретизация целей и задач обучения диалогической речи связана с уточнением коммуникативных намерений и речевых умений, необходимых для реализаций тех или иных коммуникативных целей и задач.

Лингвострановедение ставит своей задачей изучение языковых единиц, которые отражают в себе национальные особенности культуры изучаемого языка. Это возможно при общении с иностранцами, чтения художественной литературы на изучаемом языке,  прессы, при  просмотре кино и видеофильмов, при прослушивании песен. Современная методика предлагает большое разнообразие  методов, приемов и форм работы, позволяющих ознакомить учащихся с лингвострановедческой информацией [3]

Одним из самых распространённых методов ознакомления с лингвострановедческой информацией является метод проектов. Данный метод развивает познавательные, творческие навыки учащихся, умения конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве. Проектная работа придает процессу обучения личностно-ориентированный характер. Данный метод приближает учащихся к реальным условиям естественного овладения языком в аутентичном языковом контексте. Результат данных проектов, как правило, повышает интерес к следующим работам. Новизна  данного исследования связана с применением в обучении  популярной в последнее время  технологии «Speech Bubbles».

При упоминании «Speech Bubbles», несомненно, у каждого возникают образы комиксов и небольших разговорных «окон», где помещается речь какого-либо героя. Как известно, комиксы  - это сериализованная последовательность рисунков, способствующая краткому изображению юмористической ситуации, с текстом, помещенным  в воздушные шарики, как правило, несущая в себе развлекательный характер.  Красочная и интересная форма интерактивной деятельности имеет место быть не только в повседневной и свободной от уроков жизни, но и в образовательном процессе.

Форма предоставления материалов в виде speech bubbles может стать мотивирующей для обучающихся, поскольку сюжетная линия подкрепляется визуальным элементом, который может сделать ее  более понятной, интересной и стимулирующей для дальнейших мыслей. Иногда обычной темы для успешного создания диалогического высказывания недостаточно: непонятно, какой идеи придерживаться, разговор между партнерами звучит неестественно, недостаточно словарного запаса или простое смущение или страх допустить ошибки. [4]

Что касается использования данной техники в школьном предмете, то существует большое количество приемов работы с speech bubbles. Конечно, перед тем как дать обучающимся данный вид задания, у них уже должна быть сформирована база лексических единиц по теме, а также речевых образцов, которые рекомендуется прикрепить на доску во время составления диалогов. Чтобы охватить более широкий спектр способов работы с представленной технологией, целесообразнее будет представить ее на примере использования «смены рабочих зон» как модели смешанного обучения.

Данные о методике исследования

Во-первых, данный метод расширит образовательные возможности обучающихся с учетом их образовательных потребностей, темпа и ритма. Во-вторых, повысится мотивация к усвоению материала: успешный ученик с помощью данной модели отточит свои навыки, отстающие учащиеся будут иметь возможность компенсировать пробелы в знаниях, а также у менее успешных обучающихся повысится мотивация к переходу в группу с более высоким уровнем подготовки. [5]

Учащиеся делятся на три группы: группа работы с учителем – для менее успешных учащихся, группа онлайн - работы и группа проектной деятельности. В ходе урока обучающиеся имеют возможность поработать в трех разных группах. На станции работы с учителем учащимся предлагаются карточки с половиной прописанного комикса – попросите придумать вторую половину диалога. Ученики могут прописывать реплики втайне от своего партнера, так диалоги могут стать более оживленными и смешными, либо диалоги могут прописываться сообща.

Обучающимся предлагается список слов, которые по возможности должны использоваться в речи, а также речевые образцы по теме. Далее на основе мини-комикса, ученики должны представить развернутое диалогическое высказывание учителю.

Можно предложить учащимся части реплик, которые нужно упорядочить и оформить в диалогическое единство.  Группе учеников, работающих в онлайн-режиме, предлагаются темы диалогов и опорные выражения / слова, которые были бы полезны в создании диалогов, ссылки на сайты по созданию собственных комиксов, с большим выбором шаблонов.

 Обучающиеся самостоятельно создают макеты будущих диалогов, пропитывают опорные реплики персонажей на основе темы и составляют диалог. Обучающимся, владеющим более высоким уровнем можно предложить «чистый» комикс, без реплик, им нужно продумать сюжет, либо конец истории, у каждой пары учащихся будет свое собственное интересное продолжение. Либо можно дать участникам группы некоторые реплики, чтобы они воссоздали картину комикса, тему и т.д. Важно понимать, что  в зависимости от группы, задания на станциях немного видоизменяются в соответствии с уровнем владения языком и материалом.

Н.И. Молчанова предлагает следующие формы работы с технологией speech bubbles:

  1. Попросить обучающихся придумать историю на основе реплик,  затем показать изображение для данных реплик, сравнить получившиеся истории. Можно также предоставить только изображение с пустыми облаками для реплик, обучающиеся должны придумать историю, исходя из изображения.
  2. Создание своего комикса. Предложить обучающимся к каждому изображению небольшой кусочек текста, из которого они должны извлечь по 1-2-е фразы для написания комикса.
  3. Дать обучающимся неполный комикс с пропущенными репликами, попросить рассказать, что могло случиться в данном пропущенном фрагменте. Можно варьировать пропущенные фрагменты. [6]

В последние десятилетия некоторые эксперты выпускают комиксы для использования в языковых классах. Зарубежный исследователь Claudia J. McVicker утверждает, что с помощью техники speech bubbles увеличивается визуальная грамотность, которая подразумевает способность смотреть на изображения и интерпретировать и понимать его смысл. [9]

Так как данная технология является вспомогательным стимулом в обучении говорению, она не должна отходить от программы школьного УМК, поэтому необходимо использовать Speech Bubbles в контексте упражнений, предложенных авторами учебников. Каждое упражнение в разных условиях может по-разному влиять на навыки и умения. Поэтому у каждого упражнения есть цель и условия его использования. Е.И. Пассов считает, что только упражнения являются подлинными средствами обучения, так как только упражнение приводит к цели, а их отсутствие есть отсутствие всякого целенаправленного обучения. [7]

Экспериментальная часть, анализ и обобщение данных

Исследование, результаты которого приведены в статье, посвящено практической работе по формированию мотивации при обучении диалогической речи на уроках иностранного языка, которая была проведена в три этапа. На подготовительном и основном этапе проводились количественный и качественный анализ УМК “Forward ”    Вербицкой М.В. [8] для 7-х классов.

На заключительном этапе  была разработана система упражнений, направленная на формирование мотивации при обучении говорению у обучающихся путем использования технологии Speech Bubbles.

Опытно-практическая работа проходила в три этапа:

  1. Подготовительный этап
  2. Основной этап
  3. Заключительный этап

Работа проводилась на базе МБОУ СОШ №181. Опытно-практическая работа была проведена в 7 А классе. На изучение в 7-х классах отведено 3 урока в неделю.

Этапы опытно-практической работы:

Подготовительный этап

  1. Выбор числа классов для проведения опытно-практической работы
  2. Анализ УМК
  3. Определение длительности проведения опытно-практической работы.
  4. Выбор методик для входного тестирования
  5. Формулирование критериев оценки
  6. Проведение входного тестирования

Содержание УМК:

Учебник для проведения уроков английского языка – «Forward», 7 класс. Авторы учебника: Вербицкая М.В., Гаярделли М., Редли П., Миндрул О.С., Савчук Л.О. – М.: Издательство: Вентана-граф, 2016. -  Ч.1, 2.

Учебно-методический комплект для 7-го класса состоит из следующих компонентов:

  1. Student`s Book – 2 части;
  2. Workbook;
  3. Teacher`s Book;
  4. Практикум;
  5. Компакт-диск с аудиоприложениями.

Линия учебников  «Forward» — часть целостной серии для последовательного изучения английского языка со 2-го по 11-й класс. УМК соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования.

В первую часть учебника входят 1-8 разделы, во вторую – 8-16. Каждый раздел подразделяется на рубрики, которые могут комбинироваться и различаться по объему, в зависимости от представленного материала. После каждого раздела предусмотрено обобщение материала и повторение. В каждом разделе есть задания на формирование иноязычной коммуникативной компетенции, и строится на принципах когнитивной направленности учебного процесса и дифференциации при обучении, включая обучающихся в проектную и исследовательскую деятельности.

 УМК отвечает возрастным требованиям обучающихся и их интересам, и предоставляет возможности для  различных видов работы: групповая и парная, тем самым побуждая учащихся к дискуссиям и представлению и аргументации своей точки зрения.

В УМК предлагается широкий спектр упражнений для обучения диалогической стороне речи (Таблица 1.1):

Таблица 1.1. Анализ УМК Forward, 7 класс Вербицкая М.В., Гаярделли М., Редли П., Миндрул О.С., Савчук Л.О.

Название цикла

Языковые упражнения

Условно-коммуникативные упражнения

Речевые упражнения

Unit 9. Free time

Choose 5 things you like and don`t like to do on Sunday. Using the structure I like.., I don`t like…(ex.23.p.9)

1. Do you like or hate theme parks? In pairs, discuss it using Richard`s and Sarah`s arguments and adding arguments of your own. (ex.4.,p.5)

2. Ask about your partner`s plans for the weekend.

Example: -What are you going to do on Sunday afternoon?

-I`m going to go out with my friends. (ex.11,p.9)

3. Which of these would you recommend because it`s healthy food? Give your advice to Nevita using the following structure: You should drink/eat more. You should drink/eat less.(ex.8, p.14)

In pairs, role-play Rachel`s skype interview with Pamela.

(ex. 20, p.9)

 

Prepare a talk on how Pamela spends her time. (ex.21, p.9)

Unit 10. Discovering Australia

In pair, ask and answer these questions. Example: A: Where will you be in twenty years` time? B: I`ll be…

Make prediction about life in the twenty years`time. According to the sentences above.(ex.13,p.19)

What do you think life will be like in the next decade/ in the next century? (p.21, ex.19)

На основе двух тематических разделов, мы выявили, что в УМК  Forward 7 преобладают условно-речевые и речевые упражнения, что требует от учащихся самостоятельности, и побуждает аргументировано и развернуто излагать свою точку зрения. Концепт упражнений и постановка целей задний, помогли определить, что в УМК упражнения направлены на более высокий уровень владения диалогической речью (Рис.1).

Рисунок 1. Входное тестирование. Условно-коммуникативное упражнение на построение диалогов. Тема цикла «Talking about old times»

Во время входного тестирования обучающимся необходимо составить диалоги на пройденную  ранее тему. На ознакомление с карточками  и составление данного задания дается 7 минут (Таблица 1.2).

Таблица 1.2. Результаты входного тестирования

ФИ

Содержание (балл)

Взаимодействие с партнером.

(балл)

Грамматика

(балл)

Произношение

(балл)

Сумма

Баллов

(оценка)

Аделина Б.

+

(3)

Инициативность, быстрая реакция

(3)

Used to, didn`t use

Would like

(3)

+

(3)

 

12

(5)

Александр Б.

+

(3)

 (2)

 (2)

 (3)

 

 

10

(4)

Георгий Д.

3

0

 2

1

6

(2)

Екатерина И.

3

1

0

Путает правило

2

6

(2)

Виктория К.

3

1

2

0

6

(2)

Ярослав К.

3

3

3

2

11

(5)

Елизар М.

2

 

1

2

3

8

(3)

Анастасия Н.

3

3

2

2

10

(4)

Евгения П.

3

2

1

3

9

(4)

Ксения Р.

3

2

3

3

11

(5)

Максим Р.

2

2

3

2

9

(4)

Семен Т.

1

2

0

2

5

(2)

Степан Х.

3

2

3

1

8

(3)

Процедура обработки:

Обучающиеся могут набрать максимально 12 баллов. За каждый пункт дается максимально 3 балла. Итоговый балл является показателем степени сформированности диалогической речи на данном этапе обучения, по данной теме (Таблица 1.3).

Таблица 1.3. Анализ данных

Балл

Содержание

Взаимодействие с партнером

Грамматическое оформление речи

Произношение

 

 

 

 

 

3

Задание полностью выполнено: цель достигнута, тема раскрыта, речевые образцы, фразы – клише использованы в соответствии с ситуацией общения. Четкая структура диалога (вступление, основная часть – заключение). Пришли к одной точке зрения.

Реагирует на реплики партнера  как того требует ситуация. Поддерживает тему, проявляет инициативу.

Использует грамматические структуры, согласно поставленной задаче и теме цикла. Практически нет ошибок.

Речь понятная, нет фонетических ошибок, соблюдает интонационный рисунок.

 

 

 

 

 

 

2

Задание выполнено: цель диалогического высказывания достигнута. Но тема недостаточно раскрыта. Четкая структура

Реагирует на реплики, поддерживает тему, нет сбоев при очередности реплик. Но не всегда есть плавный переход с одной темы на другую.

Использует грамматические конструкции, соответствующие поставленной задаче.

Речь правильная, хорошая фонетика и правильный интонационный рисунок. Незначительные ошибки в произношении.

 

 

 

 

1

Частично выполненная задача: не полностью раскрыта тема, цель полностью не достигнута. Четкая структура не полностью прослеживается.

Не всегда проявляет способность связано вести беседу, не поддерживает тему, не проявляет инициативы

Многочисленные ошибки, которые, в том числе, затрудняют понимание.

В целом, речь понятно, нет грубых фонетических ошибок, однако использует неверный интонационный рисунок.

 

 

 

 

0

Цель не достигнута – задание не выполнено.

Не может ответить собеседнику.

Неверное использование грамматических структур и/или полное их отсутствие.  

Большое количество фонетических и интонационных ошибок. Невозможно разобрать слова в потоке речи.

Таблица 1.4. Итоги

Количество баллов/ уровень сформированности умения вести диалог

% выполненных заданий

Оценка

12 - 11 баллов / высокий

100% - 90 %

«5»

10 – 9 баллов / хороший

89% - 75%

«4»

8 – 7 баллов / средний

74% - 55%

«3»

< 7 баллов / низкий

< 55

«2»

Рисунок 2. Результаты входного тестирования по определению уровня развития диалогического умения у учащихся 7 «А» класса

Благодаря анализу, было выявлено, что в классе равное количество учеников с хорошим и плохим уровнями развития диалогической речи – 31%, 15 % - со средним уровнем и 23% с высоким  уровнем (Рис.2).

Чтобы определить уровень мотивации обучающихся 7 «А» класса, предлагается пройти тест в google документах в неурочное время. По результатам теста, обучающиеся делятся на группы по уровню мотивации.

Тестирование на определение уровня мотивации к изучению английского языка

Учащимся предлагается тест, в котором необходимо оценить, насколько значимы причины, по которым он изучает английский язык. Для этого нужно выбрать «балл» - степень значимости каждого утверждения (Таблица 1.5):

0 баллов  - «не имеет значения»;

1 балл – «частично значимо»;

2 балла – «заметно значимо»;

3 балла – «очень значимо».

 

Таблица 1.5. Определение мотивов обучающихся в изучении английского языка. Результаты

 

Номер испытуемого

Вид мотива

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

познавательный

7

7

3

7

4

4

6

4

5

7

3

4

5

коммуникативный

7

5

6

5

7

4

5

4

4

6

4

7

6

эмоциональный

3

6

3

5

3

4

4

3

5

6

6

4

3

саморазвития

5

6

2

6

7

9

6

6

7

4

5

6

4

Позиция школьника

0

6

2

3

4

3

5

4

2

3

1

3

0

успеха

7

6

2

8

3

7

6

2

3

4

5

3

2

одобрения

3

3

2

6

3

4

3

4

2

3

5

3

2

Процедура обработки результатов:

Чтобы выявить индивидуальную мотивацию к изучению иностранного языка, необходимо подсчитать среднее арифметическое показателей всех семи мотивов, которые мы получили по опроснику. Чем выше показатель, тем выше уровень мотивации, в идеале этот показатель равен ~ 6. (Таблица 1.6).

 

Таблица 1.6. Результаты подсчета мотивов

№ испытуемого

Высокая мотивация

Средняя мотивация

Низкая мотивация

1

 

4.6

 

2

5.6

 

 

3

 

 

2.8

4

5.7

 

 

5

 

4.4

 

6

 

5

 

7

 

5

 

8

 

 

3.8

9

 

4

 

10

 

4.7

 

11

 

4.1

 

12

 

4.2

 

13

 

 

3.1

Рисунок 3. Результаты тестирования по определению уровня мотивации к обучению английскому языку

По результатам данного теста, мы видим, что 8 обучающихся имеют среднюю мотивацию к изучению английского языка, 3 – низкую мотивацию и 2 ученика имею высокую мотивацию (Рис.3).

Основной этап исследования

  1. Система упражнений  с использованием технологии Speech Bubbles на повышение уровня мотивации к изучению диалогической речи.
  2. Апробация упражнений на улучшение навыков диалогической речи.
  3. Проведение итогового тестирования.

В течение практики было проведено 15 уроков,  в шести из которых присутствовали элементы обучения диалогической речи. Часть урока была выделена на прохождение входного тестирования.  В  ходе исследования были проанализированы пути и приемы повышения уровня мотивации на базе лингвострановедческого материала, игровой деятельности и проблемных методов обучения, доказали необходимость использования данных приемов в процессе изучения иностранных языков.

Выводы:

Умение грамотно вести диалог – одна из самых важных задач при формировании коммуникативной компетенции. Как показывает практика, учащиеся на подсознательном уровне «боятся» или не хотят вступать в диалог по разным причинам: из-за боязни допустить ошибки, из-за недостаточного знания лексического и грамматического материала, либо страх плохой оценки и осуждения одноклассников, или же из-за внутренних предубеждений, что устная иностранная речь никогда не пригодится в жизни.

 Таким образом, можно сделать вывод, что мотивация является движущей силой и одним из самых важных факторов в изучении диалогического общения.

Итак, технология speech bubbles в сочетании с  красочной иллюстрацией мотивируют обучающихся к диалогическому общению путем создания располагающей атмосферы, предоставляя опору для высказывания и  широкий спектр для воображения.

Благодаря тому, что данная техника хорошо известна в развлекательной индустрии, она, несомненно, подкупает своей новизной в формате обучения, раскрывает свой потенциал с точки зрения вспомогательного материала в обучении иностранному языку.

Таким образом, в системе изучения иностранного языка мотивация играет  одну из ключевых ролей. В общей структуре мотивации мотив играет доминирующую роль, определяющий учебную деятельность и формируя отношение к ней. Использование различных современных методик  и технологий эффективно в случае, если они призваны повышать уровни мотивации, что способствует повышению эффективности в процессе обучения.


Список литературы

1.Федеральные государственные стандарты / ФГОС - URL: https://base.garant.ru/55170507/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33 - (дата обращения - 23.04.2021).
2.Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе.- М.: Просвещение, 1991 - — 287 с. — [Библиотека учителя иностранного языка).
3.Волков В.В. Филология в системе современного гуманитарного знания – Тверь: Изд. Кондратьев А.Н., 2013. – 221 с.- С 67-72.
4.Диков А.В. Социальные медиасервисы в образовании. – СПб, М., Краснодар – Лань, 2020. – 204 с. – С-45-56.
5.Бейсенбаева Б.А., Копжасарова У.И. Об эффективности использования современных информационных технологий в обучении аудированию - URL: https://publikacia.net/archive/uploads/pages/2015_11_6/05.pdf - (дата обращения 22.04.2021).
6.Молчанова Н. И. Образовательные комиксы как средство мотивации в обучении иностранному языку в школе / Н. И. Молчанова // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, сентябрь 2015 г.). — Краснодар : Новация, 2015. — С. 79-82. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/203/8661 - (дата обращения: 28.04.2021).
7.Пассов Е.И., Кузовлева Н.Е. Основы коммуникативной теории и технологии иноязычного образования — URL : https://cyberleninka.ru/article/n/e-i-passov-i-n-e-kuzovleva-osnovy-kommunikativnoy-teorii-i-tehnologii-inoyazychnogo-obrazovaniya/viewer - (дата обращения -27.04. 2021).
8.Вербицкая М.В., Гаярделли М., Редли П., Миндрул О.С., Савчук Л.О. – М.: Издательство: Вентана-граф, 2016 – Ч. 1, 2. – 83, 89 с.
9.Claudia J. McVicker — URL : https://www.semanticscholar.org/paper/Comic-Strips-as-a-Text-Structure-for-Learning-to- cVicker/a951bb50c7a396332849a5f5764a6accf231f28b - (дата обращения 25.04.2021).

Расскажите о нас своим друзьям: