Методика преподавания языка | Филологический аспект: Методика преподавания языка и литературы Методика преподавания языка и литературы Апрель-Май 2021, №6 (9)

УДК 1751 81-1

Дата публикации 19.05.2021

Опыт внедрения игрового комплекса «Дети мира» на уроках русского языка

Гиздатуллина Диляра Ильфировна
студент Елабужского института Казанского (Приволжского) федерального университета, отделения филологии и истории, кафедра русского языка и литературы, Gizdatullina99@mail.ru
Научный руководитель Бубекова Л.Б.
к.ф.н., ст. преп. Елабужского института Казанского (Приволжского) федерального университета

Аннотация: В статье рассмотрена и проанализирована роль использования модульного игрового комплекса «Дети мира» на уроках русского языка, выявлены особенности модульных полифункциональных игр, их воздействие на учащихся. В ходе работы были отмечены предпосылки возникновения игрового метода в образовании, дана характеристика комплекса «Дети мира» как формата интегративного обучающего материала. Анализ результатов работ ы показал, что модульные полифункциональные игр ы вызывают у детей больший познавательный интерес, чем традицио нные дидакт ические игр ы, и процесс внедрения и гротеки «Дети мира» в образовательну ю среду имеет большие перспективы и приобретает большое теоретическое и практическое значение.
Ключевые слова: «Дети мира», игровой метод, образование, русский язык, модульная игротека.

Experience of implementing the «Children of the World» game complex in the Russian language lessons

Gizdatullina Dilyara Ilfirovna
student of the Yelabuga Institute Kazan (Volga Region) Federal University, Department of Philology and History, Department of Russian Language and Literature
Scientific supervisor Bubekova L. B.
Ph. D., Senior lecturer Yelabuga Institute Kazan (Volga Region) Federal University,

Abstract: The article considers and analyzes the role of using the modular game complex "Children of the World" in Russian language lessons, identifies the features of modular multifunctional games, their impact on students. In the course of the work, the prerequisites for the emergence of the game method in education were noted, the characteristics of the complex "Children of the World" as a format of integrative educational material were given. The analysis of the results of the work showed that modular multifunctional games arouse more cognitive interest in children than traditional didactic games, and the process of introducing the Children of the World library into the educational environment has great prospects and acquires great theoretical and practical significance.
Keywords: "Children of the world", the game method, education, Russian language, modular game library.

Правильная ссылка на статью
Гиздатуллина Д.И.Опыт внедрения игрового комплекса «Дети мира» на уроках русского языка // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. Сер.: Методика преподавания языка и литературы. 2021. № 06 (09). Режим доступа: https://scipress.ru/fam/articles/opyt-vnedreniya-igrovogo-kompleksa-deti-mira-na-urokakh-russkogo-yazyka.html(Дата обращения: 19.05.2021)

Ключевые вызовы XXI столетия (мобильность, глобализация, интерактивизация, компьютеризация и так далее) формируют у современного человека, и у общества в целом, непривычные черты, требуя дестандартизации, детипизации его мышления. В современном обществе наблюдается тенденция быстрого развития науки и техники, объем поступаемой информации, скорость её поступления и обработки увеличиваются в несколько раз, происходят кардинальные изменения всех сфер общественной жизни, не является исключением и образование.

На сегодняшний день образование ставит своей главной целью формирование сильной и конкурентоспособной личности, которая готова к самостоятельному решению жизненно важных задач, достаточно большое внимание уделяется развитию творческих способностей учащихся, их  социальной активности. Для этого ребенок должен усвоить ряд ключевых компетенций, таких как способность к исследованию, самореализации, критике и осмыслению собственного продукта деятельности, эффективной коммуникации и так далее. Как известно, активизация данных способностей и  их формирование начинает происходить уже на ступени дошкольного образования – в детском саду, а далее продолжается непосредственно на уроках с участием педагогов. И здесь часто возникает проблема – как заинтересовать ребенка во время образовательного процесса, как привить ему необходимые знания, умения и навыки, раскрыть его потенциал, при этом «не стирая» границы его личности.

Несмотря на то, что учение - это серьезный труд по усвоению необходимой информации и компетенций  [1, c. 83], на сегодняшний день перспективным является использование приема геймификации. Геймификация   (игрофикация) – это применение подходов, характерных для игр, в неигровых процессах для привлечения внимания и повышения мотивационной активности целевой аудитории, то есть использование игровых технологий. [2, c. 50]. Понятие «игровые технологии» включает в свой состав достаточно большую группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Игра – универсальная форма взаимодействия учителя и ученика, и один из самых эффективных способов активизации деятельности учащихся. [3, c. 45]. Она многофункциональна:  с её помощью передается социальный опыт; в ней ребенок получает возможность проявить свою активность, взаимодействуя с окружающим миром; в ней высвобождаются творческие силы, невостребованные в учебной работе. Кроме того, игровые формы обучения перспективны не только как средство оживления урока, но и как метод, с помощью которого педагог ускоряет, уплотняет и оживляет процесс практического усвоения знаний и навыков учащихся. Согласно ФГОС общего образования, одним из условий реализации данных критериев является как раз таки использование современных образовательных технологий деятельностного типа, позволяющих повышать эффективность усвоения обучающимися знаний и ключевых компетенций. Но для того, чтобы игру можно было использовать на уроках, её необходимо мобильно адаптировать к постоянно меняющимся вызовам современности, отражающим меняющуюся реальность и вслед за нею меняющуюся личность, её психологические, физиологические особенности, характер; предоставить ей доступ в образование как систему постоянно расширяющегося познания, приравниваемого сегодня к течению самой жизни. Следовательно, игры должны быть модульными, поливариативными, междисциплинарными, с минимальной привязкой к приобретаемым инструментам игры и специальному игровому пространству. Все перечисленные критерии содержит  в себе модульная игротека «Дети мира», которая является предметом нашего исследования. [4, c. 36].

Цель нашей работы проанализировать опыт использования игротеки «Дети мира» на уроках русского языка, выявить и рассмотреть особенности модульного игрового комплекса.

Актуальность темы заключается в том, что традиционные дидактические игры, используемые на данный момент в системе образовательной деятельности несколько устарели. Постоянно меняющееся общество, а, следовательно, и постоянно развивающийся по её законам человек, требует нововведений, которые смогли бы помочь дестандартизации, креативизации мышления, развитию творческих способностей.

«Дети мира» - это система развивающих и образовательных игр для разных целевых групп. В неё могут играть дошкольники, учащиеся средней школы, студенты вузов, ссузов, и даже самая взрослая аудитория (от 0 до 99 лет). Участники игр не имеют никаких возрастных ограничений, что отвечает специфике данных технологий. Игровой учебно-методический комплекс «Дети мира», который состоит из полифункциональных модульных игр, способствует интеграции участников в поликультурное пространство, как в образовательное, так и в повседневное. Представленная игротека реализует системно комплексный подход, развивает учащихся с учетом их индивидуальных способностей, возрастных характеристик, языковых компетенций, этно - и лингвокультурных особенностей. «Дети мира» можно совмещать с различными учебно-методическими комплексами, включать в программу общего образования, либо же использовать как «площадку» для допобразования и самообразования. Особенностью игрового комплекса является и то, что игры, которые в него включены, можно комбинировать и создавать собственные технологии, что способствует развитию творческого мышления, а так же тренировке умственных способностей. [5 c. 10]

Потребность в игровых технологиях данного типа обуславливается развитием человека в поликультурном, глобальном обществе, которое представлено различными типами социумов. К личности на разных этапах её становления и взаимодействия с окружающим миром, данным контекстом выдвигается ряд требований, которые являются метапредметными. Их реализация для индивидуума возможна только с учётом междисциплинарного подхода, и путем использования игровой деятельности как ведущей. При одновременном участии в игре представителей различных социо – и этно-групп, игровой информационный ресурс используется в полной мере, что способствует формированию всех наиболее важных компетенций. Таких как я -, социо-, межкультурной, лингво - и медиа – на базе креативных нестандартных решений нетиповых ситуаций.

При использовании на национальных территориях (Например, Республика Татарстан) с привлечением языка региона и регионального этнокомпонента в состав игр, игровой комплекс способствует активизации билингвизма с дошкольного возраста. При использовании материалов игротеки за пределами РФ она способствует популяризации русского языка как языка межкультурной коммуникации в самых разнообразных сферах деятельности.

Проблематика, которую несет в себе игротека «Дети мира» определяется ФГОС для дошкольных учреждений, которые действуют на территории РФ с 1 января 2014 года. На его основании образовательная деятельность должна обеспечивать:

- игровую форму деятельности;

-взаимодействие всех социумов;

-включение в обучение этно- и поликультурного компонента;

-осуществление разнообразия детства.

Для начального образования:

-преемственность;

-сохранение языкового наследия и культурного разнообразия;

-обеспечение условий для индивидуального развития учащихся и их мотивации к обучению.

Для основного  и среднего общего образования:

-разработка индивидуального образовательного маршрута;

-выработка учащимися активной гражданской позиции с учетом этнокомпонента окружения;

-метапредметность.

Так как на сегодняшний день задача образовательного процесса заключается в развитии опыта творческой деятельности подрастающего поколения – граждан глобального образовательного и профессионального мира; то его результатом должна стать готовность личности к выбору нестандартных решений для достижения наилучшего результата и формирование потребности не воспроизведения ранее известного, а создания нового, превосходящего его по ряду параметров и характеристик. [5 c. 12]

Игротека «Дети мира» состоит из 10 инновационных карточных модульных игр. («Новые русские крестики нолики», «Тяни-толкай», «Пиктограф», «Речедром», «Пойми меня», «Мульт-контакт», «Колесо профессий», «Кто? Где? Когда?»), направленных на развитие УУД, интеграции личности в поликультурное мобильное пространство, и креативизацию мышления. В комплект каждой игры вхолят игровые карточки, описание игры и её правила.

Ближайшие задачи игр:

- отработка и расширение лексического запаса в игре;

- ознакомление с элементами иной культуры и представление культуры собственной;

- соотнесение названия и изображения предмета – визуализация;

- отработка мелкой и крупной моторики (для дошкольников и пожилых людей)

- отработка концентрации и переключения внимания;

- тренировка наблюдательности, усидчивости;

-возможность отработки переключения лингвистических кодов и так далее.

Потребителями игротеки могут стать учреждения дошкольного, школьного и дополнительного образования, центры по работе с мигрантами, центры и лагеря детского отдыха и досуговые организации для взрослых, вузы (гуманитарные факультеты).

Структура построения игровых ситуаций:

- вводная часть, где создается мотивация к игре;

- основная часть, где дети знакомятся с игрой, её правилами, следуя им, решают поставленную задачу;

-заключительная часть, где воспитанники имеют возможность свободно играть в игры. [5 c. 13]

Урок с использованием игр из модульной игротеки «Дети мира» и использованием традиционных дидактических игр был апробирован на базе МБОУ «Костенеевская СОШ» ЕМР РТ в 5 классе.

Традиционными являлись диктант-игра «Четвертый лишний» - учитель диктует слова, дети должны записать только три, така как одно слово является лишним по определенным грамматическим и орфографическим признакам. Так же была использована игры «Заблудился звук» - определить какой звук был перепутан, «Снежный ком» - составить по цепочке связный рассказ, «Принимаю удар на себя» - один ученик должен ответить на пять вопросов по теме.

Модульные игры из игротеки были комбинированы, использовались игры «Тяни-толкай», «Мульт-контакт», «Речедром», «Генератор историй». Рассмотрим наиболее подробно каждую игру.

1. Игра «Тяни-Толкай» направлена на развитие коммуникативной компетенции, увеличение словарного запаса, тренировку внимания и концентрации.

Скрытые цели: отработка словообразования и словотворчества на изучаемом языке (сложные слова); получение знаний о средах обитания, питании и т.п. животных и птиц, тренировка мелкой моторики рук и цветовосприятия; дестереотипизация и деклиширование мышления; развитие креативного творческого мышления, фантазии, опирающейся на фактографию.

  Игра настольная. Суть игры заключается в соединении карточек, на которых изображены различные животные. Соединяя фантазийные картинки, не связанные ни с одной конкретной культурой, происходит культурное и языковое развитие учащихся.

2. Игра «Мульт-контакт» направлена на развитие коммуникативных навыков; этнокультурного компонента; развитие речи и обогащение словарного запаса.

Скрытые цели: развитие навыков переключения эмоционального фона; разрушение стереотипов и клипового мышления; креативизация, развитие творческого мышления, фантазии; снятие барьеров коммуникации на изучаемых языках; социализация в поликультурном обществе,  введение в проектно-исследовательскую деятельность.

В основу игры заложены сказочные герои. Дети по очереди, по желанию вытаскивают карточки, на которых изображены сказочные герои. Учащийся, в чьих руках находится карточка, показывает рисунок остальным, называет сказку, из которой «пришёл» герой, характеризует его внешность, повадки, а остальные ребята дополняют, уточняют рассказ ученика.

3. Игра «Речедром»  направлена на развитие коммуникативных навыков; расширение словарного запаса; развитие фантазии и творческого мышления; развитие внимания и концентрации; обогащение знаний о временах года, о времени в разных странах мира.

Скрытые цели: деклиширование, креативизация мышления; развитие медиа-компетенции; межкультурной коммуникативной компетенции.

Для игры необходимы карточки из набора, бумага, карандаши и ручки. Ученики по очереди бросают кубик с указанием времени. Далее они выбирают среди картинок ту, которая показывает действие для выпавшего времени. Например: 9:40 утра – картинка «Занятия». Игрок описывает по картинке, что он делает в это время, побеждает тот игрок или команда, которая красиво, и правильно с точки зрения русского языка описала свой день.

4. Игра «Генератор историй»  направлена на развитие коммуникативной компетенции на русском языке, отработка грамматики в письменной коммуникации; обогащение словарного запаса.

Скрытые цели:  креативизация и деклиширование мышления; активизация  имеющегося лексического  запаса; развитие воображения.

Основой данной игры является всеми любимая игра в «Чепуху». Вопросы для игры размещены на «карточках-указателях». Всего автор предлагает 14 карточек-указателей с вопросами, и одна чистая карточка, которая позволяет составлять и задавать вопросы самим игрокам. Ответы на каждый вопрос одной карточки должны образовать красивое, законченное, логичное предложение.

Игра позволяет создать на уроках непринужденную обстановку, особую соревновательную среду, именно поэтому уже с начальных этапов урока дети стали активно принимать участие в играх. Для того чтобы увидеть разницу в поведении, в реакции детей, традиционные игры и игры из игротеки «Дети мира» были введены на разных этапах  урока, и чередовались. Практически все педагогические условия применения игровой технологии на уроках, были соблюдены. К таковым относятся:

-организационно-педагогические: координация действий учеников, сохранение дисциплины на уроке, соответствие игрового материала задачам образовательного процесса.

- психолого-педагогические: создание ситуации успеха, поддержание здоровой конкурентной среды, учет индивидуальных особенностей.

- дидактические: формирование ключевых компетенций, ориентирование учеников на основные проблемные вопросы темы. [6, с. 15-18]

На основании наблюдений за учащимися во время учебной деятельности, а так же после рефлексии, проведенной в конце занятия, стало ясно, что больший познавательный инетерес у детей вызвали игры из модульной игротеки. В случае же с традиционными дидактическими играми, учащиеся вели себя достаточно скованно, неохотно отвечали на вопросы. По их отзывам, данные игры показались им «немного скучными», изжившими себя.

На основании полученных нами результатов мы можем сказать, что при проведении урока с использованием игровых технологий, информация усваивается учениками лучше в силу повышенного интереса к образовательному процессу. Кроме того, игра позволила раскрыть потенциал школьников, обеспечить равные условия конкурентной деятельности, что в свою очередь стало дополнительным стимулом к самостоятельному изучению материала. В процессе урока с использованием модульных игр из игротеки «Дети мира» дети давали достаточно креативные, интересные ответы; некоторые предлагали совершенно нестандартные решения той или иной проблемы.

В процессе работы над темой, на основе рассмотренной нами психолого-педагогической и методической литературы по данному вопросу, мы пришли к выводу, что модульные полифункциональные игры вызывают у детей больший

познавательный интерес, чем традиционные дидактические игры, и процесс внедрения игротеки в образовательную среду имеет большие перспективы. Модульные игры могут быть использованы как на этапах повторения и закрепления, так и на этапах изучения нового материала; для дестандартизации, деклиширования мышления.

Таким образом, проблема использования модульных игр из игротеки «Дети мира» на уроках русского языка в школе приобретает большое теоретическое и практическое значение.


Список литературы

1.Сухомлинский, В.А. Избранные педагогические сочинения: в 3т / В.А. Сухомлинский. – М.: Педагогика, 1979. – 560 с.
2.Кудрявцева Е.Л., Тимофеева А.А., Бубекова Л.Б., Буланов С.В. Современные игровые технологии в преподавании и изучении языков / Е.Л. Кудрявцева, А.А. Тимофеева, Л.Б. Бубекова, С.В. Буланов // Русский язык за рубежом № 3 (250), 2016. – С. 50-65.
3.Эльконин Д. Б. Психология игры / Д. Б.Эльконин. – М.:Педагог ика, 1999.- 220с.
4.Кудрявцева Е.Л., Крюгер У.И., Бубекова Л.Б., Мамбетова А.Б., Мартинкова А.А. Интерактивное учебно-методическое пособие игротека «Дети мира». / Е.Л. Кудрявцева, У.И. Крюгер, Л.Б. Бубекова, А.Б. Мамбетова, А.А. Мартинкова // RetorikaA, Рига, 2016. – С. 34-38
5.Кудрявцева Е.Л., Тимофеева А.А., Бубекова Л.Б. Модульный игровой комплекс «Дети мира» как новый формат образовательного интегративного материала от дошкольной организации до поствузовского неформального образования // Культурогенезные функции образования: развитие инновационных моделей: сборник научных статей / Чуваш. гос. пед. ун-т ; отв. ред. Т.Н. Семенова. – Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2016. – 214 с. – С. 10-13.
6.Сергеева, И. С. Игровые технологии в образовании до школьников и младших школьников: методические рекомендации / И. С. Сергеева, Ф. С. Г айнуллова. – М.: К НОРУС, 2016- с. 6-18, 20.

Расскажите о нас своим друзьям: