Методика преподавания языка | Филологический аспект: Методика преподавания языка и литературы Методика преподавания языка и литературы №06 (23) Ноябрь 2023 - Декабрь 2023

УДК 37.03

Дата публикации 29.12.2023

Становление метода исследовательского обучения в отечественной педагогике ХХ века.

Елисеева Елена Викторовна
канд. пед. наук, доцент кафедры «Педагогика» педагогического института Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Тихоокеанский государственный университет», г. Хабаровск, nikeliseeva@mail.ru
Жигалова Наталья Николаевна
студент магистратуры педагогического института Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Тихоокеанский государственный университет», г. Хабаровск, kozesh@mail.ru

Аннотация: Возрастание роли исследовательской деятельности учащихся – устойчивая тенденция, характерная для образовательных организаций всех типов и видов, она является многогранной характеристикой и зависит от того, какое содержание вкладывается в данное понятие. В статье представлено описание опыта исследователей, с целью выявить процесс становления метода исследовательского обучения в отечественной педагогике ХХ века. Проведён анализ историко-педагогических исследований, посвящённых изучению этапов становления метода исследовательского обучения в отечественной школе.
Ключевые слова: исследовательский метод, естественнонаучное образование, исследовательское обучение, исследовательская деятельность, развивающее и проблемное обучение.

Formation of the method of research teaching in Russian pedagogy of the twentieth century.

Eliseeva Elena Viktorovna
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department "Pedagogy" of the Pedagogical Institute of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Pacific State University", Khabarovsk
Zhigalova Natalya Nikolaevna
Master's student of the Pedagogical Institute of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Pacific State University", Khabarovsk,

Abstract: The increasing role of students' research activity is a stable trend characteristic of educational organizations of all types and kinds, it is a multifaceted characteristic and depends on what content is put into this concept. The article presents a description of the empirical experience of researchers in order to try to determine the process of formation of the method of research teaching in the domestic pedagogy of the twentieth century. The article analyzes historical and pedagogical research devoted to the study of the stages of formation of research teaching in the domestic school.
Keywords: research method, science education, research teaching, research activity, developmental and problem-based learning.

Правильная ссылка на статью
Елисеева Е.В., Жигалова Н.Н. Становление метода исследовательского обучения в отечественной педагогике ХХ века // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. Сер.: Методика преподавания языка и литературы. 2023. № 06 (23). Режим доступа: https://scipress.ru/fam/articles/stanovlenie-metoda-issledovatelskogo-obucheniya-v-otechestvennoj-pedagogike-khkh-veka.html (Дата обращения: 29.12.2023)

 

Отечественная практика системного использования исследовательского метода обучения школьников зародилась в области естественнонаучного образования. В 1786 году естествознание вошло в образовательную практику как самостоятельный предмет. В том же году для народных училищ Российской империи по высочайшему повелению царствующей императрицы Екатерины Второй был издан первый учебник естествознания под названием «Начертание естественной истории» [7]. Автором учебника был В.Ф. Зуев (1754 – 1794 гг.), излагая методические рекомендации для учителя в предисловии к своему учебнику акцентировал внимание необходимости организации исследования «натуральных объектов природы», составлению гербариев и коллекций, организации ученических экскурсий. Однако до середины XIX века основным методом преподавания в школе оставался словесный метод.

Прогрессивная педагогика второй половины XIX века – начала ХХ века, как выразился П.Ф. Каптерев (1849 – 1922 гг.) исключала «бестолковое ученье наизусть», а знания, полученные учеником в ходе самостоятельного искания, отличались прочностью и глубиной. Главным недостатком считалась большая трудоёмкость метода и высокая затратность времени при его использовании [9].

Подчеркнём, что конец XIX – начало XX века – период особой педагогической деятельности, которая в те годы претерпевала изменения, новаторство стало основой работы многих передовых учителей, таких как Н. К. Крупская, С.Т. Шацкий, П.П. Блонский, Б.Е. Райков, И. И. Млечников и др. Они участвовали в проектировании новой школы: апробировали новые методы работы с детьми, создавали программы, искали пути решения многих педагогических проблем.

Надежда Константиновна была убеждена: «…надо чтобы ученик шёл по тому самому тернистому пути исследования, по которому шли в своё время без путеводителя и компаса великие умы, создавшие науку» [17].  Именно такой метод обучения позволит эффективно развивать логическое мышление, а самое главное, приучать учащихся к самостоятельной исследовательской деятельности, через самостоятельный поиск информации.

П.П. Блонский поддерживал педагогические идеи Н.К. Крупской, определяя особую роль применению наблюдений в обучении для развития логического мышления детей [18].  

Схоже было и утверждение Б.Е. Райкова, который определял исследовательский метод как метод умозаключения от конкретных фактов, самостоятельно наблюдаемых и изучаемых школьниками [19].  

Метод исследовательского обучения приобретал всё большую популярность. Но, безусловно способствую формированию и развитию практических навыков у учащихся имелся один основной недостаток - его использование в обучении требовало больших усилий учеников и занимало много времени.

Значим и вклад А.Н. Бекетова (1862 – 1941 гг.) в процессе становления исследовательского метода обучения.  Он был сторонником суждений немецкого педагога Августа Любена, который считал, что необходимо способствовать формированию исследовательских навыков у учащихся в учебно-воспитательном процессе, непосредственно при изучении естествознания где основное место отводилось самостоятельной работе учащихся как на уроках, так и на экскурсиях.

Согласно методике А. Любена, учащиеся получают представление об объектах живой природы на экскурсиях, затем, описывают эти объекты по плану, при том, учитель задаёт вопросы, на которые учащиеся отвечают, опираясь на свои наблюдения. Это стимулировало интерес к наглядному изучению предмета. [2].

«В исследовательском методе» (методе исканий), – пишет Б.В. Всесвятский (1887 – 1987 гг.), – в основу берётся не знание, преподносимое детям в готовом виде, а организованное искание детей в окружающей жизни. Знание не даётся как готовое, а получается в результате работы самих детей над тем или другим жизненным материалом» [7].

На смену периоду прогрессивной педагогики, в основе которой было становление методов исследовательского обучения, внезапно, пришёл период особых педагогических размышлений (20 – 30-е годы ХХ века) [9]. Недостаточность теоретической базы привела к признанию исследовательского метода обучения, практически, единственным универсальным методом обучения. Но в начале 30-х годов, вопреки научным рекомендациям сохранения исследовательской деятельности учащихся, в практике работы школ стали преобладать методы информационного изложения учебного материала и репродуктивная деятельность обучаемых [18].

И только во второй половине ХХ века наступает новый виток развития методов исследовательского обучения – исследовательская деятельность учащихся, переносится, в большей степени, в область дополнительного образования, преобладают такие формы организации образовательной деятельности как экскурсии, учебные эксперименты, опыты и др.

В конце 50-х годов ХХ века наступил период формирования начал теории и методики развивающего и проблемного обучения. Учёные и педагоги-практики, в результате длительных педагогических наблюдений выяснили, что источник активности, самостоятельности учащихся связан с феноменом проблемной ситуации как особого психического состояния, вызывающего начало мыслительной деятельности. Сущность исследовательского метода обучения состояла в том, что учитель представляет исследовательские задания в виде проблемы, а учащиеся их решают самостоятельно.

В 60-е годы ХХ века, в образовательном процессе советской школы, вновь нашёл проявление феномен конца 20-х годов ХХ века который заключался в том, что исследовательский метод обучения не способен охватить весь педагогический процесс, так как изучение многих предметов из школьной программы требует элементарного заучивания и запоминания, а результаты самостоятельных ученических исследований не всегда достоверны и требуют больше времени, чем обычное объяснение учителем. Неоспоримым оставался факт, что исследовательский метод обучения активизирует учащихся и развивает их мыслительные способности, но это практически невозможно применять в условиях классно-урочной системы [13].

Следовательно, полноценное и продуктивное использование исследовательского метода обучения может быть исключительно во внеурочной системе образования.

В конце 60-х годов – начале 70-х годов ХХ века, зарождаются основы уже фундаментальных работ, посвящённых теории и практике проблемного и развивающего обучения. М.И. Махмутов (1926 – 2008 гг.) определял проблемное обучение как развивающий тип обучения, усматривал в нём сочетание систематической и самостоятельной поисковой деятельности учащихся и овладения ими готовыми научными знаниями. Одним из концептуальных положений технологии опережающего обучения С.Н. Лысенковой (1924 – 2012 гг.) является «к полной самостоятельности – постепенно». И в содержании гуманной педагогики Ш.А. Амонашвили (1931 г. – ) заложен принцип самостоятельного решения проблемы, которая ставится учителем. 

Анализируя вышеизложенное, можно отметить, что начиная с середины ХХ века и до 90-х годов ХХ века метод исследовательского обучения постепенно становится лишь частью, в различной степени выраженности, новых образовательных систем, но органично вписываясь в систему методов проблемного и развивающего обучения.

Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что исследовательский метод в обучении школьников имеет давнюю историю развития в российской и зарубежной педагогике. Он способствует формированию практических навыков, глубокому освоению знаний и развитию логического мышления у учащихся. Этот метод требует времени и усилий, но он стимулирует самостоятельность и активность учеников, что является важным аспектом современного образования.

Идея остаётся актуальной и значимой для современного общества, так как позволяет формировать личность с активным познавательным интересом, готовую к самостоятельной исследовательской деятельности и развитию творческого мышления.

В заключении следует отметить, что становление метода исследовательского обучения представляет собой интересный путь, от активного развития в отечественной педагогике в конце XIX – начале ХХ века к резкому преобразованию в часть новых методов и типов обучения уже с середины ХХ века.

Сегодня метод исследовательского обучения «в чистом виде», действительно, доступен только при реализации дополнительных общеобразовательных программ в  организациях дополнительного образования детей и только педагогом, умеющим работать данным методом. С приходом проблемного обучения, метод исследовательского обучения упростился и чаще всего, когда педагог дополнительного образования говорит, что работает по методу исследовательского обучения, на самом деле он использует технологию проблемного обучения с использованием элементов метода исследовательского обучения.

 

 


Список литературы

1. Зуев, В.Ф. Педагогические труды / В. Ф. Зуев. – М. : Изд-во АПН, 1956. – 148 с.
2. Лагуновские чтения. Из истории исследовательского метода. [Электронный ресурс]. URL: https://vyatskie.livejournal.com/87465.html?ysclid=llaxqk5d15259264126
3. Райков, Б. Е. Пути и методы натуралистического просвещения [Текст] / Б. Е. Райков. – М. : Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1960. – 488 с.
4. Савина, Н. Н. Место и роль исследовательской деятельности в новаторских поисках видных отечественных педагогов в первые годы Советской власти [Текст] / Н. Н. Савина // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – Тамбов : Грамота, 2015. – № 1. С. 162 – 165.
5. Шашенкова, Е.А. Исследовательская деятельность: словарь. – М., МГУТУ, 2004.
6. Воронова, В. В. История развития проблемы исследовательского метода в школьном биологическом образовании / В. В. Воронова. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2017. – № 26 (160). – С. 156-158. – URL: https://moluch.ru/archive/160/45014/ (дата обращения: 05.11.2023).
7. Коняев, Ю.А., Вакджира М.Б. Исследовательская деятельность как Герд, А.Я. Избранные педагогические труды. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1953. – 208 с.
8. Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения – М.: Директ-Медиа, 2008. – 212 c.
9. Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения. – М.: Академия, 2004. – 288 с.
10. Верзилин, Н. М. Общая методика преподавания биологии / Н. М. Верзилин, В. М. Корсунская. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1976. – 381 с.
11. Интернет-журнал «Эйдос». – 2006. – 5 мая. http://www.eidos.ru/journal/2006/0505.htm.
12. Каптерев, П. Ф. Дидактические очерки. Теория образования / П. Ф. Каптерев / / Избр. пед. сочинения. – М. : Педагогика, 1982. – С. 270 – 652.
13. педагогическая категория / Ю.А. Коняев, М.Б. Вакджира// Международный научный журнал «Мир науки, культуры, образования». – 2012. – № 6. (37) — С.175 - 176.
14. Кошелева, Д. В. Развитие исследовательских умений на лабораторно-практических занятиях / Д. В. Кошелева // Научный потенциал. – 2010. – № 4. – С. 239 –241.
15. Крупская, Н. К. Педагогические сочинения обучения [Текст]. В 6 т. Т. 3 / под. ред. А. М. Арсеньева, Н. К. Гончаровой, П. В. Руднева. – М.: Педагогика, 1979. — 472 с.
16. Минькина, Е. Н., Копий, А. Г. Теория развивающего обучения // Молодой ученый. – №9. – 2015. – 1138 – 1140с.
17. Мухамбетова, А. Б. Развитие исследовательских умений учащихся в обучении биологии / А. Б. Мухамбетова // Научный журнал «Образование и саморазвитие». – 2008. – № 2. – С.109 – 114.
18. Новожилова, М. М. Формирование культуры исследовательской деятельности старшеклассников в условиях профильного обучения: автореф. дис. …кан. пед. наук : 13. 00. 01 / Новожилова Марина Михайловна. – М.: 2008.
19. Пономарева, И. Н. Общая методика обучения биологии: учеб. Пособие для студ. пед. вузов / И. Н. Пономарева, В. П. Соломин, Г. Д. Сидельникова; под ред. И. Н. Пономаревой. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 280 с

Расскажите о нас своим друзьям: