Методика преподавания языка | Филологический аспект: Методика преподавания языка и литературы Методика преподавания языка и литературы №02 (25) Март 2024 - Апрель 2024
УДК 372.881.1
Дата публикации 21.03.2024
Способы применения искусственного интеллекта в качестве образовательной технологии на занятиях по английскому языку в университете
Мжачева Марина Владимировна
преподаватель кафедры «Иностранные языки», Севастопольский государственный университет, РФ, г. Севастополь, mzhacheva_mv@mail.ru
Аннотация: В статье проанализированы возможности искусственного интеллекта для организации обучения английскому языку, выявлены особенности организации обучения с применением средств искусственного интеллекта. Проанализированы особенности применения искусственного интеллекта в обучении английскому языку на примере приложений и чат-ботов для изучения иностранного языка. Выявлена возможность применения коммуникативного подхода в обучении иностранному языку при использовании искусственного интеллекта.
Ключевые слова: использование искусственного интеллекта, приложения для изучения иностранного языка, чат-боты, развитие коммуникативных компетенций, методы преподавания иностранного языка.
lecturer of Foreign Languages Department, Sevastopol State University, Russia, Sevastopol
Abstract: The article analyzes the possibilities of artificial intelligence for organizing English language teaching, identifying the features of organizing training using artificial intelligence tools. The features of the use of artificial intelligence in teaching English are analyzed using the example of applications and chatbots for learning a foreign language. The possibility of using a communicative approach in teaching a foreign language using artificial intelligence has been identified.
Keywords: use of artificial intelligence, applications for learning a foreign language, chat bots, development of communicative competencies, methods of teaching a foreign language.
Мжачева М.В. Способы применения искусственного интеллекта в качестве образовательной технологии на занятиях по английскому языку в университете // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. Сер.: Методика преподавания языка и литературы. 2024. № 02 (25). Режим доступа: https://scipress.ru/fam/articles/sposoby-primeneniya-iskusstvennogo-intellekta-v-kachestve-obrazovatelnoj-tekhnologii-na-zanyatiyakh-po-anglijskomu-yazyku-v-universitete.html (Дата обращения: 21.03.2024)
Впервые понятие «искусственный интеллект» было озвучено в 1956 году на научной конференции в Дартмутском колледже, США. Профессор Уинстон из Массачусетского технологического института предположил, что искусственный интеллект может выполнять интеллектуальную работу, которой в прошлом могли заниматься только люди. Позже, на данную тему появляется все больше исследований в различных отраслях знаний, в том числе по методике преподавания языка [2]. Внедрение новых технологий в образовательную среду заставляет преподавателей иностранных языков переосмыслить свои образовательные подходы и начать их активное использование на занятиях. С помощью программ искусственного интеллекта становятся возможными разработки записей и анализ данных образовательного процесса для понимания прогресса и уровня компетенций каждого учащегося, разработка персонализированных курсов и заданий в соответствии с уровнем учащихся и их интересами. Большинство студентов так же свободно обращаются с цифровыми технологиями, активно используют их функционал для решения различных учебных задач.
Основные преимущества искусственного интеллекта в обучении английскому языку по К.М. Kapp, включают в себя следующие пункты [5]:
1. Яркие впечатления от процесса, которые воздействуют на эмоциональную сферу. Игры, приложения, словари, при использовании искусственного интеллекта построены таким образом, чтобы увлечь пользователя в начале и удерживать его внимание на протяжении занятия: при искусственного интеллекта предусмотрены новые уровни, достижения, постоянный прогресс.
2. Интегрированная среда обучения, которая не формируется при использовании традиционных методов обучения иностранному языку. Традиционные методики проводят границу между теорией и практикой, причем теория тоже подразделяется на отдельные темы, которые не пересекаются. При использовании искусственного интеллекта возникают такие условия обучения, которые позволяют интегрировать теорию и практику в обучении. При этом для формирования лексической компетенции у студентов необходимо учитывать особенности протекания таких процессов, как память, мышление, восприятие, воображение, ощущение, а также возрастных особенностей. При учете данных особенностей, как было показано выше, организация обучения должна строиться не столько на преподнесении обучающимся материала (правил грамматики, новой лексики и т.д.), сколько на обучении речевой деятельности (практики). В рамках этого, особую актуальность приобретает применение искусственного интеллекта в обучении английскому языку в целом, и в обучении лексики в частности.
3. Мгновенная обратная связь, которая также не предусматривается при применении традиционных методов обучения. Игровое обучение исключает такую возможность, вся новая теория применяется на практике. Это соответствует положениям коммуникативного подхода, который является ведущим на современном этапе при проектировании обучения иностранному языку.
Коммуникативный подход рассматривает в качестве своей цели обучение коммуникативной компетентности, т.е. умения использовать язык для конструктивного общения, что предполагает собственно обучение речевой деятельности [2]:
- Знание, как использовать язык в зависимости от целей и функций высказывания.
- Знание, как правильно использовать язык в соответствии с ситуацией и участниками.
- Умение создавать и понимать различные типы текстов.
- Умение поддерживать разговор, несмотря на наличие ограничений в своем знании языка.
При использовании искусственного интеллекта реализуются основные принципы коммуникативного подхода: коммуникативность, ситуативность, функциональность, соизучение языка и культуры, аутентичность, диалог культур [4].
4. Изменение поведения студентов, которые являются полноценными субъектами процесса обучения. Исследования К.М. Kapp подтвердили, что наглядный прогресс и соревновательный элемент способны в корне изменить отношение обучающихся к новым знаниям — они начинают искренне интересоваться самим процессом, а не просто стремиться к очередной награде. Соревнование и понятная демонстрация прогресса (уровни, графики, бейджи) — основные составляющие образовательных игр [5]. В долгосрочной перспективе такие занятия способны изменить отношение к обучению в целом.
Таким образом, использование искусственного интеллекта, которое предполагает формирование у обучающихся коммуникативной компетентности при изучении английского языка, и учитывает положения отечественной психологической концепции обучения иностранному языку, согласно которому следует обучать речевой деятельности, организация изучения английского языка осуществляется через:
1. Тексты (устные, письменные), для аудирования, анализа и говорения, в том числе, целесообразны задания на написание текстов с использованием изучаемой лексики. Например, ChatGPT может быть использован для генерации текста по запросу пользователя (преподавателя или студента), QuillBot для перефразировки текстов, генерации цитат для последующего обсуждения. Также преподаватель может создать свой чат-бот для проведения опросов: подобрать текст по теме занятия, составить к нему задания, создать свой чат-бот и добавить вопросы с ответами по типу “True” or “False”.
2. Различного рода квизы, кроссворды, шарады, языковые задачи, которые выявляют особенности значения или многообразие смыслов и способов употребления той или иной лексической единицы, возможностей употребления ее с иными лексическими единицами. Сегодня разработаны специальные мобильные приложения для изучения языков: «Learningapps», «Quizlet» и «Classtools». Данные платформы, реализованные на принципах искусственного интеллекта, можно использовать и на практических занятиях. Они позволяют создавать словарные карточки, проверять усвоение лексики, выполнять автоматический перевод, создавать интерактивные материалы разных уровней сложности. Упражнения на перевод и отработку лексики можно создавать в уже упомянутых выше чат-ботах (Выберите правильный перевод слова: интересный фильм — amazing / boring / interesting film. Закончите предложение, используя подходящее слово:I was (amazed / bored / excited) by our new research results.)
3. Собственно говорение, устную речь, монологи, диалоги с использованием изучаемых лексических единиц. Можно предложить студентам составить диалог или монологическое высказывание с использованием всех лексических единиц из упражнения, которое они выполняли, например, в приложении Quizlet. Еще один способ – попросить студентов начать диалог с чат-ботом. Каждый студент должен начать общение со своим виртуальным собеседником. Это поможет не только практиковать порядок слов и правописание, но и четко формулировать предложения и вопросы так, чтобы собеседнику было интересно и понятно. По истечении времени, преподаватель проверяет, все ли условия выполнены и помогает студентам поработать над ошибками.
Использование инструментов искусственного интеллекта позволяет развить внутреннюю мотивацию для выполнения приоритетных образовательных задач [4]. А также использование искусственного интеллекта предусматривает формирование языковых умений или навыков, на основе использования приемов, присущих играм (соревнования, увлекательность, прохождение уровней, очки за достижения и т.д.) [1]. Одним из самых успешных приложений с применением искусственного интеллекта обучения иностранным языкам является Duolingo, которое насчитывает около 60 миллионов пользователей по всему миру. Приложение призвано помогать в изучении новых языков. Для изучения и закрепления слов используется комплекс приемов: изображения, тексты, аудио. Новая лексика предлагается в контексте и делает обучение максимально осмысленным. Внутри оно больше похоже на игру, чем на языковые уроки, со своей виртуальной валютой, значками, челленджами и достижениями. Перед учащимися открыта карта уровней, можно самому выставлять цели и зарабатывать очки, выполняя упражнения. Все это делает изучение языка веселым и забавным занятием. Аналогичным образом можно отметить такое явление, как уровень рефлексии знаний в случае использования искусственного интеллекта. В частности, в случае использования искусственного интеллекта обучающийся, в целом, может оценить – достигнут, либо не достигнут им результат обучения (на основе полученных баллов, очков или уровней) [3].
Таким образом, использование искусственного интеллекта в образовательном процессе университета – это интеграция элементов игры и игровых технологий, современных приложений и чат-ботов в процесс обучения, что способствует качественному изменению способа организации и модернизации учебного процесса, приводит к повышению уровня мотивации, вовлеченности студентов, активизации их внимания и концентрации при решении учебных задач. Это позволяет говорить об использовании искусственного интеллекта как о метакогнитивном методе обучения, то есть о методе, который позволяет обучающемуся осознавать собственный уровень, видеть «пробелы» в знаниях, отмечать собственные ошибки и направлять усилия на их исправление. В частности, запоминание, сопровождаемое положительными эмоциями, происходит более эффективно. Поэтому при внедрении искусственного интеллекта в обучение улучшается качество освоения учебного материала.
Список литературы
1. Аристова А.С., Безносюк Ю.С., Ведикер П.К., Воронович Н.Е. Использование чат-ботов в образовательном процессе // Цифровая трансформация общества, экономики, менеджмента и образования: материалы Международной конференции (Екатеринбург, 05–06 декабря 2019 года). — Том 2. — Sedlčany: Ústav personalistiky, 2020. — С. 95-99.
2. Сюй Б. Влияние искусственного интеллекта на обучение иностранному языку // Вестник Педагогического университета. 2022. №. 6-2 (101). С. 13-20.
3. Шефиева Э.Ш., Исаева Т.Е. Использование искусственного интеллекта в образовательном процессе высших учебных заведений (на примере обучения иностранным языкам) // Общество: социология, психология, педагогика. 2020. № 10. С. 84-89.
4. Aberšek, B., Borstner, B., Bregant, J. Virtual teacher: cognitive approach to e-learning material. New castle on Tyne: Cambridge Scholars Publishing, 2014. — 350 p.
5. Kapp, K.M. The gamification of learning and instruction: game-based methods / K.M. Kapp. — San Francisco: Pfeifer, 2012. — 301 p.