Методика преподавания языка | Филологический аспект: Методика преподавания языка и литературы Методика преподавания языка и литературы №02 (25) Март 2024 - Апрель 2024

УДК 81`22

Дата публикации 29.03.2024

Особенности методики преподавания на он-лайн курсах по риторике

Гимпельсон Елена Григорьевна
кандидат филологических наук, доцент, Волгоградский кооперативный институт АНОО ВО Центросоюза РФ «Российский университет кооперации»

Аннотация: В статье поднимается вопрос о необходимости совершенствования методики преподавания на он-лайн курсах. Основной проблемой существующих в настоящее время курсов по риторике автор считает подмену научного содержания второстепенными и малозначимыми вопросами, что наносит большой урон имиджу дисциплины. Все возможные подходы к организации курсов разделяются на маркетинговые и научные. Первые из них ставят основной целью опору на запросы потребителя, стремление угодить взглядам и вкусам слушателей. Вторые имеют в основе полноценное научное содержание, однако нередко оказывается скучным и мало востребованным. Для преодоления указанного противоречия автор предлагает использовать в качестве теоретической основы курсов теорию риторических жанров.
Ключевые слова: риторика, он-лайн курсы, методика преподавания на курсах, теория риторического жанра.

Features of teaching methods in online courses on rhetoric

Gimpelson Elena Grigorjevna
Candidate of Philological Sciences, Associate Professor, Volgograd Cooperative Institute ANOO IN the Centrosoyuz of the Russian Federation "Russian University of Cooperation"

Abstract: The article raises the question of the need to improve teaching methods in online courses. The author considers the substitution of secondary and insignificant issues for scientific content to be the main problem of the currently existing courses in rhetoric, which causes great damage to the image of the discipline. All possible approaches to the organization of courses are divided into marketing and scientific ones. The first of them set the main goal of relying on consumer demands, striving to please the views and tastes of listeners. The latter are based on full-fledged scientific content, but it often turns out to be boring and little in demand. To overcome this contradiction, the author suggests using the theory of rhetorical genres as the theoretical basis of the courses.
Keywords: rhetoric, online courses, teaching methods in courses, theory of the rhetorical genre.

Правильная ссылка на статью
Гимпельсон Е.Г. Особенности методики преподавания на он-лайн курсах по риторике // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. Сер.: Методика преподавания языка и литературы. 2024. № 02 (25). Режим доступа: https://scipress.ru/fam/articles/osobennosti-metodiki-prepodavaniya-na-on-lajn-kursakh-po-ritorike.html (Дата обращения: 29.03.2024)

Разнообразные формы дистанционного образования прочно вошли в жизнь в период самоизоляции и не исчезли после отмены карантина, поскольку оказались весьма удобными для получения дополнительного профессионального образования. Ими активно пользуются вузы при работе со студентами; к ним часто прибегают организаторы разнообразных форм повышения квалификации; наконец, они востребованы у специалистов, желающих освоить новую специальность или повысить свою профессиональную компетентность. Главным преимуществом этой формы является повышение активности самого учащегося, который определяет не только место, время и темп освоения программ, но и набор элективных курсов, которые в совокупности в наибольшей степени способны решить его образовательные проблемы и способствовать профессиональному росту.

Вместе с тем наблюдения показывают, что далеко не по всем направлениям качество таких курсов соответствует требованиям, предъявляемым к современному дистанционному образованию. Наиболее остро проблема оценки предлагаемого на курсах теоретического материала стоит в том случае, когда речь идет о преподавании риторики (основ ораторского искусства). Под этим названием чаще всего слушателям предлагается только описание принципов поведения оратора в большой и неоднородной аудитории (когда он стоит на сцене перед «широкими народными массами»). Этот аспект выбирается преподавателями исключительно потому, что при его освещении не может возникнуть проблем с отбором и оценкой качества содержания теоретического материала. Например, в Интернете активно рекламируются тренинги, которые проводит Р. Гандапас, стоя на сцене в огромном зале, куда пришло несколько сотен людей. Можно с уверенностью утверждать, что практической пользы от таких мероприятий мало. Это исключительно рекламная акция: самопрезентация лектора. Харизматичный и уверенный в себе человек успешно доказывает «публике», что знает все и способен научить любого желающего ораторскому искусству. На самом деле описывается только одно: как вести себя на сцене, если вы выступаете с презентацией своего курса перед сотнями людей. Это описание выглядит красиво и убедительно. Вместе с тем рядовой сотрудник офиса никогда не оказывается в такой ситуации и не может воспользоваться советами, полученными на этих тренингах.

Если же дилетант берется за изложение основ именно риторики, то вполне может заявить, что античный риторический канон давно устарел и «ни на йоту не приближает современного оратора к произнесению убедительной речи» или пуститься в длинные рассуждения о характере речевых оборотов, используемых в необходимых слушателям документах. Однако отрицать полезность изучения канона – это все равно, что отрицать полезность изучения алфавита или основ грамматики: это фундамент, на котором только и можно потом построить здание профессиональной риторики. Что же касается документов и типичных для них оборотов, то они не имеют никакого отношения к риторике и изучаются во всех вузах на первом курсе в рамках предмета «Русский язык и культура речи».

Если за создание курсов по риторике для делового человека берутся люди, имеющие хотя бы некоторое представление о реальном содержании указанного предмета, они, как правило, движутся в одном из двух направлений:

1. Маркетинговое направление. Отправной точкой построения методики преподавания являются запросы потребителя. Все занятия (независимо от темы) облекаются в занимательную и развлекательную форму, поскольку, как указывают опытные разработчики курсов, «даже то обучение, которое вы разработали с учетом потребностей и имеющегося опыта целевой аудитории, не всегда может до нее «достучаться». Иногда требуется буквально «продать» учебный контент так, чтобы его захотелось «купить». Для этой цели будет разумно задействовать некоторые фишки маркетолога» [19].

В целом маркетинговый подход оправдан только в тех случаях, когда речь идет об освоении простых методик. Если все обучение сводится к описанию набора этикетных формул или к выработке умения использовать в речи «цветы красноречия», то развлекательная форма преподавания вполне уместна. Когда же речь идет о формировании базовых риторических навыков, то обязательно требуется комплексный анализ механизмов воздействия на адресата.

Положительной стороной маркетингового подхода к построению курсов является хорошая продаваемость продукта и, соответственно, наполняемость групп, поскольку люди охотно записываются на такие курсы. Отрицательная сторона, как правило, состоит в отсутствии системы и научной базы у преподавателя, сведение всего содержания обучения/курса к выработке отдельных (никак не связанных между собой) навыков, начиная от самых простых и шаблонных (Как завладеть вниманием аудитории? Какие жесты использовать?) и заканчивая вполне разумными, но вырванными из контекста и логики построения речи (Как превратить недостаток в достоинство? С чего начать выступление?). Даже если сами по себе эти навыки весьма полезны, их обсуждение на занятиях не приводит к формированию целостного понимания сути риторического воздействия на адресата. Таким образом, для этого подхода более серьезными оказываются отрицательные стороны, поскольку они касаются методологии и содержания преподавания, что существенно отражается на результате.

Часто такие курсы ведут люди, которые сами не владеют не только методикой преподавания риторики, но и теоретической базой самой науки. В этой роли обычно оказываются два вида преподавателей. 1) Опытные преподаватели нелингвистических дисциплин и успешные бизнесмены, не имеющие соответствующего базового образования. Они полагают, что наличие богатого опыта собственных успешных публичных выступлений дает им право обучать других людей риторике. 2) Молодые люди, не имеющие ни соответствующих знаний, ни опыта, однако имеющие желание зарабатывать деньги с помощью каких-нибудь курсов. Они сначала сами успешно обучаются на нескольких курсах по риторике, что вселяет в них уверенность в том, что в дальнейшем они смогут обучать других этому предмету. Однако это не так. Обучение на курсах способно только указать направление, в котором слушателю в дальнейшем предстоит совершенствовать свое ораторское мастерство. Вместе с тем за короткое время обучения на курсах невозможно усвоить систему науки, понять механизм воздействия на людей с помощью речи, научиться ориентироваться в вариантах речевого поведения. Поэтому, когда путь совершенствования молодого преподавателя курсов изображается так: «мне нужно пройти вон те курсы, поучиться вот у этого мастера, освоить еще 100500 методик» [20], то это недопустимо в принципе, поскольку освоение сколь угодно большого количества разрозненных методик не может привести к систематизации знаний по предмету и формированию единой авторской концепции. Именно таким преподавателям адресуются и разнообразные советы по проведению курсов, которыми переполнен Интернет: (см., например: [16; 17; 18]) и т.п. Эта тенденция особенно четко прослеживается в тех областях, где пока отсутствует полностью сформулированная и признаваемая всеми теоретическая база, и преподавателю приходится самому осмысливать имеющийся теоретический материал.

2. Научное направление. Отправной точкой построения системы обучения является логика самого предмета. Преподаватели вуза (действительно являющиеся профессионалами в области риторики, а не заменяющие эту дисциплину логикой, культурой речи или лекциями по истории риторики) стремятся адаптировать свой курс для неспециалистов, сохранив научную основу дисциплины. Конечно, в этом направлении тоже используются приемы активизации внимания обучаемых: компьютерные презентации, сторителлинг, обсуждение речей известных людей и самих обучаемых (с просмотром видеозаписей), однако в целом сохраняется основа методики, которая традиционно характерна для преподавания этого предмета в вузе. Опора на интересы и потребности слушателей выражается в том, что организатор курсов предварительно собирает информацию о месте работы и должности слушателей и делает вывод, в каких ситуациях им чаще всего приходится выступать с речью. По результатам такого анализа формируется круг действительно полезных для данных обучаемых риторических умений.

Положительной стороной научного подхода к преподаванию на курсах является системность изложения, способная дать общее представление о предмете. Однако, чтобы это достоинство было реализовано, курс не может быть конгломератом фрагментов из разных источников, он должен иметь в основе одну (причем хорошо проработанную автором) теоретическую концепцию, поскольку только в этом случае обеспечивается единая научная база сообщаемых сведений (более подробно см. об этом: [1]). К сожалению, в нашей практике это бывает крайне редко. Отрицательная сторона научного подхода к организации курсов состоит в том, что (несмотря на максимальное облегчение содержания) от слушателей требуются определенные умственные усилия, чтобы освоить логику предмета и вникнуть в приемы воздействия на аудиторию, к чему многие люди, пришедшие на курсы, не готовы. Кроме того, преподавателю вуза часто бывает трудно преодолеть сложившийся стереотип построения обучения (от теории к практике). Однако в рамках курсов нежелательно предлагать слушателям абстрактную теорию даже в малых дозах. Любая информация должна быть востребована адресатом и сразу трансформироваться в его новый опыт. Только в этом случае цель обучения может быть достигнута. Кроме того, как отмечают многие исследователи (см., например, [2, с. 122]), современные молодые люди далеко не всегда способны к полноценному восприятию теоретической базы исследования.

В реальной практике преподавания на курсах в интернете маркетинговый и научный подходы весьма существенно различаются и по содержанию, и по манере проведения занятий, поскольку эти подходы всегда выбирают разные по своей профессиональной ориентации преподаватели. В идеале же их следовало бы совместить, чтобы иметь возможность использовать преимущества как одного, так и другого подходов.

Практика показывает, что для получения наилучшего результата на курсах по риторике должны быть соблюдены два условия. Первое условие имеет универсальный характер (относится к любым он-лайн курсам) и состоит в максимальной диалогизации обучения, поскольку диалог – это такой вид общения «двух субъектов, в котором субъективность одного существует посредством не отрицания, а утверждения субъективности другого» [3, с. 141]. Важность этого требования обусловлена тем, что успешность обучения напрямую зависит от того, будет ли изменен опыт обучаемых (а не только знания о предмете).

Второе условие относится именно к курсам по риторике и состоит в том, что теоретическую основу обучения должна составлять система жанров, актуальных в одной сфере общения и описанных по одной модели.

Основные требования к отбору жанров, необходимых в рамках обучения риторике, были сформулированы еще в конце прошлого века [4; 5; 6 и др.], однако и до настоящего времени принцип обучения риторике через усвоение специфики профессионально значимых жанров все еще не получил всеобщего распространения. Вместе с тем уже имеются разработки системы жанров многих частных риторик: педагогической [7; 8; 9 и др.], юридической [10; 11; 12 и др.], PR-риторики [13; 14; 15 и др.]. Несмотря на это нам не удалось обнаружить ни одного он-лайн курса по риторике, в презентации которого было бы заявлено изучение жанров той или иной профессиональной сферы.

Итак, прежде чем браться за преподавание на он-лайн курсах, преподаватель должен профессионально овладеть тем предметом, который берется вести. Никакой (даже весьма разнообразный и богатый) личный опыт или обучение на краткосрочных курсах не могут заменить системного освоения предмета, необходимого для обучения других людей. Далее выбирается та концепция, которая будет положена в основу обучения. Для курсов по риторике наиболее оптимальной теоретической базой является теория риторического жанра, которая дает возможность успешно избежать всех проблем, связанных с минимизацией теоретической части курса, и использовать диалогические формы обучения.


Список литературы

1. Анисимова Т.В. Роль риторики в формировании коммуникативной компетентности студента вуза // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2023. № 1(45). С. 225-243. DOI 10.32516/2303-9922.2023.45.15
2. Лавриненко А.А., Шашкова А.Н. Научно-исследовательская деятельность как детерминанта повышения уровня подготовки обучающихся юридических вузов // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 2023. № 4(74). С. 120-124.
3. Сердобинцев К.С. Взаимодействие органов внутренних дел с институтами гражданского общества: исторический и социально-философский аспекты: монография. М.: Академия управления МВД России, 2013. 188 с.
4. Анисимова Т.В. К вопросу о типологии жанров речи // Языковая личность: жанровая речевая деятельность: Тезисы докладов научной конференции, Волгоград, 06–08 октября 1998 года. Волгоград: Волгоградский гос. социально-педагогический ун-т, 1998. С. 4-6.
5. Долинин К.А. Речевые жанры как средство организации социального взаимодействия // Жанры речи. 1999. № 2. С. 7-13.
6. Карасик В.И. Характеристики педагогического дискурса // Языковая личность: Аспекты лингвистики и лингводидактики. Волгоград: Перемена, 1999. С. 3-18.
7. Кыркунова Л.Г., Карзенкова Е.П. Речевые жанры педагогического общения // Евразийский гуманитарный журнал. 2021. № 1. С. 15-26.
8. Ленчина М.Р. Информативные речевые жанры профессионального общения в педагогическом дискурсе // Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 80-4. С. 168-171.
9. Малашенкова Е.Н. Речевой жанр пожелание в ситуациях асимметричного общения (на материале педагогического дискурса) // СибСкрипт. 2023. Т. 25, № 1(95). С. 55-65. DOI 10.21603/sibscript-2023-25-1-55-65.
10. Анисимова Т.В. Содержание риторической компетенции выпускника юридического вуза // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 2023 № 1 (71). С. 127-131.
11. Белова Н.М. Роль юридической риторики в профессиональной деятельности юриста // Юридическое образование и наука. 2022. № 12. С. 32-35. DOI 10.18572/1813-1190-2022-12-32-35.
12. Володина С.И. Юридическая риторика деятельности адвоката в условиях цифровизации // Адвокатская практика. 2020. № 4. С. 3-7.
13. Аксенова А.В. Роль стратегии самопрезентации в жанрах имиджевой рекламы // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 9: Исследования молодых ученых. 2013. № 11. С. 108-112.
14. Анисимова Т.В. Специфика PR-жанров в интернете // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2: Языкознание. 2015. – № 4(28). С. 129–137. DOI 10.15688/jvolsu2.2015.4.16.
15. Теоретические основы PR-риторики / Т.В. Анисимова, А.В. Аксенова, М.В. Мухина, Е.С. Рыженко. Волгоград: Волгоградский государственный университет, 2014. 511 с.

Список источников
16. Как запустить онлайн-курс? Пошаговый план для новичков URL: https://vc.ru/life/162807-kak-zapustit-onlayn-kurs-poshagovyy-plan-dlya-novichkov (дата обращения: 26.03.2024)
17. Как самому сделать обучающий онлайн-курс: девять доступных инструментов. URL: https://lala.lanbook.com/kak-samomu-sdelat-obuchayushchij-onlajn-kurs-devyat-dostupnyh-instrumentov (дата обращения: 26.03.2024)
18. Как создать авторский онлайн-курс: пошаговая инструкция по разработке с нуля URL:https://www.calltouch.ru/blog/kak-sozdat-avtorskij-onlajn-kurs-poshagovaya-instrukcziya-po-razrabotke-s-nulya/ (дата обращения: 26.03.2024)
19. Литвинова Марина Фишки маркетолога для «продажи» контента корпоративному сотруднику URL: https://etutorium.ru/blog/fishki-marketologa-dlya-prodazhi-kontenta) (дата обращения: 26.03.2024)
20. Ловыгина Евгения Как продвигать себя и свой курс, если мешают страхи и сомнения? URL: https://etutorium.ru/blog/kak-prodvigat-sebya-i-svoj-kurs (дата обращения: 26.03.2024)

Расскажите о нас своим друзьям: