Методика преподавания языка | Филологический аспект: Методика преподавания языка и литературы Методика преподавания языка и литературы №01 (24) Январь 2024 - Февраль 2024
УДК 81-139
Дата публикации 29.02.2024
Концептуальный анализ при подготовке к написанию сочинения-рассуждения
Громова Виктория Ивановна
канд. филол. наук, доцент кафедры гуманитарного образования, Саратовский областной институт развития образования, РФ, г. Саратов, grom-v07@mail.ru
Аннотация: Данная статья посвящена изучению роли концептуального анализа при подготовке к написанию сочинения-рассуждения. Перечислены основные методы лингвокультурологического подхода, представлены разные способы построения урока по изучению концепта и предложен вариант структурирования урока. Предлагается концептуальный анализ на примере анализа концепта «любовь». Практическая значимость работы состоит в том, что подобный анализ может быть применен при подготовке к написанию сочинения на ОГЭ по русскому языку.
Ключевые слова: лингвокультурологический анализ, концептуальный анализ, концепт, урок по изучению концепта, ОГЭ по русскому языку.
PhD in Philology, associate Professor of the Department of Humanitarian Education, Saratov Regional Institute for Educational Development, Russia, Saratov
Abstract: This article is devoted to studying the role of conceptual analysis in preparing to write an argumentative essay. The main methods of the linguoculturological approach are listed, different ways of constructing a lesson for studying a concept are presented, and an option for structuring the lesson is proposed. A conceptual analysis is proposed using the example of the analysis of the concept “love”. The practical significance of the work lies in the fact that such an analysis can be used in preparation for writing an essay for the OGE in the Russian language.
Keywords: linguocultural analysis, conceptual analysis, concept, lesson on studying the concept, OGE in the Russian language.
Громова В.И. Концептуальный анализ при подготовке к написанию сочинения-рассуждения // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. Сер.: Методика преподавания языка и литературы. 2024. № 01 (24). Режим доступа: https://scipress.ru/fam/articles/kontseptualnyj-analiz-pri-podgotovke-k-napisaniyu-sochineniya-rassuzhdeniya.html (Дата обращения: 29.02.2024)
По результатам ОГЭ 2023 года при написании сочинения чаще всего выпускники 9 класса некорректно объясняют значение ключевого слова из формулировки темы сочинения, не видят связи приведенного примера с ключевым понятием темы, пример из жизненного опыта не соответствует ключевому понятию текста. Как помочь школьникам?
Обратимся к лингвокультурологическому анализу, цель которого – формирование осознания самобытности русского языка на фоне сопоставления с другими культурами и языками. Кроме того, он дает возможности провести полный концептуальный анализ текста и структурировать картину мира разных культур.
При выполнении задания с развернутым ответом на ОГЭ по русскому языку обучающемуся предлагается текст, на основании которого ученик выбирает либо лингвистическое сочинение (13.1), либо сочинение на основе анализа текста (13.2), либо сочинение по толкованию понятия (13.3).
Остановимся подробнее на сочинении 13.3, поскольку его выбирают 92 % выпускников 9 классов. Ученикам необходимо ответить на проблемный вопрос (например, «Кого мы называем настоящим другом?»). Кроме того, нужно дать определение выражения (например, настоящий друг – это…) и прокомментировать это выражение, дав ответ на поставленный выше вопрос.
На наш взгляд, именно лингвокультурологический подход способен помочь школьнику овладеть навыками объяснения значения ключевого слова и подбора материала для комментария.
Самые распространенные методы лингвокультурологического подхода – это филологический анализ, сопоставительный метод лингвокульторологического анализа художественного текста и концептуальный анализ.
Представляется, что именно концептуальный анализ способен помочь школьнику эффективно готовиться к написанию сочинения 13.3, ведь «опора на лингвокультурологический анализ слова и текста на ценностно ориентированном уроке позволяет работать со школьниками, обучая их русскому языку и помогая постигать культурные смыслы, заложенные в языке и посредством языка, и формировать их мировоззрение» [1, с. 14].
Основное понятие лингвокультурологического анализа – концепт. Существует много определений этого понятия. Остановимся на толковании этого слова у Ю.С. Степанова: «основная ячейка культуры в ментальном мире человека» [2].
Концепт, являясь лингвокультурологическим понятием, представляет собой объект учебной деятельности.
При написании сочинения 13.3 школьники сталкиваются с такими концептами, как любовь, дружба, ответственность, поддержка, доброта, бескорыстность, зависть, красота, нравственный выбор и др.
Л.Г. Саяхова, М.И. Шутан, Н.Л. Мишатина и М.А. Бабурина предлагают интересные варианты структурирования урока по изучению концепта: [3, с. 990], [4, с. 4], [5], [6].
На своих практических занятиях в институте развития образования я попробовала популяризировать идеи ученых.
Например, на практическом занятии по формированию креативного мышления на уроках русского языка была апробирована технология Н.Л. Мишатиной по созданию метафорического портрета чувств.
Алгоритм проведения практикума «Нравственное чудо» любви выглядел следующим образом:
Этап I. Ассоциация «первая любовь» как стимул.
Этап II. Анализ разножанровых текстов о первой любви разных авторов.
Этап III. Ответы на вопросы преподавателя.
Этап IV. Создание «портрета чувств» слова «любовь».
Этап V. Презентация метафорического портрета чувств.
Учителя отметили огромный потенциал данного занятия и его большую роль в подготовке учащихся к ОГЭ по русскому языку.
Структура урока по изучению концепта как урока по подготовке к написанию сочинения на ОГЭ может представлять собой следующее:
Шаг 1. Проводим ассоциативный анализ концепта (например: «С чем ассоциируется дружба?»).
Шаг 2. Анализируем значение концепта (лексическое значение слова дружба, его этимология, синонимы и антонимы и т.д.).
Шаг 3. Изучаем текст с помощью приемов смыслового чтения.
Шаг 4. Определяем место концепта в отечественной культуре (фразеологизмы, пословицы и поговорки о дружбе, любимые фильмы и картины).
Шаг 5. Определяем место концепта в зарубежной культуре.
Шаг 6. Пишем мини-сочинение о концепте («Что Вы понимаете под дружбой?»).
Продемонстрируем этапы концептуального анализа на примере анализа концепта «любовь». Для работы возьмем отрывок из книги В.Б. Чернова «Иду искать», начинающийся со слов «Осень наступила, высохли цветы».
Вначале проводим ассоциативный эксперимент, формируя ассоциативное поле концепта. Предлагаем учащимся привести ассоциации к слову «любовь» и записать их. Самые частотные из них: дети, чувство, девушка, парень, счастье. Самые редкие: взаимопонимание, голуби, молодежь.
Второй этап освоения концепта – составление словарного портрета концепта. Вместе с учениками создаем лексикографический портрет слова любовь по материалам словарей различного типа. В «Философском энциклопедическом словаре» дается такое определение: «Любовь – в широком смысле стремление друг к другу, предполагающее в своём существовании уважение друг друга и даже способствующее этому». В «Словаре русского языка» под редакцией А.П. Евгеньевой слово любовь характеризуется как чувство глубокой привязанности к кому-, чему-либо. О.А. Свидерская характеризует семантический потенциал лексемы «любовь» как ядерного компонента указанного концепта следующим образом: «способность усмирять; терпимость; тяга друг к другу; благодарность; сердечный труд; преданность; послушание; уважение к чувствам другого человека» [7, с. 189].
Следующий этап – чтение текста. Во время чтения ученики отвечают на следующие вопросы: Какие мотивы звучат в начале текста? Какие ключевые слова помогают вычитать подтекст? Можно ли по началу текста рассказать о событиях, оставшихся за его пределами? Каковы они? На основании чего вы сделали такое предположение? Каков, по-вашему, может быть финал текста?
При чтении текста ученики выделяют ключевые слова. Например, в предложениях «Осень наступила…. Дачи опустели» описывается художественное время и пространство. В словах «собака окопалась, бросалась на него» задается тема. В предложениях «Маленькая, чёрная, жалкая, насквозь промокшая, на шее перекрученный ошейник. Принялась глухо рычать, грудью защищая своё имущество — костлявую сломанную детскую коляску» конкретизируется тема высказывания. Во фразе «её взяли щенком на лето для детей, а потом уехали» объясняются причины поведения собаки. Последние предложения отрывка из текста «Вы говорите, не бывает вечной любви. У нас да, не бывает» – главные слова для понимания основной мысли.
После чтения текста дети отвечают на вопрос: «Что хотел сказать автор в финальной фразе?». Ученики делают вывод о том, что потребительское бездушное отношение, абсолютное равнодушие, эгоизм, безответственность, предательство – такое поведение свойственно только человеку.
Еще один важный вопрос: «Почему В.Б. Чернов взял строчки из стихотворения Н. Матвеевой («Мне было довольно того, что гвоздь остался после плаща»), рассказывая драматичную историю собаки?». После прочтения стихотворения «Любви моей ты боялся зря…» школьники приходят к выводу, что вечная любовь бывает. Собака способна на бесконечную любовь к своим хозяевам, даже если они её предали.
Четвертый этап – этап определения места концепта в отечественной культуре. Школьники приводят примеры преданности из российских произведений. В первую очередь, ученики вспоминают «Белый Бим Черное ухо» Г. Троепольского и «Кусаку» Л. Андреева, «Каштанку» А.П. Чехова и «Муму» И. Тургенева.
Пятый этап – этап определения места концепта в зарубежной культуре. Большинство школьников называют такое произведение, как «Белый Клык» Д. Лондона. Лишь некоторые ученики читали менее известные трогательные истории о животных «Марли и мы» Джона Грогэна и «Лесси» Эрика Найта. В качестве примера преданности школьники приводят Хатико из одноименного фильма. Многие называют памятники собакам, например: памятник сенбернару Барри в Париже, первой собаке-шахтеру Ляльке на шахте Первомайской и многие другие.
Шестой этап – этап индивидуального творчества, этап написания сочинения. Используя собранный материал, ученики пишут сочинение 13.3. по следующему плану:
1. Вступление. Определение предложенного понятия и комментарий (используются материалы 1 и 2 этапов).
2. Основная часть. Пример из прочитанного текста + пояснение (материал 3 этапа).
3. Пример из жизненного опыта + пояснение (материалы 4-5 этапов).
4. Вывод.
Таким образом, концептуальный анализ как один из способов лингвокультурологического подхода открывает новые горизонты к изучению текстов на уроках русского языка. Концептуальный анализ не только дает возможность качественно подготовиться к написанию сочинения на ОГЭ по русскому языку, но и позволяет по-новому взглянуть на структуру и содержание текста. Кроме того, работу с концептами можно проводить на других учебных предметах, например, на уроках обществознания и истории. Так, работа с концептами «Родина», «Россия», «справедливость», «совесть», «честь» и многими другими позволит по-новому взглянуть на духовно-нравственные ценности человека. Слаженная работа учителей окажет не только образовательное, но и воспитательное воздействие на современных подростков.
Список литературы
1. Левушкина О.Н. Лингвокультурологический анализ как основа ценностно ориентированного урока русского языка// Русский язык в школе. 2023. Т. 84 (3). С. 7-16.
2. Степанов Ю. С. Константы. Словарь русской культуры. М.: Академический проект, 2004. 982 с.
3. Саяхова Л.Г. Концепт как единица лингвокультурологии, когнитивной лингвистики и лингводидактики// Вестник Башкирского университета. 2014. Т. 19. №3. С. 987-992.
4. Шутан М.И. О структурировании урока изучения концепта// Русский язык в школе. 2023. 84 (2). С. 7-17.
5. Мишатина Н.Л. Методика и технология речевого развития школьников: лингвоконцептоцентрический подход: монография. СПб., 2009.
6. Бабурина М.А. Методическая лингвоконцептология: взгляд на сочинение в формате ЕГЭ// Русский язык в школе. 2018. 79 (5). С. 41-44.
7. Свидерская О.А. Лексема «Любовь» как ядро концепта в современном русском языке// Вестник Брянского госуниверситета. 2008. №2. С. 186-189.
Список источников:
1. Чернов В.Б. Иду искать. М.: Сов. Россия, 1986.
2. Философский энциклопедический словарь. URL: http://philosophy.niv.ru/doc/dictionary/philosophical/index.htm (дата обращения: 21.02.2024).
3. Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. 4-е изд., стер. М.: Рус. яз; Полиграфресурсы, 1999.