Методика преподавания языка | Филологический аспект: Методика преподавания языка и литературы Методика преподавания языка и литературы №01 (24) Январь 2024 - Февраль 2024
УДК 372.881.111.1
Дата публикации 29.02.2024
Развитие креативности студентов в процессе изучения иностранного языка: творческий конкурс
Захарченко Марина Владимировна
канд. пед. наук, доцент кафедры английского языка, САФУ имени М. В. Ломоносова, РФ, г. Архангельск, m.zakharchenko@narfu.ru
Орловская Анна Альбертовна
старший преподаватель кафедры английского языка, САФУ имени М. В. Ломоносова, РФ, г. Архангельск, a.orlovskaya@narfu.ru
Аннотация: В данной статье описываются современные тенденции в образовании, которые направлены на развитие креативности и инновационного мышления у студентов. Внимание уделяется характеристикам креативности, таким как продуктивность, гибкость, оригинальность и умение решать сложные задачи. В статье также освещается проведение творческих конкурсов как одного из эффективных способов развития креативного мышления у студентов, изучающих иностранный язык. Особое внимание уделено описанию проведения всероссийского творческого конкурса "Creative English: Art Competition" на кафедре английского языка Северного (Арктического) университета им. М.В. Ломоносова. Данный конкурс предоставляет студентам возможность проявить свои умения и способности в различных форматах и жанрах, таких как коллажи, викторины, инфографика, рекламные постеры, видеоблоги, эссе и рассказы. В заключение, статья подчеркивает важность развития креативного мышления и коммуникативной компетентности в современной системе образования.
Ключевые слова: креативность, конвергентное мышление, дивергентное мышление, коммуникативная компетентность, иностранный язык, творческий конкурс.
Cand. Sci. (Pedologic), assistant professor of English language department, Northern (Arctic) Federal University, Russia, Arkhangelsk,
senior lecturer of English language department, Northern (Arctic) Federal University, Russia, Arkhangelsk,
Abstract: The article describes modern trends in education aimed at developing creativity and innovative thinking among students. The focus is on the characteristics of creativity such as productivity, flexibility, originality, and the ability to solve complex problems. The article also covers the organization of creative competitions as one of the effective ways to develop creative thinking among students studying a foreign language. Special attention is given to the description of the nationwide creative English art competition held at the Department of English Language of the Northern (Arctic) University named after M.V. Lomonosov. This competition provides students with the opportunity to showcase their skills and abilities in various formats and genres, such as collages, quizzes, infographics, advertising posters, video blogs, essays, and stories. In conclusion, the article emphasizes the importance of developing creative thinking and communicative competence in the modern education system.
Keywords: creativity, convergent thinking, divergent thinking, communicative competence, foreign language, creative competition.
Захарченко М. В., Орловская А.А. Развитие креативности студентов в процессе изучения иностранного языка: творческий конкурс // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. Сер.: Методика преподавания языка и литературы. 2024. № 01 (24). Режим доступа: https://scipress.ru/fam/articles/razvitie-kreativnosti-studentov-v-protsesse-izucheniya-inostrannogo-yazyka-tvorcheskij-konkurs.html (Дата обращения: 29.02.2024)
Креативное образование укрепляет свои позиции в России как образование инновационного типа, нацеленного на развитие креативного мышления, творческих способностей и интеллектуального потенциала, а также на поиск новых подходов к решению современных проблем. Более того, оно имеет потенциал для саморазвития, самоопределения и самореализации личности. Эти принципы отражены в национальной образовательной инициативе по развитию инновационного высшего образования, которая направлена на формирование творческой личности, способной к непрерывному творческому саморазвитию и самосовершенствованию.
Особенную актуальность это направление приобрело в последнее десятилетие на волне научного, технологического и экономического прорыва. Креативное инновационное образование играет важную роль в решении проблемы подготовки профессионалов, которые востребованы на рынке труда и способны проложить собственный путь инноваций в социально-экономическом развитии. Оно способствует повышению исследовательского и инновационного потенциала современных выпускников университета [1].
Перед преподавателями иностранных языков также стоит задача развития креативных способностей обучающихся. Для решения этой задачи необходимо, с одной стороны, освоить новые методы обучения, направленные на развитие всех четырех видов речевой деятельности, формирование лингвистического, социолингвистического и прагматического компонента коммуникативной компетенции, а с другой - создать принципиально новые учебные материалы, с помощью которых можно научить находить нестандартные способы решения различных проблемных ситуаций языковыми средствами [2].
Для понимания термина "креативность" в данном контексте следует обратиться к модели структуры интеллекта, разработанной Дж. Гилфордом. Он выделяет два типа мышления: конвергентное и дивергентное. Способность к конвергентному мышлению отождествляется с тестовым интеллектом, а способность к дивергентному мышлению - с креативностью [3].
При развитии дивергентного мышления важная роль отводится формированию коммуникативной компетенции. Эта компетенция подразумевает умение использовать иностранный язык адекватно в конкретной ситуации общения. Наличие данной компетенция предполагает, что обучающийся умеет творчески пользоваться разнообразием языковых средств, включая высказывания и дискурсы, и адекватно применять их в различных коммуникативных ситуациях. Развитие коммуникативной компетенции является одной из основных целей при обучении иностранному языку. Чтобы приобрести эту компетенцию, необходимо не только овладеть знаниями языка, но и научиться мыслить творчески и находить оригинальные решения задач [7].
Современное образование предлагает разнообразие методов и подходов к обучению студентов с целью развития их креативности и инновационного мышления. Креативность, в данном контексте, понимается как творческое конструирование в режиме самоорганизации процесса мышления. Ее развитие подразумевает создание новых свойств из уже существующих элементов и отношений [8]. Параметры креативности, определенные Дж. Гилфордом, включают оригинальность, семантическую гибкость, образную адаптивную гибкость и семантическую спонтанную гибкость. Позднее он предложил добавить к ним способность к обнаружению и постановке проблем, генерированию большого числа идей, гибкости, оригинальности, способности усовершенствовать объект и решать проблемы [3]. А. В. Шеверев и М. Н. Романчук также полагают, что креативность активизируется в процессе решения существующих проблем и поиска новых возможностей [9]. Результаты научных исследований Горбатоваой Т.Н., Кудряшовой А.В., Рыбушкиной С.В. и Микитченко С.П. доказали, что методика проблемного обучения действительно отличается высокой эффективностью в плане развития творческого интеллекта личности в процессе обучения иностранному языку [4,5].
Одним из эффективных способов применения методики проблемного обучения является проведение творческих конкурсов. Творческий конкурс как способ развития креативного мышления у студентов, изучающих иностранный язык, представляет собой состязание, в котором они используют свои языковые умения в различных форматах и жанрах. Участие в конкурсе стимулирует развитие креативности, умение мыслить и выражать свои мысли на иностранном языке, а также способствует развитию коммуникативных навыков.
На кафедре английского языка Северного (Арктического)университета имени М. В. Ломоносова Всероссийский творческий конкурс "Creative English: Art Competition" проводится уже 9 лет. За это время в конкурсе приняли участие представители 20 университетов, включая Петрозаводский государственный университет, Тульский государственный педагогический университет имени Л. Н. Толстого, Казанский федеральный университет, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, Поволжский государственный технологический университет, Томский государственный университет, Уральский государственный педагогический университет, Алтайский государственный университет, Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова и другие. Конкурс позволил студентам, изучающим английский язык на нелингвистических направления подготовки, проявить свои навыки и способности в различных форматах и жанрах. Количество участников ежегодно превышало отметку в 100 человек. Тематика работ также была очень разнообразна, охватывая актуальные вопросы окружающей среды, культурного наследия и опыта дистанционного обучения. Участники конкурса представляли на суд жюри различные форматы работ: коллажи, викторины, инфографики, рекламные постеры, афиши, головоломки, буклеты, видеоблоги, мастер-классы, эссе и рассказы [6]. Кроме того, с введением очного этапа, участники конкурса не только выражали свои идей в письменном виде на английском языке, но и выступали с их презентацией. Это подтверждает творческий и разносторонний подход участников и их готовность проявить себя в самых разнообразных формах выражения.
Так, например, участникам предлагалось порассуждать в своем эссе о том, как можно собственными силами облагородить родной город и сделать жизнь горожан насыщенной и интересной. Были предложены множество идей, начиная от организации субботников и волонтерской работы, и заканчивая проведением различных мероприятий для привлечения туристов. Приведем, примеры из работ студентов:
«One of the ways I can get involved could be through volunteering. I am ready to devote time and resources to participate in various projects aimed at improving infrastructure and beautifying the city. For example, I can take part in cleaning beaches and parks, planting trees and flowers, as well as other activities aimed at preserving nature and creating a comfortable living environment…»
«The organization of volunteer activities, which will be aimed at protecting socially vulnerable segments of the population. Simple help to the elderly, disabled, and young mothers would help people unite and make those who need it happier. Giving emotions is always nice. And if you feel the impact, then this greatly motivates you to develop further…»
«It’s a common thing to see absolutely ruined pavement in the yards of the blocks of flats all over the city. That’s because of parked cars that destroy curbs and inner roads. I often try to convince my mother and some of my neighbours to drive their cars into garages or use parking places. In spring my granny and I always make nice flowerbeds in front of our house. Besides, several years ago I took part in planting trees and bushes in the yard…»
Участие в подобных конкурсах не только способствует развитию креативного мышления студентов, но и помогает им сформировать практические навыки устной и письменной речи на английском языке. Кроме того, творческий конкурс дает возможность выразить свою индивидуальность и воплотить свои идеи в жизнь.
Таким образом, творческий конкурс является эффективным средством развития креативного мышления у студентов, изучающих английский язык. Он стимулирует развитие коммуникативных навыков, способствует формированию идей и новаторских подходов к использованию языка. Участие в таких конкурсах помогает студентам не только развить свои навыки на английском языке, но и проявить свою творческую.
Список литературы
1. Брындин Е. Г. Креативное инновационное высшее образование // Россия: тенденции и перспективы развития. 2018. №13-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kreativnoe-innovatsionnoe-vysshee-obrazovanie (дата обращения: 17.03.2024).
2. Виноградова О.С. Формирование иноязычной коммуникативной компетенции с использованием проблемных методов обучения иностранному языку на продвинутом этапе специализированного вуза: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. - М., 2003. - 330 с
3. Гилфорд, Дж. Три стороны интеллекта [Текст] / Дж. Гилфорд // Психология мышления. - М., 1965. - С. 433-456.
4. Горбатова Т.Н., Кудряшова А.В., Рыбушкина С.В. Использование методов проблемного обучения иностранному языку в рамках языковой подготовки в неязыковом вузе // Молодой ученый. 2015.№ 9. С. 1040-1042.
5. Микитченко С.П. Организация проблемных задач в процессе обучения иностранному языку: (на материале говорения): дисс.канд. пед. наук: 13.00.01;13.00.02 "общая педагогика, история педагогики и образования". - Нижневартовск, 2004. - 173 с.
6. Новости САФУ // Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова; URL: https://narfu.ru/search/index.php?q=Creative+English (дата обращения: 19.02.2024).
7. Овсянникова О.Н., Иванова О.Ю. Компетентностный подход в развитии дивергентного мышления у студентов на занятиях по иностранному языку // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2017. №3 (76). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kompetentnostnyi-podhod-v-razvitii-divergentnogo-myshleniya-u-studentov-na-zanyatiyah-po-inostrannomu-yazyku (дата обращения: 18.02.2024).
8. Прокофьева Ольга Геннадьевна К вопросу о способах развития креативного мышления на занятиях по английскому языку // Вестник Университета имени О. Е. Кутафина. 2018. №11 (51). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-sposobah-razvitiya-kreativnogo-myshleniya-na-zanyatiyah-po-angliyskomu-yazyku (дата обращения: 17.02.2024).
9. Шевырев А. В., Романчук М. Н. Формирование и развитие системно-креативного мышления — базовая стратегия образования в XXI веке // Синергетика и образование. URL: http://www.spkurdyumov.ru (дата обращения: 30.04.2018).