Методика преподавания литературы | Филологический аспект: Методика преподавания языка и литературы Методика преподавания языка и литературы №03 (20) Май 2023 - Июнь 2023

УДК 371.3

Дата публикации 30.06.2023

Современные подходы к анализу литературных произведений

Пожилов Ростислав Владимирович
студент кафедры «Прикладная математика» ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения», pogilow2016@yandex.ru
Горин Илья Витальевич
студент кафедры «Прикладная математика» ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения», lunno.papush@gmail.com

Аннотация: В данной статье рассматриваются современные подходы к анализу литературных произведений в методике преподавания литературы. Особое внимание уделяется новым подходам, включая интертекстуальный анализ, гендерный анализ, постколониальный подход и семиотический анализ. Рассматриваются преимущества данных подходов в развитии более глубокого понимания и анализа литературных произведений. Статья направлена на учителей литературы и методистов, предоставляя им новые инструменты для обогащения методического арсенала и повышения качества обучения литературе.
Ключевые слова: современные подходы, анализ, литературные произведения, методика преподавания, образовательный процесс.

Modern approaches to the analysis of literary works

Pozhilov Rostislav Vladimirovich
Student of Applied Mathematics Department St. Petersburg State University of Aerospace Instrumentation
Gorin Ilya Vitalievich
Student of Applied Mathematics Department St. Petersburg State University of Aerospace Instrumentation

Abstract: This article examines contemporary approaches to the analysis of literary works in literature teaching methodology. Particular attention is paid to new approaches, including intertextual analysis, gender analysis, postcolonial approaches, and semiotic analysis. The advantages of these approaches in developing a deeper understanding and analysis of literary works are discussed. The article is aimed at teachers of literature and methodologists, providing them with new tools to enrich their methodological arsenal and improve the quality of literature teaching.
Keywords: contemporary approaches, analysis, literary works, teaching methods, educational process.

Правильная ссылка на статью
Пожилов Р.В., Горин И.В. Современные подходы к анализу литературных произведений // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. Сер.: Методика преподавания языка и литературы. 2023. № 03 (20). Режим доступа: https://scipress.ru/fam/articles/sovremennye-podkhody-k-analizu-literaturnykh-proizvedenij.html (Дата обращения: 30.06.2023)

В современном образовательном контексте все большее внимание уделяется развитию критического мышления, аналитических навыков и культурной компетенции учащихся. Преподавание литературы играет важную роль в формировании этих навыков, поскольку литературные произведения предлагают богатый материал для анализа, интерпретации и критического осмысления [1, с. 94]. Традиционные методы анализа литературы, такие как структурный анализ и анализ персонажей, хорошо зарекомендовали себя, но современные требования образования предполагают расширение методического арсенала и внедрение новых подходов к анализу литературных произведений. Использование современных подходов, таких как интертекстуальный анализ, гендерный анализ, постколониальный подход и семиотический анализ, позволяет более глубоко и многогранно исследовать литературные произведения, обогащать учебный процесс и способствовать развитию критического мышления учащихся [2, с. 73].

Стоит для начала разобрать каждый из подходов к анализу литературных произведений в методике преподавания литературы:

1. Интертекстуальный анализ [3, с. 117]:

  • Объяснение понятия интертекстуальности и роли ссылок и отсылок в литературе.
  • Исследование взаимосвязей между различными текстами, авторами и литературными традициями.
  • Анализ использования цитат, аллюзий и парадигматических образов в литературных произведениях.
  • Освещение значимости интертекстуального анализа при исследовании и преподавании литературы.

В качестве примера для этого метода можно использовать роман "Бесы" Федора Достоевского и его связь с романом "Преступление и наказание".

В данном случае интертекстуальный анализ позволяет обратить внимание на взаимосвязь между двумя произведениями одного автора. Анализируя "Бесы", можно заметить, что оно является продолжением и расширением идей, затронутых в "Преступлении и наказании". В "Бесах" Достоевский развивает мотивы и темы, а также вносит новые характеристики в уже знакомых персонажей. Использование интертекстуального подхода позволяет раскрыть более глубокие слои значений в обоих романах и понять их взаимосвязь и эволюцию авторских идей.

2. Гендерный анализ [4, с. 143]:

  • Объяснение понятия гендерного анализа и его роли в исследовании литературы.
  • Рассмотрение влияния гендерных стереотипов и норм на литературные произведения.
  • Анализ роли гендера и половых отношений в создании персонажей, сюжетов и тематик литературных произведений.
  • Исследование вопросов гендерной идентичности, ролевых ожиданий и эмансипации в литературе.

В пример для гендерного анализа можно взять Рассказ "Домик на пригорке" Шарлотты Перкинс Гилман.

В данном случае гендерный анализ позволяет исследовать роль гендера и половых отношений в произведении. Рассказ рассказывает историю женщины, которая, подавляя свои таланты и желания, оказывается запертой в доме на пригорке и подвержена патриархальным ожиданиям общества. Гендерный анализ помогает раскрыть тему социального контроля, гендерных стереотипов и ограничений, с которыми сталкиваются женщины в обществе. Анализируя рассказ, можно обратить внимание на силу гендерных норм и выявить возможные пути их преодоления или сопротивления.

3. Постколониальный подход [5, с. 203]:

  • Объяснение понятия постколониального подхода и его связи с литературой.
  • Исследование воздействия колониализма, империализма и постколониализма на литературные произведения.
  • Рассмотрение постколониальных тематик, включая расовые, культурные и идентитетные аспекты в литературе.
  • Анализ использования языка, стиля и перспективы в постколониальных текстах.

В пример этому методу будет роман "Повелитель мух" Уильяма Голдинга.

В данном случае постколониальный подход позволяет рассмотреть роман в контексте колониализма и его последствий. "Повелитель мух" рассказывает о группе мальчиков, оказавшихся на необитаемом острове после авиакрушения. Постколониальный подход позволяет анализировать динамику власти, взаимоотношения между персонажами и конфликты, которые возникают на острове. Этот подход позволяет раскрыть влияние колониализма на формирование структуры общества и силовых отношений.

4. Семиотический анализ [6, с. 106]:

  • Объяснение понятия семиотического анализа и его роли в исследовании литературы.
  • Исследование символов, знаков и кодов, используемых в литературных произведениях.
  • Рассмотрение значимости и интерпретации литературных символов и метафор.
  • Анализ структуры и организации текста с помощью семиотических инструментов.

Для этого метода отлично подойдет стихотворение "Песня про чёрного ворона" Александра Пушкина.

Семиотический анализ помогает исследовать символику и знаковую систему литературного произведения. В данном случае стихотворение "Песня про чёрного ворона" представляет собой метафорическую аллегорию, где ворон символизирует смерть. Семиотический анализ позволяет раскрыть значение символа и его связь с образами, мотивами и сюжетной линией стихотворения. Анализируя языковые приемы, образы и контекст, можно расшифровать семиотические коды, используемые автором для передачи определенных значений и эмоций.

Современные подходы к анализу литературных произведений предоставляют преподавателям литературы широкий спектр методологических инструментов и подходов для более глубокого и всестороннего исследования и интерпретации текстов. Интертекстуальный анализ, гендерный анализ, постколониальный подход и семиотический анализ представляют перспективные направления развития исследований в области литературы. Они способствуют расширению научного понимания литературы и преподавания, а также развитию новых теоретических и практических моделей в области методики преподавания языка и литературы.

Внедрение подобных методов для анализа позволят преподавателям более глубоко анализировать литературные произведения, раскрывать скрытые смыслы и отсылки, а также осознавать влияние пола, социальных ролей, колониализма и символов на создание и интерпретацию текстов. Это способствует развитию критического мышления у студентов и обогащает образовательный процесс. В итоге, применение современных подходов к анализу литературных произведений позволяет не только расширить методический арсенал преподавателей, но и способствует развитию новых теоретических и практических моделей в области преподавания языка и литературы.


Список литературы

1. Шутан М.И. Актуальные проблемы преподавания литературы в современной школе // Нижегородское образование. 2020. №1. С. 93–100.
2. Темкина В.Л. Современные подходы к анализу языка художественной литературы // Вестник Оренбургского государственного университета. 2013. №11. С. 72–77.
3. Москвин В.П. Методика интертекстуального анализа // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2015. №13. С. 116–121.
4. Серова И.Г. Способы конструирования гендера в тексте и кинотексте // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2011. №3. С. 141–147.
5. Шафранская Э.Ф. Колониальная и постколониальная литература: терминология и содержание // Филология и культура. 2019. №1. С. 203–210.
6. Ланцевская Н.Ю. Семиотический анализ как методологический прием изучения литературы // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2022. №1. С. 105–107.

Расскажите о нас своим друзьям: