Методика преподавания литературы | Филологический аспект: Методика преподавания языка и литературы Методика преподавания языка и литературы №04 (21) Июль 2023 - Август 2023

УДК 821.1617.1

Дата публикации 07.08.2023

Анализ социальных сетей и онлайн-платформ, которые могут применяться при изучении русской классической литературы

Лето Яна-Алекс Валерьевна
канд. филол. наук, доцент кафедры цифровой экономики и коммуникации, Уфимский университет науки и технологий, РФ. г. Уфа, alexleto90@yandex.ru

Аннотация: В данной статье рассматриваются возможности применения социальных сетей и онлайн-платформ при изучении русской классической литературы. Познавательный интерес во многом определяет успешность обучения, его эффективность является основой для формирования познавательной самостоятельности и, в конечном итоге, тех компетенций, которые потребуются обучающимся при обучении в ссузе, вузе, в дальнейшей профессиональной жизни. Формирование познавательного интереса неотъемлемо связано с использованием интерактивных методов обучения в совокупности с современными информационными технологиями. Современные информационные технологии активно применяются при изучении многих предметов, в т.ч. и русской классической литературы. Таким образом, актуальность исследования определяется важностью применения современных информационных технологий в системе образования в целом, эффективностью таких технологий при обучении русской классической литературе в частности.
Ключевые слова: русская классическая литература, социальная сеть, он-лайн платформа, познавательная самостоятельность, интерактивные методы обучения, информационные технологии.

Analysis of social networks and online platforms that can be used in the study of Russian classical literature

Leto Yana-Alex Valerievna
cand. Sci. (Philology), assistant professor of the digital economy and communication department, Ufa University of Science and Technology, Russia, Ufa

Abstract: This article discusses the possibilities of using social networks and online platforms in the study of Russian classical literature. Cognitive interest largely determines the success of training, its effectiveness, is the basis for the formation of cognitive independence and, ultimately, those competencies that children will need when studying at a college, university, and in their future professional life. The formation of cognitive interest is inherently associated with the use of interactive teaching methods, incl. and using modern information technologies. Modern information technologies are actively used in the study of many subjects, incl. and Russian classical literature. Thus, the relevance of the study is determined by the importance of using modern information technologies in the education system in general, the effectiveness of such technologies in teaching Russian classical literature in particular.
Keywords: Russian classical literature, social network, online platform, cognitive independence, interactive teaching methods, information technology.

Правильная ссылка на статью
Лето Я-А.В. Анализ социальных сетей и онлайн-платформ, которые могут применяться при изучении русской классической литературы // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. Сер.: Методика преподавания языка и литературы. 2023. № 04 (21). Режим доступа: https://scipress.ru/fam/articles/analiz-sotsialnykh-setej-i-onlajn-platform-kotorye-mogut-primenyatsya-pri-izuchenii-russkoj-klassicheskoj-literatury.html (Дата обращения: 07.08.2023)

Анализ социальных сетей и онлайн-платформ, которые могут применяться при изучении русской классической литературы говорит нам о том, что в первом случае возможности можно оценить как эпизодические, во втором случае – как определяющие.

Причиной того, что социальные сети сегодня существенно ограничены на территории Российской Федерации. При этом контент, который в них публикуется отличается разрозненностью, мозаичностью, отрывистостью. Он скорее характеризуется как развлекательный. Так, ведущей социальной сетью в России сегодня можно назвать социальную сеть ВКонтакте. В ней есть ряд сообществ, которые посвящены классической литературе. Так, например самое большое по числу подписчиков сообщество (на 18.06.2023 года –  110881 подписчик) – это сообщество Русская классическая литература [1]. Последний публикации в нем – это посты с высказываниям и портретом И. Тургенева, М. Лермонтова, Ф. Достоевского, Н. Гоголя, М. Горького, М. Булгакова, А. Чехова и т.д. Здесь масса постороннего контента, не относящегося к классической русской литературе. Схожая структура контента наблюдается и в других сообществах данной тематики.

При этом польза онлайн-платформ неоценима.

Сюда можно отнести такие платформы как РЭШ. Платформа РЭШ – это цифровая образовательная платформа, которая отличается такими особенностями как:

  • интерактивность, геймификация, проверенная цифровая дидактика. на платформе апробированы инструменты привлечения обучающихся, такие как игровой сюжет, нетипичные задания;
  • диалог и подбор индивидуальных заданий для учащихся;
  • формирование индивидуальной образовательной траектории.

Платформа может применяться в школе (на интерактивной доске, на компьютере), а также в домашних условиях в качестве домашнего задания, как средство самообразования. Есть инструменты для проведения онлайн-уроков, педагог может самостоятельно создавать уроки.

На платформе РЭШ [2] представлены все предметы, в т.ч. литературы для всех классов, в которых она ведется в школе (5-11 классы). Так, например, для 5 класса представлен 51 урок.

Урок состоит из модулей – урок, конспект, дополнительные материалы. В модуле урок есть такие разделы как начнем урок, основная часть, тренировочные задания, контрольные задания В1, контрольные задания В2.

Рассмотрим данную платформу на примере урока № 25 «Л.Н. Толстой. «Кавказский пленник». Русский офицер в плену у горцев» для 5 класса.  В начале урока предлагается вводная – «Начнем урок» (рисунок 1). В случае урока № 25 дается изображение книги, а также задание «В русской литературе XIX века известны три произведения с названием «Кавказский пленник» – А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Л.Н.Толстого. Почему авторы назвали свои произведения одинаково? Может, это свидетельствует о преемственности между произведениями? А может, они противопоставлены друг другу?».

Далее предлагается цель и задачи урока, список того, что дети узнают, чему научатся, что смогут. Затем идет тест «Атрибуты горцев».

Рисунок 1. Пример урока №25 «Л.Н. Толстой. «Кавказский пленник». Русский офицер в плену у горцев» для 5 класса на платформе РЭШ

После вводной части следует вкладка «Основная часть», на которой обучающимся предлагается видеофрагмент. За ним следует тест. Далее обучающимся предлагается теоретическая информация о том, по какому плану проводится характеристика героя, приводится история создания рассказа. Затем следуют вкладки с тренировочными и контрольными заданиями, которые позволяет закрепить пройденный материал.

Активно для обучения литературе применяется порталы для подготовки к основному государственному (далее – ОГЭ) и единому государственному экзаменам (далее – ЕГЭ), например, Сдам ГИА, Незнайка.

Например, на платформе Сдам ГИА дается весь спектр заданий по ГВЭ, ОГЭ, ЕГЭ, ВПР. Здесь представлены варианты заданий, а также возможность создавать свои варианты (вариант учителя), генерировать варианты их имеющейся коллекции заданий (конструктор варианта по типам и темам). Задания, которые предполагают тестовую часть, проверяются автоматически (рисунок 2) [3].

Рисунок 2. Фрагмент варианта ОГЭ по литературе на платформе Решу ГИА

 

Интересными могут быть также следующие платформы:

  • Online Test Pad – сервис для создания тестов с автоматической проверкой. Здесь предлагается широкий выбор типов вопросов, например, вопросы с одним или множественным выбором, вопросы со свободным ответом, вопросы на установление связи или последовательности. Всего это 17 типов вопросов и заданий. Здесь же есть возможность для составления опросников, кроссвордов, диалоговых тренажеров. Примером готового теста служит тест по русской классической литературе, фрагмент которого представлен на рисунке 3.

Рисунок 3. Фрагмент теста по русской классической литературе на сайте Online Test Pad [4].

  • LearningApps – платформа, которая позволяет создавать интерактивные упражнения. На платформе расположено большое число заданий, в частности викторины, пазлы, тесты. Есть как готовые задания, так и возможность конструирования заданий из собственных материалов. Примером готового материала можно считать материал по русской литературе XVIII в. в форме викторины, фрагмент которого можно видеть на рисунке 4.

Рисунок 4. Фрагмент викторины «Литература, 9 класс. Русская  литература XVIII в.» на сайте LearningApps [5].

Таким образом, если о социальных сетях можно говорить как о сомнительном образовательном ресурсе, то многочисленные образовательные платформы, специально разработанные для обучения, являются крайне полезными.

Процесс цифровизации образования в России шел постепенно, часто медленно, сложно, интенсифицировался в последние годы на фоне потребности экономики, государства в кадрах, обладающих широким спектром цифровых умений и навыков, а также как следствие таких катаклизмов как пандемия Covid-19.

Сегодня в образовании активно применяются информационные технологии, в т.ч. онлайн-платформы,  социальные сети. Их применение имеет большое число преимуществ, в частности повышает учебную мотивацию, делает процесс обучения более эффективным, расширяет возможности педагога по обучению, делает процесс обучения индивидуализированным, позволяет заниматься в условиях дистанционного обучения.

В настоящее время применяется масса информационных ресурсов как с готовым контентом, так и позволяющих разрабатывать контент под  свои потребности.


Список литературы

1. Русская классическая литература. – URL: https://vk.com/klassikrus (дата обрушения: 18.06.2023).
2. Российская электронная школа [Электронный ресурс]. – URL: https://resh.edu.ru/ (дата обращения: 17.06.2023).
3. Сдам ГИА [Электронный ресурс]. – URL: https://oge.sdamgia.ru/ (дата обращения: 17.06.2023).
4. Тест по русской классической литературе [Электронный ресурс]. – URL: https://onlinetestpad.com/ru/test/25736-test-po-russkoj-klassicheskoj-literature (дата обращения: 17.06.2023).
5. Литература, 9 класс. Русская литература XVIII в. [Электронный ресурс]. – URL: https://learningapps.org/25765149 (дата обращения: 17.06.2023).

Расскажите о нас своим друзьям: