Методика преподавания языка | Филологический аспект: Методика преподавания языка и литературы Методика преподавания языка и литературы №05 (34) Сентябрь 2025 - Октябрь 2025
УДК 372.881.1
Дата публикации 26.09.2025
Современные методики преподавания английского языка в неязыковом вузе
Мохнач Лариса Владимировна
Преподаватель кафедры «Иностранных языков», Южно-Российский государственный политехническийуниверситет (НПИ) имени М. И. Платова, РФ, Новочеркасск, selfffish@mail.ru
Аннотация: В статье рассматриваются популярные методики преподавания английского языка в неязыковом вузе. Особое внимание акцентировано на коммуникативной методике, активных и интерактивных методах обучения, проектном обучении, разборе ситуаций, мозговом штурме и выстраивании связей. Через призму изучения иностранного языка анализируется развитие гибких навыков в коммуникации наряду с языковыми навыками. Также оценивается целесообразность и эффективность применения данных технологий на занятиях по английскому языку со студентами в их будущей профессиональной сфере.
Ключевые слова: коммуникативная методика, активные методы обучения, интерактивные методы обучения, проектное обучение, разбор ситуаций, мозговой штурм, выстраивание связей, гибкие навыки.
Teacher of foreign language department Platov South-Russian State Polytechnic University (NPI), Russia, Novocherkassk
Abstract: Popular English teaching methods in a non-linguistic Institution are reviewed in this article. Particular attention is focused on communicative methods, active and interactive teaching methods, project teaching, situation analyses, brainstorming and networking. Looking through the prism of foreign language learning, soft skills development in communication together with language skills development is analyzed. Additionally, purposefulness and effectiveness of the given technologies is evaluated by applying during English language class in students’ future professional sphere.
Keywords: communicative methodics, active teaching methods, interactive teaching methods, project teaching, situation analyses, brainstorming, networking, soft skills.
Мохнач Л.В. Современные методики преподавания английского языка в неязыковом вузе // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. Сер.: Методика преподавания языка и литературы. 2025. № 05 (34). Режим доступа: https://scipress.ru/fam/articles/sovremennye-metodiki-prepodavaniya-anglijskogo-yazyka-v-neyazykovom-vuze.html (Дата обращения: 26.09.2025)
Роль иностранного языка как средства коммуникации в последние годы значительно возросла. В связи с этим цель преподавателя английского языка в неязыковом вузе, прежде всего, научить студентов пользоваться языком как средством общения, навыкам и умениям, а для этого необходима достаточная речевая практика. Современная дидактика даёт широкий выбор концепций обучения, методов и технологий, которые применимы при изучении английского языка.
Преподавая английский в неязыковом вузе, необходимо уделить первостепенное внимание изучению профессиональной лексики согласно направлению подготовки студентов, а также основным аспектам грамматики языка. Точное и краткое разъяснение необходимого минимума, самостоятельное освоение студентами и дальнейшее повторение в ходе практических занятий – базовая методическая рекомендация преподавателю иностранного языка неязыкового вуза. Существует множество интересных методик преподавания английского языка нефилологам или нелингвистам, рассмотрим некоторые из них.
В этой статье мы рассмотрим популярные методики преподавания английского языка в неязыковом вузе.
В наши дни в сфере образования появляется множество инновационных методов обучения, более интерактивные и современные, которые мы рассматриваем в рамках коммуникативной методики: «активный метод обучения», «интерактивный метод обучения, «проектное обучение», «разбор ситуаций», «мозговой штурм», «выстраивание связей». Все эти методы, дают возможность преподавателю, используя систему приемов, средств и техник, передать знания, умения и навыки студентам, формируя у них как теоретические, так и практические компетенции.
Еще пять лет тому назад аналитики в сфере образования прогнозировали развитие таких инновационных технологий, как видеообучение, игровое обучение, подкастинг, самостоятельное обучение, дополненная реальность и чат-боты. Сегодня, в 2025 году, мы видим, что эти методы стали естественной частью образовательного процесса.
Наряду с этим, коммуникативная методика остается одной из наиболее популярных методик обучения английскому языку, т.к. фокус в ней сделан на коммуникацию. Основная задача преподавателя неязыкового вуза научить студентов высказываться по его профессиональной тематике. Для этого необходимо в ходе занятия избегать использования русского языка, упрощать инструкции, объяснять профессиональную лексику с помощью иллюстраций, синонимов и определений, новую лексику вводить через контекст по основной профессиональной тематике, использовать изучаемую грамматику и лексику. Материалы, видео и пособия должны быть актуальными, содержать профессиональную лексику. В процессе обучения принято использовать методы обучения трех групп: пассивные, активные и интерактивные. Например, при пассивном обучении преподаватель выступает лектором, а студенты выполняют роль слушателей. Примером может быть лекция в университете. Коммуникативная методика позволяет учить английский через общение. В ее основе – большое количество разговорной практики и минимум теории. Занятия построены так, чтобы студент и преподаватель общались на английском с первых минут. Это помогает изучающим язык избежать самой частой проблемы, когда им недостаточно словарного запаса, что мешает думать на языке, который они изучают. В общении с преподавателем студент слышит речь собеседника, учится воспринимать на слух разные акценты, запоминает грамматические конструкции и их логику, чтобы позже самостоятельно их использовать. Всему этому коммуникативная методика обучает через живой диалог. Регулярная практика устной речи помогает наладить и грамотное произношение. Преподаватель сразу учит произносить звуки, чтобы позже обучаемый повторял их на примере профессиональной лексики и запомнил произношение. Со временем речь становится увереннее, улучшается дикция, а управлять интонацией получается легче. В ходе таких бесед он запоминает новую лексику, которую слышит от преподавателя: идиомы, устойчивые выражения, синонимы, фразы-клише и многое другое. Чем больше практики, тем шире словарный запас, меньше пауз в речи и богаче реплики. С точки зрения коммуникативной методики английский язык не является просто набором четырех умений: аудирования, чтения, письма и говорения, а гораздо более сложной системой, по которой язык – это комплекс сложных лингвистических компетенций и коммуникативных навыков и стратегий. Таким образом, появляется необходимость обучать студентов не только продуктивным и рецептивным навыкам, но и навыкам взаимодействия, медиации и разным коммуникативным стратегиям [4, с. 5]. Например, нужно учить стратегии медиации новых концепций. А это выстраивание связей между новой информацией и уже усвоенными знаниями, адаптирование речи и преобразование сложной информации в более простую. Именно эти навыки нужны студентам, которые будут использовать английский в будущей профессиональной деятельности.
Часто объединяют активные и интерактивные методы. Активные методы обучения предполагают включение студентов в диалог с педагогом, выполнение ими творческих заданий. Это достаточно большая группа приемов, которые помогают сделать процесс обучения интересным и эффективным, они не потеряли своей актуальности и по сей день. Интерактивные же подразумевают активное взаимодействие студентов друг с другом [1].
Самым распространенным примером активного метода обучения является презентация, которая активно применяется в университетах. Сервисы для ее подготовки совершенствуются, появляются новые форматы выступлений. Каждый первокурсник может подготовить презентацию и выступить с ней.
К методам активного обучения относятся и тренинги, где дается немного теории, а большая часть времени уделяется отработке практических навыков, направленных на развитие различных умений.
Метод, при котором знания передаются в коротких, лаконичных единицах называется микрообучением. Его преимущество заключается в том, что он позволяет сосредоточиться на конкретной теме или навыке.
Ситуативная методика также является одной из наиболее популярных методик обучения, применяемой при изучении иностранного языка в техническом вузе, при которой студенты рассматривают реальные профессиональные ситуации в процессе его изучения [2]. На основе этого подхода они знакомятся с проблемой, анализируют ее, предлагают решение, а затем вместе с преподавателем рассматривают, как правильно решить ее на английском языке. Такая методика позволяет улучшать английский, применяя профессиональные знания студента. В задании дается проблемная ситуация из сферы профессиональной тематики, точного решения которой не существует. Для ее решения требуются нестандартные идеи, к которым зачастую проще прийти в команде. Но бывают и личные ситуации. Их часто просят решить на собеседовании. Для проработки реальных жизненных и профессиональных задач на занятии задания должны быть практичным и применимы к подобным ситуациям в реальной жизни. Студенты в повседневной жизни пишут посты, заметки в личном блоге или комментарии под видео, смотрят видео и обсуждают его с друзьями. Такие задания напоминают реальную жизненную или профессионально ориентированную ситуацию, включают в себя полноценные коммуникативные упражнения для практики устной и письменной речи.
Проблемно ориентированное обучение фокусируется на решении реальных проблем, что повышает мотивацию и активность студентов, использование реальных ситуаций помогает им применять теоретические знания на практике [2, с. 135]. Студенты работают в группах, что способствует обмену идеями и совместному решению задач.
Одним из интересных приёмов является обучение на основе опыта. Этот подход основан на активном учебном процессе. Практические занятия позволяют применять знания в реальных условиях. Студенты анализируют свои действия и результаты, что способствует глубокому усвоению материала.
К методу, позволяющему визуализировать материал, относятся интеллект-карты. В процессе составления таких карт студенты учатся раскладывать информацию по полочкам, наводить порядок среди большого количества информации и грамотно структурировать ее. Метод наглядности используется для улучшения усвоения материала через визуальные образы. Включает в себя схемы и графики, чтобы помочь визуализировать информацию, что особенно полезно при обучении сложным концепциям, и демонстрации, позволяющие показывать процессы или явления на практике, что значительно увеличивает полноту понимания иностранного языка.
Интерактивные методы обучения, например мозговой штурм, тоже популярны в обучении иностранному языку. Эта интерактивная образовательная технология стимулирует работу мозга, способствует развитию креативности, поддерживает открытость мышления и творческую активность студентов в изучении английского языка. В процессе мозгового штурма важно делиться всеми возникшими идеями, что даёт возможность найти максимально нетривиальные решения заданий в ходе занятия [1].
Дискуссия, дебаты, круглый стол и семинары относятся к групповому методу обучения, который предполагает коллективное обсуждение изучаемых тем иностранного языка, улучшая тем самым гибкие навыки и умение работать в команде [3, с. 218]. Работа в группах активно используется в обучении студентов, которые, поддерживая друг друга, решают поставленную преподавателем задачу.
Проектное обучение ‒ это формат обучения, в котором знания и навыки осваиваются через решение реальной задачи. В процессе работы над проектом студенты объединяются, учатся работать в команде и доводить начатое до конца. Также важно, чтобы задачи, над которыми работают студенты, были связаны с их профессиональной тематикой и значимыми для реальной жизни, а обучение было активным процессом, предполагающим рефлексию, использование имеющегося опыта и накопление нового. Все начинается с жизненного или профессионального вопроса или проблемы, с которыми преподаватель знакомит студентов. Задача студента ‒ узнать больше о проблеме, использовать собственный опыт, знания из разных областей для того, чтобы найти решение на английском. Задачи могут быть творческими и исследовательскими: написать письмо, составить рекламный слоган и т.д. в течение определенного времени. Такой подход полезен и тем, кто изучает деловой английский. В их случае проекты будут связаны с профессиональной направленностью. Выполняя задания, студент сможет изучить новую профессиональную лексику по теме, улучшить говорение, аудирование и грамматику.
Предметно-языковое интегрированное обучение иностранного языка даёт возможность студентам одновременно изучать и язык, и основные предметы по специальности. Программа в таком подходе строится так, чтобы они дополняли друг друга. В итоге английский становится средством изучения предметов основной профессиональной направленности, а тот, в свою очередь, ‒ темой для практики языка. На них студенты могут одновременно улучшить профессиональные навыки и английский язык: изучить профессиональную лексику, улучшить навык деловой переписки, подготовиться к вопросам для собеседования, разобрать ситуации основной профессиональной направленности и интервью на английском, разыграть ситуации, которые могут возникнуть на работе или учебе, научиться вести переговоры с коллегами, партнерами и клиентами. Для достижения цели необходимо сохранять баланс между языком и профессиональными навыками. Так методика предметно-языкового интегрированного обучения помогает прийти к лучшим результатам.
Перевернутый класс ‒ это методика обучения английскому, при которой студент выполняет домашнее задание перед занятием, а на самом занятии только применяет на практике изученный материал, так он осваивает навыки в две ступени. Самостоятельно: во время выполнения домашнего задания студент знакомится с новой профессиональной лексикой и грамматикой, выполняет интерактивные задания. С преподавателем: студент общается с преподавателем на английском в ходе занятия: закрепляет изученное, преодолевает языковой барьер, выполняет разговорные упражнения и улучшает произношение. Такая методика позволяет не тратить время занятия на изучение правил. Вместо этого студент получает много разговорной практики и оттачивает прикладные навыки, которые пригодятся ему в профессиональной сфере. Например, учится говорить без долгих раздумий, быстро подбирать слова и правильно строить предложения устно.
При изучении иностранных языков в технических вузах интерес представляет сюжетная методика. Используя её, мы превращаем изучение английского в сериал или книгу, где главный герой студент. С этой методикой каждое занятие ‒ это мини-история, которая связана с другим цельным сюжетом. В его ходе студент знакомится с персонажами и помогает им принимать решения. Это позволяет изучать английский не по стандартным заданиям, а через жизненные и профессионально ориентированные ситуации. На занятиях студент примеряет их на себя, знакомится с профессиональной лексикой и грамматикой по теме, выполняет сюжетные задания и тренирует речь. Все это помогает улучшить уровень языка и не потерять интерес к процессу обучения. Сюжетная методика делает занятия увлекательными. Ролевая игра в процессе обучения позволяет примерить на себя другую роль, что очень важно для развития критического мышления, навыков экологичной коммуникации и всего того, что в настоящий момент высоко оценивают работодатели в любой сфере.
Развитие гибких навыков в процессе изучения английского языка помогают строить здоровое общение между людьми во время учебы, на работе и в повседневной жизни. Материалы и задания помогают студентам научиться расставлять приоритеты, мыслить критически, развивать эмоциональный интеллект, выступать перед публикой, адаптироваться к новым условиям в жизни, учебе и будущей профессии, эффективно решать поставленные задачи, учиться убеждать людей и руководить ими, бороться со стрессом и многому другому. Для развития этих навыков, обучаемые должны уметь вести диалог, выражать свою позицию, приводить аргументы, анализировать спорную ситуацию на английском языке. Это помогает развить говорение, словарный запас, письмо, грамматику и произношение студентов. Здесь можно использовать задания по формату ситуативной методики, где студенту нужно решить сложную бытовую или профессиональную ситуацию. Такие задания особенно уместно вписываются в курс английского профессиональной направленности [5].
Развитие необходимых повседневных навыков помогает студенту не только учить английский, но и получать прикладные навыки для жизни и выбранной профессии. Задания по развитию повседневных навыков на занятиях по английскому языку могут содержать элементы планирования, финансовой грамотности, заботы о физическом и психологическом здоровье, правил здорового общения с окружающими, умения защищать свои интересы, поиска работы и другие. Это наполняет занятия смыслом и наглядно показывает студенту пользу английского языка для жизни [6].
Современные занятия английского обучают студентов не только самому языку, но и успешному взаимодействию с внешним миром на английском языке. Задания в ходе занятий могут изменять форму на ту, с которой студенты привыкли взаимодействовать каждый день: блоги, статьи, публикации из соцсетей, вебинары, трансляции, подкасты, материалы из профессиональной сферы студентов (статьи, инструкции, профессиональная литература).
Не менее важными являются повторение и самоконтроль, которые основываются на теории множественного воспроизведения информации. Без них сложно закрепить знания. Важно использовать задания на саморефлексию, которые позволяют студентам осмыслить изученный материал и оценить свои успехи, тестирование, что помогает не только проверить уровень усвоенной информации, но и активизировать память.
Интерактивные технологии обучения значительно обогатили образовательный процесс. Онлайн-курсы позволяют учиться в любом месте и в любое время, знакомясь с материалом через видео, тесты и интерактивные задания. Этот подход сочетает в себе онлайн- и оффлайн-обучение. Студенты могут извлекать уроки из различных ресурсов, сочетая теорию и практику. С ростом онлайн-обучения образование становится все более распространенным. Образовательные платформы могут объединить студентов и преподавателей, создавая более глубокие способы обмена знаниями [3, с. 216].
Наличие необходимого оборудования и материалов также влияет на выбор подходов в преподавании иностранных языков. Например, интерактивные технологии требуют наличия лингафонных аудиторий, компьютерной техники и доступа к интернету. Цифровизация образования набирает популярность. Ожидается, что в будущем технологии продолжат расширять возможности обучения. Искусственный интеллект поможет в создании персонализированных учебных маршрутов и в автоматизации многих процессов. Виртуальная реальность и дополненная реальность обещают революционизировать подход к обучению, предлагая студентам возможности, недоступные в традиционных аудиториях.
Современные методы обучения разнообразны и их полезно использовать преподавателям английского языка в неязыковом вузе. Состав группы, уровень подготовки, основная специальность и мотивация студентов должны учитываться при выборе методов преподавания. Классические методы остаются актуальными, но современные подходы, использующие технологии и активные формы обучения становятся все более популярными. Гибкий подход к обучению, учитывающий разнообразие методов и стилей, позволит раскрыть индивидуальные таланты и достигать высокой успеваемости студентов, изучающих английский язык в неязыковом вузе. При выборе методов преподавания важно учитывать специфику и направленность неязыкового вуза.
Выбор методов обучения определяет качество образования. Изучение этих методов поможет педагогам и студентам находить наилучшие решения для достижения своих образовательных целей. Регулярная оценка успешности применения методов обучения позволяет вносить коррективы и повышать эффективность образовательного процесса.
Список литературы
1. Максудов У. О. Современные методы и приёмы обучения иностранному языку студентов неязыковых вузов / У. О. Максудов // Вестн. Кемеров. гос. ун-та культуры и искусств. Пед. науки. ‒ 2019. ‒ № 47. ‒ С. 215‒220.
2. Современные методы обучения иностранному языку в неязыковом вузе : кол. моногр. / Тамразова И. Г., Циленко Л. П., Циленко К. С. и др. ‒ Тамбов : ООО «Консалтинговая компания Юком», 2017. ‒ 92 с.
3. Куликова К. М. Интерактивные методы обучения на современном занятии по иностранному языку в неязыковом вузе / К. М. Куликова // Соврем. пед. образование. ‒ 2020. ‒ № 6. ‒ С. 17‒21.
4. Ленская Н. А. Новые модели и лингвообразовательные технологии в обучении иностранному языку в вузе / Н. А. Ленская // Междунар. журн. гуманитар. и естеств. наук. ‒ 2020. ‒ № 11‒1 (50). ‒ С. 133‒136.
5. Кубачева К.И., Баева Т.А., Суслова О.В. Индивидуальный подход в обучении иностранным языкам студентов неязыковых вузов // Вопросы методики преподавания в вузе. ‒ 2020. ‒ Т. 9, № 34. ‒ С. 33–40.
Список источников
6. Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс : пособие для студентов педагогических вузов и учителей. ‒ Москва : АСТ, Астрель, 2008. ‒ 238, [1] с. : ил., табл
