Методика преподавания языка | Филологический аспект: Методика преподавания языка и литературы Методика преподавания языка и литературы №05 (34) Сентябрь 2025 - Октябрь 2025

УДК 372.881.111.1

Дата публикации 23.09.2025

Обучение профессионально ориентированному иностранному языку в техническом вузе

Шевцова Галина Васильевна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков, Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.П. Платова, РФ, г. Новочеркасск, shevtsovagalina@gmail.com

Аннотация: В данной статье анализируются педагогические и методические условия обучения профессионально ориентированному иностранному языку в технических вузах в контексте глобализации, цифровой трансформации и роста международного сотрудничества. Подчеркивается важность иностранного языка для конкурентоспособности выпускников. Рассматриваются педагогические и методические условия, а также ключевые принципы организации обучения профессионально ориентированному иностранному языку, способствующие комплексному развитию студентов, их готовности к решению профессиональных задач. Приводятся примеры заданий, соответствующих ключевым принципам обучения профессионально ориентированному ИЯ в техническом университете.
Ключевые слова: профессионально ориентированный иностранный язык, технический вуз, коммуникативная компетентность, педагогические и методические условия, обучение в контексте реальных профессиональных ситуаций, аутентичные материалы, интеграция иностранного языка в профессиональную программу, межкультурный контекст, самостоятельное обучение.

Teaching Professionally Focused Foreign Language in a Technical University

Shevtsova Galina Vasilyevna
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Foreign Languages Department, Platov South-Russian State Polytechnic University (NPI), Russia, Novocherkassk

Abstract: This article analyzes the pedagogical and methodological conditions of teaching a professionally focused foreign language in technical universities in the context of globalization, digital transformation and the growth of international cooperation. The importance of a foreign language for the competitiveness of graduates is emphasized. The article considers the key pedagogical and methodological conditions, as well as the key principles for the organization of professionally focused foreign language teaching, contributing to the comprehensive development of students, their readiness to solve professional problems. Examples of assignments corresponding to the key principles of teaching professionally focused foreign language at a technical university are given.
Keywords: professionally focused foreign language, technical university, communicative competence, pedagogical and methodological conditions, teaching in the context of real professional situations, authentic materials, integration of a foreign language into a professional program, intercultural context, independent learning.

Правильная ссылка на статью
Шевцова Г.В. Обучение профессионально ориентированному иностранному языку в техническом вузе // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. Сер.: Методика преподавания языка и литературы. 2025. № 05 (34). Режим доступа: https://scipress.ru/fam/articles/obuchenie-professionalno-orientirovannomu-inostrannomu-yazyku-v-tekhnicheskom-vuze.html (Дата обращения: 23.09.2025)

Современная система высшего образования в России и мире претерпевает значительные изменения под влиянием глобализации, прошедшей пандемии и цифровой трансформации. Вхождение в профессиональное пространство требует от выпускников вузов не только профессиональных знаний, но и определенных ключевых навыков, необходимых специалистам. В их число, по версии Всемирного экономического форума (ВЭФ), прошедшего в 2023 г., включены: аналитическое мышление, творческое мышление, устойчивость и гибкость, любознательность и обучение на протяжении всей жизни, технологическая грамотность, и другие [12]. В начале 2025 г. в докладе ВЭФ о перспективах рабочих мест в мире (Future of Jobs Report) определено одно из основных направлений, влияющих на состояние рынка труда - нацеленность на технологическое развитие, включая расширение доступа к цифровым технологиям и трансформацию бизнеса и экономики к 2030 году вследствие масштабной цифровизации [13].

Для российских выпускников технических вузов в условиях расширения онлайн-коммуникации, удаленной работы и международного сотрудничества, несмотря на введенные против нашей страны санкции, одним из ключевых факторов их конкурентоспособности на рынке труда является знание иностранного языка (ИЯ). Иноязычная подготовка имеет для будущих инженеров стратегическое значение, поскольку способствует не только освоению базовых лингвистических навыков, но и развивает способности ориентироваться в глобальном информационном потоке, интегрированном с такими технологиями как искусственный интеллект, виртуальная реальность, онлайн-платформы, открывающими новые горизонты профессионального роста. Центральную роль в обучении ИЯ для технических специальностей играет его профессиональная направленность, поскольку содержательно профессионально ориентированные учебные материалы способствуют освоению коммуникативных стратегий, необходимых в профессиональной деятельности.

Вопрос применения эффективных методов обучения профессионально ориентированному иностранному языку приобрел статус одного из ключевых направлений в образовательной практике технических вузов, привлекая все больше внимания исследователей в области педагогики и методики преподавания ИЯ. Являя собой не новейший феномен в образовательном процессе, профессионально ориентированное обучение, в силу своей интегративной сущности, продолжает оставаться наиболее актуальным лингводидактическим направлением [14].

Овладение профессионально ориентированным ИЯ является одним из важнейших маркеров успешности иноязычной подготовки технических специалистов, оказывающее положительное влияние на способность к деловой и профессиональной коммуникации, обеспечивающее эффективное решение практических профессиональных задач, расширяющее познания в предметной области и в экстралингвистической сфере [1, с.68; 2, с.396; 3, с.41]. Анализ публикационной активности демонстрирует положительную корреляцию между уровнем владения профессионально ориентированным иностранным языком в вузе и последующей успешностью коммуникации в профессиональной среде [1, с.69; 4; 5; 6]. Поскольку профессионально ориентированный ИЯ подразумевает его использование в контексте специфических профессиональных задач и требований, успешная реализация данного обучения зависит от ряда педагогических и методических условий, среди которых можно выделить следующие:

1. Обучение в контексте реальных профессиональных ситуаций, что значительно способствует лучшему усвоению и запоминанию как профессионально значимых ситуаций, так и профессиональной лексики. Ситуативность, проблемность и функциональность учебного материала являются залогом успешного обучения профессионально ориентированного ИЯ [2, с.397; 3, с.42; 7, с.138; 8, с.63].

2. Организация учебного материала по тематическим блокам, что позволяет систематически расширять словарный запас, связывая новые слова с уже известными понятиями [4; 9].

3. Использование аутентичных материалов, созданных непосредственно для определенной профессиональной группы, что помогает студентам познакомиться с живым языком и актуальной терминологией. Максимальное приближение процесса обучения к естественной среде профессиональной коммуникации способствуюет формированию умений решать профессиональные задачи языковыми средствами [2, с.398; 7, с.139].

4. Активное использование профессиональной лексики в речи и в письме. Такие практические задания, как составление докладов, презентаций, технических описаний, способствуют закреплению новых слов и выражений [7, с.139].

5. Использование игровых и экстралингвистических вкраплений в процесс обучения. Разного рода лексические игры, кроссворды, ролевые игры, наличие межкультурного компонента, помогают разнообразить процесс обучения и повысить мотивацию [10, с.280].

Указанные педагогические и методические условия организации процесса обучения ИЯ, базирующиеся на целях и принципах профессионально ориентированного подхода, по мнению ряда авторов, способствуют созданию оптимальных возможностей для использования студентами иностранного языка в качестве действенного средства для реализации, как своих познавательных интересов, так и профессиональных устремлений [11, с.77].

Опираясь на собственный опыт работы в техническом вузе, мы разделяем мнение авторов научных публикаций и считаем, что указанные выше педагогические и методические условия реализации обучения профессионально ориентированному ИЯ, являются актуальными и целесообразными в образовательной практике технических вузов.

В таком обучении, направленном на интеграцию языковых навыков с профессиональными компетенциями, педагогические условия формируют основу обучения, ориентируясь на развитие профессиональных навыков посредством ИЯ. Методические условия определяют способы и средства реализации обучения, обеспечивая вариативность и адаптацию к профессиональной тематике. Основную цель обучения профессионально ориентированному ИЯ в техническом вузе можно сформулировать как формирование коммуникативной компетентности в профессиональном контексте.

Но также следует не забывать, что акцент исключительно на профессиональном содержании, ключевой лексике и терминологии в узких профессиональных сферах недостаточен для формирования разносторонней личности современного специалиста, которым необходимы навыки составления презентаций, ведения встреч, переговоров, письма и общения не только в профессиональной, но и в социальной сфере. Поэтому для достижения поставленной цели рекомендуется разрабатывать и использовать сбалансированные учебные материалы и задания, содержащие тематику как профессионального, так и общего ИЯ.

При обучении профессионально ориентированному ИЯ, на наш взгляд, необходимо придерживаться ряда ключевых принципов, обеспечивающих эффективность и практическую значимость процесса обучения.

- Интеграция ИЯ в общую профессиональную программу, предполагающая использование языковых знаний не как отдельного академического предмета, а как инструмента доступа к релевантной профессиональной информации и средствам коммуникации в реальной профессиональной среде. Это позволяет студентам не только овладеть языковыми навыками, но и применять их непосредственно в рамках своей специальности, что способствует формированию профессиональной компетентности и готовности к международному сотрудничеству.

- Обучение языку на основе проблем или ситуаций, максимально приближенных к естественной профессиональной коммуникационной среде. Такой подход обеспечивает развитие умений и навыков, необходимых для решения конкретных профессиональных задач, моделируя реальные ситуации взаимодействия с коллегами, клиентами или партнёрами. Использование кейс-методов, ситуационного подхода, ролевых игр и проектной деятельности способствует активному вовлечению студентов и формированию практических навыков коммуникации.

- Выбор материалов как профессионального, так и общего содержательного характера. Баланс между специализированной лексикой и грамматикой, а также общеязыковыми темами обеспечивает комплексное развитие языковой компетенции. Профессиональные тексты, инструкции, техническая документация сочетаются с материалами, отражающими повседневную коммуникацию, что расширяет языковой кругозор и способствует адаптации к различным коммуникативным ситуациям.

- Ориентация на обучение не только в учебной аудитории, но и на самостоятельное обучение, что способствует развитию навыков поиска, критического анализа и использования информации. Студенты учатся эффективно работать с электронными ресурсами, базами данных, специализированными порталам и справочной литературой на иностранном языке. Это формирует у них навыки самообразования и непрерывного профессионального развития, необходимые в условиях быстро меняющегося информационного пространства.

- Социокультурный компонент, включающий изучение формального и неформального языка, особенностей социальной и деловой культуры, традиций и норм поведения в профессиональной среде. Понимание культурных контекстов способствует успешной коммуникации, предотвращает недоразумения и формирует у студентов межкультурную компетентность, которая является неотъемлемой частью современного профессионального общения.

В качестве примера можно привести следующее задание, соответствующее ключевым принципам обучения профессионально ориентированному ИЯ в техническом университете.

Задание 1. Применение кейс-метода. Студенты разделяются на небольшие группы, каждая из которых получает индивидуальный кейс – учебные ситуации с целью последующего разбора. В своих группах студенты анализируют кейс, выявляют проблему и предлагают возможные решения. Для обсуждения рекомендуется использовать изученную профессиональную лексику, техническую терминологию и официальный стиль коммуникации. Затем каждая группа готовит письменный отчет, в котором подводятся итоги обсуждения и исследования. Завершающим этапом является устное представление своих отчетов в группе, имитирующее профессиональные дебаты в вопросно-ответной форме.

Задание 2. Применение ситуационного подхода. Студенты получают задание имитировать международные переговоры по техническому проекту. Необходимым условием является использование изученной профессиональной терминологии с общими языковыми темами, акцентированными на социокультурном компоненте (формальный и неформальный язык, различия в нормах вежливости, традиции и нормы поведения в международной профессиональной среде).

Первый этап работы – подготовительный. Студенты получают сценарий международных переговоров о совместном техническом проекте, например, о разработке экологичного двигателя или программного обеспечения для умного города. Подготовительный этап включает самостоятельное изучение материалов: профессиональных текстов о проекте, например, технических спецификаций, контрактов, и пр., а также информацию о социокультурных особенностях проведения переговоров в разных культурах. Студенты подбирают релевантную информацию из электронных ресурсов (сайты компаний, базы данных), развивая навыки поиска и критического анализа на ИЯ.

Следующий этап – ролевая игра в малых группах. Студенты, разделенные на группы 3-4 человека, выступают в роли представителей разных стран. Они проводят переговоры на иностранном языке, обсуждая технические детали проекта, его бюджет и сроки реализации, используя изученную профессиональную лексику и адаптируя стиль делового общения с учетом культурных норм представителей той или иной страны.

Заключительный этап – анализ успешности/неуспешности профессионального и межкультурного взаимодействия с последующими рекомендациями.

Мы полагаем, что внедрение в учебный процесс подобных заданий способствует комплексному развитию языковой компетентности студентов технического вуза, адаптирует к профессиональной среде и формирует навыки публичной речи. На наш взгляд, соблюдение указанных выше ключевых принципов обеспечивает комплексный, целенаправленный и адаптированный к реальным условиям подход к обучению профессионально ориентированному иностранному языку, способствующий формированию у студентов необходимых для их будущей карьеры языковых и коммуникативных компетенций.

В заключение следует подчеркнуть, что в условиях стремительной глобализации, цифровой трансформации и роста международного сотрудничества обучение профессионально ориентированному иностранному языку в технических вузах приобретает особую актуальность. Анализ педагогических и методических условий подтверждает, что эффективное освоение ИЯ не только способствует формированию лингвистических навыков, но и интегрирует их в профессиональную подготовку будущих инженеров, делая их конкурентоспособными на глобальном рынке труда.

Обучение в контексте реальных профессиональных ситуаций, организация материала по тематическим блокам, использование аутентичных текстов, активное применение лексики в практике и включение игровых элементов создают основу для развития коммуникативной компетентности. Эти условия, подкреплённые принципами интеграции ИЯ в профессиональную программу, обучения через проблемы и ситуации, сбалансированных учебных материалов, ориентации на самостоятельное обучение и учёта социокультурного компонента, обеспечивают комплексный подход, адаптированный к потребностям технических специальностей. Результатом становится не только владение языком, но и способность эффективно решать профессиональные задачи, ориентироваться в информационном пространстве и взаимодействовать в международной среде, несмотря на внешние вызовы, обусловленные современной политической ситуацией.


Список литературы

1. Маринская А.П. Современные принципы обучения профессионально-ориентированной лексике в техническом вузе // Управление образованием: теория и практика. 2021. №3 (43). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-printsipy-obucheniya-professionalno-orientirovannoy-leksike-v-tehnicheskom-vuze (дата обращения: 08.08.2025).
2. Рокитянская К.А., Мизюрова Э.Ю. Обучение профессионально-ориентированной иноязычной лексике строительных специальностей // Ученые записки университета Лесгафта. 2023. №2 (216). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obuchenie-professionalno-orientirovannoy-inoyazychnoy-leksike-stroitelnyh-spetsialnostey (дата обращения: 01.09.2025).
3. Борисова Ю.В. Обучение чтению профессионально-ориентированных текстов на иностранном языке как ключевой элемент подготовки выпускников новой формации в горном университете // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2022. № 4/2. С. 41-45.
4. Лебеденко О.Н. Особенности работы с профессионально-ориентированными текстами при обучении иностранному языку в неязыковом вузе // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. 2020. №4 (23). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-raboty-s-professionalno-orientirovannymi-tekstami-pri-obuchenii-inostrannomu-yazyku-v-neyazykovom-vuze (дата обращения: 08.08.2025).
5. Чеснокова Н.Е. К вопросу обучения профессиональной иноязычной лексике студентов инженерных специальностей // Вестник ТГПУ. 2018. №3 (192). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-obucheniya-professionalnoy-inoyazychnoy-leksike-studentov-inzhenernyh-spetsialnostey (дата обращения: 08.08.2025).
6. Абдурахманова А.З. Применение лексического подхода в обучении английскому языку для формирования профессиональной компетенции (на материале строительной терминологии). Международный научно-исследовательский журнал. 2024. №11 (149). URL: https://research-journal.org/archive/11-149-2024-november/10.60797/IRJ.2024.149.74 (дата обращения: 07.08.2025).
7. Бекешева Т.Е. Чтение профессионально ориентированных текстов как средство развития критического мышления // Язык и культура. Сборник статей XXXII Международной научной конференции (25–27 октября 2022 г.). Томск. Издательство Томского государственного университета. 2022. С. 137-139.
8. Файзиева Г.В. Профессионально-ориентированный иностранный язык как модуль компетентностной модели подготовки будущего специалиста в вузе // Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2024. №19. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalno-orientirovannyy-inostrannyy-yazyk-kak-modul-kompetentnostnoy-modeli-podgotovki-buduschego-spetsialista-v-vuze (дата обращения: 11.08.2025).
9. Куликова О.В. Альтернативные технологии в обеспечении гибкости профессионально ориентированного обучения иностранному языку студентов нелингвистических специальностей // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. Т 7. №1. URL: https://mir-nauki.com/PDF/31PDMN119.pdf (дата обращения: 08.08.2025).
10. Сергеева Н.Н. Профессионально ориентированные задания как средство обучения иностранному языку профессиональной сферы // Язык и культура. 2023. № 61. С. 272–288.
11. Касаткина Н.Н., Личак Н.А. Профессионально-ориентированный подход к изучению иностранного языка бакалаврами неязыковых факультетов // Ярославский педагогический вестник. 2022. №1 (124). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalno-orientirovannyy-podhod-k-izucheniyu-inostrannogo-yazyka-bakalavrami-neyazykovyh-fakultetov (дата обращения: 11.08.2025).

Список источников
12. 10 ключевых навыков 2023 года по версии ВЭФ. Режим доступа: bl-t.ru/2023/05/11/10-ключевых-навыков-2023-года-по-версии-вэф/ (Дата обращения: 05.08.2025).
13. Какие профессии и навыки будут востребованы в ближайшие годы: изучаем новый прогноз ВЭФ. Режим доступа: https://skillbox.ru/media/education/kakie-professii-i-navyki-budut-vostrebovany-v-blizhayshie-gody-izuchaem-novyy-prognoz-vef/ (Дата обращения: 05.08.2025).
14. Образцов П.И., Иванова О.Ю. Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку на неязыковых факультетах вузов: Учебное пособие. Орел: ОГУ. 2005. 114 с.

Расскажите о нас своим друзьям: