Методика преподавания языка | Филологический аспект: Методика преподавания языка и литературы Методика преподавания языка и литературы №01 (18) Январь 2023 - Февраль 2023

УДК 80

Дата публикации 02.02.2023

Роль иноязычного профессионально ориентированного общения в профессиональном обучении студентов социологических специальностей

Косова Екатерина Ивановна
Ассистент кафедры «Иностранные языки», ФГАУ ВО «Севастопольский государственный университет», РФ г. Севастополь, kosova945@mail.ru

Аннотация: В статье обусловлена актуальность иноязычного профессионального ориентированного общения будущих социологов как части профессиональной компетентности и его роль в профессиональном обучении, предусматривающего формирование у студентов способности к иноязычному общению для решения профессиональных, деловых и научных задач.
Ключевые слова: профессионально ориентированное общение, иноязычная коммуникативная компетенция, иностранный язык для профессиональных целей, профессиональная компетентность, подготовка бакалавров-социологов.

The role of foreign professionally-oriented communication in the professional training of students of sociological specialties

Kosova Ekaterina Ivanovna
Assistant of the Department of "Foreign Languages" of the Sevastopol State University, Russia, Sevastopol

Abstract: The article substantiates the relevance of foreign-language professional oriented communication of future sociologists as part of professional competence and its role in professional learning, which provides the formation of student’s ability to communicate in a foreign language to solve professional, business, and scientific purposes.
Keywords: professionally-oriented communication, foreign language communicative competence, foreign language for professional purposes, professional competence, bachelor's degree in sociology.

Правильная ссылка на статью
Косова Е.И. Роль иноязычного профессионально ориентированного общения в профессиональном обучении студентов социологических специальностей // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. Сер.: Методика преподавания языка и литературы. 2023. № 01 (18). Режим доступа: https://scipress.ru/fam/articles/rol-inoyazychnogo-professionalno-orientirovannogo-obshheniya-v-professionalnom-obuchenii-studentov-sotsiologicheskikh-spetsialnostej.html (Дата обращения: 02.02.2023)

В настоящее время знание иностранного языка безусловно является базовой составляющей любого образования, независимо от специальности и профиля деятельности ввиду глобализации и интернационализации многих отраслей знания. В контексте обучения иностранному языку в большинстве случаев идёт речь об английском языке, являющимся «лингва-франка» в современном мире; его изучение часто начинается ещё в дошкольном возрасте и часто продолжается в течение всей жизни, — в этом случае английский язык является частью непрерывного образования (англ. lifelong learning) .

Исходя из положения о непрерывности языкового образования как постепенного совершенствования иноязычных знаний, умений и навыков, можно выделить несколько этапов обучения: на первом, включающем период до окончания школы речь идёт об общекультурном развитии, иностранный язык является частью общего образования; второй этап — профессионального образования, зависит от его уровня (СПО или высшее) и направления (профильное или общепрофессиональное), а третий этап включает период самообразования, по окончании формального обучения, в котором реализуется принцип «образование чрез всю жизнь».

В настоящем исследовании рассматривается один из аспектов профессионального обучения иностранному языку, а именно, — обучение профессионально ориентированному общению на иностранном (английском) языке в вузе будущих социологов (направление бакалавриата 39.03.01 «Социология») в части структуры и специфики как его составляющих.

Основу профессионального образования регламентируют федеральные образовательные стандарты соответствующих направлений, и ввиду того что подготовка социологов входит в сферу высшего образования, реализуемого  в настоящее время (на 1 сентября 2022 года) по двухступенчатой модели, основой  базовой подготовки социологов является ФГОС бакалавриата 49.03.01 «Социология», с 2018 года реализуемый по стандарту 3++. В основе реализации требований актуального стандарта [п.1.12, ФГОС «Социология»] подготовка социологов должна обеспечивать дальнейшую готовность к решению научно-исследовательских, социально-технологических, проектных и организационно-управленческих задач [ФГОС «Социология»], а одним из направлений обучения является коммуникативная его направленность на развитие лингвистической компетенции, «которая является фундаментом для овладения иноязычной профессионально ориентированной коммуникацией»[Краснощёкова, 2018].

Овладение иноязычной коммуникативной компетенцией является базовой частью подготовки будущих социологов в бакалавриате как развитие универсальных компетенций будущего специалиста [п.3.2, ФГОС «Социология»], направленной на способность «осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на... иностранном(ых) языке(ах)» [ФГОС «Социология»].

В результате, основу обучения будущих социологов по программе бакалавриата составляет формирование профессиональной компетентности специалиста как готовности к выполнению определённой социальной функции [Харитонова, 2007], и овладение различными компетенциями, составляющими  «единство знаний, опыта, способности действовать и навыков..., определяемых заданностью ситуации»[Ильязова, 2008], из которых могут быть выделены ключевые компетенции, «равно необходимые любому специалисту с высшим образованием»[Ильязова, 2008], одной из которых является иноязычная коммуникативная компетенция в контексте «готовности к межкультурному профессиональному общению» [Тарнаева, 2021].

В условиях профессиональной подготовки социологов, «обучение иностранному языку студентов неязыковых вузов всегда имело профессиональноориентированный характер...в рамках избранной ими специальности»[Акимова, 2019], а система профессионального образования ориентирована на обучение специалистов, отвечающими актуальным профессиональным задачам [Заруцка, 2018].

Именно формирование готовности будущих социологов к межкультурному профессиональному общению является одной из задач обучения в вузе, что может быть воспринято в части развития профессиональноориентированного или институционального дискурса [Тарнаева, 2021].

Дискурс определяется как «речевое событие,...способ решения коммуникативного намерения в различных ситуациях общения в процессе речевой деятельности»[Азимов, 2009], и социолингвистика разделяет его на личностноориентированный и профессиональноориентированный дискурсы.

Обучение иностранному языку в рамках базовой составляющей подготовки социолога ориентировано на развитие институционального дискурса, который «трактуется как речевое взаимодействие в рамках социальных институтов, специализированная клишированная разновидность общения между людьми,...в соответствии с нормами данного социума» [Карасик, 2000]; профессиональноориентированный дискурс, в свою очередь выделяется в рамках инстутуционального[Тарнаева, 2021], и определяется «как профессиональное, правовое, языковое и социальное поле, в котором специалист осуществляет свою профессиональную деятельность, обмениваясь информацией с другими коммуникантами»[Воевода, 2012].

Именно на формирование и дальнейшее совершенствование профессионально ориентированного дискурса в части развития иноязычной коммуникативной компетенции ориентирован курс иностранного языка на неязыковых факультетах вузов; конечной целью обучения является сформированная «готовность и способность индивида к социальному, профессиональному и межкультурному общению при помощи иностранного языка» [Тарнаева, 2021].


Список литературы

1.Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). – 2009.
2.Акимова И. Н., Акимова Е. А., Логачева Н. М. Обучение профессионально-ориентированному общению на иностранном языке //Вестник Научно-методического совета по природообустройству и водопользованию. – 2019. – №. 16. – С. 38-41.
3.Воевода Е. В. Критическое мышление как культурный феномен //Язык и коммуникация в контексте культуры: Сборник статей по материалам. – 2012. – С. 120-126.
5.Ильязова М. Д. Компетентность, компетенция, квалификация основные направления современных исследований //Научные исследования в образовании. – 2008. – №. 1. – С. 28-31.
6.Карасик В. И. Этнокультурные типы институционального дискурса //Этнокультурная специфика речевой деятельности. – 2000. – №. 2000. – С. 19-32.
7.Краснощекова Г. А. Лингвистическая компетенция-основа для формирования профессионально ориентированной коммуникативной компетенции //Современные проблемы науки и образования. – 2018. – №. 6. – С. 176-176.
8.Мильруд Р.П. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения ИЯ / Р.П. Мильруд, И.Р. Максимова // Иностранные языки в школе. – 2000. – № 4. – С. 9-16.
9.Мыскин С. В. Структура и содержание профессионального общения //Вопросы психолингвистики. – 2020. – №. 1 (43). – С. 54-63.
10.Тарнаева Л. П. Обучение студентов-социологов англоязычному профессионально ориентированному аргументативному дискурсу с использованием сетевого модуля: дис. канд. пед. наук: 5.8.2. - СПб., 2021. - 318 с.
11.Федеральный государственный образовательный стандарт ВО направления бакалавриата 39.03.01 «Социология» [Электронный ресурс]. URL: https://cutt.ly/kXx3JCc (дата обращения: 18.09.2022).
12.Харитонова Е. В. Об определении понятий «компетентность» и «компетенция» //Успехи современного естествознания. – 2007. – Т. 3. – С. 67-68.
13.Харламова Н. С. Динамика роли преподавателя в профессионально ориентированном обучении иностранным языкам // Разновидности профессионального дискурса в обучении иностранным языкам. М. : ФГБОУ ВПО МГЛУ, 2014. С. 143–153. (Вестн. Моск. гос. лингвист. ун-та; вып. 8 (694). Сер. Педагогические науки).

Расскажите о нас своим друзьям: