Методика преподавания языка | Филологический аспект: Методика преподавания языка и литературы Методика преподавания языка и литературы №01 (18) Январь 2023 - Февраль 2023

УДК 81.33

Дата публикации 03.02.2023

Формирование профессионально-речевой культуры магистрантов педагогического вуза в рамках изучения курса «Академическая риторика»

Грызина Ольга Васильевна
кандидат филологических наук, доцент кафедры риторики и культу речи, Московский педагогический государственный университет, РФ, г. Москва, gry8753@yandex.ru

Аннотация: Статья посвящена проблеме формирования профессионально-речевой культуры магистрантов педагогического вуза на материале учебного курса «Академическая риторика». Автором доказывается, что изучение законов и норм академического общения в современной университетской среде является одной из важнейших составляющих риторической подготовки магистрантов педагогического вуза, а обучение устной и письменной научной речи становится основной задачей формирования их коммуникативно-речевой культуры. Автор статьи утверждает, что коммуникативно-речевые умения должны входить в общий набор важнейших профессиональных компетенций, формируемых у обучающихся магистратуры, реализуя на практике компетентностный подход к изучению речеведческих дисциплин в педагогическом вузе.
Ключевые слова: магистрант, профессионально-речевая культура, научный жанр, академический дискурс, академическая риторика.

Formation of professional speech culture of undergraduates of a pedagogical university as part of the study of the course "Academic Rhetoric"

Gryzina Olga Vasilevna
Candidate of Philology, Associate Professor, Department of Rhetoric and Culture of Speech Moscow State Pedagogical University, RF, Moscow

Abstract: The article is devoted to the problem of the formation of professional speech culture of undergraduates of a pedagogical university on the material of the academic course "Academic rhetoric". The author proves that the study of the laws and norms of academic communication in the modern university environment is one of the most important components of the rhetorical training of undergraduates of a pedagogical university, and the teaching of oral and written scientific speech becomes the main task of forming their communicative speech culture. The author of the article argues that communicative and speech skills should be included in the general set of the most important professional competencies formed by students of the magistracy, implementing in practice a competence-based approach to the study of speech disciplines in a pedagogical university.
Keywords: undergraduate, professional speech culture, scientific genre, academic discourse, academic rhetoric.

Правильная ссылка на статью
Грызина О.В. Формирование профессионально-речевой культуры магистрантов педагогического вуза в рамках изучения курса «Академическая риторика» // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. Сер.: Методика преподавания языка и литературы. 2023. № 01 (18). Режим доступа: https://scipress.ru/fam/articles/formirovanie-professionalno-rechevoj-kultury-magistrantov-pedagogicheskogo-vuza-v-ramkakh-izucheniya-kursa-akademicheskaya-ritorika.html (Дата обращения: 03.02.2023)

Эффективная профессиональная коммуникация – основа успешной деятельности современного выпускника магистратуры, во многом определяющая степень его готовности к академическому взаимодействию, научно-исследовательской работе, проектированию профессиональной деятельности на основе специальных научных знаний.

В связи с современными требованиями к образовательным программам педагогических высших учебных заведений особую актуальность приобретает формирование профессионально-речевой культуры обучающихся магистратуры. Цель обучения главным образом состоит в том, чтобы развить у магистрантов навыки работы с информационными, справочными, реферативными изданиями по теме магистерской диссертации, культивировать стремление обучающихся применять результаты научных исследований при решении профессиональных задач в сфере образования.

Риторическая подготовка магистранта предполагает создание текстов, включающих в себя не только актуальное научное содержание, но и соответствие нормам культуры речи в сфере академического дискурса. Кроме того, в процессе изучения курса «Академическая риторика» рассматривается погружение обучающихся в ситуации научного и научно-учебного общения (академическое взаимодействие в рамках студенческих научно-практических конференций, выступления с докладами по результатам проведенного констатирующего/обучающего эксперимента, участие в научных форумах, дискуссиях и т.д.)

Таким образом, изучение законов и норм академического общения в современной университетской среде является одной из важнейших составляющих риторической подготовки магистрантов педагогического вуза, а обучение устной и письменной научной речи становится основной задачей формирования их коммуникативно-речевой культуры.

Следует отметить, что необходимость включения курса «Академическая риторика» в учебный план подготовки магистрантов всех направлений и профилей обусловлена недостаточной сформированностью коммуникативно-речевой компетенции у выпускников бакалавриата. Так, по результатам исследования, проведенного Г. Н. Артемьевой в Нижневартовском государственном университете, более 44% опрошенных ею студентов отмечают низкий уровень владения речевыми компетенциями, поскольку в вузе отсутствуют специальные дисциплины, направленные на речевую подготовку студентов [1, с. 11]. Безусловно, рассматриваемая ситуация не является частной проблемой одного конкретного университета, а затрагивает большинство вузов РФ.

Несомненно, для начинающего ученого весьма важно представить значимый для современной науки результат своей деятельности на высоком уровне, но серьезные недостатки, проявляющиеся как в устной, так и в письменной речи, мешают добиться приемлемого результата. Прежде всего, речь идет о проблемах, связанных с лексическим и синтаксическим оформлением высказываний при создании научных текстов и неспособностью к грамотному (в соответствии с этическими, коммуникативными, речевыми, языковыми нормами) профессиональному академическому взаимодействию. Более того, как справедливо утверждает С.В. Тимофеева, «актуальными в связи с этим становятся вопросы практической реализации компетентностного подхода: подготовка специалистов различного профиля, обладающих индивидуальной риторической культурой, владеющих основами риторических знаний (как общих, так и частных), умением грамотно и конструктивно вести профессионально ориентированное общение, что способствует эффективной жизнедеятельности молодого специалиста, повышает уровень его культурного, профессионального становления и самореализации» [2, с. 6-7]. Этой же мысли придерживается и Н.И. Колесникова, которая признает, что «сформированные навыки и умения в области создания письменных и устных научных жанров, приемов практической риторики приносят ощутимую пользу учащимся при написании и защите диссертации и в их дальнейшей научно-профессиональной деятельности» [3, с. 140].

На наш взгляд, формирование профессионально-речевых умений на основе изучения научного стиля речи является важной составляющей успешной научно-исследовательской работы магистрантов, заключающейся в том числе в правильном оформлении научно-речевых произведений различных жанров. Безусловно, все необходимые для обучающегося магистратуры языковые компетенции, обозначенные во ФГОС ВПО, способен сформировать специальный курс «Академическая риторика», который начал реализовываться с 2022-2023 уч. года в стенах Московского педагогического государственного университета (МПГУ).

Следует отметить, что многими исследователями уже не одно десятилетие признается необходимость обучения студентов основам письменной научной речи, что способствует формированию навыков написания аннотации или рецензии к статье; изучению ее структурных элементов и особенностей составления; созданию студенческих научно-исследовательских работ с использованием профессионально-ориентированной лексики; оформлению библиографических списков в соответствии с требованиями ГОСТа. Но тем не менее риторическая подготовка выпускников бакалавриата остается весьма недостаточной, что подтверждают сами студенты и преподаватели. К сожалению, эта проблема остается неразрешимой и при поступлении бывшего студента в магистратуру. На протяжении всего курса обучения в магистратуре начинающие ученые так или иначе сталкиваются с необходимостью создавать научные тексты в соответствии с нормами современного русского литературного языка и требованиями академического дискурса, но, к сожалению, не имеют возможности (в рамках отдельной учебной дисциплины) испытать себя в роли настоящего исследователя-экспериментатора, обосновывающего свои идеи перед аудиторией, доказывающие слушателям их важность и актуальность. В частности, Л.А. Нестерская и Е.Ю. Николенко, авторы работы «Основы научной коммуникации как аспект обучения профессиональной научнойречи магистрантов-филологов», также высказывают мысль о том, что «на современном этапе развития науки всё большее значение в научной коммуникации специалистов приобретают устные формы профессионального общения, дополненные презентационными материалами (графикой)» [4, с. 22], поскольку итогом научно-исследовательской деятельности магистранта является успешная защита магистерской диссертации, которая, как известно, осуществляется в устной форме. Идентичное мнение высказывает и Н.А. Кубракова, которая убеждена в том, что «любой представитель академического сообщества должен владеть не только письменной научной речью, но и широким диапазоном жанров устного академического общения» [5, с. 270].

Курс «Академическая риторика», разработанный преподавателями кафедры риторики и культуры речи МПГУ, рассчитан на один семестр и направлен прежде всего на формирование коммуникативной компетенции обучающихся магистратуры, что необходимо для успешного осуществления академического взаимодействия. С этой целью авторами курса (Г.В. Александровой, Е.Б. Баранниковой, М.В. Горбуновой, О.В. Грызиной, Е.Л. Ерохиной и др.) были разработаны разделы и темы, материал которых является отражением современной потребности в настоящих профессионалах-практиках, способных, с одной стороны, создавать научные тексты разных жанров, а с другой стороны, публично представлять результаты академической деятельности.

В частности, на занятиях магистрантов не просто погружают в сферу академического дискурса, но и знакомят их с возможностями реализации законов академической риторики в ситуации научной конференции, с жанрами академического взаимодействия (научным докладом на конференции, научной статьей, научной беседой и дискуссией, деловым электронным письмом). Немалое внимание уделяется также и проблеме академического общения в современном коммуникативном пространстве.

Можно утверждать, что сравнительно новые жанры – вебинар, онлайн-лекция, научный блог, консультационный форум, подкаст и т.д. – могут оказывать значительное влияние на систему традиционных форм научной коммуникации поскольку способны избегать излишней формализации, официальности, некоторой односторонности подхода к процессу научного взаимодействия. Более того, названные жанры привлекают пользователей в силу своей широкоформатности, возможности оперативно предоставить профессиональную помощь, консультацию по актуальным вопросам. Активно вовлекаются в данные формы научного взаимодействия и молодые ученые.

В рамках изучения курса «Академическая риторика» магистранты овладевают способностью логически и грамматически правильно формулировать проблему исследования, приводя весомые аргументы в защиту собственного выбора, участвуют в групповых обсуждениях и научных дискуссиях, принимают на себя роль полноправных исследователей.  Продуктивным, на наш взгляд, представляется задание, в котором магистранту предлагается поделиться опытом своей научно-исследовательской деятельности с группой, выступив с подготовленной презентацией. Таким образом, обучающиеся ощущают себя единомышленниками, объединенными общими целями и задачами.

Особое внимание в процессе обучения уделяется и решению специальных риторических задач, что дает возможность магистрантам моделировать различные речевые ситуации в условиях академического взаимодействия (в частности, консультация с научным руководителем по вопросу разработки программы эксперимента; составление текста письма в адрес руководителя ОУ с целью получения официального согласия на проведение исследования и т.д.).

Мы убеждены, что коммуникативно-речевые умения должны входить в общий набор важнейших профессиональных компетенций, формируемых у обучающихся магистратуры, реализуя на практике компетентностный подход к изучению речеведческих дисциплин в педагогическом вузе.


Список литературы

1. Артемьева Г.Н. Формирование речевой компетентности и речевой компетенции студентов вуза // Вестник НВГУ. № 1. 2016. – С. 9-12.
2. Тимофеева С.В. Тренинг профессионально ориентированных риторик, дискуссий, общения: учеб. пособие / С.В. Тимофеева; Краснояр. гос. аграр. ун-т. – Красноярск, 2013. – 186 с.
3. Колесникова Н.И. Риторический аспект курса «Научная речь» для магистрантов и аспирантов // Записки Горного института. № 1. 2005. – С. 139-140.
4. Нестерская Л.А., Николенко Е.Ю. Основы научной коммуникации как аспект обучения профессиональной научной речи магистрантов-филологов // Профессорский журнал. Сер. «Русский язык и литература». № 2. М.: Российское профессорское собрание, 2020. - С. 20-24.
5. Кубракова Н.А. Обучение устной научной речи в рамках формирования навыков иноязычной академической коммуникации // Иностранные языки в области межкультурной коммуникации. № 13. 2021. – С. 270-277.

Расскажите о нас своим друзьям: