Методика преподавания языка | Филологический аспект: Методика преподавания языка и литературы Методика преподавания языка и литературы №01 (18) Январь 2023 - Февраль 2023

УДК 372.881.111.1

Дата публикации 20.02.2023

Методические особенности организации профессионально ориентированного обучения в техническом университете

Шевцова Галина Васильевна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков, Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.П. Платова, РФ, г. Новочеркасск, shevtsovagalina@gmail.com

Аннотация: В статье анализируется роль дисциплины «Иностранные языки» в интеграционных образовательных процессах. Профессионально ориентированное обучение иностранным языкам рассматривается как фактор интеграции профессиональных и гуманитарных аспектов образования инженеров. Описываются некоторые методические особенности организации профессионально ориентированного обучения в техническом университете.
Ключевые слова: интеграционные процессы в инженерном образовании, обучение иностранному языку в техническом вузе, профессионально ориентированное обучение, иноязычная профессиональная компетенция

Methodological characteristics of the organization of professionally focused training at a technical university

Shevtsova Galina Vasilyevna
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Foreign Languages Department, Platov South-Russian State Polytechnic University (NPI), Russia, Novocherkassk

Abstract: The article analyzes the role of the discipline "Foreign languages" in the integration of educational processes. Professionally focused teaching of foreign languages is considered as a factor of integration of professional and humanitarian aspects of engineers' education. Some methodological characteristics of the organization of professionally focused training at a technical university are described.
Keywords: integration processes in engineering education, teaching a foreign language at a technical university, professionally focused foreign language training, foreign language professional competence

Правильная ссылка на статью
Шевцова Г.В. Методические особенности организации профессионально ориентированного обучения в техническом университете // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. Сер.: Методика преподавания языка и литературы. 2023. № 01 (18). Режим доступа: https://scipress.ru/fam/articles/metodicheskie-osobennosti-organizatsii-professionalno-orientirovannogo-obucheniya-v-tekhnicheskom-universitete.html (Дата обращения: 20.02.2023)

Одним из крупнейших и важнейших сегментов системы высшего образования России является инженерное образование, качество которого всегда входило в сферу общегосударственных стратегических интересов страны как один из важнейших факторов, влияющих на социально-экономическое развитие и благосостояние нации. В разные периоды исторического развития в инженерное образование внедрялись многочисленные организационно-политические, социальные и педагогические процессы, ставившие своими целями его модернизацию и совершенствование.

Сегодня мировая окружающая действительность характеризуется сложными глобальными взаимозависимыми проблемами, значительную часть из которых призваны решать инженеры - проводники научно-технического развития. Вместе с тем, весь ход цивилизационного развития указывает на то, что профессиональное функционирование инженеров в рамках решения только научно-технических вопросов, является недостаточным в современных условиях. Актуализируются вопросы вовлечения технических специалистов в решение широкого спектра динамично меняющихся социокультурных, политических, экологических и организационных вопросов.

Проблема расширения профессиональных границ инженерной деятельности обсуждается учеными в разных странах. Все чаще одним из ее решений выступает формирование системного мышления инженеров на основе внедрения в учебный процесс интегративных образовательных процессов [1,с.1]. Данная тенденция обусловлена постиндустриальным развитием цивилизации с ее высокотехнологичной промышленностью, стремительным общественным развитием, ориентированным на глобализацию, усложнением демографической ситуации, и пр. В силу этих и других объективных обстоятельств актуализируется необходимость изменения характера инженерного образования, целью которого становится овладение инженерами широкого спектра ключевых компетенций [2, с.67].

Интегративные процессы в образовании строятся на функциональной взаимосвязи различных наук, на синтезе обучения и науки, на сближении различных учебных дисциплин в едином пространстве вуза. Для инженерного образования, одним из факторов успешности интегративных процессов можно рассматривать эффективное взаимодействие технических и гуманитарных дисциплин. Целью такого взаимодействия является формирование у будущих инженеров актуальных компетенций не только в профессиональной сфере, но и компетенций, базирующихся на социальных, морально-нравственных, этических и культурных законах.

В рамках данной статьи в качестве гуманитарного компонента образования мы рассматриваем дисциплину «Иностранный язык», имеющей богатый потенциал актуализации содержания будущей профессии инженера, и, соответственно, своим содержанием, способствующей интегративным процессам в инженерном образовании.

Как показывает анализ научных публикаций, сегодня одним из приоритетных лингводидактических направлений в обучении иностранному языку (ИЯ) в технических вузах является профессионально ориентированное обучение, в котором интегративные процессы реализуются посредством общепрофессиональных и лингвистических аспектов. Сам термин «профессионально ориентированное обучение» отражает сущность данного направления, которое предполагает изучение, чтение и интерпретацию профессиональной литературы, изучение общепрофессиональной и специализированной лексики, осуществление коммуникации в разнообразных профессиональных сферах.

В научных и научно-методических трудах последних лет широко обсуждаются вопросы профессионально ориентированного обучения ИЯ в технических вузах и приводятся различные трактовки данного термина, дополняющие друг друга. Все многообразие и вариативность трактовок можно, на наш взгляд, обобщить формулировкой, предложенной П.И. Образцовым, который под профессионально ориентированным обучением понимает обучение, «основанное на учете потребностей обучающихся в изучении иностранного языка, диктуемого особенностями будущей профессии или специальности» [3,с.3]. При этом профессионально ориентированное направление в методике обучения ИЯ, являясь вариативным и многоаспектным феноменом, не ограничивается обучением только лишь языку профессии. Данное направление базируется как на интеграции с профилирующими дисциплинами с целью получения дополнительных профессиональных знаний и формирования востребованных профессиональных компетенций [3,с.7], так и на гуманитарной сущности самой дисциплины «Иностранный язык», способствующей формированию широкого спектра социокультурных и личностных компетенций.

Востребованность профессионально ориентированного направления обучения ИЯ в практике инженерных вузов обусловлена, на наш взгляд, следующими причинами:

1. Во-первых, являясь средством интеграции с профилирующими дисциплинами в вузе, профессионально ориентированное обучение ИЯ является компенсаторным ресурсом расширения профессиональной сферы будущего инженера, значимым источником получения и пополнения общепрофессиональных знаний.

2. Во-вторых, профессионально ориентированное обучение ИЯ как процесс, построенный на интегративной основе, обеспечивает более высокий мотивационный и осмысленный уровень познания, приближающий обучающихся к достижению востребованных профессиональных компетенций, что соответствует прагматическим целям и намерениям современной студенческой молодежи.

3. В-третьих, введение в обучение ИЯ широкого круга междисциплинарных тематических разделов, создает возможности взаимного проникновения элементов профессионального и гуманитарного компонентов образования, что способствует формированию широкого спектра компетенций, необходимых современному специалисту.

Анализ различных научно-педагогических источников показывает, что профессионально ориентированное обучение ИЯ можно рассматривать как эффективное средство профессиональной и социальной адаптации будущих инженеров на этапе их обучения в вузе. Успешная реализация потенциала ИЯ в контексте профессионально ориентированного направления зависит от многих педагогических и методических условий, среди которых можно выделить следующие:

1) четкое формулирование целей речевой деятельности, ее ситуативность, проблемность и функциональность [4,с.44], [5,с.300];

2) соответствие содержания обучения контексту деятельности обучающихся [4,с.33];

3) максимальное приближение процесса обучения к естественной среде профессиональной коммуникации, способствующее формированию умений решать профессиональные задачи языковыми средствами;

4) широкое использование самостоятельной работы как элемента самообучения, обеспечивающего приобретение навыков, необходимых для независимого доступа к информации и обмена ею в различных профессиональных ситуациях;

5) наличие в содержании обучения культурного компонента, способствующего развитию навыков разрешения общекультурных и социальных задач, используя языковые средства.

Обращение к научным работам выявляет следующее: наибольший интерес многих исследователей лежит в плоскости изучения методических особенностей организации профессионально ориентированного обучения ИЯ в техническом университете. Ряд авторов выделяют обязательные составляющие в процессе обучения ИЯ в контексте профессионально ориентированного направления, а именно: изучение профессионально ориентированной лексики, ключевых терминов и понятий, соответствующих определенной сфере профессиональной деятельности; выполнение заданий на перевод профессиональных текстов; а также выполнение послетекстовых упражнений, направленных на выработку коммуникативных навыков профессионально ориентированной направленности [6].

Рассмотрим некоторые методические особенности реализации профессионально ориентированного обучения студентов технического университета направления «Машиностроение». Для достижения цели формирования у обучающихся навыков устной речи на общепрофессиональные и специализированные темы, нами предлагается методика работы, основанная на использовании разнообразных способов подачи учебного материала, систематическом повторении лексики по теме занятия, активном применении различных коммуникативных приемов и тренировочных упражнений. Данная методика была предложена нами в созданных авторских курсах профессионально ориентированного обучения ИЯ [7], [8].

Мы предлагаем использовать на практических занятиях учебные материалы, содержание которых тематически и ситуационно учитывают специализированную и общепрофессиональную тематику и содержательно соответствуют профессиональным интересами будущих инженеров-механиков.

Вокабуляр каждого практического занятия содержит наиболее употребительную лексику по изучаемой тематике урока, овладение которой повышает способность реализации речевого общения. Например, активный словарь к практическому занятию по теме «Machine Building Industry» (машиностроительная промышленность), может включать такие слова и словосочетания, как: machine tool industry – станкостроение; machine building complex - машиностроительный комплекс; maintenance – эксплуатация, техническое обслуживание; manufacturing industry - обрабатывающая промышленность; metal-intensive – металлоемкий; heavy engineering - тяжелое машиностроение; labor-intensive – трудоемкий; science-intensive – наукоемкий, и т.д. Обучающимся предлагается не просто заучивать вокабуляр каждого урока, но выполнить цикл упражнений, в которых активная лексика требует контекстного употребления в различных ситуациях.

Далее студенты приступают к работе с текстом, каждый из которых содержит разнообразную познавательную информацию с учетом профессиональной направленности студентов. Работа с текстовым материалом отвечает задачам тематики каждого конкретного урока и нацелена на подготовку обучающихся к чтению профессионально ориентированной научно-технической литературы и публицистики общепрофессиональной направленности для извлечения информации, реферирования, дальнейшего обсуждения. Задания к текстам могут варьироваться, например:

- Read the text and answer the questions below.

- Read the text and complete the sentences.

- Read the text about machines and sum up it in 6-7 sentences. Use the phrases below.

- Read the text to learn about metal as the main structural material in machine building. Divide the text into logical parts. Work in pairs and ask each other two questions on each part of the text, и т.д.

Большое внимание уделяется работе с разнообразными послетекстовыми упражнениями, предусматривающими закрепление пройденного лексического материала, выработку навыков понимания текста и извлечение нужной информации, а также развитие и закрепление навыков устной речи. Это могут быть вопросно-ответные упражнения, обобщение прочитанного текста по ключевым словам, речевым клише, плану; упражнения на извлечение информации из текста, и т.д. Тренировочные упражнения на развитие навыков устной и письменной речи в пределах изученной тематики, могут иметь следующие формулировки:

- Match the English words or phrases on the left with their Russian equivalents on the right.

- a) Find in the text the English equivalents to the following Russian words. b) Compose 4-5 sentences with the English equivalents of the words above.

- Fill in the gaps with the words from the box.

- Read the information below. Write down a question on each paragraph. Ask and answer with a partner.

- Find in the text the right words to complete the sentences.

- Work in pairs and decide whether these statements are true or false. Correct the false ones.

- Choose among the words the one that corresponds to the text.

- Translate the paragraphs below. Work in pairs, think of 2-3 questions to review the content of each paragraph and ask each other, и т.д.

Следует заметить, что весь цикл тренировочных упражнений может варьироваться в зависимости от исходного уровня языковой коммуникативной компетенции студентов, так как задания даются с опорой на разнообразные образцы устной и письменной речи. Завершается урок выполнением заданий по развитию навыков устной речи по заявленной тематике урока. Это могут быть вопросно-ответные упражнения, составление диалогов по образцу, обсуждения и дискуссии, в которых основной акцент переносится на развитие неподготовленной речи, свободной беседы [8].

Полагаем, что предложенная методика работы на занятиях по профессионально ориентированному ИЯ в техническом университете, основанная на тщательном отборе содержания языкового материала, погружает обучающихся в контекст их будущей профессиональной деятельности и создает оптимальные условия для формирования компетенций в сфере будущей профессии.

Резюмируя изложенное, отметим, что актуализация межпредметных связей в процессе профессионально ориентированного обучения ИЯ, использование студентами иностранного языка в качестве ресурса пополнения профессиональных знаний и средства формирования профессиональных умений и навыков, способствует расширению общего и профессионального кругозора обучающихся, а также формированию устойчивой мотивации к изучению иностранного языка в техническом вузе.

Нельзя не отметить роль профессионально ориентированного обучения ИЯ как фактора, способствующего осознанию обучающимися практической пользы от получаемых знаний и осмыслению своего будущего профессионального функционирования. Поэтому профессионально ориентированное обучение ИЯ может, на наш взгляд, рассматриваться как одно из эффективных средств формирования не только коммуникативной, но и общепрофессиональной компетенции студентов в техническом вузе. Более того, содержательно дополняя профессиональное образование инженеров, данное направление в методике преподавания ИЯ в вузе активно способствует реализации интегративности образовательного процесса и развитию ценностно-смыслового отношения обучающихся к получаемому профессиональному знанию.

 


Список литературы

1. Davis, Kirsten A.; Joshi, Siddhant S.; Czerwionka, Lori; Montalvo, Francisco; Rios-Rojas, Gabriel O.; Tort, Joe; William, Jennifer Marston; and Nauman, E. (2021) "Integrating the Humanities with Engineering through a Global Case Study Course," Journal of International Engineering Education: Vol. 3: Iss. 1, Article 4. (available at: https://digitalcommons.uri.edu/jiee/vol3/iss1/4).
2. Юшко С.В., Галиханов М.Ф., Кондратьев В.В. Интегративная подготовка будущих инженеров к инновационной деятельности для постиндустриальной экономики. Высшее образование в России. № 1, 2019. С. 65-75. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2018-27-12-65-75. (дата обращения 30.01.2023).
3. Образцов П.И., Иванова О.Ю. Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку на неязыковых факультетах вузов: Учебное пособие / Под ред. П.И. Образцова. Орел: ОГУ. 2005. 114 с.
4. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранному языку. Базовый курс лекций. М.: Просвещение, 2005. 239 с.
5. Чигина Н.В., Сырескина С.В. Методика профессионально-ориентированного обучения английскому языку студентов неязыкового вуза // Педагогический журнал. 2021. Т. 11. № 4А. С. 297-303. DOI: 10.34670/AR.2021.55.91.054.
6. Алмазова Н.И., Баранова Т.А., Халяпина Л.П. Педагогические подходы и модели интегрированного обучения иностранным языкам и профессиональным дисциплинам в зарубежной и российской лингводидактике // Язык и культура. 2017. №39. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-podhody-i-modeli-integrirovannogo-obucheniya-inostrannym-yazykam-i-professionalnym-distsiplinam-v-zarubezhnoy-i (дата обращения: 08.02.2023).
7. Шевцова Г.В., Москалец Л.Е. Английский язык для технических вузов: учебное пособие. Москва: ФЛИНТА, 2013. 392 с.
8. Нарочная Е.Б., Шевцова Г.В., Москалец Л.Е. Английский язык для технических направлений: учебник для бакалавров. Москва: КНОРУС. 2021. 400 с.

Расскажите о нас своим друзьям: