Методика преподавания языка | Филологический аспект: Методика преподавания языка и литературы Методика преподавания языка и литературы №01 (18) Январь 2023 - Февраль 2023

УДК 372.881.1

Дата публикации 27.02.2023

К вопросу о целесообразности обучения транскрипции при формировании навыка чтения на начальном этапе изучения английского языка

Астахова Елена Викторовна
кандидат филологических наук, доцент кафедры «Иностранные языки и межкультурная коммуникация», Дальневосточный государственный университет путей сообщения – РФ, г. Хабаровск

Аннотация: Данная статья посвящена вопросу о целесообразности транскрипционного метода обучения чтению младших школьников. Выявляются основные проблемы, с которыми сталкиваются участники образовательного процесса при формировании навыка техники чтения. Анализируются некоторые психологические особенности младших школьников, влияющие на изучение языка. Рассматриваются современные учебно-методические комплексы с точки зрения применения транскрипционных знаков. Обсуждается возможность полноценного обучения чтению без транскрипции. В качестве одного из вариантов альтернативного метода обучения предлагается метод фониксов (Jolly Phonics).
Ключевые слова: транскрипция, техника чтения, младшие школьники, метод фониксов, метод чтения целых слов, обучение английскому языку.

On the question of the expediency of teaching transcription in the formation of reading skills at the initial stage of learning English

Astakhova Elena Viktorovna
candidate of Science (Philology), associate Professor of Foreign Languages and Intercultural Communication Department, Far Eastern State Transport University, Russia, Khabarovsk

Abstract: This article is focused on the question of transcriptional method and advisability of its application in primary school teaching. The research identifies the main problems faced by participants of the educational process in the developing of reading technique skills. Special attention is paid to psychological features of young children influenced language learning. Contemporary educational complexes are analyzed from the point of view of transcription as a teaching tool. Jolly Phonics method is discussed as possible alternative for English teaching.
Keywords: transcription, reading skills, primary school children, phonics, whole word reading, English teaching.

Правильная ссылка на статью
Астахова Е.В. К вопросу о целесообразности обучения транскрипции при формировании навыка чтения на начальном этапе изучения английского языка // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. Сер.: Методика преподавания языка и литературы. 2023. № 01 (18). Режим доступа: https://scipress.ru/fam/articles/k-voprosu-o-tselesoobraznosti-obucheniya-transkriptsii-pri-formirovanii-navyka-chteniya-na-nachalnom-etape-izucheniya-anglijskogo-yazyka.html (Дата обращения: 27.02.2023)

Чтение является одним из важнейших навыков, необходимых для овладения языком, составляет основу многих учебных заданий и является индикатором успешности младших школьников. В данной статье речь пойдёт именно о технике чтения, которая вслед за Р.П. Мильруд понимается как «умение установить соответствие между буквами и звуками в слове, необходимое для того, чтобы прочитать слово» [7].

В отечественной педагогической практике обучение чтению во 2 классе традиционно начинается с изучения транскрипции. Традиция эта сложилась в виду нескольких причин. Во-первых, транскрипция была в своё время единственным доступным способом, позволяющим соотнести буквы или слова с их звучанием. В настоящее же время благодаря развитию современных технологий появилась возможность прослушать произношение любых слов, что является более подходящей альтернативой для соотнесения буквенного обозначения со звуковым. Безусловно, не все обладают идеальным слухом и способны услышать и повторить безупречно слово, но подчеркнём, что речь идет о детях 7-9 лет, а именно в этом возрасте активно происходит формирование фонематического слуха. Не случайно этот возраст рекомендуется для начала обучения игре на музыкальных инструментах.

Во-вторых, необходимо отметить, что ещё полтора десятилетия назад обучение английскому языку в основном начиналось с 5 класса, использование транскрипции и правил чтения не вызывало особых трудностей у учеников.

С переносом начала обучения во 2 класс авторы новых учебников добавили сказочных персонажей, красочные иллюстрации, уменьшили объём языкового материала и оставили транскрипцию в качестве обязательного инструмента овладения техникой чтения.

Эффективность обучения английскому языку в начальной школе, в целом, не вызывает сомнений. Раннее изучение языков способствует как более высоким предметным результатам, так и развитию памяти, внимания, мышления, воображения, влияет на развитие речевых способностей и т.д.

Актуальность данной статьи определяется тем, что овладение транскрипцией, с одной стороны, многими педагогами признаётся необходимым этапом формирования навыка чтения, с другой стороны, представляет серьёзную проблему для учеников и зачастую является источником беспокойства родителей. Ведь применение транскрипционного метода обучения технике чтения требует заучивания графических обозначений 44 транскрипционных знаков, их звуковых соответствий и 26 букв алфавита в очень короткий срок. Задача довольно сложная для учеников, которые только овладели чтением на родном языке.

Представляется необходимым рассмотреть причины и возможные решения данной проблемы, проанализировать психологию младших школьников, провести обзор современных отечественных и зарубежных подходов к обучению технике чтения на начальном этапе изучения языка.

Обратимся к психологическим особенностям учеников 7-9 лет. Дети младшего школьного возраста, в отличие от взрослых, успешно запоминают несвязанные логически единицы информации. Так называемая опосредованная или логическая память отстаёт от механической памяти [9; 8]. Преобладающая механическая память – это способность запоминать и воспроизводить информацию как есть, без осмысления и выстраивания логических связей. Вспомним какое количество слов родного языка запоминают дети в первые годы жизни, при этом, логического объяснения того, почему данный предмет называется так или иначе чаще всего не существует.

Таким образом, дети в этом возрасте способны запоминать чтение большого количества слов просто путём повторения, при этом слова целиком запоминаются лучше, чем отдельные их элементы. Наоборот, изучение правил и применение их при чтении даётся младшим школьникам с большим трудом, так как требуется более сложные мыслительные операции для обработки информации.  

Рассмотрим несколько учебно-методических комплексов, используемых в российских школах, и требования, предъявляемые к методике формирования навыка техники чтения.  Мы проанализируем программу только 2 класса (начального этапа обучения), так как именно на этом этапе закладываются основы техники чтения.

Английский язык для 2 класса. Авторы: В.П. Кузовлев, Э.Ш. Перегудова и.др.

В области чтения авторы выделяют следующие задачи в качестве основных:

1. Научить читать по транскрипции.

2. Научить читать по правилам. [3, c. 23-24]

Обучение транскрипции начинается с первого урока, английские звуки соотносятся с русскими звуками, что в контексте развития современных технологий, а именно, доступности прослушивания звуков представляется довольно неуместным.

Английский язык для 2 класса Forward. По ред. М.В. Вербицкой [2].

Обучение на начальном этапе происходит только посредством транскрипции. Дети учатся читать не слова, а звуко-графическое изображение. После знакомства с большим количеством транскрипционных знаков дети постепенно изучают некоторые буквы.  Затем появляются первые слова, записанные с помощью букв, а не транскрипционных знаков.

Отдельные транскрипционные знаки используются для обозначения правил чтения определённых сочетаний букв. Например, a+r – [a:] start, arm, farm. То есть, слова объединяются в группы по правилам чтения без дублирования транскрипцией, и ученики запоминают чтение глядя только на буквенное изображение.

В рамках данного подхода педагоги должны сначала научить читать одну систему графических знаков, потом перейти к чтению другой системы знаков. При этом, второклассники только освоили (а некоторые ещё испытывают затруднения) чтение на родном языке. То есть, 3 системы знаков, которые имеют как одинаковые по написанию, но различные по чтению, так и одинаковые по написанию и схожие по чтению символы и различные по написанию и чтению.

Английский язык для 2 класса Rainbow. Авторы: О.В. Афанасьева, И.В. Михеева.

Учащиеся на начальном этапе должны овладеть способностью «соотнесения графических образов английских букв с их звуковыми образами. Второклассники знакомятся со всеми буквами английского алфавита, правилами их чтения и транскрипционными обозначениями» [5, с. 13].

Обучение начинается с чтения имен собственных. Ученики справляются с чтением слов без транскрипции.  Слова группируются по правилам чтения и транскрипционные значки используется лишь для индикации данного правила.

Английский в фокусе (2 класс). Авторы: Н.И. Быкова, Д. Дули, М.Д. Поспелова, В.Эванс [1].

Транскрипция на начальном этапе не используется. Ученики сразу читают (повторяют) слова, то есть, практикуют метод целых слов или глобальное чтение. Некоторые транскрипционные знаки вводятся постепенно при работе над произношение и отработке правил чтения некоторых букв и буквосочетаний.

Таким образом, в отечественных УМК можно проследить тенденцию к снижению значения и объёма использования транскрипции, с другой стороны, отказ от использования этой системы знаков пока не произошёл. И в новой примерной рабочей программе в рамках требований к овладению фонетической стороной речи на начальном этапе обучения включены «знаки английской транскрипции; отличие их от букв английского алфавита. Фонетически корректное озвучивание знаков транскрипции» [11].

Как показывает практика, в процессе преодоления трудностей при обучении транскрипции учителя используют разнообразные приёмы: игровые, мнемотехники, рифмовки, сказки и пр. Так, в статьях, посвященных данной проблеме педагоги делятся своим опытом: «поем песни, преодолеваем препятствия Снежной королевы для того, чтобы на всю жизнь запомнить волшебные значки транскрипции, научиться читать и писать» [12].

Возникают вопросы: не происходит ли фокусирование усилий учителя на обучении транскрипции как таковой вместо использования транскрипции как инструмента для формирования навыка чтения? Не тратится ли на изучение большого количества фонетических знаков слишком много времени и сил? А если так, возможно ли научить полноценно читать без транскрипции?

В статьях, посвященных обзору современных отечественных и зарубежных методик обучения чтению на начальном этапе описываются методики, в которых транскрипция не используется метод фониксов (Phonic method), метод целых слов (Whole words), глобальное чтение (Sentence Method) и др. [4; 6; 10].

Если мы проанализируем УМК англоязычных издательств, например, Oxford Family and Friends, Oxford Phonic World, Easy Phonics Words Usborne и другие, то транскрипция ученикам не предлагается совершенно и присутствует только в книге для учителя.

Остановимся подробно на одном из широко распространённых методов раннего обучения чтению - метод Jolly Phonics. Авторы – Сьюзан Ллойд и Сара Вёрнем [13].

Дети учат звуки (42 звука) но транскрипционные знаки не используются. Авторам удалось обойти проблему использования фонетических знаков следующим образом: звуки разделены на 7 групп по сложности. Первая группа -  s, a, t, i, p, n, из этого набора букв можно составить самые простые слова с закрытым типом слога, в которых чтение букв будет совпадать с чтением звуков. Изучив первые звуки, дети начинают их смешивать, соединять в слова, происходит синтез (Blending) и выделяют отдельные звуки в словах, то есть, идентифицируют – этот процесс получил название Segmenting. Некоторые слова заучиваются как исключения – так называемые Tricky words, например, I или who. Для отработки чтения используется мультисенсорный подход, игры, рифмовки, истории и песни. Метод подходит для обучения чтению как на родном языке, так и на иностранном.

Таким образом, можно сформулировать следующие выводы:

1. Транскрипция не является единственным способом соотнесения слова с его звучанием.

2. Освоение фонетической системы знаков затрудняется психологическими особенностями младшего школьного возраста.

3. Роль транскрипции в обучении английскому языку на начальном этапе заметно снижается в последнее время.  

Неудачи на начальном этапе обучения, могут снизить мотивацию к изучению языка и привести к разочарованию в предмете в целом.

На сегодняшний день существует множество альтернатив традиционному методу. Мы согласны с мнением, что выбор технологий для обучения чтению зависит прежде всего от предпочтений учителя и определяется «зоной комфортных компетенций» [1]. Для наиболее эффективного преподавания языка необходимо уделять особое внимание формированию современных педагогических компетенций.


Список литературы

1. Английский язык. Английский в фокусе : книга для учителя к учебнику для 2 класса общеобразовательных учреждений / Н. И. Быкова и др.. – Москва : Express Publishing: Просвещение, 2017. – 132. Английский язык. Английский в фокусе : книга для учителя к учебнику для 2 класса общеобразовательных учреждений / Н. И. Быкова и др.. – Москва : Express Publishing: Просвещение, 2017. – 132 с.
2. Английский язык: 2 класс: базовый уровень: Книга для учителя с ключами / [М. В. Вербицкая, Р. Фрикер, Е. Н. Нечаева], под ред. М. В. Вербицкой. - М.: Вентана-Граф, Pearson Education Limited, 2018. - 248 с.
3. Английский язык 2 класс.: пособие для общеобразоват. Организаций : Книга для учителя / [В.П. Кузовлев, Э.Ш. Перегудова, А.С. Пастухова, О.В. Стрельникова] ; Рос. Акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение», 2013. – 288 с. – (Академический школьный учебник).
4. Архангельская, А. И. Обзор современных методов обучения чтению на английском языке / А. И. Архангельская, Ф. М. Ярмухамедова // Профессионально-ориентированное обучение языкам: реальность и перспективы : Сборник статей участников Ежегодной всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Санкт-Петербург, 18–19 февраля 2020 года. – Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2020. – С. 356-361.
5. Афанасьева, О. В. Английский язык. 2 класс. Книга для учителя к учебнику О. В. Афанасьевой, И. В. Михеевой : учебно-методическое пособие / О. В. Афанасьева, И. В. Михеева, Е.А. Колесникова. - Москва : «ДРОФА», 2015. – 173 с. – (Российский учебник: Rainbow English).
6. Васильева, Т. Г. Типологизация методов обучения технике чтения на английском языке учащихся младших классов / Т. Г. Васильева // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2008. – № 76-2. – С. 47-54.
7. Мильруд Р.П. Обучение технике чтения в начальной школе: проблемы и решения [Электронный ресурс]. URL: https://iyazyki.prosv.ru/2017/09/education-technology/.
8. Нагорнова А.Ю, Денисова Г.М, Карпеев С.А, Стрюкова Г.А, Гнедова С.Б, Еремина Л.И, Абрамова О.А Основы педагогики и психологии младшего школьника. Ульяновск : УлГПУ, 2012. - 329 с.
9. Немов Р.С. Психология : Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений : В 3 кн. Кн. 2. Психология образования / Р.С. Немов. – 3-е изд. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1997. – 608 с.
10. Пироженко, Е. Е. Особенности обучения чтению на английском языке в начальной школе (на примере отечественных и зарубежных авторских методик) / Е. Е. Пироженко, Е. В. Полянина // Иностранные языки в контексте межкультурной коммуникации : материалы докладов XI-ой Всероссийской конференции, посвященной 110-летию СГУ имени Н.Г. Чернышевского, Саратов, 21–22 февраля 2019 года. – Саратов: Издательство "Саратовский источник", 2019. – С. 224-229.
11. Примерная рабочая программа начального общего образования по английскому языку [Электронный ресурс] URL: https://fgosreestr.ru/uploads/files/67717710e05e3a40cab144056103f874
12. Сергеева, Б. В. Методика обучения чтению на английском языке в начальных классах / Б. В. Сергеева, И. В. Беляева // Перспективы науки и образования. – 2018. – № 4(34). – С. 155-161.
13. Family and Friends (2nd edition) 1 Teacher's Book. Simmons Naomi. Oxford University Press, 2019 – 144 p.
14. Jolly Phonics [Электронный ресурс]. URL: https://www.jollylearning.co.uk/jolly-phonics/
15. Oxford Phonics World: 1: Teacher`s Book. Oxford University Press, 2012 – 96 p.

Расскажите о нас своим друзьям: