Методика преподавания языка | Филологический аспект: Методика преподавания языка и литературы Методика преподавания языка и литературы №04 (21) Июль 2023 - Август 2023
УДК 372.881.1
Дата публикации 31.08.2023
Применение искусственного интеллекта в обучении иностранным языкам
Карпович Эдуард Михайлович
Студент магистратуры, Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнёва, РФ, г. Красноярск, karpowich1@gmail.com
Аннотация: Статья исследует применение искусственного интеллекта (ИИ) в процессе обучения иностранным языкам. Рассматриваются методы и подходы, с помощью которых ИИ способствует оптимизации образовательного процесса, а также выявляются его преимущества и недостатки. Выделяются отдельные примеры использования ИИ в обучении иностранным языкам. В заключение, статья подчёркивает важность сбалансированного подхода к интеграции ИИ в образовательный процесс с учётом его преимуществ и недостатков.
Ключевые слова: искусственный интеллект, нейросети, современные технологии, иностранные языки, образование.
Master's Student, Reshetnev Siberian State University of Science and Technology, Russia, Krasnoyarsk
Abstract: The article explores the application of artificial intelligence (AI) in the process of foreign language learning. The methods and approaches through which AI contributes to optimizing the educational process are examined, along with its advantages and drawbacks. Specific examples of AI usage in foreign language education are highlighted. In conclusion, the article underscores the significance of a balanced approach to integrating AI into the educational process, taking into account its benefits and limitations.
Keywords: artificial intelligence, neural networks, modern technologies, foreign languages, education.
Карпович Э.М. Применение искусственного интеллекта в обучении иностранным языкам // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. Сер.: Методика преподавания языка и литературы. 2023. № 04 (21). Режим доступа:https://scipress.ru/fam/articles/primenenie-iskusstvennogo-intellekta-v-obuchenii-inostrannym-yazykam.html (Дата обращения: 31.08.2023)
Роль искусственного интеллекта (ИИ) в современном мире продолжает усиливаться, охватывая все более широкий спектр областей человеческой деятельности. ИИ уже успел зарекомендовать себя в медицине, производстве, маркетинге, творчестве и множестве других сфер, включая образование.
Технологический прогресс и постоянное развитие искусственного интеллекта открывают перед нами возможности создания более индивидуальных и адаптивных подходов к обучению, при которых учитываются индивидуальные особенности каждого учащегося. Таким образом, можно предположить, что уже в ближайшее время технологии, связанные с ИИ, станут неотъемлемой частью сферы образования.
Прежде всего следует разобраться с понятием ИИ. Автором термина «искусственный интеллект» является Джон Маккарти, который впервые употребил его в 1956 году. Маккарти приводил следующее определение: «Это наука и технология создания интеллектуальных машин, в особенности – интеллектуальных компьютерных программ». Он уточнял, что «искусственный интеллект связан с задачей использования компьютеров для понимания работы человеческого интеллекта, но не ограничивается использованием методов, наблюдаемых в биологии» [6].
Президент Российской ассоциации искусственного интеллекта Осипов Г. В. определяет ИИ как науку, входящую в комплекс компьютерных наук, задачей которой является обеспечение разумных рассуждений и действий с помощью вычислительных систем и иных искусственных устройств [3].
Согласно толковому словарю по искусственному интеллекту, ИИ представляет собой «научное направление, в рамках которого ставятся и решаются задачи аппаратного или программного моделирования тех видов человеческой деятельности, которые традиционно считаются интеллектуальными» [1].
Базовые задачи, которые решает ИИ, включают в себя распознавание речи, компьютерное (техническое) зрение, перевод между естественными языками и другие сопоставления, в которых фигурируют какие-либо входные данные [7]. На данный момент существует множество отдельных направлений в изучении ИИ, которые решают различные задачи, в том числе в сфере образования.
Внедрение ИИ в сферу образования имеет большое количество преимуществ, среди которых прежде всего можно выделить индивидуализацию образования. Современные технологии, основанные на ИИ, способны адаптировать образовательный процесс под потребности каждого ученика, учитывая темпы усвоения материала, степень понимания и уровень знаний.
Важно отметить, что ИИ способен анализировать большие объёмы данных, что позволяет выявлять тенденции и паттерны в обучении, определять эффективные методы преподавания и даже предсказывать потенциальные трудности, с которыми учащиеся могут столкнуться.
Большим преимуществом для многих преподавателей является возможность с помощью ИИ создавать собственные образовательные решения, позволяющие не только сделать процесс изучения новых материалов интерактивным, но и сэкономить значительную часть времени.
Относительно недостатка времени, стоит отметить, что искусственный интеллект может взять на себя часть нагрузки, включая подробную проверку работ учеников, с последующим предоставлением детальных отчётов о прогрессе каждого учащегося и выявлением их слабых мест. В дальнейшем это позволит педагогам разрабатывать более точные и эффективные стратегии обучения.
Несмотря на множество преимуществ, внедрение искусственного интеллекта в сферу образования также сопряжено с определенными недостатками и вызовами, которые выражаются в отсутствии человеческих качеств. Нравственность, мотивация, эмпатия и индивидуальное понимание исключаются при прямом взаимодействии обучающихся с ИИ. Это может не только создать значительные трудности для учащихся в процессе усвоения материала, но также спровоцировать различные психологические проблемы.
Отсутствие человеческих качеств у ИИ порождает и другие проблемы. Творчество и критическое мышление являются важными составляющими процесса обучения. Алгоритмы ИИ могут предоставить студентам новую информацию, но при этом ограничить развитие их творческих и аналитических способностей. Важно не только передать студентам новые знания, но также развить у них способность к творческому мышлению.
Множество вопросов вызывают и этические аспекты использования ИИ. Внедрение ИИ в образование может вызвать множество вопросов о конфиденциальности данных преподавателей и обучающихся, а также о том, насколько допустимо использование технологий для их оценки и мониторинга.
Угроза потери рабочих мест также является важной темой для размышления. На сегодняшний специалисты разных профессий опасаются за своё будущее и уже сейчас выступают за урегулирование использования ИИ [4]. Дальнейшее распространение использования ИИ в образовании может вызвать опасения о замещении преподавательской деятельности машинами. Опираясь на существующие разработки в сфере ИИ и прогнозы исследователей центра Oxford Martin School, предсказавших в 2013 году автоматизацию 47% всех рабочих мест в ближайшие 20 лет [5, с. 40], можно с большой уверенностью сказать, что ИИ действительно сможет самостоятельно выполнять некоторые рутинные рабочие задачи. Но важно заметить, что такая технология не сможет обойтись без контроля специалиста и направления, которое он сможет задать.
Несмотря на наличие недостатков, ИИ следует рассматривать как перспективную технологию, которая способна в значительной степени улучшить подход не только к изучению иностранных языков, но и к образованию в целом.
На сегодняшний день существует большое количество решений, которые уже сейчас позволяют преподавателям и обучающимся использовать ИИ в изучении иностранных языков.
Прежде всего необходимо выделить мобильные приложения и другие платформы для изучения иностранных языков, в которых используется ИИ.
Одно из самых популярных приложений – «Duolingo». Здесь ИИ используется для персонализации обучения каждого пользователя и предлагает игровой подход к изучению языка. Аналогом приложения, также использующим ИИ для персонализации, является приложение «Babbel», которое помимо этого предлагает образовательные курсы на различных уровнях и имеет большую базу данных слов и фраз. «Lingvist» представляет собой решение, позволяющие с помощью ИИ определить слабые места пользователя и предложить упражнения, которые помогут улучшить определённые навыки. Подобную функцию выполняет и «Memrise», отличительной чертой которого является персонализация упражнений на основе интересов пользователя. Оно также предлагает возможность изучать язык через видео и аудио материалы. В заключение хотелось бы отметить приложение «Rosetta Stone», в котором возможно создание персонализированных программ обучения на основе уровня знания языка. В приложении также есть возможность изучения языка через интерактивные упражнения и игры.
Помимо приложений и образовательных платформ, существуют и чат-боты для изучения иностранного языка, которые представляют собой интересный и эффективный инструмент, совмещающий технологии и образование. Они представляют собой программы или чаты в мессенджерах, использующие искусственный интеллект для взаимодействия с пользователями в формате диалога, напоминая общение с настоящим собеседником на иностранном языке.
Лидирующие позиции среди подобных решений занимает чат-бот «Replika», который в ходе беседы начинает подстраиваться под собеседника, в дальнейшем перенимая его манеру общения. Главные достоинства чат-бота – высокая степень персонализации и возможность неформальной беседы. Ещё одним решением является чат-бот «Andy», который не только может поддержать беседу, но и дать пользователю определённые задания, а затем проверить их выполнение. Другое решение – «Mondly» позволяет не только общаться, но и репетировать определённые речевые ситуации. В чат-боте также есть большое количество разговорных словосочетаний и фигур речи. Объединяет все вышеперечисленные функции приложение «EF Hello», которое помимо этого умеет также анализировать голосовые сообщения пользователя, представляя возможность работы над произношением. Решением для учеников младших классов или дошкольников является «MyBuddyAI», представляющий собой виртуального мультяшного репетитора, помогающего детям развивать свой словарный запас в игровой форме, повторяя и заучивая слова.
Однако важно помнить, что чат-боты не заменяют полноценного общения с носителями языка, но могут быть отличным дополнением к традиционным методам обучения.
Важно отметить, что выше перечислен лишь ряд решений и сценариев, позволяющих внедрить ИИ в процесс изучения иностранных языков. В последние годы появляется всё больше новых решений, которые внедряются и в образовательный процесс ВУЗов РФ [2, с. 6]. Среди них и отечественные разработки, которые не отличаются по качеству и функционалу от зарубежных аналогов.
Таким образом, исследование роли и применения искусственного интеллекта в сфере обучения иностранным языкам подчёркивает значимость технологического развития в современной сфере образования. Применение искусственного интеллекта в этой области несёт с собой немало перспективных возможностей, таких как индивидуализированный подход к обучению, более гибкие и доступные методы изучения, а также более точное мониторинг и оценку успехов учащихся.
В долгосрочной перспективе, интеграция искусственного интеллекта в обучение иностранным языкам имеет потенциал трансформировать практику образования. По мере улучшения алгоритмов и расширения возможностей ИИ, мы можем ожидать более эффективные, доступные и индивидуализированные методы изучения иностранных языков для всех учащихся.
Список литературы
1. Аверкин А. Н., Гаазе-Рапопорт М. Г., Поспелов Д. А. Толковый словарь по искусственному интеллекту. URL: http://www.raai.org/library/tolk/aivoc.html#L208 (дата обращения: 20.06.2023).
2. Агальцова Д. В., Валькова Ю. Е. Технологии искусственного интеллекта для преподавателя вуза // Мир науки, культуры, образования. 2023. №2 (99). С. 5–7.
3. Осипов Г. С. Искусственный интеллект: состояние исследований и взгляд в будущее // Российская ассоциация искусственного интеллекта. URL: http://www.raai.org/about/persons/osipov/pages/ai/ai.html (дата обращения: 21.06.2023).
4. Шашкина А. ИИ лишает писателей работы? Голливудские сценаристы устроили забастовку впервые за 15 лет // Kursiv. 03.05.23. URL: https://kz.kursiv.media/2023-05-03/lnsh-ai-zabastovka/ (дата обращения: 25.06.2023).
5. Carl B. F., Michael A. O. The Future of Employment: How Susceptible are Jobs to Computerisation? // Technological Forecasting and Social Change. 2017. Vol. 114. P. 254–280.
6. McCarthy J. What is Artificial Intelligence? // John McCarthy's Home Page. 12.11.2007. URL: http://www-formal.stanford.edu/jmc/whatisai/whatisai.html (дата обращения: 20.06.2023).
7. Schroer A. Artificial Intelligence // Built In. 27.07.23. URL: https://builtin.com/artificial-intelligence (дата обращения: 21.06.2023).