Методика преподавания языка | Филологический аспект: Методика преподавания языка и литературы Методика преподавания языка и литературы №05 (22) Сентябрь 2023 - Октябрь 2023

УДК 372.881.111.1

Дата публикации 27.10.2023

Развитие критического мышления студентов на базе анализа политической статьи

Персикова Тамара Николаевна
к.культурологии, доцент, доцент кафедры английского языка, Дипломатическая академия МИД РФ, Россия, Москва, DAConfa@mail.ru

Аннотация: Задача статьи – рассмотреть методы развития критического мышления студентов, одним из которых является составление критического анализа политической статьи. В статье приводится сравнение критического и аналитического мышления, анализируются отличительные черты критически мыслящего человека. Автор описывает этапы работы над критическим анализом статьи, подчеркивая важность изучения заголовка и вдумчивого прочтения текста, умение представить его краткое содержание, вычленив основную и второстепенные идеи, понять скрытый смысл высказываний, разграничить между фактами, суждениями и мнением, охарактеризовать авторскую манеру изложения, полноту и достоверность представленной информации, прокомментировать и дополнить содержание текста, сделать правильные выводы.
Ключевые слова: критическое мышление, аналитическое мышление, критический анализ текста, источник информации, контекст, аналитическое чтение, мнение, факт, суждение, краткое изложение, главная идея.

Developing students’ critical thinking through analysis of political article

Persikova Tamara Nikolaevna
PhD in culturology, Docent, Associate Professor of English Chair, Diplomatic Academy of Russia’s Foreign Ministry, Russia, Moscow

Abstract: The purpose of the article is to consider methods of developing students’ critical thinking, in particular making a critical analysis of a political article. The article compares critical and analytical ways of thinking, shows typical features of a critically thinking person. The author describes stages of making a critical analysis of an article, stresses the importance of studying the article headline, reading its text attentively, presenting its summary, determining its message and additional ideas. The author underlines the importance for students to understand the hidden meaning of statements, to differentiate between facts, arguments and opinions, to characterize the author’s manner of presentation, to determine whether the information is full and truthful, to comment and add to the text and draw correct conclusions.
Keywords: critical thinking, analytical thinking, critical analysis, source of information, context, critical reading, opinion, fact, argument, summary, message.

Правильная ссылка на статью
Персикова Т.Н. Развитие критического мышления студентов на базе анализа политической статьи // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. Сер.: Методика преподавания языка и литературы. 2023. № 05 (22). Режим доступа: https://scipress.ru/fam/articles/persikova-tn-razvitie-kriticheskogo-myshleniya-studentov-na-baze-analiza-politicheskoj-stati.html (Дата обращения: 27.10.2023)

В современном мире с обилием информации, поступающей из самых разных источников, и с отсутствием уверенности в ее достоверности все более востребована способность обрабатывать информацию, мысля критически. Поэтому обучение, ориентированное на развитие критического мышления, которое является одним из так называемых soft skills, то есть гибким личностным навыком, становится насущной методической проблемой современного вузовского образования. Обучая студентов мыслить критически, преподаватели не только развивают у студентов навыки аналитического чтения текста, но и стимулируют их способности самостоятельно мыслить, подвергать сомнению любую информацию, открывать новые возможности для совершенствования полученных знаний, повышения своего профессионального уровня и проведения исследовательской работы.

Приступая к рассмотрению любого научного феномена, необходимо четко определить термины. Сегодня при обсуждении различных типов мышления активно используются два термина, порой взаимно заменяя друг друга: аналитическое мышление (в английском языке analytical thinking/skill) и критическое мышление (critical thinking/skill). Однако между ними следует провести разграничение.

Вот несколько определений аналитического мышления.

«Это способность человека детально, логически и систематически анализировать информацию и использовать ее для принятия обоснованных решений» [7].

«Это способность структурировать информацию, разбивать её на логические блоки, анализировать их и устанавливать взаимосвязи между ними, что позволяет человеку принимать максимально точные, логичные и взвешенные решения, опираясь только на факты и логически обоснованные умозаключения» [14].

«Это способность обрабатывать данные, которая помогает правильно понимать, оценивать, систематизировать и структурировать информацию, находить взаимосвязи и делать выводы. Аналитическое мышление необходимо, чтобы оценивать ситуации, принимать взвешенные решения, прогнозировать и планировать» [13].

Примеры определений критического мышления.

«Это умение всесторонне анализировать информацию и делать обоснованные (в идеале – объективные) выводы» [12].

«Критическое мышление – один из ключевых навыков ХХI века, позволяющий анализировать информацию, отсеивать неточные данные, отделять факты от интерпретации, формировать собственное мнение и отстаивать свою позицию» [11].

«Критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное… Оценка может и должна быть конструктивным выражением и позитивного, и негативного отношения» [15].

«Критическое мышление — это способность анализировать информацию, оценивать ее достоверность и подвергать сомнению всю представленную информацию. Для выполнения критического мышления необходимо обладать навыками аргументации, логического мышления и умением самостоятельной оценки информации» [10].

Таким образом, если задача аналитического мышления – проанализировать информацию, сделать логические и обоснованные выводы и принять правильное решение, цель критического мышления – осмыслить информацию, ставя под сомнение ее логичность, достоверность и объективность, оценить ее значимость, всесторонне рассмотрев все положительные и отрицательные стороны, и использовать ее для формирования и отстаивания собственной точки зрения.

 Поскольку цель данного исследования – показать важность развития критического мышления студентов, в частности, для умения составлять критический анализ политической статьи, кажется уместным рассмотреть еще один термин, «критический анализ текста»:

«Критический анализ текста (от греч. kritikos, krino – сужу, рассуждаю) – это оценка текста с точки зрения надежности приведенной в нем информации: истинная или ложная, достоверная или недостоверная, логичная или нелогичная. Результат критического анализа текста – выявление в нем достоинств и недостатков» [8].

«Критический анализ текста позволяет выявить его сильные и слабые стороны, уровень профессионализма автора, полноту раскрытия темы» [9].

 Следовательно, занимаясь критическим анализом политической статьи с целью оценки актуальности, полноты и достоверности содержащейся в ней информации, непредвзятости автора в подаче материала или уязвимости его аргументов и используемых методов убеждения, студенты вырабатывают критический взгляд на события, факты и явления, описываемые в статье, формируют собственное мнение и, в конечном итоге, развивают свои способности к критическому мышлению.

В чем проявляется умение мыслить критически? Какими навыками обладает критически мыслящий человек? Какие навыки критического мышления необходимо развивать у студентов в процессе обучения их составлению критического анализа политической статьи?

  • Прежде всего, критически мыслящего человека отличает умение работать с большим объемом информации, анализируя ее и структурируя в зависимости от поставленной цели, отмечая в ней главное и второстепенное, находя нужное для себя.
  • Он обладает навыками аналитического чтения. Воспринимая полученную информацию, критически мыслящий человек сопоставляет новые данные с усвоенными ранее знаниями, устанавливает причинно-следственные связи между представленными высказываниями, мнениями, суждениями, взвешивает все доводы за или против, оценивает их достоверность и аргументированность, делает логические выводы.
  • Анализируя различные источники информации, он учитывает контекст: ситуацию и обстоятельства, в которых была написана статья или создан репортаж о политическом событии, информированность и профессионализм автора, свойственную ему манеру отражать события полно, правдиво, по возможности объективно или наоборот. Такой подход помогает избежать искажений в интерпретации информации и неверных выводов.
  • Развитое критическое мышление предполагает, что человек обладает гибким умом, открыт всему новому, готов расширить свой угол зрения и рассмотреть вопрос с разных сторон, быть внимательным к различным аргументам, гипотезам, мнениям, способен признать свою неправоту или нехватку знаний при рассмотрении какого-то вопроса, не зависит от мнения большинства, которое может оказаться ошибочным, не подвержен влиянию пропаганды и устойчив к манипуляциям и обману.
  • Формулируя свое мнение, критически мыслящий человек способен абстрагироваться от личных эмоций, предубеждений или суждений, которые могут помешать ему быть беспристрастным. Представляя доводы и аргументы в поддержку своей точки зрения, он грамотно, ясно и полно их формулирует, делает обоснованные умозаключения, воздерживается от голословных заявлений и необоснованных или торопливых суждений, дополняет свою доказательную базу статистическими данными, результатами научных исследований, ссылками на конкретные факты. Его отличает самостоятельность мышления, высокая степень концентрации мысли в высказываниях и стремление к максимальной объективности.

На этапе подготовки к составлению критического анализа статьи важно развивать необходимый/полезный навык критического мышления – умение задавать продуманные вопросы. Это отмечают в своих работах многие авторы. [1; 3; 6; 7]. Наиболее подходящий вид речевой деятельности, развивающий этот навык, - дискуссия, которую можно проводить в аудитории в виде обсуждения текущих политических новостей или, что возможно только на продвинутом уровне владения языком, - круглого стола с обсуждением актуальных аспектов международной политики. При этом важно, чтобы студенты испытывали желание высказаться и не находились под давлением авторитета преподавателя [4]. Важно также, чтобы вопросы, которые задают студенты, были глубоко продуманы и стимулировали интерес к обсуждению. «Умение задавать продуманные вопросы — это тот навык, которому следует учить, поскольку большинство людей привыкло задавать примитивные вопросы, требующие при ответе на них лишь небольшого напряжения памяти (например: В каком году…? Кто изобрел…?), вместо того чтобы задать такой вопрос, ответ на который потребует серьезного анализа разнородной информации» [6, с. 130]. Следует развивать навык студентов задавать вопросы, которые побуждают интерес к дискуссии, например, такие как: что подразумевается под…? Каким образом … влияет на …? Что является причиной … и почему? Согласны ли вы с утверждением, что …? Чем вы можете аргументировать свой ответ? Как, по-вашему, посмотрел бы … на эту ситуацию? Какими могут быть возможные пути решения вопроса/конфликта? В чем сильные и слабые стороны …? Почему это важно? Как это повлияет на международную ситуацию?  Подобного рода вопросы студентам полезно задавать также самим себе при аналитическом чтении статьи для более полного понимания ее содержания. При этом используются такие навыки мышления, как анализ, установление причинно-следственных связей, активизация ранее приобретенных знаний, сравнение, противопоставление, контраргументация, оценка и ее обоснование, рассмотрение противоположных точек зрения.

 Работа по составлению критического анализа политической статьи предполагает прохождение нескольких этапов.

 Прежде всего, это внимательное изучение заголовка и подзаголовка статьи, а также ее первого абзаца. Поскольку англосаксонская модель мышления преимущественно строится по дедуктивному принципу (от главного к второстепенному, от общего к частностям), часто основная мысль и наиболее существенный аргумент представлены в самом начале высказывания, поэтому именно в заголовке, подзаголовке и первом абзаце статьи и содержится ее message – главный посыл автора. Изучение заголовка и подзаголовка дает студенту представление, о чем он будет читать, и предвидеть дальнейшее развитие темы. На этом этапе полезно задать самому себе вопрос: почему именно сейчас автор решил затронуть это тему, что делает ее интересной для читателя и в чем ее актуальность.

Далее, предваряя чтение статьи, студент может получить из разных источников дополнительную информацию об авторе, его сфере интересов и уровне профессионализма, предыдущих работах, склонности представлять события в соответствии с политикой своей страны или своего издания (газеты, журнала) или наоборот, о свойственной автору манере выражать независимую, предпочтительно непредвзятую позицию. Здесь у стремящегося мыслить критически студента уже складывается представление о том, можно ли доверять данному журналисту и насколько. И решая для себя, насколько достоверно мнение автора, можно попытаться ответить на следующие вопросы: он является признанным авторитетом в той области, к которой относится статья? Каковы доказательства его компетентности? Основаны его выводы и аргументы на специальных знаниях или на личном опыте? Какими методами анализа данных он пользовался при написании статьи?

Следующий этап работы – чтение текста статьи. Очень важно, чтоб это было вдумчивое чтение с элементами анализа информации, выделением в ней главного и второстепенного, осознанием основной цели автора и побочных, дополнительных задач, которые он ставит перед собой в данной статье. По мере чтения уместно делить весь текст на части и задаваться вопросом: почему именно эта информация упомянута в статье? Чем эти события значимы для понимания всей ситуации? Как они могут повлиять на будущую политику страны или международное положение в целом?

 Важно научить студентов определять, что в тексте статьи является отражением фактической информации, что – выражением мнения автора, а что – его достаточно убедительно обоснованным суждением. Студенты должны понимать, что, высказывая мнение, автор просто говорит о своих предпочтениях, не приводя никаких причин, ничем не подтверждая и никак не оценивая. Когда автор приводит доводы в пользу высказанного мнения, поддерживая его с помощью аргументов, доказательств, логических заключений, - мнение превращается в обоснованное суждение. Представляя факты, автор дает объективную информацию, которую можно проверить. Однако часто трудно провести различия между фактом, суждением и мнением. Хотя журналисты обязаны сообщать читателям факты, их мнение, несомненно, оказывает влияние на то, о чем, как и почему они пишут. Большинство СМИ стремятся представить информацию таким образом, чтобы привлечь аудиторию: выделяют броским заголовком лишь одну сторону сложной проблемы, обращают основное внимание на конфликты, противоречия, несовпадения мнений и ошибки политиков, пренебрегают правилом проверки информации и не отличаются профессионализмом и глубиной анализа. Даже статистические данные, на которые порой ссылаются журналисты, больше не гарантируют объективности, поскольку редко сопровождаются точной информацией о том, кем, как и на основе какой выборки эти данные были собраны. Поэтому отличить факты от мнений становится все труднее и это превращается в серьезную аналитическую работу, которую должны выполнять студенты при чтении текста статьи.

Немаловажный аспект аналитического чтения заключается в том, чтобы помнить, что часто искусно выстроенные аргументы автора обращены к нашим эмоциям, а не к разуму и нацелены на то, чтобы вызвать симпатию читателя, убедить его поверить автору статьи, заставить читателя мыслить определенным образом. Для того, чтобы использовать методы воздействия на чужое мнение, автору нужны не обоснованные аргументы, а привлекательные суждения, ведь часто нам нравится читать чьи-то статьи лишь потому, что высказанное автором мнение совпадает с нашим собственным. По завершении чтения текста полезно в качестве самоконтроля и не заглядывая в текст статьи ответить на те вопросы, которые были заданы самому себе в процессе чтения. Это поможет обобщить прочитанное и полноценно оценить свое понимание материала.

Один из самых важных этапов критического анализа статьи -   составление ее краткого содержания (summary). Именно умение кратко, грамотно и верно передать смысл того, что автор, с точки зрения студента, хочет выразить своей статьей, и является свидетельством правильно организованной и хорошо проведенной аналитической работы с текстом. Для этого полезно читать статью с карандашом в руке и подчеркивать важное или делать выписки, которые впоследствии превращаются в план summary.

Существуют определенные правила составления summary. Прежде всего, необходимо представить тему статьи. Это можно сделать, либо процитировав ее заголовок, либо кратко сформулировав тему одним или двумя предложениями. Следующая обязательная составляющая summary – информация об источнике и дате публикации. Называя газету или журнал, из которого была взята статья, студент дает некое представление о контексте: стране, в которой работает издание, его редакционной политике и т.д.  Упоминая дату публикации, студент очерчивает временные рамки событий, описываемых в статье, в зависимости от которых в разделе той части критического анализа, которая будет посвящена комментариям, будет необходимо сообщить о последовавших за публикацией статьи событиях.  Далее следует собственно текст summary, при этом студенты должны понимать, что summary - это не пересказ статьи, а передача ее содержания с вычленением основной идеи (message), а также дополнительные аспектов, вопросов и проблем, на которые автор обратил внимание [5]. Важно перефразировать текст автора и суммировать его содержание своими словами. Хочется привести цитату из книги Дайаны Халперн: «Мы редко запоминаем что-либо дословно. Наша память, как правило, схватывает суть, или интерпретацию смысла сообщения. Если студент отвечает на моем экзамене теми же словами, которые я говорила в аудитории или которые были написаны в учебнике, я начинаю беспокоиться. У меня появляется опасение, что он не понял учебный материал и не переосмыслил его» [6, с. 65]. Подобные чувства возникают и у меня, когда я слышу только слова автора в передаче содержания текста статьи студентом, поскольку при аналитическом чтении люди помнят смысл и суть сообщения, а не те конкретные слова, которыми оно было выражено.

В заключении summary студент предоставляет последние известия, свежие новости, информацию о событиях, последовавших за публикацией статьи и связанных с ее содержанием (update). Здесь важно, чтоб новые сведения были связаны со статьей не просто тематически, а проблематически, то есть в них должны содержаться информация о том, какое последующее развитие получила описываемая автором проблема или ситуация, какие комментарии по этому вопросу предоставили ведущие политики мира, как возникшая ситуация повлияла на положение в мире или отношения между странами, вовлеченными в нее, какие меры были предприняты международными организациями для разрешения вопроса и т.д.

Следующие два этапа критического анализа статьи наиболее полно отражают творческие и аналитические способности студента, применение им критического мышления на практике: это анализ подачи материала автором и комментарии по содержанию статьи. Порядок следования этих этапов выбирает студент в зависимости от логики построения своего текста критического анализа.

Анализируя авторскую манеру презентации, студент может кратко представить найденную им дополнительную информацию об авторе, его сфере профессиональных интересов, опыте журналистской деятельности и предыдущих работах. Далее следует оценка качества изложенной в статье информации: насколько она соответствует заявленной теме, в частности заголовку, насколько полно, последовательно и всеобъемлюще представлена, какими источниками пользуется автор, как приведенные им цитаты и высказывания экспертов или политиков помогают понять его message, основана ли его аргументация на мнениях, суждениях или фактах. Отдельный интерес вызывает оценка студентом объективности авторской манеры, убедительности его методов и выводов, в чем конкретно выражается его беспристрастность или в чем он пристрастен, пытается ли автор повлиять на мнение читателя и сформировать искаженное отношение к описываемой проблеме и как, по мнению студента, это проявляется в тексте статьи, содержит ли текст выражение мнения автора, его отношение к описываемым событиям, есть ли в тексте какой-то скрытый смысл, подтекст и как он влияет на общее восприятие текста. Если студент не согласен с выраженной автором точкой зрения, полезно проследить цепочку логических рассуждений, которые привели к полученному заключению, выявить слабые места в аргументации и может быть представить контраргументы. Приятно, когда студенты обращают внимание на язык автора, его красоту, точность формулировок, яркость сравнений, или, с другой стороны, невыразительность речи, стилистические просчеты, неудачные высказывания. Стоит еще раз подчеркнуть, что критический анализ статьи не означает необходимость все критиковать, он предполагает оценочное отношение к тексту, а не выискивание недостатков, и по возможности объективное рассмотрение его отрицательных и положительных сторон. Также студентам важно помнить, что в академической письменной речи (academic writing) – а критический анализ статьи именно к ней и относится – не предполагается изложение мнения или позиции от первого лица, поэтому предпочтение отдается безличным оборотам и пассивным конструкциям, используется формальный стиль речи, при цитировании чьего-то мнения ссылка на источник обязательна.

Комментарий ситуации или проблемы, описанной в статье, прежде всего, предполагает умение студента применить свои базовые знания для обобщения представленной в статье ситуации или проблемы и подтверждения важности затронутых в ней вопросов. Критическое мышление помогает отыскать надежные дополнительные источники информации для поиска профессиональных комментариев по обсуждаемому вопросу и привести цитаты мнений экспертов или ведущих политиков в качестве поддерживающих аргументов или выражения противоположных позиций. Будучи студентом Дипломатической Академии МИД РФ, автор текста критического анализа политической статьи понимает значимость представления позиции своей страны по тому или иному вопросу международной политики, которую он отражает в своих комментариях. В заключение студент отмечает ценность приведенной в статье информации, ее актуальность, правдивость и полезность статьи в целом, если его анализ позволяет ему сделать такой вывод.

Суммируя вышеизложенное, необходимо подчеркнуть, что приведенные в данной статье методы развития навыков критического мышления студентов на базе составления критического анализа политической статьи стимулирует мыслительную деятельность студентов и в итоге помогают им мыслить более эффективно. Однако для овладения этими навыками требуется целенаправленное обучение, практические рекомендации преподавателя и активная обратная связь. Особое внимание преподавателю стоит обратить на подбор статьи для анализа, учитывая такие критерии, как актуальность тематики, глубина информации, интересное изложение мыслей и аргументации, профессионализм автора, красота и выразительность языка.


Список литературы

1. Бутенко А. В., Ходос Е. А. Критическое мышление: метод, теория, практика. Учеб.-метод. пособие. М.: Мирос, 2002. 176 с.
2. Ивунина Е.Е. О различных подходах к понятию «критическое мышление» / Молодой ученый, 2009, № 11. С. 170-174.
3. Исупова М.М. Развитие навыков критического анализа и критической оценки научного текста у студентов неязыкового вуза // Актуальные проблемы лингвистики и лингводидактики иностранного языка делового и профессионального общения. Сб. материалов конференции. В 2-х частях. Москва. 2020. С. 32-34.
4. Персикова Т.Н. Дискуссия как способ развития лингвокультурной коммуникативной компетенции. New Language, New World, New Thinking. Выпуск II: Материалы II международной научно-практической конференции / Отв. ред. Ларионова Е.И. М., 2019. С. 458-464.
5. Русакова И.Б. Обучение реферированию текста на английском языке // Язык. Культура. Общество. Актуальные проблемы, методы исследования и проблемы преподавания. Сб.статей. Дашков и Ко. М. 2021. С. 73-79.
6. Халперн Дайана. Психология критического мышления СПб.: Питер, 2000. 512 с.
7. Что такое аналитическое мышление. PSK Group. Полезный портал [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://psk-group.su/znacheniya/cto-takoe-analiticeskoe-myslenie (Дата обращения 13.06.2023)
8. Учебные материалы для студентов [Электронный ресурс] Режим доступа: https://studme.org/383582/informatika/algoritm_kriticheskogo_analiza_teksta (Дата обращения: 11.06.2023)
9. DisHelp [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://disshelp.ru/blog/metodika-provedeniya-kriticheskogo-analiza-nauchnogo-teksta/ (Дата обращения 11.06.2023)
10. Значение «критический анализ»: определение, сущность и цель. DisHelp [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://psk-group.su/znacheniya/kriticeskii-analiz-opredelenie-sushhnost-i-cel (Дата обращения 13.06.2023)
11. Что такое критическое мышление и как его развивать. Фоксфорд [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://media.foxford.ru/articles/critical-thinking (Дата обращения 11.06.2023)
12. Что такое критическое мышление и как его развивать. Skillbox Media [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://skillbox.ru/media/growth/chto-takoe-kriticheskoe-myshlenie-i-kak-ego-razvivat/ (Дата обращения 11.06.2023)
13. РБК [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://trends.rbc.ru/trends/social/6220d6629a7947b4c7bf5566 (Дата обращения 13.06.2023)
14. 5 ключевых признаков аналитического мышления. Дневник знаний [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://dnevnik-znaniy.ru/psixologiya/5-klyuchevyx-priznakov-analichticheskogo-myshleniya.html (Дата обращения 13.06.2023)
15. Знанио. Образовательный портал педагогов [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://znanio.ru/pub/2537 (Дата обращения 11.06.2023)
16. Русакова И.Б. Обучение реферированию текста на английском языке // Язык. Культура. Общество. Актуальные проблемы, методы исследования и проблемы преподавания. Сб.статей. Дашков и Ко. М. 2021. С. 73-79.

Расскажите о нас своим друзьям: