Методика преподавания языка | Филологический аспект: Методика преподавания языка и литературы Методика преподавания языка и литературы №03 (14) Май 2022 - Июнь 2022
УДК 81
Дата публикации 29.06.2022
Особенности развития речи младших школьников на уроках русского языка
Скоробогатова Алёна Андреевна
студент психолого-педагогического факультета, Филиал Ставропольского государственного педагогического института в г. Ессентуки, Россия, Ессентуки
Научный руководитель Борисова Любовь Петровна
канд. пед. наук, Филиал Ставропольского государственного педагогического института в г. Ессентуки, Россия, Ессентуки
Аннотация: Работа по развитию речи – важнейший компонент формирования коммуникативной компетенции учащихся, приобретение которой является главной практической целью обучения русскому языку. Речь используется всеми носителями языка во всех сферах человеческой деятельности. Развитие речи – важнейшая задача обучения в школе. Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умения учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируются в процессе овладения знаниями через речь и проявляются так же в речевой деятельности. Логически четкая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика – показатель его умственного развития.
Ключевые слова: речевое развитие младших школьников, развитие речи, уровнями развития речи.
student of the psychological and pedagogical faculty, Branch of the Stavropol State Pedagogical Institute in Essentuki, Russia, Essentuki
cand. ped. Sciences, Branch of the Stavropol State Pedagogical Institute in Essentuki, Russia, Essentuki
Abstract: Speech development work is an essential component of the formation of students' communicative competence, the acquisition of which is the main practical goal of teaching the Russian language. Speech is used by all native speakers in all spheres of human activity. Speech development is the most important task of teaching at school. Speech is the basis of all mental activity, a means of communication. Students' abilities to compare, classify, systematize, generalize are formed in the process of mastering knowledge through speech and are also manifested in speech activity. Logically clear, evidence–based, imaginative oral and written speech of a student is an indicator of his mental development.
Keywords: speech development of younger schoolchildren, speech development, levels of speech development.
Скоробогатова А.А., Борисова Л.П. Особенности развития речи младших школьников на уроках русского языка // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. Сер.: Методика преподавания языка и литературы. 2022. № 03 (14). Режим доступа: https://scipress.ru/fam/articles/osobennosti-razvitiya-rechi-mladshikh-shkolnikov-na-urokakh-russkogo-yazyka.html (Дата обращения: 29.06.2022)
Взгляды на проблему развития речи младших школьников Е. В Архиповой [1], Е.В. Бунеевой [2], Т.И. Зиновьевой [3], Т.А. Ладыженской [5], М.Р. Львова [6], М.С. Соловейчик [8] нашли свое отражение в лингвистической, методической и психологической литературе.
Речевое развитие младших школьников – одна из основных остро стоящих проблем обучения русскому языку. Наиболее актуальным является формирование у учащихся внимательного отношения к слову, к его употреблению, развитие способности воспринимать и оценивать изобразительно-выразительный аспект речевого высказывания, а также умело использовать его в собственной речи.
Н.И. Жинкин подчеркивает, что развитие речи есть не что иное, как введение в мозг ребенка языка в неявном виде, то есть через речь [4].
По убеждению М.Р. Львова [6],Н.И. Политовой [7], М.А. Соловейчик [8] для успешного речевого развития детей недостаточно простого выполнения упражнений в подборе синонимов, в составлении предложений, в рассказывании и пересказе - такая система обучения не вооружает учеников пониманием существующих речевых закономерностей, знанием набора действий и способов их выполнения при обдумывании высказываний, знанием критериев оценки создаваемых текстов.
Под развитием речи на уроке русского языка Т.А. Ладыженская понимает всю работу, проводимую специально и в связи с изучением школьного курса (грамматики словообразования, правописания и так далее) для того, чтобы ученики овладели языковыми нормами (произносительными, лексическими, морфологическими, синтаксическими), а также умением выражать свои мысли в устной и письменной форме, пользуясь нужными языковыми средствами в соответствии с целью, содержанием речи и условиями общения[5].
Работа по развитию речи – важнейший компонент формирования коммуникативной компетенции учащихся, приобретение которой является главной практической целью обучения русскому языку: речь используется всеми носителями языка во всех сферах человеческой деятельности.
Одним из основных показателей умственного и речевого развития школьника служит богатство его словарного запаса. Чтобы добиться свободного владения языком, необходимо в ходе обучения обеспечить достаточный словарный запас, частью которого являются имена прилагательные. Поэтому одним из путей развития мышления и совершенствования речевых умений и навыков учащихся начальной школы является целенаправленная работа по обогащению их речи словами данной лексико-грамматической группы.
На уроках развития речи в определённой последовательности у детей развивается такие речевые умения, как умение отличать текст от набора предложений, озаглавливать текст, выделять в нём части (начало, основную часть концовку), составлять свой текст, опираясь на его тему.
По определению Т.И. Зиновьевой [3] работа по развитию речи построена на использовании следующих принципов.
Общедидактические принципы – систематичность, связь теории с практикой, взаимосвязанность разделов, доступность, индивидуальный подход к учащимся, прочность, наглядность. Эта работа ведется на доступном каждой возрастной группе материале. Создание собственных текстов – творческий процесс, что неизбежно требует индивидуального подхода к учащимся
Общеметодические – наиболее важны экстралингвистический, системный и функциональный принципы. Все теоретические понятия рассматриваются в сопоставлении друг с другом и в их функционировании, при этом изучение речи и текста тесно связано с обучением разделам лингвистики от фонетики до синтаксиса.
Частнометодические – опережающее развитие устной формы речи по сравнению с письменной и особую связь работы по развитию речи с уроками литературного и внеклассного чтения.
Вопросы развития речи младших школьников находят широкое отражение в трудах М.Р. Львова. Автор рассматривает этапы подготовительной работы над сочинением, систематические упражнения на уроках литературного чтения и грамматики, особенности уроков сочинения. Он подробно описывает различные виды сочинений, прослеживает связь сочинения с изложением, разрабатывает последовательность работы над сочинением в начальных классах. Большое внимание уделяется предупреждению и исправлению речевых, смысловых и орфографических ошибок [6].
Анализ педагогической, психологической, методической литературы позволил обобщить: развитие речи на уроках русского языка – это вся работа, проводимая специально и в связи с изучением школьного курса (грамматики, словообразования, правописания и т.д.) для того, чтобы ученики овладели языковыми нормами (произносительными, лексическими, морфологическими, синтаксическими), а также умением выражать свои мысли в устной и письменной форме, пользуясь нужными языковыми средствами в соответствии с целью, содержанием речи и условиями общения.
Таким образом, направления работы по развитию речи объединяются в группы в соответствии с уровнями развития речи: фонетический уровень, лексический уровень; синтаксический уровень, уровень текста, или связная речь.
Процесс развития речи основывается и на общедидактических принципах, которые действуют применительно ко всему познавательному процессу: единство образовательной, развивающей и воспитывающей функции обучения, научность содержания и методов обучения; связь с практикой; систематичность и последовательность; доступность; наглядность; сознательность и активность самих учащихся; прочность; рациональное сочетание коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы и на особых методических принципах, существующих только в рамках обучения русскому языку.
Под развитием речи учащихся мы понимаем учебную, познавательную деятельность учащихся, организуемую, руководимую учителем, опирающуюся на чтение и изучение грамматики, направленную на совершенствование, обогащение коммуникативных умений и навыков оформления и выражения своих мыслей, чувств, побуждений.
Список литературы
1. Архипова Е. В. Основы методики развития речи учащихся: учебник и практикум для вузов / Е. В. Архипова. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 202 с. — (Серия : Университеты России). С. 38–41.
2. Бунеева Е.В. Развитие интеллектуально-речевых умений учащихся как составляющей их функциональной грамотности//Начальная школа плюс До и После.-2012.-№8.-С. 10.-14
3. Зиновьева Т.И. Современные научно-методические концепции развития речи младших школьников//Начальная школа .-2017.-№1.- С.40-43.
4. Жинкин Н.И. «Язык – речь – творчество» – М., Просвещение, 1998.–.397с.
5. Ладыженская, Т.А. Методика развития речи на уроках русского языка / Т.А. Ладыженская, Н.Е. Богуславская, В.И. Капинос, А.Ю. Купалова. // Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2010 - 240 с.
6. Львов, М.Р. Методика развития речи младших школьников / М.Р. Львов. - М.: Просвещение, 2011. - 176 с.
7. Политова, Н.И. Развитие речи учащихся начальных классов / Н.И. Политова. - М.: Просвещение, 2011. -191с . С. 49, 5
8. Соловейчик М.С. Первые шаги в изучении языка и речи – М.: Издательство «Флинта» – 2007.–114с.