Методика преподавания языка | Филологический аспект: Методика преподавания языка и литературы Методика преподавания языка и литературы №04 (15) Июль 2022 - Август 2022

УДК 81

Дата публикации 11.07.2022

Интернет-ресурсы и их использование при обучении иностранному языку студентов неязыковых вузов

Ягнич Анжела Ярославовна
старший преподаватель Севастопольского Государственного Университета, кафедра «Иностранные языки», РФ, г. Севастополь, angela31@rambler.ru

Аннотация: В данной статье рассматривается применение образовательных Интернет-ресурсов, формирующее условия для создания единого информационно-образовательного пространства, которое обеспечивает пользователям доступ к отечественным и зарубежным источникам. Она может быть полезна преподавателям и учителям как вузов, так и школ.
Ключевые слова: Интернет-ресурсы, глобальная сеть Интернет, процесс обучения, мотивация, интерактивная среда.

Internet resources and their use in teaching a foreign language to students of non-linguistic universities

Yagnich Angela Yaroslavovna
Senior Lecturer at Sevastopol State University, Department of "Foreign Languages", Russia, Sevastopol

Abstract: This article discusses the use of educational Internet resources that form the conditions for creating a unified information and educational space that provides users with access to domestic and foreign sources. It can be useful for teachers and teachers of both universities and schools.
Keywords: Internet resources, global Internet, learning process, motivation, interactive environment.

Правильная ссылка на статью
Ягнич А. Я. Интернет-ресурсы и их использование при обучении иностранному языку студентов неязыковых вузов // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. Сер.: Методика преподавания языка и литературы. 2022. № 04 (15). Режим доступа: https://scipress.ru/fam/articles/internet-resursy-i-ikh-ispolzovanie-pri-obuchenii-inostrannomu-yazyku-studentov-neyazykovykh-vuzov.html (Дата обращения: 11.07.2022)

В настоящее время нет такой информации, которую нельзя было бы найти в глобальной сети Интернет, являющейся уникальным по своим объемам и возможностям хранилищем различных материалов. Здесь находится огромное количество данных, которые используются сегодня во всех сферах деятельности человека.

Не обошли стороной современные Интернет-ресурсы и систему образования. Применение кибернетического пространства в учебных целях является довольно-таки новым направлением частной методики и общей дидактики, поскольку происходящие изменения касаются всех сторон учебного процесса, начиная от выбора стиля и приемов работы, заканчивая изменением требований непосредственно к академическому уровню обучающегося.

Необходимо отметить, что при помощи информационных ресурсов на уроках иностранного языка (особенно в неязыковых вузах) можно наиболее эффективно решать огромное число дидактических задач, например, формировать навыки и умения чтения при непосредственном использовании лингвострановедческих материалов различной степени сложности, знакомиться с культуроведческой информацией, пополнять словарный запас лексическими единицами современного иностранного языка, развивать устойчивую мотивацию иноязычной деятельности студентов на базе систематического использования аутентичных материалов, взятых из сети Интернет и т.п. [1].

Поскольку к современному образованию выдвигаются требования разносторонности подготовки, качества, поликультурности, включенности в общемировые процессы и ставится задача формирования межличностных отношений [2], а Закон «Об образовании в Российской Федерации» акцентирует внимание на вводе информационно-телекоммуникационных сетей, электронных и мультимедийных ресурсов, которые необходимы для организации образовательной деятельности, актуальность проблемы внедрения инновационных социальных технологий обучения в практику преподавания иностранного языка не вызывает сомнений.

В связи с этим значительное место в реализации перечисленных технологий отводится так называемым ТСО - техническим средствам обучения, в первую очередь - компьютеру. Вследствие этого педагогические технологии рассматриваются на сегодняшний момент в тесном переплетении с информационными технологиями, что предполагает активное внедрение на всех ступенях иноязычного образования новых обучающих компьютерных программ и Интернет-ресурсов [3].

Известно, что основой предоставления информации во всемирной паутине является гипертекст - тип интерактивной среды с переходом по ссылкам, позволяющим абоненту самостоятельно выбрать текст ссылки и незамедлительно вывести связанные с ним мультимедийные материалы или сведения [4].

С недавних пор ярким примером использования глобальной сети Интернет в образовательном процессе является дистанционная форма обучения (ДФО). Она является своего рода альтернативой наиболее распространенному традиционному образованию. Дистанционное обучение (ДО) стало возможным благодаря стремительному развитию Интернет-технологий, повсеместному распространению компьютеров и их популяризации. Отличительной чертой ДФО является возможность поиска и получения требуемых знаний самими студентами при помощи информационных ресурсов. К таковым информационным Интернет-ресурсам, непосредственно используемым в процессе обучения, можно отнести справочники и словари, электронные библиотеки (газеты, журналы, книги в электронном варианте), базы данных, обучающие видео- и аудиозаписи и информационные системы, справочные файлы, программы для самообразования, курсы дистанционного обучения и др.

В отношении студентов, основным преимуществом использования ими в учебном процессе сети Интернет можно отнести повышение компьютерной грамотности, выработку и совершенствование опыта самостоятельного поиска нужной информации и работы с ней, а также формирование и закрепление практических навыков.

Преимущества использования Интернет-ресурсов просматриваются при подборе материала для подготовки к занятиям, для личного и профессионального развития, для повышения мотивации студентов к обучению. Студенты часто используют поисковые системы Yandex.ru (http:// www.yandex.ru), Rambler.ru (http://www.rambler.ru), Google (http:// www.google.ru). Работая над заданием, они работают не только с материалами учебника, поисковыми системами, но и справочными материалами on-line библиотек (http://www.rsl.ru, http://lib.ru) и энциклопедий (http://elibrary.ru, http://dic.academic.ru, http://ru.wikipedia.org), что способствует повышению их общекультурного уровня.

Специфика преподавания иностранного языка в неязыковом вузе ранее сводилось к тому, чтобы ориентировать обучающихся на чтение, перевод специальных текстов, их понимание и изучение проблем синтаксиса научного стиля. На сегодняшний момент акцент в обучении перемещен на развитие навыков говорения на профессиональные темы и ведение научного дискурса. В процессе обучения устная речь должна пониматься как чтение/слушание, так и понимание/воспроизведение прочитанного и прослушанного. Таким образом упор делается на реализацию речевого акта в рамках устной коммуникации между двумя и более лицами.

В этой связи работу с новыми терминами и понятиями тоже можно воплотить в жизнь через Интернет. Данная практика способствует облегчению восприятия новых слов, их запоминанию. С этой целью можно использовать Википедию. Такого рода студенческая деятельность может быть как групповой, так и индивидуальной. При групповом участии обучающиеся могут обрабатывать не один, а несколько разделов сайта, содержащие объемные тексты. А это требует тщательного анализа и осмысления информации.

Также приветствуется использование информационных ресурсов, которые могут быть использованы во внеурочной деятельности студентами неязыковых вузов, которая включает в себя научно-исследовательскую работу, участие в конференциях, олимпиадах по иностранному языку. В данном случае интернет-ресурсы могут быть использованы как источник информации, создающий все условия для расширения кругозора, самообразования, развития глобального мышления.

Ресурсов глобальной сети Интернет, непосредственно посвященных обучению иностранным языкам, великое множество. Так, еще двадцать пять лет назад Дэйв Сперлинг в своем Интернет-путеводителе назвал более шестидесяти категорий сайтов, посвященных изучению иностранных языков [5]. На сегодняшний день подсчитать точное их количество довольно-таки затруднительно, учитывая тот факт, что человеческая мысль не стоит на месте, совершенствуясь ежечасно, ежеминутно, ежесекундно, создавая поистине неисчерпаемые возможности на пути к саморазвитию.

Однако не стоит забывать, что использование Интернет-ресурсов и на занятиях, и во внеурочной деятельности не должно представлять собой самоцель. Для того, чтобы правильно определить место и роль Интернета в обучении иностранному языку, прежде всего необходимо найти четкие ответы на вопросы: для чего, для кого, когда и в каком объёме он должен использоваться. Самое оптимальное применение Интернета – это черпать из него информацию как из источника дополнительных материалов при подготовке к занятиям. Ведь использование Интернет-ресурсов открывает доступ к актуальным и аутентичным данным, которые трудно выбрать из других первооснов. Это, в свою очередь, повышает интерес обучающихся, усиливает их мотивацию к изучению иностранного языка.

Также в процессе обучения не следует забывать и о недостатках применения глобальной сети. Ведь, например, поиск необходимой информации усложняется огромным объемом материалов, содержащихся в Интернете, а также отсутствием в них структурирования. Еще одним минусом в получении каких-либо фактов или сведений являются побочные ссылки, отвлекающие внимание студентов от основной задачи.

Интернет-ресурсы не могут заменить учебники, книги и занятия с преподавателем, но они являются наилучшим средством для получения углубленных знаний по многим дисциплинам.

Таким образом, можно сказать, что использование Интернет-ресурсов переводит на качественно новый уровень подготовку и проведение занятий, помогает учащимся неязыковых вузов выйти за рамки стандартного учебного процесса, использовать компьютерные технологии и средства для приобретения новых умений и навыков. Он также делает процесс обучения более интересным, дает возможность эффективного достижения специфических предметных целей, повышает информационную культуру студентов и развивает стремление использовать Интернет для самообразования.


Список литературы

1. Бурдыко П. В. Эффективность использования новых информационных технологий в процессе обучения иностранным языкам: Материалы 5-ой Международной научно-практической конференции «ЛИЧНОСТЬ-СЛОВО-СОЦИУМ»: 13-15 апреля 2005г. Минск, 2005. В двух частях. Часть 1. С. 87.
2. Федеральный закон об образовании в Российской Федерации [Текст] (ред. от 30.12.2015) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/]
3. Полат Е.С., Бухаркина, М.Ю., Моисеева, М.В.. и др. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: Учеб. пособие для студентов пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров.; под ред. Е.С. Полат. –М.: Издательский центр "Академия", 2003. –272 с.
4. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: Учеб. пособие для студентов пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров; под ред. Е.С. Полат. –М.: Издательский центр "Академия", 2002. –249 с.
5. Sperling D. Internet Guide. N.Y., 1998.

Расскажите о нас своим друзьям: