Методика преподавания языка | Филологический аспект: Методика преподавания языка и литературы Методика преподавания языка и литературы Декабрь 2020 - Январь 2021, №4 (7)

УДК 37.022

Дата публикации 28.01.2021

Некоторые аспекты структуры урока в ESP пособии для студентов неязыковых специальностей

Логинова Дарья Андреевна
старший преподаватель, ФГБОУ ВО Санкт-Петербургский государственный университет, РФ, г. Санкт-Петербург d.loginova@spbu.ru

Аннотация: Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме составления ESP пособия для факультета искусств Санкт-Петербургского государственного университета. Основное внимание в работе автор акцентирует на оптимальной, по его мнению, структуре урока как части такого пособия.
Ключевые слова: ESP пособие, профессионально ориентированное обучение, английский для неязыковых специальностей, методика преподавания ESP, английский для специальных целей, учебное пособие по английскому языку, проектирование ESP пособия

Some aspects of the lesson structure in ESP manual for students of non-linguistic specialties

Loginova Daria Andreevna
assistant professor, Saint Petersburg State University, Russia, Saint Petersburg

Abstract: The article is devoted to the current problem of designing an ESP workbook for the Faculty of Arts of St. Petersburg State University. The author focuses on the most adequate, in his opinion, lesson structure as part of such a workbook.
Keywords: English for Specific Purposes, non-linguistic major students, professionally oriented teaching, workbook design, English language materials

Правильная ссылка на статью
Логинова Д.А. Некоторые аспекты структуры урока в ESP пособии для студентов неязыковых специальностей // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. Сер.: Методика преподавания языка и литературы. 2021. № 04 (07). Режим доступа: https://scipress.ru/fam/articles/nekotorye-aspekty-struktury-uroka-v-esp-posobii-dlya-studentov-neyazykovykh-spetsialnostej.html (Дата обращения: 28.01.2021)

В современном мире знание английского языка является не только показателем хорошего образования, но и одним из ключей для получения желаемой работы. Студенты неязыковых факультетов точно знают, зачем они учат язык, и хорошо понимают, что владение английским языком – их конкурентное преимущество. Поэтому одной из основных задач преподавателя иностранного языка для студентов неязыковых специальностей является формирование коммуникативной компетенции учащихся в рамках профессионально ориентированного подхода (English for Specific Purposes - ESP). Отсюда следует, что и курс английского языка для студентов неязыковых специальностей должен иметь общепрофессиональную направленность [4]. Однако в таких условиях основополагающим является наличие соответствующего профессионально ориентированного пособия. Проблема наличия ESP пособий для факультета искусств Санкт-Петербургского государственного университета носит особо острый характер по многим причинам. Прежде всего, здесь следует отметить отсутствие универсального пособия, которое включало бы в себя все необходимые ESP направления. Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме составления ESP пособия для факультета искусств Санкт-Петербургского государственного университета. Основное внимание в работе автор акцентирует на оптимальной, по его мнению, структуре урока как части такого пособия.

Опыт подсказывает, что оптимальная структура отдельного урока должна содержать следующие аспекты (проиллюстрируем их на примере урока, посвященного теме «Art»):

1. Список слов обязательного лексического минимума с переводом на русский язык и транскрипцией:

aesthetic [i:s'θetɪk] – эстетика; эстетический;

canvas ['kænvəs] холст;

fresco ['freskəu] фреска; фресковая живопись;

Здесь хочется сказать пару слов о том, зачем перед текстом нужен словарь. В нашем случае словарь сразу задает тематическую профессиональную лексику. В уроке по дизайну или музыке, или актерскому мастерству профессиональная базовая лексика будет другой. Однако студенты факультета искусств не просто приобретают какие-то профессиональные навыки, как на краткосрочных курсах, а получают образование в сфере искусств, поэтому при изучении английского языка им важно освоить и базовую лексику смежных специальностей, входящих в профессиональную сферу «Искусство».

2. Дотекстовое задание – общеизвестные истинные или ложные утверждения по теме урока с заданием определить правильные (T) и неправильные (F). Такое задание позволяет обсудить тему предстоящего урока и выяснить базовые знания студентов по теме, именно по теме, а не по английскому языку, что делает это задание соответствующим требованиям коммуникативного подхода – использование языка в реальной (или приближенной к реальной) ситуации. Задание может быть следующим:

Do you think the statements below are true or false? Put “T” or “F”

beside each statement:

a) Art is a global activity which includes a lot of disciplines.

b) Many specific categories of art are classified according to the materials they use.

c) Art reflects and belongs to a particular historical period and culture;

3. Задания на отработку лексики:

Decode (put the letters into the correct order) the “jumbled words” below and “jumble” 3-4 words of your own:

yubtae, aavncs, bdrcseei, sedgni, ttrriaop, aerpp

(beauty, canvas, describe, design, portrait, paper);

4. Пара грамматических упражнений с использованием лексики урока:

Write the following words in the proper order to make a sentence:

a) definition, There, art, no, of, is, universal.

b) complex, world, of, is, The, highly, its, and, types, forms, art, in;

5. Тексты с разными дотекстовыми и послетекстовыми заданиями (в зависимости от отрабатываемого вида чтения):

In the text below find all the articles with the nouns to which they belong

and translate the phrases.

6. Задания для устной практики:

Topics for discussion:

1. Differences between art and the arts.

2. Personal perception of art, common beliefs and values.

7. Задания для письма:

Choose one of the following topics and write an essay (150-200 words).

1. Art in different cultures.

2. Classical versus Gothic styles.

Стоит также отметить, что процесс овладения языком не может считаться равномерным без блока аудирования [1]. Использование авторитетных аутентичных подкастов (например, BBC Learning English) может стать возможным решением в поиске материала для блока аудирования. Ещё одним источником материала представляется Интернет-ресурс YouTube. Несмотря на неоднозначность данного ресурса, написано большое количество работ, доказывающих эффективность YouTube в обучении английскому языку [2]. Перечисление блоков, где возможно эффективное использование данного веб-сайта, выходит за рамки представленной работы. Укажем лишь, что автору представляется удобным (особенно, в аспекте подбора ESP лексики для редких специальностей) и полезным применение аутентичных материалов, размещённых на YouTube, для блока аудирования.

Для того чтобы охватить раздел «Аудирование», автор предлагает указывать ссылки на видео и аудио материалы, размещенные на

вышеуказанных Интернет-ресурсах. После чего стоит провести обсуждение увиденного и/или услышанного материала.

Невозможно оставить без внимания еще одну из основных проблем, с которой сталкиваются преподаватели при реализации курса ESP, – это разноуровневость групп. Студенты обладают различным уровнем изначальных знаний, восприятия материала, мотивации и т.д.[3] Для облегчения работы в такой группе и достижения требуемых целей, мы предлагаем использовать дополнительные материалы (Supplement) для студентов с более продвинутым уровнем. Например, в таком формате:

SUPPLEMENT I

Read the text and write 2 annotations (abstracts) in Russian and in

English, 50-60 words each. Write 7-10 key words.

В заключении стоит отметить, что предложенная выше структура урока в ESP пособии, конечно, не является единственно возможной. Однако исходя из личного опыта работы на факультете искусств, представляется автору наиболее удобной.


Список литературы

1. Борисова П.В. Принципы разработки учебного пособия по английскому языку для специальных целей̆ в техническом вузе Вопросы методики преподавания в вузе –2017.—Т. 6. Выпуск 20. / Борисова П. В. // Электронный ресурс / Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30513591

2. Brook J. The Affordances of YouTube for Language Learning and Teaching // Hawaii Pacific University research publications / Brook J. // Электронный ресурс / Режим доступа: https://hpu.edu/research-publications/tesol-working-papers/2011/9_1-2_Brook.pdf

3. Hess N. Teaching Large Multilevel Classes. / Hess N. – N. Y.—Cambridge University Press.—2001.—7 p.

4. Hutchinson T. Waters A. English for Specific Purposes: A Learning-centered Approach. / Hutchinson T. Waters A. –Cambridge University Press.—1987. –6-7 p.

Расскажите о нас своим друзьям: