Методика преподавания языка | Филологический аспект: Методика преподавания языка и литературы Методика преподавания языка и литературы №02 (25) Март 2024 - Апрель 2024
УДК 372.881.1
Дата публикации 09.04.2024
Мультимедийная презентация как средство формирования лексических навыков на занятиях по английскому языку
Мжачева Марина Владимировна
преподаватель кафедры «Иностранные языки», Севастопольский государственный университет, РФ, г. Севастополь, mzhacheva_mv@mail.ru
Аннотация: Статья посвящена способам использования мультимедийной презентации на занятиях по английскому языку для изучения лексики и формирования лексических навыков. Рассмотрены критерии необходимости использования презентации на занятиях, дано определение мультимедийной презентации. Рассмотрено определение лексического навыка, описаны этапы введения и изучения новой лексики, показаны способы применения интерактивного материала на каждом из данных этапов. Даны общие рекомендации по использованию и оформлению мультимедийных материалов на занятии.
Ключевые слова: мультимедийная презентация, лексические навыки, визуализация, активизация лексики, модернизация процесса обучения.
lecturer of Foreign Languages Department, Sevastopol State University, Russia, Sevastopol
Abstract: The article is devoted to ways of using multimedia presentation in English classes to study vocabulary and develop lexical skills. The criteria for the need to use presentations in the classroom are considered, and a definition of a multimedia presentation is given. The definition of lexical skill is contemplated, the stages of introducing and learning new vocabulary are described, and ways of using interactive material at each of these stages are shown. General recommendations are given for the use and design of multimedia materials in the classroom.
Keywords: multimedia presentation, lexical skills, visualization, activation of vocabulary, modernization of the learning process.
Мжачева М.В. Мультимедийная презентация как средство формирования лексических навыков на занятиях по английскому языку // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. Сер.: Методика преподавания языка и литературы. 2024. № 02 (25). Режим доступа: https://scipress.ru/fam/articles/multimedijnaya-prezentatsiya-kak-sredstvo-formirovaniya-leksicheskikh-navykov-na-zanyatiyakh-po-anglijskomu-yazyku.html (Дата обращения: 09.04.2024)
Модернизация методик и процесса преподавания английского языка неязыковым специальностям в университете требует использования активных форм обучения и применения информационно-коммуникационных технологий, которые помогают сочетать традиционные и новые методы обучения. Учебный процесс становится более эффективным и динамичным за счет наглядности и визуализации изучаемых тем. Мультимедийные презентации являются одним из популярных и эффективных инструментов представления новой информации, которые позволяет визуализировать изучаемый материал и делать занятия по английскому языку более интерактивными и увлекательными. Преподаватели иностранного языка отмечают, что презентации, созданные преподавателем или студентами, стали неотъемлемой частью занятий, они обогащают учебный процесс и демонстрируют положительную динамику достижений студентов [1, с.261].
Мультимедийные презентации – это электронные документы особого рода, отличающиеся комплексным мультимедийным содержанием и особыми возможностями управления воспроизведением (автоматическим или интерактивным) [2, с.36]. Презентация может быть создана с помощью специального программного обеспечения и проигрываться на компьютере или проекторе. Необходимость использования мультимедийных презентаций на занятиях по английскому языку может быть обусловлена следующими факторами:
- Недостаток источников учебного материала;
- Необходимость систематизации и структурирования изучаемого материала;
- Визуализация изучаемых явлений, процессов и объектов;
- Необходимость предоставления дополнительных мультимедийных материалов (аудио- и видеозаписей).
Во время изучения курса английского для специальных целей студенты второго курса неязыковых специальностей работают с большим количеством текстов, связанных с их будущей профессиональной деятельностью. Поскольку каждый текст включает в себя большое количество терминов, особое внимание уделяется работе с лексическими единицами, что вызывает некоторые трудности, определяемые неспособностью студентов к овладению новой лексикой. Трудности такого рода возникают, как правило, из-за недостатка лингвистических и экстралингвистических знаний [3, с.119]. В данном случае задача преподавателя состоит в правильной организации введения и закрепления новых лексических единиц определенной отрасли знаний, что поможет студентам понимать тексты профессиональной направленности.
Рассмотрим определение, которое дает Р.К. Миньяр-Белоручев: «Лексический навык – это способность быстро вспомнить слово, словосочетание или фразу, которые необходимы для речевого общения» [4, c.106]. Процесс познания слова имеет определенные этапы, способствующие накоплению нужной информации об этом слове, которая помогает соотносить языковой знак и предмет действительности. Формирование лексических навыков состоит из нескольких этапов. Для эффективного изучения новых слов следует вызвать потребность в новой лексике и предложить новые слова в том виде, в котором они будут лучше усвоены [5, с.134].
Первый этап связан с введением и раскрытием значений слов. Самый простой практический пример использования презентации – это введение новых слов с помощью иллюстраций. Рассмотрим пример из учебника Career Path Electronics (Virginia Evans, Jenny Dooley, Carl Taylor), по теме: “Actions”. По данной теме в учебнике представлен ряд глаголов: assemble, disassemble, adjust, explain, analyze, inspect, remove, modify и т.д. Каждый глагол выносится на слайд и подкрепляется изображением, показывающим действие.
Второй этап подразумевает отработку лексического навыка. На следующем слайде можно создать задание на сопоставление (картинка-слово), а уже завершающим этапом вывести на слайд только изображения и попросить студентов самостоятельно назвать действия и придумать свои предложения с терминами. Можно также сделать скриншот упражнений учебника, вставить его в презентацию и сделать его интерактивным. Самое распространённое упражнение на лексику – предложения с заполнением пропусков. Каждый пропуск можно обозначить картинкой или же прямоугольником, в котором будут показаны варианты слов на выбор.
Третий этап нацелен на активизацию лексики. Презентации также удобны для создания различных таблиц для игр. Еще один пример для отработки лексики, например существительных – игра в «Крестики-нолики». На слайд помещается таблица из девяти квадратов с изучаемыми терминами, студентам предлагается поделиться на две команды и составлять предложения таким образом, чтобы выиграть. Другой пример — использование презентаций для контекстного использования новых слов. На слайд мультимедийной презентации можно вынести ситуации или задания на составление диалогов, в которых участвуют новые слова. По теме “Actions”, которая упоминалась ранее, это может выглядеть следующим образом: Student A: You are a new tech. Talk to Student B about the nature of the work, your hardest job and your main duties. Student B, you are an experienced tech. Talk to Student A about the job. Если у группы высокий уровень знаний, можно на слайды вывести изображения с ситуациями и предложить студентам самим описать эти изображения используя лексику по теме или же самостоятельно придумать диалог, без установочной ситуации. Это развивает их способность к контекстуальному пониманию слов и закрепляет новую лексику.
Презентация позволяет преподавателю не только создавать правильную последовательность работы над лексикой, придумывать интересные и разнообразные задания, но и давать учащимся свободу творчества. Студенты сами могут создавать презентацию на конкретную тему или же свои задания на отработку новой лексики, что привнесет положительный опыт в изучение темы. Такой подход позволяет студентам не только слышать, читать и употреблять новую лексику в предложениях, но и участвовать в активных упражнениях и заданиях. Благодаря этому студенты активно вовлекаются в обучение и легче запоминают лексический материал. Кроме того, мультимедийные презентации поддерживают взаимодействие и коммуникацию в группе, поскольку способствуют обсуждению и обмену мнениями на английском языке. В результате мультимедийная презентация становится эффективным инструментом для формирования лексических навыков на занятиях по английскому языку.
Создание и проведение мультимедийных презентаций требует определенных технических навыков. Во-первых, необходимо выбрать подходящий софт или онлайн-сервис. Среди таких программ можно выделить Microsoft PowerPoint, Prezi, Adobe Spark и другие. Каждая из них имеет свои особенности и возможности. Во-вторых, необходимо уметь работать с медиа-контентом. Это могут быть фотографии, видео, звуковые файлы и другие элементы. Использование сочетания различных медиа-форматов делает презентацию более интересной и запоминающейся. Кроме того, важно уметь организовать информацию на слайдах таким образом, чтобы она была логичной и последовательной. Желательно использовать небольшое количество текста на слайдах и акцентировать внимание на ключевых словах или фразах. Также необходимо помнить о визуальном оформлении презентации. Оно должно быть привлекательным и эстетичным.
Таким образом, мультимедийная презентация на занятиях английского языка представляет собой современный и многофункциональный инструмент для изучения лексического материала. Введение мультимедийной презентации в учебный процесс дает студентам уникальную возможность эффективно учиться и развивать лексические навыки на занятиях по английскому языку. Ее использование позволяет создать интерактивную и наглядную среду обучения для студентов неязыковых специальностей, которая помогает учащимся легче запоминать новые слова и выражения на различных этапах изучения лексики.
Список литературы
1. Дубских А.И., Кисель О.В., Бутова А.В. Мультимедийная презентация как средство оптимизации процесса обучения английскому языку для специальных целей // Балтийский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10. № 4(37). С. 260-263.
2. Фельдман И.Д. Создание и использование тематических компьютерных презентаций // Химия в школе. 2005. № 7. С. 36–37
3. Гайломазова Е.С., Дышекова О.В. Особенности формирования лексических навыков при обучении английскому языку // Гуманитарные и социальные науки. 2017. № 6. С.119-127.
4. Миньяр-Белоручев Р.К. Методика обучения французскому языку / Р.К. Миньяр-Белоручев. ‒ М: Просвещение, 1990. ‒ 223 с.
5. Омелаенко Н.В. Формирование лексических навыков на иностранном языке // Гуманитарные и социальные науки. 2022. Т. 94. № 5. С. 132-136. doi: 10.18522/2070-1403-2022-94-5-132-136.