Методика преподавания языка | Филологический аспект: Методика преподавания языка и литературы Методика преподавания языка и литературы №03 (20) Май 2023 - Июнь 2023

УДК 37.025.6:[37.016:811.111]-053

Дата публикации 02.06.2023

Методы запоминания и развития памяти на занятиях по иностранному языку с учётом возрастных особенностей обучающихся

Рындина Юлия Валерьевна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры русской и зарубежной филологии, культурологии и методики их преподавания, ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет», РФ, г. Ишим, y.v.ryndina@utmn.ru
Макушина Милена Алексеевна
студент кафедры русской и зарубежной филологии, культурологии и методики их преподавания ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет», РФ, г. Ишим, milena.makushina@inbox.ru

Аннотация: В процессе обучения иностранному языку раскрываются огромные возможности для развития памяти и других когнитивных способностей обучающихся. Знание психолого-возрастных особенностей обучающихся – необходимое условие для правильного выбора методов запоминания и развития памяти при освоении иностранного языка. Авторы описывают эффективные методы развития памяти обучающихся на занятиях по иностранному языку с точки зрения их применимости к дошкольному, младшему школьному возрасту, для обучения младших и старших подростков.
Ключевые слова: иностранный язык, развитие памяти, метод запоминания, дошкольники, младшие школьники, подростки

Methods of memorization and memory development in foreign language classes, taking into account the age characteristics of students

Ryndina Yuliya Valerevna
PhD in Pedagogy, Associate Professor of the Department of Russian and foreign Philology, cultural studies and methods of teaching, University of Tyumen, Russia, Ishim
Makushina Milena Alexeevna
Student of the Department of Russian and foreign Philology, cultural studies and methods of teaching, University of Tyumen, Russia, Ishim

Abstract: Teaching foreign languages gives great opportunities for the development of memory and other cognitive abilities of students. Knowledge of the psychological and age characteristics of students is a necessary condition for the correct choice of memorization methods and memory development in English classes. The authors describe effective methods for developing the memory of students in a foreign language class, in terms of their efficiency for teaching of students of different age.
Keywords: foreign language, memory development, memorization method, preschoolers, junior school children, teenagers

Правильная ссылка на статью
Рындина Ю.В., Макушина М.А. Методы запоминания и развития памяти на занятиях по иностранному языку с учётом возрастных особенностей обучающихся // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. Сер.: Методика преподавания языка и литературы. 2023. № 03 (20). Режим доступа: https://scipress.ru/fam/articles/metody-zapominaniya-i-razvitiya-pamyati-na-zanyatiyakh-po-inostrannomu-yazyku-s-uchyotom-vozrastnykh-osobennostej-obuchayushhikhsya.html (Дата обращения: 02.06.2023)

Предмет «Иностранный язык» является особенным для изучения, поскольку он межпредметен, полифункционален и имеет несколько уровней изучения.

 Межпредметность иностранного языка означает его тесную связь практически со всеми учебными предметами, входящими в школьную программу.

 Если рассматривать иностранный язык как средство приобретения новых знаний в различных областях, то данный предмет является полифункциональным.

Многоуровневость данного предмета объясняется, с одной стороны, необходимостью овладения различными иноязычными навыками (фонетическими, лексическими, грамматическими), а с другой – предполагает необходимость овладения четырьмя видами речевой деятельности.

Ни один другой школьный предмет не имеет таких возможностей для развития памяти, как иностранный язык. Знание психологических особенностей обучающихся разных возрастных периодов – необходимая предпосылка правильного выбора методов запоминания и развития памяти для успешного его освоения.

Цель настоящей статьи – выделить и проанализировать наиболее эффективные методы развития памяти обучающихся на занятиях по иностранному языку с точки зрения их применимости к дошкольному, младшему школьному возрасту, для обучения младших и старших подростков.

Методами и приёмами запоминания и развития памяти занимались такие выдающиеся учёные-психологи, как Л.С. Выготский, Л.В. Занков, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.

По мнению Л.С. Выготского, при подборе методов обучения иностранному языку необходимо учитывать период развития (критический, сензитивный), в котором находится ребёнок. Сензитивный (естественный) период считается наиболее оптимальным этапом для изучения иностранного языка, поскольку предусматривает максимальную реализацию личностью потенциально доступных возможностей и способностей [1].

Многие педагоги-методисты отмечают «способность детей автоматически переносить навыки родного языка на сознательно усваиваемые факты изучаемого языка» [9, с. 33], что делает возможным более естественное и органичное  усвоение иностранного языка в детском возрасте. По окончании сензитивного периода овладение иностранным языком происходит у обучающегося иначе – через осознанное запоминание новой информации.

Процесс овладения иностранным языком связан напрямую с такими психическими процессами, как память, мышление, восприятие, внимание. Знание особенностей функционирования этих когнитивных механизмов, их взаимодействия и взаимозависимости, применение этих знаний на практике обеспечивает эффективность процесса обучения. Л.С. Выготский писал: «Мышление ребёнка во многом определяется его памятью. Мыслить… – значит вспоминать… Память по мере своего развития сближается с мышлением» [1].

В цепочке когнитивных процессов память недаром занимает ведущую позицию. Именно память как «подструктура интеллекта» является основой целостности и развития человеческой личности» [1]. Поэтому вопросы развития памяти столь актуальны применительно к процессу обучения или изучения иностранных языков.

Известно множество разнообразных методов улучшения памяти: «регуляция внимания, усовершенствование восприятия материала, развитие воображения, развитие способности структурировать материал, приобретение и активное использовании процессов запоминания и воспроизведения специальных мнемотехнических средств, приёмов и действий» [12, с. 78]. А.Н. Леонтьев в своих исследованиях многократно отмечал целесообразность использования различных мнемотехнических способов для опосредованного запоминания учебного материала [5], поскольку «когда ребёнок осмысливает учебный материал, понимает его, он его одновременно запоминает» [4, с. 140].

Рассмотрим основные методы запоминания, подходящие разным возрастным периодам обучающихся.

Дошкольный возраст. У маленьких детей преобладает непроизвольное запоминание, наглядно-образное мышление. Это связано с преобладанием первой сигнальной системы. Поэтому при обучении дошкольников иностранному языку педагог опирается не на объяснение правил, а на отработку определённых конструкций – лексико-грамматических паттернов. Запоминание происходит в процессе учебной игры через эмоциональное погружение в неё. Слова переводить не требуется, достаточно соотнести их с образом: предметом, жестом, картинкой. Хорошо зарекомендовал себя метод Total Physical Response (TPR) – метод полного физического реагирования, разработанный американским психологом Джеймсом Ашером. Метод основан на принципах психологии развития и гуманистической педагогики, опирается на «следовую теорию памяти», согласно которой «восстановление любого образа в памяти (т.е. припоминание) может быть не только невербальным, но и вербальным (например, вызвано  механическим повторением или по ассоциации с физическим движением)» [14]. Использование жестов, имитирующих новые слова и фразы, увеличивает скорость и количество усвоенного материала.  

Известно, что абстрактно-логическое мышление у дошкольников не развито. Поэтому два языка (родной и иностранный) в этом возрасте могут существовать в голове у ребёнка раздельно и параллели между ними он пока выстроить не может.

 В связи с тем, что у дошкольников ограничен объём внимания, они не могут заниматься долго одним и тем же. Главное условие успешных занятий – частая смена видов деятельности: чтение, раскрашивание картинок, содержащих буквы и транскрипционные знаки, пение, танцы с использованием метода Total Physical Response, игры с флеш-карточками, просмотр коротких мультфильмов для повторения изучаемых лексико-грамматических паттернов.

Для самых маленьких детей, начиная от 6 месяцев, может применяться методика Г. Домана, основная идея которой состоит в демонстрации ребенку карточек и одновременном произнесении изображенных на них реальных предметов (овощи-фрукты, животные, мебель, транспорт, геометрические фигуры и др.) в течение короткого промежутка времени. Благодаря этому ребенок запоминает слова очень быстро. Продолжительность занятий занимает не более 10 секунд, но они должны проводииться несколько десятков раз в день. В своих исследованиях Г. Доман отмечал важность эмоционального развития детей. Ученый писал, что «любое физическое развитие активизирует умственное, а стимулирование одного из органов чувств приводит к усилению активности мозга в целом» [2]. Поэтому игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте.

Интересным в свете нашего исследования представляется нам методика обучения навыкам чтения по схемам и таблицам, разработанная Н.А. Зайцевым. Обучение чтению осуществляется через погружение в игру с кубиками со складами, под которыми ученый понимает «слияние согласной и гласных буквы, т.е. гласной и согласной в открытом слоге» [3]. С помощью кубиков дети абсолютно правильно составляют и читают слова из двух тысяч наиболее употребительных, могут самостоятельно проверить себя по таблицам и схемам. Благодаря четкому алгоритму достигается безошибочность выполнения языковых упражнений. Особенно данная методика показала свою эффективность при групповом обучении.

Дошкольники имеют большой потенциал для развития аудитивных и артикуляционных навыков, поскольку иноязычная речь воспринимается по модели родного языка. В связи с этим, важно как можно раньше начинать слушать детские песни, смотреть мультфильмы на иностранном языке.

Одной из самых популярных методик раннего развития (и обучения  иностранному языку) до сих пор остается методика итальянского врача и педагога М. Монтессори. М. Монтессори отмечала, что «в основе интеллектуального развития и развития памяти лежат чувственные впечатления» [8]. Основной принцип её методики – подвигнуть ребёнка к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию. Ребёнок с трёх лет учится самостоятельно в специально созданной для него среде, включающей большое количество упражнений с сенсорным материалом.

Младший школьный возраст. У детей начинает формироваться логическое мышление, но всё ещё преобладает наглядно-образное мышление. Поэтому на занятиях по иностранному языку необходимо использовать наглядные методы обучения, которые можно условно поделить на слуховые, зрительные и зрительно-слуховые (флеш-карточки, песни, мультфильмы на иностранном языке, учебные видеокурсы и др.). А.С. Сиденко и Г.Я. Яшина отмечают, что «с помощью наглядности создаются учебные ситуации, в которых отрабатывается устная коммуникация и осваивается, таким образом, речевая реакция на объективную действительность и жизненные ситуации» [9]. Использование данных методов позволяет обучаемым понимать ситуативную обусловленность речи через её непосредственное восприятие и непроизвольное запоминание.

Дети в начальной школе обладают хорошей механической памятью. Поэтому продолжается отработка лексико-грамматических паттернов, наиболее часто употребляемые паттерны повторяют до автоматизма. Метод полного физического реагирования в начальных классах остаётся всё ещё актуальным. Стоит отметить ограниченный объём внимания у младших школьников: максимальное время концентрации внимания – это возраст ребёнка плюс пять минут. Поэтому занятия в начальной школе требуют разнообразных видов деятельности. Методика Г. Домана также эффективна, она может применяться вплоть до среднего школьного возраста. Её можно совершенствовать: применять различные игры с карточками, показывать презентации.

В начальных классах необходимо уделять внимание развитию у обучающихся ритмико-интонационных навыков через разучивание детских песен, рифмовок и стихотворений. Известно, что в школах Древней Греции многие священные тексты заучивались с помощью пения, а в Индии до сих пор данный метод применяется в начальных классах для заучивания азбуки и арифметики. Это объясняется тем, что дети любят имитировать фразы, диалоги, они способны их воспроизводить фонетически и интонационно правильно.

Ведущая деятельность в младшем школьном возрасте – учебная. Одна из  задач школы – научить ребёнка учиться. А для этого необходимо сформировать познавательную мотивацию. Важно учитывать интересы ребёнка. А поскольку актуальность игровой деятельности сохраняется на протяжении всего периода обучения иностранному языку, то применение на уроках подвижных, познавательных, имитационных, ролевых игр позволит достичь поставленной цели. Игровая методика помогает развивать умения устной речи, грамматические и орфографические навыки развиваются индуктивным способом.

Целесообразным на данном этапе обучения иностранному языку является знакомство школьников с эффективными стратегиями смысловой обработки и запоминания учебного материала (составление плана, группировка материала, выделение смысловых опор, смысловое соотнесение, классификация).

А.Н. Леонтьев экспериментально доказал, что «один мнемический процесс – непосредственное запоминание с возрастом постепенно замещается опосредованным» [5, с. 140].  По мнению психолога, «развитие памяти происходит благодаря овладению ребёнком новых способов запоминания и воспроизведения материала» [5, с. 140].

Тайна хорошей памяти – в установлении прочных ассоциаций. Механическое заучивание – самый неэффективный способ запоминания. Мы полагаем, что одной из задач учителя является обучение детей использованию для запоминания учебной информации определенных мнемонических приемов, т.е. «специальной системы внутреннего письма, которая позволяет последовательно записывать в мозг информацию, преобразованную в комбинации зрительных образов»  [10]. 

Овладение мнемоническими приемами работы значительно сокращает время развития умений и навыков иноязычного общения: умения понимать, составлять и пересказывать тексты, заучивать их наизусть; сравнивать и выделять существенные признаки и др.

Особенность мнемонических приемов заключается в использовании символов, значительно приближенных к речевому материалу. Например, «для обозначения зимующих птиц используется снежинка, а для обозначения перелетных птиц скворечник» [7].

Эффективная методика по созданию мнемических (смысловых) опор, получившая название «Смысловые единицы», разработана К.П. Мальцевой в 1958 году. Она заключается в том, что обучающиеся должны выделить главные мысли какого-либо материала, отвечая на вопросы: «О ком или о чём говорится в этой части? Что говорится об этом?». После выделения смысловых опор составляется план пересказа материала, который позволяет быстро его воспроизводить [6].

Подростковый возраст. Младшим подросткам вследствие относительно небольшого жизненного и речевого опыта не нужен большой словарный запас. При изучении лексико-грамматического материала они опираются на развитое абстрактное мышление. Однако при объяснении материала большую роль играют различные опоры, схемы, логико-смысловые карты, памятки-алгоритмы. Это связано с тем, что развитие иноязычных грамматических навыков у младших подростков зависит от семантического характера грамматических явлений. В.Д. Шадриков писал, что «лингвистическая память 10-летнего человека ещё конкретна и контекстуальна, он не может опираться на абстракцию, не способен в полной мере к осознанному овладению языком на уровне, который доступен старшему подростку» [13, с. 259]. На данном этапе является целессобразным использование приёмов обобщения и сопоставления изучаемых явлений и правил.

В этом возрасте возрастает доля самостоятельной работы обучающихся (выполнение проектных заданий творческого и учебно-исследовательского характера), в качестве аудиторных методов очень активно используются беседа, дискуссия, лекция.

У старших подростков уже сформировано абстрактно-логическое мышление. С 13 до 15-16 лет наблюдается более быстрый рост запоминания, имеющего смысловой, логический характер, вследствие чего замедляется использование механической памяти. Подростки, благодаря освоению разнообразных мнемических приёмов, легко воспроизводят учебный материал. Для подростков вспоминать – означает мыслить. Для старших подростков большое значение приобретает общение со своими сверстниками, увлечения становятся разносторонними, формируется научное мировоззрение, увеличивается потребность в расширении словарного запаса. Также отмечается наиболее высокая скорость в овладении лексико-грамматическим материалом, способность к самостоятельному подбору семантических аналогий (синонимов, антонимов, идиоматических выражений), подбору тематической лексики для школьного словаря и другим подобным операциям. Поэтому для старших подростков актуальны словесные методы развития памяти, поскольку они способствуют активизации воображения, языкового чутья обучающихся. Для подростков большое значение приобретает общение. Поэтому активно используются такие формы работы, как работа в парах и минигруппах. На данном этапе важно комбинировать различные методы (разучивание песен, просмотр и обсуждение видеофрагментов, проекты, игровую деятельность и др.), которые разнообразят занятия и сделают их более интересными и эффективными.

Знание психолого-возрастных особенностей обучающихся – необходимое условие для правильного выбора методов запоминания и развития памяти при освоении иностранного языка. Дошкольному возрасту больше подходят метод полного физического реагирования, методика Г. Домана с использованием карточек, методика Н.А. Зайцева (обучение чтению с помощью кубиков со складами), метод учебных игр, просмотр мультфильмов и слушание детских песен на иностранном языке.

 Младшим школьникам также подходят метод полного физического реагирования, методика Г. Домана, различные виды обучающих игр, методика Н. А. Зайцева, методика обучения через видео. Очень важно применять наглядные методы обучения. В этом возрасте необходимо научить детей использовать приемы мнемотехники, методы фонетических ассоциаций, в том числе методы оживления, вхождения, автобиографических ассоциаций, соощущений. Полезной является методика К.П. Мальцевой по созданию мнемических опор.

Для младших подростков будут эффективными коммуникативная методика, использование различных видов опор (зрительных, слуховых, зрительно-слуховых), игровая методика. Активно применяются словесные и практические методы обучения.

 Старшим подросткам подходят словесные методы развития памяти, коммуникативная, проектная, комбинированная методики обучения. 

Итак, в процессе обучения иностранному языку раскрываются огромные возможности для развития памяти и других когнитивных способностей обучающихся. К.Д. Ушинский писал, что «педагог, желающий что-нибудь прочно запечатлеть в детской памяти, должен позаботиться о том, чтобы как можно больше органов чувств детей – глаза, уши, голос, чувство мускульных движений и даже, если возможно, обоняние и вкус – приняли участие в акте запоминания» [11, с. 251].

 


Список литературы

1. Выготский Л.С. Психология. – Москва: ЭКСМО-Пресс, 2000. – 1008 с.
2. Доман Г. Гармоничное развитие ребенка / Составление, «От редактора» В. Дольникова. – Москва: «Аквариум», 1996. – 448 с.
3. Зайцев Н.А. Кубики Н. Зайцева: учебное пособие для родителей, воспитателей, учителей. – Санкт-Петербург, 1989. – 125 с.
4. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет / Ун-т Рос. акад. образования. – 5-е изд. – Москва: Издательство УРАО, 1999. – 175 с.
5. Леонтьев А.Н. Развитие памяти. Экспериментальное исследование высших психических функций. – Москва: Мысль, 1931. – 265 с.
6. Мальцева К.П. Развитие памяти школьника. – Издательство: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1956. – 32 с.
7. Масленникова Д.К., Самылова О.А. Использование мнемотехнических приемов для формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2018. – №2 (38). – С. 140-145.
8. Монтессори М. Обучение через игру. Открытие безграничных возможностей ребенка / Составители Г.Б. Корнетов, М.В. Богуславский. – Издательство: Амрита, 2023. – 204 с.
9. Сиденко А.С., Яшина Г.А. Обзор методик раннего развития детей // Эксперимент и инновации в школе. – 2013. – № 6. – С. 31-37.
10. Славкина И.А., Малаева Ю.М., Тарасюк Н.С., Славкина Я.С. Использование мнемотехник в образовательной практике // Глобальный научный потенциал. – 2019. – № 10 (103). – С. 130-132.
11. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии. – Москва: Фаир-Пресс, 2004. – 574 с.
12. Чиркова Е.И. Использование рисунка на занятиях по иностранному языку как один из способов запоминания учебного материала // Евразийский Союз Ученых. – 2015. – 11 (20). – С. 77-80.
13. Шадриков В.Д. Психологическая деятельность и способности человека. – Москва: Издательская корпорация «Логос», 1996. – 320 с.
14. Asher J. Learning another language through actions: The Complete Teacher’s Guidebook. - Los Gatos-California: Sky Oaks Production, 2012. – 278 p.

Расскажите о нас своим друзьям: