Методика преподавания языка | Филологический аспект: Методика преподавания языка и литературы Методика преподавания языка и литературы №05 (34) Сентябрь 2025 - Октябрь 2025

УДК 81

Дата публикации 08.09.2025

Методы и приемы преподавания ESP в неязыковых вузах

Ягнич Анжела Ярославовна
старший преподаватель Севастопольского Государственного Университета, кафедра «Иностранные языки», РФ, г. Севастополь, angela31@rambler.ru

Аннотация: Данная статья посвящена анализу современных подходов к обучению английскому языку для специфических целей (ESP) в неязыковых образовательных учреждениях. Основная цель работы заключается в выявлении эффективных методов и приемов, которые помогают студентам овладеть языком в контексте их профессиональной деятельности. Рассматриваются такие методы, как модульный подход, проектное обучение, использование ролевых игр и симуляций, групповые дискуссии, а также интеграция современных технологий. Автор также акцентирует внимание на важности аутентичных материалов и формировании межкультурной компетенции студентов. Статья может быть полезна преподавателям вузов.
Ключевые слова: английский для специальных целей, субтехнический вокабуляр, коммуникативные задачи, коллаборация, профессиональная деятельность, специфическая терминология, мотивация.

Methods and techniques of teaching ESP in non-linguistic universities

Yagnich Angela Yaroslavovna
Senior Lecturer at Sevastopol State University, Department of "Foreign Languages" Russia, Sevastopol

Abstract: This article is devoted to the analysis of modern approaches to teaching English for specific purposes (ESP) in non-linguistic educational institutions. The main purpose of the work is to identify effective methods and techniques that help students master the language in the context of their professional activities. Methods such as the modular approach, project-based learning, the use of role-playing games and simulations, group discussions, as well as the integration of modern technologies are considered. The author also focuses on the importance of authentic materials and the formation of students' intercultural competence. The article may be useful for university teachers.
Keywords: English for specific purposes, subtechnical vocabulary, communicative tasks, collaboration, professional activity, specific terminology, motivation.

Правильная ссылка на статью
Ягнич А.Я. Методы и приемы преподавания ESP в неязыковых вузах // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. Сер.: Методика преподавания языка и литературы. 2025. № 05 (34). Режим доступа: https://scipress.ru/fam/articles/metody-i-priemy-prepodavaniya-esp-v-neyazykovykh-vuzakh.html (Дата обращения: 08.09.2025)

В условиях интенсивного глобального обмена информацией и в связи с ростом международного сотрудничества знание английского языка стало необходимым требованием для профессиональной деятельности. Особенно актуально это для студентов неязыковых вузов, которые должны владеть специальной лексикой и коммуникативными навыками в своей области.

Следует отметить, что приемы и методы преподавания иностранного языка никогда не находились в стадии стагнации, а постоянно развивались, обогащаясь все новыми теориями и знаниями. Основной движущей силой для достижения прогресса в данной области служит критический анализ различных методических школ в прошлом и настоящем, который направлен на выявление инновационных тенденций и направлений [6, c.20].

Английский язык в качестве иностранного изучается как общеобразовательная дисциплина (GE: General English) во всех учебных заведениях, так и как английский для специальных целей (ESP: English for Specific Purposes) в учреждениях профессионального образования (где преподают общественные науки, искусство, бизнес и экономику, науку и технику), на курсах для слушателей, которым он необходим для осуществления профессиональной деятельности, а также в старших школах.

В то же время необходимо подчеркнуть, что ESP не представляет особую разновидность английского языка, хотя, несомненно, отличается от GE. Содержание общего английского языка обязательно должно быть включено в курс ESP в течение всего периода изучения, так как язык целевой направленности не может функционировать сепарированно от общего английского языка [1, c.35].

Сам термин ESP возник в 60-е годы двадцатого века в англоязычных странах в связи с ростом влияния английского языка на международной арене. Этот термин определял, с одной стороны, научное направление, с другой стороны, тип обучения английскому языку, отвечающий потребностям учащихся.

Зарождением методики преподавания ESP по праву считают середину XX века, ведь именно в это время начинается ее активное становление как самостоятельной науки. В начале своего развития методика преподавания для специальных целей была фрагментарно основана на общих методах обучения, но они не справлялись с высокой потребностью овладения английским языком у профессионалов.

В 1970-е годы преподаватели ESP были убеждены в том, что их основная задача — обучить студентов техническому вокабуляру определенной направленности в зависимости от их будущей профессии. Образовательный процесс протекал медленно и не очень эффективно. Обучающиеся, будущие эксперты, овладевали общими коммуникативными навыками в отрыве от профессиональных ситуаций.

Решением сложившейся ситуации явились первые работы, написанные в 60-ых годах прошлого столетия, посвященные методике преподавания ESP. Основоположником данной методики является Джон Суэйлз (John Swales). В 1990 году была впервые опубликована его работа "Genre Analysis: English in Academic and Research Settings", в которой автор акцентирует внимание на особенностях подготовки учащихся. Он предлагает концепцию, основывающуюся на исследовании коммуникативных задач, отдавая приоритет потребностям студентов, а не языковым навыкам.

Суэйлз подчеркивает, что направленность должна быть смещена на те события и цели, которые преследуют студенты в своей профессиональной деятельности [2, c.70].

Данная методика хорошо справляется с задачами, не решаемыми такими методами, как прямой, переводной и т.п. В отличие от вышеупомянутых методик, работа Джона Суэйза основывается на потребности в создании специализированных учебных программ и материалов, которые бы отражали особенности профессиональной деятельности. Учебные пособия должны быть разработаны, исходя из анализа межличностного взаимодействия, с которыми нынешние студенты и будущие профессионалы столкнутся на практике.

Автор также выдвигает на первый план важную роль педагога, который должен прилагать все усилия для ознакомления учащихся с выбранной ими дисциплиной. Разработка новой методики преподавания английского языка для конкретных целей позже привела к пониманию значимости субтехнического вокабуляра, т.е. слов и выражений, являющихся контекстом технических терминов.

Симультанно с развитием практики обучения иностранному языку эволюционируют и преподаватели ESP, проходя персонально все этапы данного процесса, начиная с побуждения обучать студентов техническому английскому языку, постепенно продвигаясь к стадии понимания необходимости субтехнического вокабуляра, анализа потребностей и, в результате, выходя на уровень применения дискурс-анализа и исследования законов лингвистики.

Поскольку ESP является подходом к преподаванию языка, при котором само содержание обучения базируется на мотивации обучающихся изучать иностранный язык, а не результатом обучения как такового, то для более эффективного его применения требуются особые методы и приемы [3, c.130].

Одним из наиболее эффективных методов является коммуникативный подход, который акцентирует внимание на взаимодействии между студентами и практическом использовании языка. Основная цель этого метода — научить студентов не только грамматическим правилам и лексике, но и тому, как применять язык в различных контекстах, что особенно важно в рамках ESP.

Проектный метод позволяет студентам работать над реальными задачами, что способствует лучшему усвоению языка в контексте их специальности. Это может включать в себя создание презентаций, написание отчетов или проведение исследований на английском языке. Работа в командах помогает развивать навыки сотрудничества и коммуникации, а также дает возможность применять иностранный язык в контексте.

Метод погружения предусматривает, что студенты находятся в языковой среде, максимально приближенной к реальной, что способствует быстрой и эффективной адаптации к изучаемому языку. Этот метод активно применяется в преподавании английского языка для специальных целей, так как он позволяет создавать условия, при которых студенты фокусируют свое внимание на иностранном языке и начинают его активно задействовать. Метод погружения подразумевает использование аутентичных материалов (статьи, видео, презентации) из профессиональной среды.

Модульное обучение предполагает разбивку курса на модули, каждый из которых посвящен определенной теме или навыку и охватывает соответствующую профессиональную область и необходимую лексику. Это может быть, например, модуль по бизнес-коммуникации, модуль по медицине или модуль по научным исследованиям. Такой подход способствует систематизации знаний и делает обучение более целенаправленным.

Что касается приемов, оказывающих большое влияние на эффективность преподавания ESP в неязыковых вузах, то наиболее актуальными являются ролевые игры и симуляции, групповые дискуссии, использование технологий, а также аутентичные задания. Они не только развивают языковые навыки студентов, но и подготавливают их к реальным профессиональным ситуациям, помогая уверенно использовать язык для достижения карьерных целей.

Рассматривая вышеупомянутые приемы, можно сказать, что ролевые игры и симуляции сами по себе динамичны и интерактивны и позволяют обучающимся принимать участие в сценариях, моделирующих реальные профессиональные ситуации. Студенты примеряют на себя роли, соответствующие их специализации (например, врач, инженер, менеджер), и взаимодействуют друг с другом, решая проблемы, такие как ведение переговоров, участие в конференциях или решение конфликтных ситуаций.

Преподаватель может заранее подготовить сценарии или ситуации, предоставляя студентам инструкции и необходимые материалы. Например, план может состоять в организации бизнес-встречи, или обсуждении новых медицинских подходов.

Ролевые игры и симуляции развивают коммуникативные навыки и уверенность в использовании иностранного языка, позволяют адаптироваться к специфической терминологии и стилям общения, характерным для различных профессий, а также способствуют развитию навыков критического мышления, поскольку студенты анализируют ситуации и обсуждают возможные решения.

 Групповые дискуссии — это прием, который позволяет студентам обмениваться мнениями и идеями по определенной теме, связанной с их профессиональной сферой. Студенты обсуждают заранее определенные темы в группах, где каждый участник имеет возможность высказать свою точку зрения и аргументировать ее. Преподаватель может предложить “мозговой штурм” для генерации идей или “круглый стол”, где студенты смогли бы обмениваться мнениями и обсуждать достижения в своей профессиональной сфере деятельности [4, c.10].

Это способствует развитию навыков аргументации и критического мышления, позволяет более глубоко понять тему и расширить свой словарный запас, особенно в сочетании с подготовкой к обсуждению в группе.

Интеграция современных технологий в учебный процесс является важным аспектом преподавания ESP. Для облегчения процесса обучения используются мультимедийные ресурсы, онлайн-платформы, приложения и интерактивные инструменты. Это может включать в себя online-викторины, веб-сервисы для общения, видео и аудиоматериалы [5, c.23].

Использование технологий имеет ряд преимуществ, поскольку активизирует студентов, делая процесс обучения более увлекательным и интерактивным. Данный прием создает возможность для дистанционного обучения и коллаборации с международными партнерами, а также предоставляет доступ к аутентичным ресурсам, таким как записи конференций, научные статьи, видео-презентации и прочее.

 Преподаватели могут использовать платформу Moodle для размещения заданий и ресурсов, проводить онлайн-дискуссии с экспертами, а также разрабатывать интерактивные викторины и тесты.

Аутентичные задания представляют собой задачи и проекты, которые отражают реальные профессиональные требования и конъюнктуру. Они включают в себя выполнение реальных задач, таких как написание отчетов, разработка презентаций, создание бизнес-планов или анализ законодательных актов. Материалы для заданий могут основываться на реальных кейсах и сценариях.

Плюсы данного приема заключаются в том, что студенты видят значимость изучаемого материала и практичность применения языка в своей области. Одновременно повышается мотивация в понимании специфической лексики, так как задания связаны с реальными требованиями будущей профессии, что в свою очередь является необходимым для успешной карьеры.

Педагог может предложить студентам подготовить проект по разработке маркетинговой стратегии для нового продукта, написать исследовательский доклад по актуальным международным вопросам, или составить и провести презентацию для потенциальных клиентов.

В заключение хотелось бы отметить, что преподавание ESP в неязыковых вузах представляет собой сложную, но увлекательную задачу, требующую от преподавателей применения разнообразных методов и приемов, которые направлены на особенности и потребности студентов. Выбор правильной методологии обучения может существенно повысить мотивацию студентов и сделать процесс овладения английским языком более продуктивным и целенаправленным. Успешное овладение английским языком для специфических целей не только готовит студентов к успешной профессиональной деятельности, но и открывает перед ними новые горизонты в мире глобальных возможностей.


Список литературы

1. Босова Л. М. Основные стратегии преподавания ESP в вузе / Л. М. Босова // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. – 2020. – № 1-2. – С. 33-37.
2. John Swales. Review: Genre Analysis: English in academic and research settings/ Journal of Pragmatics, Peter Master San Jose State University, 1992. – 287 p.
3. Лютова А. И. Особенности методики ESP в обучении взрослых / А. И. Лютова // Обучение, тестирование и оценка: Материалы Международной конференции, Нижний Новгород, 28–29 октября 2020 года. Том Вып. 20. – Нижний Новгород: Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова, 2021. – С. 129-133.
4. Лучникова А.В. Некоторые способы решения проблемы профессионально-ориентированного обучения на занятиях по английскому языку в неязыковых вузах // Научно-образовательный журнал «StudNet» № 3/2021, с. 1-13.
5. Московец С.А., Дмитриев Я.А., Сединин Я.А. // Сборник тезисов Международной конференции по передовым технологиям обучения EdCrunch-Томск, Томск, 2–4 декабря 2020 г. Томск, 2020. С. 22-25.

Список источников
6. Скрипникова Т.И. Теоретические основы методики обучения иностранным языкам: Учебно-методическое пособие // Скрипникова Т.И. – Владивосток: Дальневосточный Федеральный университет, 2017. – 137 с.

Расскажите о нас своим друзьям: