Методика преподавания языка | Филологический аспект: Методика преподавания языка и литературы Методика преподавания языка и литературы №03 (14) Май 2022 - Июнь 2022

УДК 372.881.111.1

Дата публикации 20.06.2022

Коммуникативные приёмы обучения грамматике на уроках английского языка

Камалиева Язиля Галиевна
учитель иностранных языков, Специализированный учебно-научный центр Уральского Федерального Университета имени первого президента России Б.Н. Ельцина, РФ, г. Екатеринбург, AnaninaMA@yandex.ru

Аннотация: В статье раскрываются вопросы обучения грамматике английского языка на уроках в старшей школе. Автор анализирует научную литературу по проблеме обучения грамматике и предлагает выводы из семнадцатилетнего опыта работы с начинающими группами в СУНЦ УрФУ. Коммуникативный подход должен сочетаться с различными игровыми заданиями и эмоционально поддерживающими упражнениями, создающими общую позитивную атмосферу учения. Обучению грамматике следует уделять особое внимание на начальном этапе обучения языку, поскольку грамматика выполняет структурирующую и организующую речь функцию. В качестве используемых приемов автор приводит игровые методы «Придумай алиби», «Цепочки», «Конференция». Контроль является неотъемлемой часть процесса обучения грамматике.
Ключевые слова: Обучение грамматике, коммуникативный подход, учащиеся старших классов, иностранный язык, лингводидактика.

Communicative techniques of teaching Grammar at the lesson of English

Kamalieva Jazila Galievna
teacher of foreign languages, Specialised educational scientific centre, The Urals State Federal University, Russia, Yekaterinburg

Abstract: The paper is concerned with the issues of teaching senior high-school students English Grammar at the lessons of English. The author generalizes the information on the issue of teaching Grammar and presents her own conclusions based on the 17-year experience of teaching English to the beginner students at SESC UrFU. Communicative approach should be conjoined with various game activities and emotionally sustaining tasks which create the positive atmosphere of learning. Much attention should be paid to teaching Grammar at the starting level of learning English, due to the fact that Grammar performs the structuring and organizing function in the language acquisition. The author gives examples of the game techniques used at her lessons such as “Think of alibi”, “Chains”, “A Conference”. Monitoring plays a vital role in the process of language teaching.
Keywords: Teaching Grammar, communicative approach, senior high school students, a foreign language, Linguodidactics.

Правильная ссылка на статью
Камалиева Я.Г. Коммуникативные приёмы обучения грамматике на уроках английского языка // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. Сер.: Методика преподавания языка и литературы. 2022. № 03 (14). Режим доступа: https://scipress.ru/fam/articles/kommunikativnye-priyomy-obucheniya-grammatike-na-urokakh-anglijskogo-yazyka.html (Дата обращения: 20.06.2022)

В настоящее время, в связи с появлением требований Федерального государственного образовательного стандарта, к современному учебному процессу предъявляется большое количество требований, включающих активную учебно-познавательную деятельность учащихся, учёт их личностных особенностей, ориентацию на становление личностных характеристик выпускника, формирование независимой творческой личности, имеющей свою позицию, ориентированной на самообразование в течение всей своей жизни [1].  Перед педагогами встают новые задачи эффективного обучения иностранному языку. На наш взгляд, отношение к грамматике как трудноусваиваемому аспекту языка, фактически не нужному в процессе коммуникации на иностранном языке, является неверным. Грамматика с самого начала обучения языку на основе обучения латыни играла огромную роль в процессе обучения и осуществления коммуникации. Как отмечает Г.В. Артамонова со ссылкой на точку зрения Г.В. Роговой, грамматика играет организующую роль в процессе овладения иностранным языком [2]. Считаем, что данное исследование актуально, соответствует запросам времени, когда необходимо внедрять новые технологии в обязательном сочетании со устоявшимися принципами методики обучения иностранному языку. Цель работы заключается в обосновании сочетания традиционных техник обучения грамматике, таких, как речевые модели и заучивание, с современными коммуникативными методиками работы.

Традиционно считается, что обучение грамматическим навыкам должно проводиться поэтапно, включая ознакомление и первичное закрепление, тренировку и применение [3, с. 29]. Под грамматическим навыком следует понимать «высокоавтоматизированное действие, обеспечивающее нормативное употребление морфологических и синтаксических средств изучаемого языка в продуктивной и рецептивной речи» [4, с. 146]. Непроизвольное запоминание может иметь место, однако это не исключает целенаправленной работы над грамматическими явлениями [5, с. 87]. Овладение грамматическими навыками возможно только в процессе целенаправленной работы [5, с. 87]. Необходим отбор активного и пассивного грамматического минимума для обучения грамматике. Данная идея была выдвинута Л.В. Щербой в 30-е годы XX века [2, с. 24]. Как отмечают методисты, материал для обучения должен быть организован функционально, с использованием речевых образцов [6, с. 89]. С ним сочетается лексический (тематический, ситуативный) подход в организации языкового материала. Грамматический аспект растворяется в лексическом. Мы используем эти теоретические положения в нашей работе над грамматической стороной речи.

Кроме того, необходимо сознательно изучать грамматические явления. Использование когнитивных стратегий обязательно для эффективного овладения иностранным языком и формирования общеязыковой компетенции [6, с. 54]. Другими словами, грамматический навык должен функционировать на сознательном уровне.

Е.Г. Молодых-Нагаева проводит обзор пособий и методов обучения немецкому языку начинающих студентов [7]. Подчёркивается необходимость простоты в подаче материала, что наблюдается как в российских, так и немецких пособиях по обучению грамматике [там же, с. 274]. Кроме того, нужно дозировать объём материала, который способны усвоить учащиеся за один урок. Лексика подбирается по изучаемой теме, близкая учащимся, которым предоставляется возможность апробировать свои навыки на практике.  Кроме того, часто при изучении грамматики в иноязычных учебниках происходит опора на родной язык, что позволяет усвоить изучаемое явление более осознанно. При этом автор акцентирует мысль о том, что грамматика не должна становиться самоцелью, процесс обучения не должен быть перегружен механическим заучиванием. Мы считаем, что учение наизусть в меру развивает память и мышление ученика в целом и должно присутствовать при обучении грамматике. Речевые образцы изменяются в сторону упрощения и большей понятности для учащихся.

Таким образом, при обучении грамматике в старшей школе необходимо идти от простого к сложному, использовать родной язык для объяснения сходных явлений, использовать игровые примы для лучшего запоминания и создания положительной атмосферы обучения, подбирать речевые образцы на знакомом и изучаемом лексическом материале, применять метод заучивания умеренно в сопровождении игровых методик. Важен позитивный настрой самого преподавателя, что создаст атмосферу радости, лёгкости для учащихся.

При отборе грамматического материала, подлежащего изучению, мы ориентируемся на содержание учебника М.В. Вербицкой, М. Манна, С. Тейлора-Ноулз. Macmillan Skills for Russia как наиболее эффективного, доступного и популярного пособия для подготовки к государственной аттестации, которую проходят большинство обучающихся гуманитарных классов Специализированного учебно-научного центра при Уральском Федеральном Университете имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, в котором автор работает более 17 лет.  [8]. Предлагаемые в пособии упражнения обычно рассчитаны или на коммуникативную деятельность, развивающую беглость речи, или просто «грамматические» упражнения по отработке структур. Поэтому в своей работе для обучения грамматике я использую упражнения, представленные в пособии «Грамматика и лексика. Уровень В2» издательства Макмиллан, которые объединяют обе цели. В этих упражнениях основной акцент делается на воспроизведении смыслового значения с нелингвистической целью, но не упускается из внимания то, каким образом структура управляется в процессе, т.е. языковая и коммуникативная задача выполняются одновременно. Активно применяя коммуникативную технологию для выражения своего мнения, оценки событий, подачи информации, у учащихся формируются грамматические и речевые умения. В каждом модуле есть лексический, грамматический разделы и словарь для осуществления коммуникативной деятельности. Важно четко определить цель задания, чтобы побудить учащихся к активному использованию языка для осуществления успешной практической деятельности.

Отрабатывая структуры в Past Simple (Модуль 3), я использую приём «цепочки». Каждому учащемуся предлагается поучаствовать в составлении рассказа на определенную лексическую тему, например, “A New Boy”. Я придумываю первое предложение Last year a new boy appeared in Tom and Marys class”, а учащиеся продолжают сочинять рассказ, добавляя по одному высказыванию предложения о цепочке. Можно сделать это упражнение забавней, если предложения записывать на листе бумаги так, чтобы каждый пишущий мог видеть только последнюю фразу.

Тренируя вопросительные структуры (Модуль 19), я показываю учащимся картинку и прошу расспросить о том, где и когда это было, а на следующий урок учащиеся приносят свои карточки и работают в парах.

При отработке структур в Past Perfect учащимся предлагается вспомнить самые яркие впечатления их жизни (незабываемая поездка, полученная травма, огромный успех и т.д.). Затем они должны выразить свои чувства, используя фразу I had never (or always) … before, и могут добавить But afterwards I … (употребляя, таким образом, Past Perfect и Past Simple в сравнении). Учащиеся становятся необыкновенно активны в языковой работе, когда дело касается их личного опыта.

Тренируя употребление временных наречий, я не просто даю задание употребить слово always в предложениях типа: He has coffee for breakfast, а спрашиваю, что они делают always, sometimes, often, hardly ever, occasionally и т.д., когда им грустно, когда никого нет дома, когда они хотят увидеть родителей или, когда у них много свободного времени. Упражнение сразу становится интересным для всех учеников, и каждый стремится выразить свои идеи.

Учащиеся очень открыты в выполнении таких личностно-ориентированных заданий и предлагают значимые для них примеры. Учебная деятельность, построенная на использовании личного опыта учащихся, их мнений, чувств и идей, интересна не только потому, что высказывания непредсказуемы, разнообразны и оригинальны, но и потому, что учащиеся как бы раскрываются друг другу. Это не только усиливает внимание и является мотивационным стимулом на уроке, но и создает доброжелательную атмосферу среди учащихся.

Мы считаем, что речевая модель является очень продуктивной при обучении грамматике, если её сочетать с приёмом заучивания и игровым приёмом «Пропуск». Мы даём задание ребятам выучить одно предложение по изучаемому грамматическому явлению, например, Present Simple, и они заходят в класс, предъявив своеобразный пропуск – выученное предложение. Данное упражнение занимает небольшое количество времени, но оно несёт позитивный заряд перед уроком и способствует установлению эмоциональной и даже весёлой обстановки, учащиеся уже не напряжены, они с радостью ждут новых заданий, смотрят на результаты друг друга, стараются учить. Постепенно мы выучиваем до 8 предложений связного текста, который учащиеся предъявляют в начале урока английского языка. Как отмечает Г.В. Артамонова, для ознакомления с формой грамматического явления и её употреблением используется связный текст как типичная среда для любого грамматического явления [2, с. 25].

Разнообразные виды деятельности помогают усвоить грамматические структуры даже самому слабому учащемуся. Из 10 студентов в сентябре только двое имели представление о временах в английской грамматике. Результат контрольной работы за год показал, что студенты справились и смогли перешагнуть барьер незнания, «5» – 6, «4» –3, «3» –1. Наш опыт показывает, что использование данного приёма заучивания текста приводит к отличным результатам, большинство (90%) обучающихся к концу первого семестра овладевают основными грамматическими понятиями английского языка и могут строить небольшие монологические и диалогические высказывания. Об успешности обучения свидетельствуют результаты летней сессии по английскому языку, 90% всех учеников справляются с заданиями при условии планомерной работы и добросовестного отношения к учёбе. Отметим, что задания сессии в 10 классе сочетают задания Основного государственного экзамена и Единого государственного экзамена по английскому языку, включают 3 задания ЕГЭ, за исключением монологического высказывания- речевого сообщения другу по теме проекта: 1. Чтение текста формата ЕГЭ. 2. Диалог-расспрос. Умение задать четыре прямых вопроса в соответствии с коммуникативной ситуацией. 3. Монологическое высказывание по заданной теме и структуре.

Формирование навыков употребления утвердительной, вопросительной и отрицательной форм времен Past (Simple, Progressive, Perfect) я провожу в игре «Придумай себе алиби». Учащимся предлагается ситуация, например, “A Food Store was robbed yesterday, at 9 p.m.”.

Двое учащихся, «подозреваемых», отправляются за дверь и должны быть готовы описать свои действия во время преступления, доказать, что они вместе провели время и поэтому невиновны. Класс играет роль детективов и готовит вопросы для допроса. «Подозреваемые» затем допрашиваются по одному и доказывают свою причастность или непричастность к преступлению.

 Процесс изучения иностранного языка невозможен и неэффективен без контроля, главная цель которого – получить обратную связь, без которой ни ученик, ни учитель не добьются хороших результатов.

Контроль помогает мне увидеть, на каком уровне находятся знания учащихся и как двигаться дальше. Существует много разнообразных форм контроля, но самой эффективной я считаю обратную связь в учебной деятельности на каждом уроке, а не только в тестах или при выполнении домашних заданий. Именно коммуникативные личностно-ориентированные упражнения обеспечивают эту обратную связь и помогают выполнять функцию контроля умений учащихся грамотно пользоваться языком. Так в 10 «Б» выполняют более упрощенные задания, такие, как подготовить монолог по формату ОГЭ, задать вопросы по заданию 2 – ЕГЭ, описать картинку. Более успешным группам 10 «Л», 10 «К» предлагаются более продвинутые задания.

В качестве примера я хочу привести урок ролевой игры-конференции, на котором ребята демонстрируют уровень овладения грамматическими навыками. Я провожу контроль грамматических речевых навыков учащихся 10 «Л» и 10 «К» на заключительном этапе работы над учебной темой.

Учащиеся получают карточки с обозначенными на них ролями: critical thinker, factual thinker, constructive thinker, lateral thinker, emotional thinker (критический обозреватель, сторонник фактов, конструктивный мыслитель, нестандартный мыслитель, сторонник эмоций). Ученики должны объяснить эти понятия и выбрать близкую себе роль. Председатель нашей конференции (Chairperson: “There are many different sides to the argument…”) начинает обсуждение, объявив тему проблемы и отметив, что существует множество точек зрения по данному вопросу. Он дает возможность высказаться каждому, следя за ходом выступлений. Сторонник фактов (Factual thinker: “Let the facts do the talking”) должен грамотно осветить фактическую сторону вопроса, выраженную в цифрах и фактах. Конструктивный мыслитель (Constructive thinker: “Lets look at the advantages…”) умышленно концентрируется на позитивных моментах, даже если и видит определенные недостатки. Критический обозреватель (Critical thinker: “Lets look at the disadvantages…”) указывает недостатки и предлагает пути к их решению. Нестандартный мыслитель (Lateral thinker: “Lets look at it from a different angle.”) должен рассмотреть проблему под другим углом зрения и выдвинуть какие-то новые возможности. Сторонник эмоций (Emotional thinker: “Trust your feelings.”) выражает свое эмоциональное отношение к проблеме. Так мы обсуждаем проблему, находим факты, подтверждающие преимущество английского языка в мире; причины, побудившие нас изучать язык; трудности, с которыми мы сталкиваемся, и пути к их преодолению; целесообразность введения школьной формы; экологические проблемы; диетическое питание и многое другое.

Описанные приемы значительно облегчают учебную задачу. Опыт показывает, что обучение грамматике с применением коммуникативных технологий может использоваться с самого раннего этапа и изучаться параллельно с нормативной грамматикой на материале говорения, чтения, аудирования и письма. Коммуникативно-ориентированное обучение грамматике позволяет повысить мотивацию и эффективность овладения ею, расширяет экспрессивные возможности речи и придает естественность высказываниям учащихся в учебных ситуациях.

Очень жаль, что часто мы сталкиваемся в СУНЦ с проблемами чтения, грамматики, письма уже в 10-х и 11-х классах, хотя эти задачи должны были  решиться в начальном звене. Так получилось в этом году с группой 10 «Б», где пришлось потратить очень много дополнительного времени на устранение пробелов в различных видах речевой деятельности, в том числе в грамматике.

Таким образом, обучению грамматике следует уделять пристальное внимание в процессе изучения иностранного языка, особенно на начальном этапе, на какой возраст он бы ни приходился, поскольку грамматика играет организующую роль в формировании языковой личности человека. Необходимо опираться на принципы лингводидактики, такие, как движение от простого к сложному, наглядности, перехода количественных изменений в качественные. Отбор грамматического материала всегда нужно осуществлять, принимая во внимание текущую лексическую тему. Важную роль играют коммуникативные, личностно-ориентированные задания, общий настрой учащихся и позитивная эмоциональная среда обучения.


Список литературы

1. Электронный ресурс URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-soo/ (дата обращения: 13.06.2022)
2. Артамонова Г.В. Методы и приёмы обучения грамматике английского языка // Педагогический форум, 2021. №2 (8). С. 24-26.
3. Настольная книга преподавателя иностранного языка: Справ. Пособие/ Е. А. Маслыко, П. К. Бабинская, А. Ф. Будько и др. – Мн.: Выш. шк., 1996. – 522 с.
4. Гальскова Н.Д., Василевич А.П., Акимова Н.В. Методика обучения иностранным языкам : учебное пособие. Ростон н/Д : Феникс, 2017. – 350 с.
5. Фокина К.В. Методика преподавания иностранного языка : конспект лекций / К. В. Фокина, Л. Н. Тернова, Н. В. Костычева. – М. : Издательство Юрайт, Высшее образование, 2009. – 158 с.
6. Исмагилова О.С. Роль когнитивных стратегий в обучении грамматике английского языка // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования. 2021. Т. 12. №2. С. 64-66.
7. Молодых-Нагаева Е.Г. Обучение иностранному языку: грамматика // Тоерия и практика общественного развития. – 2015. №21. С. 274-276.
8. Вербицкая М., Манн М., Тейлор-Ноулз С. Macmillan Skills for Russia. Подготовка к ЕГЭ по английскому языку: грамматика и лексика. Уровень B2 с онлайн-версией упражнений. Macmillan Education, 2022. ¬– 224 с.

Расскажите о нас своим друзьям: