Методика преподавания языка | Филологический аспект: Методика преподавания языка и литературы Методика преподавания языка и литературы №05 (28) Сентябрь 2024 - Октябрь 2024

УДК 372.881.1

Дата публикации 24.10.2024

Использование метода «Квант» при разработке учебника по китайскому языку для русскоязычных студентов

Цао Чуньхуа
аспирант, кафедра педагогики и современных образовательных технологий ФГАОУ ВО «Государственный университет просвещения», РФ, г. Москва, chunhuacao@yandex.ru

Аннотация: Актуальность данного исследования обусловлена возросшей потребностью русскоязычных студентов в изучении китайского языка, а также тем, что качество существующих учебных материалов по китайскому языку часто соответствует современным требованиям к построению образовательного процесса. Многие учебные пособия либо уже устарели, либо не в полной мере учитывают особенности китайского языка и потребности современных обучающихся. В связи с этим, настоящая работа посвящена проблеме поиска наиболее эффективного подхода к разработке учебника по китайскому языку. Результаты исследования включают в себя рекомендации по проектированию учебника на основе метода «Квант».
Ключевые слова: китайский язык, учебник, смысловая особенность, смысловое чтение, метод «Квант»

Using the “Quantum” method in developing the Chinese language textbook on semantic reading for Russian-speaking students

Cao Chunhua
PhD student, Department of Pedagogy and Modern Educational Technologies, State University of Education, Russian Federation, Moscow

Abstract: The relevance of this research is determined by the increasing need of Russian-speaking students to learn the Chinese language, as well as the fact that the quality of existing teaching materials for the Chinese language does not always meet the modern requirements of the educational process. Many textbooks are either outdated or do not fully take into account the characteristics of the Chinese language and the needs of contemporary students. In this regard, this work is dedicated to the problem of finding an effective approach to the development of a Chinese language textbook. The results of the research include recommendations for designing a textbook based on the "Quantum" method.
Keywords: Chinese language, textbook, semantic feature, semantic reading Quantum method

Правильная ссылка на статью
Цао Чуньхуа Использование метода «Квант» при разработке учебника по китайскому языку для русскоязычных студентов // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. Сер.: Методика преподавания языка и литературы. 2024. № 05 (28). Режим доступа: https://scipress.ru/fam/articles/ispolzovanie-metoda-kvant-pri-razrabotke-uchebnika-po-kitajskomu-yazyku-dlya-russkoyazychnykh-studentov.html (Дата обращения: 24.10.2024)

Вводная часть. В настоящее время по мере расширения политических, экономических и культурных связей Российской Федерации и Китайской Народной Республикой наблюдается укрепление сотрудничества между странами в самых различных профессиональных областях. В результате этого спрос на специалистов, владеющих китайским языком, растет с каждым годом. В 2019 г. китайский язык вошел в систему государственной итоговой аттестации российских школ в 11‑м классе [12]. Изучение китайского языка пользуется большой популярностью в России, и на настоящий момент более обучение китайскому языку ведется в более чем 220 российских вузах [1, c. 219]. Обеспечение эффективности обучения играет ключевую роль в подготовке квалифицированных специалистов, которые изучают китайский язык.

Эффективность образовательного процесса напрямую зависит от наличия качественных учебно-методических ресурсов и продуманной системы их применения [2, c. 150–152]. Несмотря на непрерывное развитие современных технологий и появление все новых средств обучения, учебник по-прежнему остаётся главнейшим звеном и средством в системе образования.

Учебные пособия используется не только как источник учебной информации и средство обучения, его конечной целью является формирование и развитие профессиональной компетентности обучающихся. Можно выделить такие важнейшие функции учебника, как: профессионально-деятельностная функция, воспитательно-развивающая функция, самообразовательная функция, социально-педагогическая и др. [3, с70-71].

Проблема методики преподавания китайского языка уже ранее рассматривалась такими учеными, как: Н.А. Демина, Т.Л. Гурулева, И.В. Кочергин, А.П. Кошкин, О.А. Масловец, О.А. Малых и др. При этом важно отметить, что преподавание китайского языка в России, в отличие от европейских языков, является сравнительно новым и молодым направлением. Методика обучения китайскому языку пока еще не разработана в достаточной мере. Проблематика составления учебников по китайскому языку привлекает самое пристальное внимание как российских, так и китайских ученых. За последнее десятилетие в России было издано множество новых учебных материалов по китайскому языку, как например: «Самоучитель китайского языка» (Е.А. Краснопольская) [13], «Китайский язык для начинающих» (Ма Жунюй) [14], «Китайский язык для начинающих» (М.И. Куприна) [15] и др.

Важно отметить, что несмотря на большой выбор учебников и пособий, наиболее популярными остаются следующие три учебника:

1) «Практический курс китайского языка» (А.Ф. Кондрашевский и др.) [16];

2) «Начальный курс китайского языка» (Т.П. Задоенко, Хуан Шуин)[17];

3) «新实用汉语教程Новый практический курс китайского языка» (Лю Сюнь) [19];

На основе проведенного анализа можно выделить следующие недостатки используемых учебников по китайскому языку: многие учебники устарели и уже не соответствуют современным требованиям российской синологической лингводидактики; некоторые материалы (лексика, тексты и пр.), содержащиеся в учебниках, в полной мере не отражают современные реалии и языковую атмосферу современного Китая; в содержании учебников не в полной мере учитываются особенности русской языковой культуры, образа жизни и культурных ценностей российской социально-культурной среды. [4, c. 222-229]

Обновление российского образовательного процесса ориентировано на внедрение современных методов обучения, которые способствуют повышению качества образовательных программ [5, c. 350–365]. В этой связи при создании учебников по иностранным языкам требуется использование научно обоснованных подходов, которые соответствовали бы актуальным запросам системы образования.

Целью настоящей работы является определение эффективного метода при разработке учебника по смысловому чтению на материале китайского языка.

Для достижения цели исследования применялись такие методы, как теоретический анализ, сравнение, описание, классификация и обобщение.

Основная часть. При создании учебного пособия по китайскому языку необходимо учитывать специфические особенности китайского языка и его различия с русским языком. Китайский язык относится к изолирующим агглютинативным языкам, тогда как русский язык относится, в свою очередь, к флективным языкам [6, c.12]. В китайском языке практически отсутствуют процессы словоизменения. В большинстве случаев иероглифика, слова, словосочетания, предложения и тексты строятся на основе определённых смысловых связей.

Особое внимание следует уделить смысловой специфике китайского языка, выражаемой через понятие «Ихэ (意合)» — «смысловая связь» или «смысловая согласованность». Лянь Шунэн отмечает, что под «Ихэ (意合)» следует понимать соединение слов и предложений без использования формальных грамматических средств, где грамматическое значение и логические отношения выражаются через смысл слов или полузависимые конструкции [11, с. 73].

Смысловая особенность «Ихэ (意合)» проявляется на всех уровнях китайского языка: от словосочетаний до предложений и текстов. Эта особенность представляет собой ключевую особенность китайской языковой системы, что должно учитываться при создании учебных материалов для русскоязычных студентов [7].

Тем не менее, нужно также брать во внимание и то, что у современных учащихся, выросших в новую, цифровую эпоху, формируется новый тип сознания – системно-смысловой. Это тот тип сознания, когда у человека на ментальном уровне преобладает «смысловая» сфера, что проявляется в способности «ставить задачу на смысл» [8].

Так, с целью разработки наиболее эффективного учебника по китайскому языку, мы предлагаем использовать метод-«Квант», который был разработан профессором Н.А. Горловой [18].

Слово «квант» чаще всего ассоциируется с квантовой механикой, квантовыми технологиями в области физики, математики и пр. Вместе с тем, есть также и «слова – кванты», которые, в частности, встречаются в работах А.А. Леонтьева. Ученый относит эти единицы к психолингвистическому уровню владения языком и связывает их с семантическим значением слова [9, с.32].

Н.А. Горлова в своих работах пишет, что «Квант» может рассматриваться не как семантическое значение слова, а как единица смысла (мысли), учитывая факт того, что уровень развития речевой деятельности человека зависит от степени сформированности языковых обобщений и категориального мышления. Н.А. Горловой была предложена инновационная технология - экспресс-метод «Квант» как способ быстрой переработки и усвоения учебной информации [18].

Таким образом, метод «Квант» представляет собой способ ускоренной переработки (квантования) и осмысления текстовой информации (знаковой, образной, символической), обеспечивающий развитие универсальных коммуникативно-когнитивных способностей и компетенций обучающихся.

Важно также отметить и то, что метод «Квант» уже успешно прошел апробацию в сфере обучения младших школьников. Результаты исследований и подробные описания технологии можно найти в трудах Н.А. Горловой [8]. Данный метод также доказал свою эффективность и в том, что касается разработки учебных пособий по иностранным языкам для студентов вузов [10].

Заключение

На основе проведенного анализа можно сделать вывод о том, что метод «Квант» является одним из наиболее эффективных инструментов при разработке учебника по смысловому чтению. Использование метода «Квант» позволяет не только значительно ускорить процесс усвоения учебного материала, но и способствует развитию системного и критического мышления у студентов, что особенно важно в контексте обучения иностранным языкам. В этой связи, при создании учебника по китайскому языку применение данного метода представляется более чем целесообразным.

 


Список литературы

1. Ли Шулунь Текущее состояние преподавания китайского языка в России // Педагогический журнал. – 2023. –Т.13. – No.8А. С.218–225. DOI: 10.34670/AR.2023.28.24.022.
2. Проходимова Е.М., Зуев А.В. Использование электронных учебников в сфере коммуникативной инфраструктуры как средство повышения эффективности процесса профессиональной подготовки в образовательных организациях МЧС России // Научное мнение. – 2014. – № 2. – С. 150-152.
3. Тарева Е.Г., Казанцева Е.М. Деятельностно-компетентностный подход к созданию учебных пособий для подготовки бакалавров //Вестник МГПУ Серия "Филология. Теория языка. Языковое образование". – 2011. – № 2(8). –С. 65-77.
4. Цао, Ч. Состояние проблемы разработки учебника по китайскому языку для русскоязычных студентов начального этапа в вузах // Журавлевские чтения общепрофессиональная подготовка будущих педагогов к реализации обновлённых ФГОС общего образования: Матер. VIII междунар. науч.-практ. конф. 08 февраля 2023 года. – Москва: Государственный университет просвещения, 2023. – С. 222-229.
5. Теплова С.А., Горлова Н.А. Эффективные технологии развития навыков смыслового чтения у обучающихся основного общего образования // Перспективы науки и образования. –2024. – № 4 (70). –С. 350–365. DOI: 10.32744/pse.2024.4.22.
6. Солнцев В.М. Введение в теорию изолирующих языков. М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1995. 352 с.
7. Цао Чуньхуа. Проблема проектирования учебника по китайскому языку с учетом смысловой особенности Ихэ (意合 Yìhé) // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2024. № 09 (98). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/problema-proektirovaniya-uchebnika-po-kitajskomu-yazyku-s-uchetom-smyslovoj-osobennosti-ikhe.html (Дата обращения: 18.09.2024)
8. Горлова Н.А. Универсальные квант-технологии смыслового аудирования у младших школьников // Специальное образование. –2020. –№ 1. – С. 17–39. DOI 10.26170/sp20-01–02.
9. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. Издание 3-е. М.: КомКнига, 2005. – 211с.
10. Волынкина Н.В. Технология квантового смыслового чтения. — Воронеж: Издательско-полиграфический центр, 2023. — 115 с. — ISBN 978-5-4446-1758-8.
11. 连淑能, 2017, 《英汉对比研究 (增订本)》, 高等教育出版社.

Список источников
12. Электронный ресурс: https://obrnadzor.gov.ru/news/rosobrnadzor-rasskazal-o-ege-po-kitajskomu-yazyku/ дата обращения: 10.09.2024.
13. Краснопольская Е.А. Самоучитель китайского языка // Издательство АСТ, 2022. 352с.
14. Ма Жунюй. Китайский язык для начинающих // Издательство: Флинта, 2021. – 48с.
15. Куприна М.И. Китайский язык для начинающих // Издательство АСТ, 2019. – 224с.
16. Кондрашевский А.Ф. Практический курс китайского языка в 2 т. // М.: Восточная книга, 2015. – 736 с.
17. Задоенко Т. П. Учебник китайского языка в 3-х т.// М.: Восточная книга, 2015. – Т. 1. – 303 с.
18. Горлова, Н.А. Курсовая работа как исследовательский проект: Учебно-методическое пособие // Общество с ограниченной ответственностью «Издательско-торговый Дом «ПЕРСПЕКТИВА», 2021. – 72 с. – ISBN 978-5-88045-490-7.
19. 刘珣.《实用汉语教材》[J].北京语言大学,2006.

Расскажите о нас своим друзьям: