Методика преподавания языка | Филологический аспект: Методика преподавания языка и литературы Методика преподавания языка и литературы №05 (28) Сентябрь 2024 - Октябрь 2024
УДК 378.016
Дата публикации 31.10.2024
Эффективный подход в преподавании делового английского языка в предпринимательском классе
Подгорнов Андрей Николаевич
Методист ИРПО ГАОУ ВО Московский городской педагогический университет, РФ, г. Москва
Аннотация: В данной статье поднимается вопрос эффективности изучения английского языка через призму предпринимательской деятельности, уникальной возможности для учащихся развивать свои навыки в области бизнеса и экономики, навыков актуальных для нынешнего времени. Рассматривается анализ проведенного практического урока у старшеклассников (10-а и 11-а классов) и оценка эффективности усваивания учениками английского языка путем погружения в бизнес-среду с применением делового английского языка. Проведенный урок позволяет оценить качество подачи материала и усваиваемость английского языка у старшеклассников.
Ключевые слова: бизнес-английский язык, предпринимательский класс, бизнес сфера, диалог, образовательные программы, методы.
Methodologist of the Moscow City Pedagogical University of the Russian Federation, Moscow
Abstract: This article raises the issue of the effectiveness of learning English through the prism of entrepreneurial activity, a unique opportunity for students to develop their skills in the field of business and economics, skills relevant to the present time. The analysis of the conducted practical lesson among high school students (grades 10 and 11) and the assessment of the effectiveness of students learning English by immersion in a business environment using business English is considered. The lesson allows you to evaluate the quality of the presentation of the material and the assimilation of the English language among high school students.
Keywords: business English, business class, business sphere, dialogue, educational programs, methods.
Подгорнов А.Н. Эффективный подход в преподавании делового английского языка в предпринимательском классе // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. Сер.: Методика преподавания языка и литературы. 2024. № 05 (28). Режим доступа: https://scipress.ru/fam/articles/effektivnyj-podkhod-v-prepodavanii-delovogo-anglijskogo-yazyka-v-predprinimatelskom-klasse.html (Дата обращения: 24.10.2024)
Введение
На сегодняшний день изучение иностранного языка, в частности – английского языка, является перспективной областью для взаимодействия на международном уровне. Современные методы обучения иностранным языкам в кротчайшие сроки подготавливают ученика. Возросла необходимость не только в умении вести диалоги на английском языке, но и в потребности знания профессионального бизнес-английского языка [7].
Проект «Предпринимательский класс» объединяет усилия учителей московских школ, ресурсы всех сетевых учреждений Департамента образования и науки города Москвы, научных организаций и вузов. Участие для реализации проекта принимают: департамент образования и науки города Москвы, министерство науки и высшего образования Российской Федерации, институт развития профильного обучения, общеобразовательные организации Москвы, научные организации, высшие учебные заведения [8].
Образовательные программы предпринимательских классов содержат элементы предпрофессионального образования, стимулируют у обучающихся предпринимательское мышление и направлены на обучение навыкам проектного управления, генерации бизнес-идей и создания стартапа с целью последующего осознанного выбора будущей профессий в сфере предпринимательства [4].
Обучение в предпринимательских классах предоставляет учащимся новые возможности:
- выстроить бизнес-процессы и управлять ими, погрузиться в бизнес сферы;
- повысить знания в области маркетинга, коммуникациях, финансовом и инвестиционном анализе, проведение методик оптимизации бизнеса;
- изучать нормативные и правовые документы, регулирующие предпринимательскую деятельность;
- сотрудничать с представителями бизнес-сообщества и предпринимателями;
- работать со своими стартапами в проектных лабораториях, бизнес-инкубаторах, бизнес-акселераторах [6].
Школьники, которые планируют связать свою будущую профессию с
предпринимательством, занимаются углубленным изучением английского языка. Помимо математики и обществознания, они также изучают такие предметы, как экономика, финансы бизнеса, основы предпринимательской деятельности, информационные технологии в решении бизнес-задач и бизнес-английский. Эти предметы помогают им получить необходимые знания и навыки для успешного ведения бизнеса в будущем, а так же проводить бизнес переговоры на профессиональном уровне [7].
Важно отметить, что уроки проводят опытные специалисты, включая преподавателей вузов-партнеров. Это позволяет обеспечить высокий уровень преподавания и дать ученикам актуальные знания в области предпринимательства [7].
В ходе проведения данных занятий применяются аутентичные материалы такие, как видеозаписи, подкасты, видеозаписи интервью с предпринимателями на английском языке для более лучшего усваивания бизнес-английского языка. Так же отмечается при проведении занятий усваивание акцента в речи, темпа и деловой лексики обучающихся [5].
Кроме того, для учителей, работающих с учениками предпринимательских классов, регулярно проводятся курсы повышения квалификации. Это делается для необходимости поддержания высокого уровня преподавания и соответствия современным требованиям в области образования [5].
Такие мероприятия, как лекции, мастер-классы, вебинары, проектные сессии и научные конференции, помогают ученикам лучше понять мир бизнеса и принять осознанное решение о выборе своей будущей профессии [5].
Для погружения учащихся в более деловую среду и практиковать навыки владения бизнес-английским языком применяют симуляции деловых игр. Это может быть игра, нацеленная на проведение деловых переговоров. В данной практике у ученика развивается понимание языка, и правильное реагирование на реплики. Посредством данной игры ученик получает результаты усвоения английского языка в предпринимательском классе [7].
Методика пересказывания услышанного текста всегда актуальна и позволяет ученику развивать память, речь, навыки общения. Здесь формулируются вопросы позволяющие учащимся более глубоко усваивать бизнес-английский язык. После чего можно применять в различном контексте [5].
После завершения проекта по созданию предпринимательских классов, выпускники получают начальные знания в области предпринимательства и навыки работы над проектами, командного взаимодействия и ответственности [5].
Для создания условий продолжения реализации проекта предпрофессионального образования в государственных школах, находящихся под управлением Департамента образования и науки города Москвы, был принят стандарт проекта «Предпринимательский класс в московской школе» [6].
В концепцию изучения английского языка в предпринимательском классе входит подготовка учащихся к использованию английского языка в бизнес сфере. Данные методики позволяют учащимся погрузиться в реальные ситуации, где они могут применить свои знания и навыки общения на иностранном языке [7].
Погружение в бизнес-среду помогает учащимся сформировать представление о том, в каких ситуациях, возможно, использовать ту или иную лексическую единицу, как построить монологическое высказывание или организовать конструктивный диалог с партнером по общению на профессиональном уровне. В подобных ситуациях решаются задачи на психическом и психологическом уровнях, а так же позволяют учащимся профессиональному самоопределению. Таким образом, использование метода кейсов в обучении иностранному языку способствует развитию универсальных учебных действий, необходимых для достижения высоких образовательных результатов и успешной карьеры в будущем [7].
Деловой английский - это особый стиль общения, который используется в профессиональной среде. Он включает в себя формальный язык, который может отличаться от повседневного разговорного английского [7].
Деловой английский часто используется в таких областях, как маркетинг, коммерция, финансы, страхование, банковское дело, офисная работа, государственные должности и должности высшего уровня. Важно понимать, что деловой английский требует определенных знаний и навыков [7].
Важными аспектами делового английского являются ясность и последовательность, что требует от разговаривающих или пишущих на этом языке владения богатым словарным запасом и умения составлять грамотные предложения. В свою очередь в 10 и 11 предпринимательских классах происходит подготовка на углубленном уровне английского языка [7].
Цель делового английского - эффективно донести информацию до всех читателей, создавая универсальный стандарт, которому следуют компании по всему миру [7].
Для эффективной реализации проекта предпринимательский класс в московской школе на уроках английского языка, методистами ИРПО было разработано учебное пособие Business English в помощь московским учителям, преподающим английский язык в школах, участниках проекта [7].
Российский психолог и педагог в своих научных трудах А. А. Вербицкий выделяет два вида контекстов: внутренний и внешний, которые необходимо учитывать при обучении английскому языку в предпринимательском классе [2].
Внешний контекст включает в себя множество факторов, которые влияют на использование языка в обществе. К ним относятся национальная, культурная, историческая, геополитическая и другие составляющие специфики страны изучаемого языка [22].
Внутренний контекст обучающегося формируется из его личных особенностей, знаний, опыта и ценностей. Это очень важно учитывать при работе с учащимися, так как именно эти факторы определяют их готовность к обучению и способность усваивать новые знания [2].
При обучении учащихся предпринимательского класса важно использовать лингвистические единицы живой речи, которые отражают современное коммуникативное состояние в сфере будущей профессиональной деятельности. Это поможет учащимся лучше подготовиться к работе в реальных условиях и успешно применять полученные знания на практике [3].
Важно также учитывать, что язык постоянно меняется и развивается, поэтому необходимо следить за новыми тенденциями и использовать актуальные выражения и термины. Это позволит учащимся быть в курсе последних изменений в своей области и эффективно общаться с коллегами и клиентами [2].
Цель проведения урока в предпринимательском классе заключается в том, чтобы ученики правильно решали проблемы в бизнес сферах, расширяли
представления о межкультурной коммуникации и более четко прорисовывались контуры профессионального будущего [7].
Принципы, которые должны быть реализованы при применении подхода А.А. Вербицкого в обучении английскому языку в предпринимательском классе:
– принцип единства обучения и воспитания личности учащегося как будущего профессионала;
– учёт индивидуально-психологических особенностей и кросс культурных (семейных, национальных, религиозных, географических и других) контекстов каждого обучающегося;
– психолого-педагогическое обеспечение личностно-смыслового
включения учащегося в учебную деятельность;
– соблюдение формы организации учебного плана согласно целям и содержанию образования;
– применение «открытости» на уроках, чтобы достичь цель, которая предложена в рамках других теорий и практических опытов других педагогов;
– принцип проблемности содержания обучения и процесса его развертывания в общении с учащимися;
– последовательное моделирование в учебной деятельности учащихся целостного содержания, форм и условий деятельности;
– ведущая роль совместной деятельности, диалогического общения и межличностного взаимодействия субъектов образовательного процесса (педагога и учащихся, учащихся между собой);
– педагогически обоснованное сочетание новых и традиционных педагогических технологий [3].
Экспериментальная часть
Для проведения исследования эффективности изучения английского языка путем погружения старшеклассников в бизнес-среду были проведены практические уроки у двух старших классов 10-а и 11-а, по 10 учеников каждого класса, ГБОУ города Москвы «Открытая (сменная) школа №88» .
Урок разделен на три модуля. Первый модуль позволит эффективно развить ученикам восприятие на слух бизнес-английского языка, расширить словарный запас. Для данного урока был подготовлен материал с конференции в Норвегии 2022 года с предпринимателем Илоном Маском. Данный модуль урока делового английского языка в предпринимательском классе позволит ученикам развить навыки владения английским языком, которые пригодятся для работы в офисе или других деловых условиях. Понимание в том, какие навыки общения необходимы на рабочем месте, приобретается уверенность в себе, строятся прочные отношения с коллегами по бизнесу или клиентами [5].
Второй модуль урока состоит из симуляции собственной конференции. Каждому ученику представилось право выбрать свою роль в предпринимательской деятельности, подготовить диалог на английском языке. После чего ученики разделились на пары и вели диалог друг с другом. Так же участие принимали остальные ученики и могли задавать вопросы, чтобы ученик в роли предпринимателя ощутил себя полностью на деловой конференции. После проведения данной симуляции погружения в деловую сферу были выявлены минусы у старшеклассников: нехватка словарного запаса у 6 учеников из 10, плохая коммуникация у 3 учеников из 10, невнимательность у 3 учеников из 10, замедленная реакция на поиск ответа на вопрос у 4 учеников из 10. Таким образом, в данном модуле можно сделать вывод, что проведение данных симуляций погружений в бизнес-сферу необходимо начинать с теоретических материалов и просмотра деловых встреч и конференций предпринимателей. Это позволит расширить словарный запас бизнес-английского языка и ученик сможет лучше развить коммуникативные навыки [5].
Третий модуль урока состоял тоже из практической части в проведении собеседований и написания профессиональных электронных писем на бизнес-английском языке. Данная практика позволит ученикам быть в курсе мировых бизнес тенденций и проблемах, а так же вести деловые отношения с дружественными странами-партнёрами России в будущей своей предпринимательской деятельности [5].
Данный модуль показал, что в письменной форме бизнес-английский язык усваивается лучше у учеников, чем в разговорной речи. После проведения данного модуля на уроке были подведены итоги: у 4 учеников из 10 имеют слабый уровень коммуникации в проведении собеседований, отсюда нехватка словарного запаса, невнимательность, плохая ориентация в ответах на поставленные вопросы. Практический урок в написании деловых электронных писем показал хорошие результаты у 8 учеников из 10. Исходя из этого, можно сделать вывод, что ученикам необходимо развивать коммуникативные навыки и внимательность, расширять словарный запас делового английского языка [5].
Данные прогнозы показывают новые возможности и интерес для проведения подобных уроков на уровне делового английского языка. На рост рынка обучения деловому английскому языку (BELT) в первую очередь влияет возросшая потребность в профессиональном обучении английскому языку. Этот вид обучения охватывает различные формы владения английским языком, необходимые для различных сфер бизнеса, таких как авиация, гостиничный бизнес, финансы, юриспруденция, медицина и инженерное дело [5].
При соблюдении вышеперечисленного, преподаватель может подготовить учеников не только на базовом уровне, но и на профессиональном. Где более углубленное изучение бизнес-английского языка согласовано с требованиями ФГОС ООО [7].
В заключение можно отметить, что контекстное обучение действительно является эффективным подходом для изучения языка на профильном уровне, особенно когда речь идёт о подготовке к будущей профессиональной деятельности в сфере бизнеса. В рамках этого подхода учащиеся предпринимательских классов погружаются в языковую среду и бизнес-сферу, решают практические задачи, что способствует лучшему усвоению материала и развитию коммуникативных навыков. Деловой английский - одна из наиболее востребованных дисциплин в рамках более широкой области преподавания английского языка. Важно также использовать актуальные лингвистические единицы, чтобы ученики могли успешно применять полученные знания в реальной жизни. Именно для этого при проведении экспериментальной части были подготовлены материалы с конференции 2022 года [1].
Список литературы
1. Вербицкий А. А. Единство обучения и воспитания в контекстном образовании // Фундаментальные и прикладные проблемы педагогики и психологии в образовательном и социальном контексте, Москва, 2020. – 11-14с.
2. Вербицкий А.А. Концептуальная модель школы как центра социально-контекстного образования // А.А. Вербицкий, С.А. Жойкин, Л,А. Куришкина // Педагогика. – 2020. - №3. – С. 15-27. – ISSN 0869-561Х.
3. Вербицкий А.А. Принцип проблемности в системе контекстного образования // VIII Махмутовские чтения. Интеграция региональной системы профессионального образования в европейское пространство, Казань, 2021. – 10-15с.
4. Гренадер А.В. Перспективы развития предпрофессионального образования в рамках проекта «предпринимательский класс в московской школе» // Непрерывное образование в контексте будущего: экосистемный взгляд на педагогическую деятельность, Ярославль-Москва, 2022. – 215-218 с.
Список источников
5. Баркалова Е.В. Методы контекстного обучения студентов: методическое пособие / Е.В. Баркалова, Ю. М. Боброва, А. В. Еремин,
М. Б. Кабанова, С. И. Коряченцова, Р. М. Кравченко, Ю. В. Морозова, Л. А. Чернышева ; под общ. ред. Ю. В. Морозовой. — Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Университета прокуратуры Российской Федерации, 2021. — 19-24 с.
6. Предпринимательский класс в Московской школе – URL: https://profil.mos.ru/business/o-proekte.html (дата обращения: 10.10.2024) - Текст: электронный.
7. Специфика преподавания английского языка в предпринимательском классе с углубленным изучение английского языка – URL: https://www.teacherjournal.ru/categories/13/articles/2164 (дата обращения: 15.10.2024) - Текст: электронный.
8. Стандарт проекта предпрофессионального образования «Предпринимательский класс в московской школе» https://profil.mos.ru/images/GMC/Predprinimatelskij_klass/doc/2023/Prikaz_DONM_606_03072023_i_prilozhenie_4_PrK.pdf (дата обращения: 15.10.2024) - Текст: электронный.