Методика преподавания языка | Филологический аспект: Методика преподавания языка и литературы Методика преподавания языка и литературы №02 (13) Март 2022 - Апрель 2022

УДК 37.026

Дата публикации 14.04.2022

Использование интерактивных технологий на уроках английского языка

Научный руководитель Ряховская Анастасия Юрьевна
канд. пед. наук, доцент кафедры теории английского языка и переводоведения, Брянский государственный университет им. ак. И.Г. Петровского, РФ, г. Брянск, anastasia--r@yandex.ru
Никитина Татьяна Сергеевна
студентка физико-математического факультета, Брянский государственный университет им. ак. И.Г. Петровского, РФ, г. Брянск, tanya3g148@yandex.ru

Аннотация: Статья посвящена анализу особенностей использования интерактивных заданий на уроках английского языка. Автор рассматривает сущностные характеристики интерактивной технологии, обозначает роль интерактивных методов в контексте учебного коллективного взаимодействия на уроке английского языка, а также приводит конкретные примеры использования интерактивных заданий на уроке.
Ключевые слова: технология, интерактивная технология, интерактивные задания, метод «мозгового штурма», ролевая игра.

Using Interactive Technologies in English Lessons

Scientific adviser Ryakhovskaya Anastasia Yurievna
Cand. Ped, (Pedagogical), Associate Professor at the Department of English and Translation Theory, Bryansk State University, Russia, Bryansk
Nikitina Tatiana Sergeevna
Student of Physics and Mathematics faculty, Bryansk State University, Russia, Bryansk

Abstract: The article is devoted to the analysis of the features of the use of interactive tasks in English lessons. The author examines the essential characteristics of interactive technology, designates the role of interactive methods in the context of educational collective interaction in the English lesson, and also gives concrete examples of the use of interactive tasks in the lesson.
Keywords: technology, interactive technology, interactive tasks, “brainstorming” method, role-playing game.

Правильная ссылка на статью
Ряховская А.Ю., Никитина Т.С. Использование интерактивных технологий на уроках английского языка // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. Сер.: Методика преподавания языка и литературы. 2022. № 02 (13). Режим доступа: https://scipress.ru/fam/articles/ispolzovanie-interaktivnykh-tekhnologij-na-urokakh-anglijskogo-yazyka.html (Дата обращения: 14.04.2022)

Интерактивные технологии обучения сегодня достаточно популярны в педагогической среде. Интерактивные технологии рассматриваются многими преподавателями как увлекательное времяпрепровождение на занятии. Вместе с тем, интерактивные задания опосредуют решение серьезных задач обучения и воспитания учащихся.

Актуальность данной темы определяется тем, что в современном обществе всё большее значение приобретают коммуникативные умения и развитие творческой деятельности в образовательном процессе.

Как отмечают в своих трудах Т.А. Мясоед, Н. Суворова, С.Б. Ступина, суть интерактивного обучения состоит в особой организации учебного процесса, когда все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания. Совместная деятельность учащихся в процессе освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, происходит обмен знаниями, идеями, способами деятельности [8]. Интерактивные технологии включают методы, позволяющие учиться взаимодействовать между собой; а интерактивное обучение – обучение, построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога [6].

Целью применения интерактивных методов и приемов в обучении иностранным языкам является социальное взаимодействие учащихся, межличностная коммуникация, важнейшей особенностью которой признается способность человека «принимать роль другого», представлять, как его воспринимает партнер по общению, интерпретировать ситуацию и конструировать собственные действия [4, с. 83].

Отмечается, что использование интерактивного метода развивает у обучающихся много хороших качеств, таких как способность получать удовольствие от знаний, которыми уже овладел, и всегда стремиться к новым знаниям; склонность к обобщениям; способность отбросить все лишнее и обратить внимание на действительно важные факты; способность грамотно использовать интеллект-карты и конспекты. Благодаря применению интерактивных заданий на уроках учащиеся учатся мыслить, анализировать ситуации, придумывать собственные решения, структурированно и кратко излагать свои мысли [2].

Технологий интерактивного обучения существует огромное количество. Каждый учитель может самостоятельно придумать новые формы работы с классом. Часто используют на уроках работу в парах, когда ученики учатся задавать друг другу вопросы и отвечать на них [5, с .268].

Для того, чтобы грамотно использовать данные технологии в процессе обучения, нужно понимать, как с ними работать. Л.Ю Сафонова выделяет несколько основных правил организации интерактивного обучения, среди которых: 1) вовлечение в той или иной мере всех участников образовательного процесса; 2) забота о психологической подготовке участников; 3) оптимальное количество учащихся, чтобы не пренебрегать качеством обучения; 4) заранее подготовленная аудитория для проведения интерактивных заданий; 5) следование регламенту; 6) грамотное распределение участников на группы (добровольное, на основе случайного выбора) [3].

Для получения желаемого результата проведения урока английского языка с использованием интерактивных технологий стоит наладить доверительные, позитивные отношения между обучающимися, включать в образовательный процесс яркие примеры, образы, факты, а также отталкиваться от личного опыта учеников.

Считается, что самый сильный эффект воздействия на интеллектуальную активность оказывает применение интерактивных технологий, а если точнее – работа в коллективе (команде, группе), тем самым развивается дух соперничества, соревнования посредством совместного поиска истины, алгоритмов деятельности для достижения общего результата [1].

В рамках урока английского языка можно выделить следующие методы и приемы интерактивного обучения: работа в малых группах, в парах, ротационных тройках, «Один – вдвоём – все вместе»; «Дерево решений», «Мозговой штурм» / «brainstorming», «Анализ казусов»; «Карусель», «Смени позицию»; проектная методика (газеты, выставки, социальные проекты); ролевые / деловые игры, дебаты, дискуссии, урок – круглый стол; «Ажурная пила»; «Броуновское движение» [9].

В рамках одной статьи сложно рассмотреть все интерактивные методы обучения иностранному языку, поэтому обратимся к наиболее распространенными и эффективными в формировании иноязычной коммуникативной компетенции. К ним относятся ролевые игры, метод «Мозгового штурма», дискуссии.

Преимущество данных методов обучения в рамках урока иностранного языка заключается в том, что они требуют активного включения каждого участника учебного процесса, а также снимают эмоциональные и коммуникативные барьеры.

Одним из интерактивных методов является ролевая игра, которая представляет собой моделирование различных ситуаций на уроке. Данный метод способствует освоению нового материала и закреплению пройденного, а также направлен на развитие творческих способностей учащихся и их раскрепощения.

Рассмотрим положительные составляющие данного метода на уроках английского языка: 1) пополнение словарного запаса, применение ранее изученного материла на практике; 2) развитие грамматической составляющий, посредством использования интерактивных упражнений; 3) развитие коммуникативных навыков и говорения; 4) творческое развитие, расширение кругозора; 6) работа в команде; 7) активизация «пассивного» словарного запаса.

Приведем примеры проведения данной интерактивной технологии на уроке английского языка.

УМК: Spotlight 7. Student's book. Virginia Evans, Jenny Dooley, Olga Podolyako, Julia Vaulina

Тема: “Landmarks on the British Isles”

Ролевая игра: “Buying an underground ticket”

Задача учеников: разыграть представление, в котором один ученик – работник метрополитена в Лондоне, а другой – турист, который хочет купить проездной билет в метро.

S1: Hello. How can I help you?

S2: Hello. Two tickets to Westminster, please

S1: Single or return?

S2: Single, please.

S1: That’s 6.00 pounds.

S2: Here you are, thanks.

В старших классах эффективным будет применение метода дискуссии или дебатов, целью которого является развитие критического и творческого мышления школьников, формирование навыков коллективной работы, для достижения общих целей в условиях различных мнений и взглядов.

Отмечается, что для достижения благоприятной атмосферы понимания во время проведения дискуссий и дебатов на английском языке, необходимо соблюдать некоторые правила на уроке:

– не бойся высказывать свою мысль;

– умей слушать и слышать своего собеседника;

– будь толерантным и внимательным;

– предлагай как можно больше идей;

– предложенные идеи можно комбинировать и улучшать.

Пример использования метода дискуссии на уроке английского языка в 8 классе.

УМК: Spotlight 8. Student's book / Английский в фокусе 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Ваулина Ю.Е., Дули Дженни, Подоляко О.Е., Эванс В.

Тема: “Global Issues”

Задача учеников: выбрать самую актуальные, по их мнению, проблему во всем мире на сегодняшний день и объяснить почему.

На доске с 4 сторон четыре разные картинки, изображающие: 1) войну, беженцев; 2) голод, бедность, бездомных, детский труд; 3) исчезающие виды животных, глобальное потепление; 4) ураган, торнадо и др. природные катаклизмы. (Формируем группы по разделению по картинкам. Рассаживаемся по группам. Учащиеся работают в командах, затем выслушивают мнение каждой команды, комментируют, соглашаются или нет. Если нет, то приводят свои аргументы.)

Which issue do you think is the most urgent nowadays? Why do you think so?

Возможные командные варианты ответов:

1) война, беженцы

I think that war is the most urgent issue because there are several places where it occurs on our planet and this country is involved in it from time to time.

     Refugees are the most urgent issue now. People run away from places where they live because of different hostilities there.

2) голод, бедность, бездомные, детский труд

 I think homelessness is becoming a very urgent problem because more and more people lose their homes and live rough.

Poverty is also rather urgent. Sometimes even in our city we can see people (beggars) who ask for money in the streets.

3) исчезающие виды животных, глобальное потепление

The climate on the earth is getting hotter and hotter and it is a very serious problem which is called global warming.

Some species of plants and animals have already disappeared and there are many endangered ones. This is a very urgent problem.

4) ураган, торнадо и др. природные катаклизмы

Natural disasters are not predictable and that is why are very dangerous. They really can become a serious problem because they damage people’s health and property.

Метод «Мозгового штурма», или «brainstorming», направлен на организацию взаимодействия школьников в процессе решения проблемных задач.

Цель «Мозгового штурма» – создать новые идеи, получить лучшую идею или лучшее решение, а также поиск широкого спектра направлений решения задачи.

Для того, чтобы решить поставленную задачу, учащиеся предлагают свои идеи, записывают их на доске или на листе бумаги, чтобы их можно было сгруппировать и анализировать; затем выбирают наиболее подходящие пути решения проблемы, работая при этом в команде и находя компромиссы в процессе умственной деятельности [7]. 

Пример: Ученики записывают свои идеи на листках бумаги и затем обмениваются ими друг с другом. Идеи соседа становятся стимулом для новой идеи, которая вносится в полученный листок. Затем группа снова обменивается листками.

В заключение следует отметить, что использование на уроках по иностранному языку интерактивных технологий, в частности ролевых игр, дебатов, дискуссий, является важным условием для стимулирования мотивации учебно-познавательной деятельности школьников. Использование интерактивных методов обучения иностранному языку позволяет сделать ученика активным участником педагогического процесса, сформировать и развить познавательную активность школьника, содействовать формированию активной и творческой личности, которая способна развиваться в меняющемся мире.


Список литературы

1. Бадмаев Б. Ц. Методика преподавания психологии: Учеб, пособие для студ. высш. учеб, заведений. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 304 с
2. Литвинова, О. В. Интерактивный метод обучения // Молодой ученый. – 2015. – № 11 (91)
3. Сафонова Л. Ю. Методы интерактивного обучения: методические указания / Л. Ю. Сафонова. – Великие Луки, 2015.
4. Суворова Н. «Интерактивное обучение: Новые подходы». — М., 2005. — 268 c.
5. Рабинович Ф.М. И др. Ролевая игра — эффективный прием обучения говорению // ИЯШ. — 1983. — № 6. — С. 68–74.
6. Ряховская, А. Ю. Современные технологии в преподавании английского языка: учебное пособие/ Ряховская А.Ю. Брянск: РИСО БГУ. – 2019. – 116 с.
7. Ряховская А.Ю., Селифонова Е.Д. Медиатехнологии в структуре языковой подготовки студентов вуза // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2019. № 4 (52). С. 147-153.
8. Уваровская, О.В. Интерактивное обучение как условие реализации ФГОС в СПО : учебное пособие– Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2020.
9. Хильченко, Т.В. Использование интерактивных методов и приемов на современном уроке английского языка [Текст] / Т.В. Хильченко, Ю.В. Оларь // Вестник Шадринского государственного педагогического института. – 2014. – №1. –– С. 34-40.

Расскажите о нас своим друзьям: