Методика преподавания языка | Филологический аспект: Методика преподавания языка и литературы Методика преподавания языка и литературы Февраль-Март 2021, №5 (8)

УДК 372.881.111.1

Дата публикации 31.03.2021

Индивидуализация обучения в вузе на примере дисциплины «Английский язык»

Ермолаева Екатерина Валерьевна
старший преподаватель кафедры иностранных языков для неязыковых направлений подготовки, Иркутский государственный университет, РФ, г. Иркутск, katalina.16@mail.ru

Аннотация: В данной статье анализируется опыт применения индивидуализации обучения студентов в вузе на занятиях по дисциплине «Английский язык». Приводятся причины, оказавшие влияние на появление новых задач перед образованием, а также говорится о возможных способах решения поставленных целей на примере одного изучаемого предмета. В качестве основного способа предлагается построение индивидуальной траектории обучения, реализация которой достигается посредством разных, перечисленных в статье, форм работы. Подчеркивается роль студента в планировании и осуществлении образовательного процесса, описываются навыки, в итоге приобретаемые учащимися, и перспективы для дальнейшей профессиональной деятельности.
Ключевые слова: индивидуализация, образовательный процесс, навык, деятельность, обучение.

Individualization of learning at Higher Educational Establishment in the context of the course «the English Language»

Ermolaeva Ekaterina Valerevna
Senior teacher of Foreign languages department for non-linguistic fields of study, Irkutsk State University, Russia, Irkutsk

Abstract: The article analyzes the experience in application of individualization of students’ learning at English classes at Higher Educational Establishments. The reasons influenced the appearance of new educational aims are given as well as practicable methods to achieve the mentioned aims through the example of one learning subject. The individual academic path is offered as the main way to do it with the help of some forms of work given in the article. The student’s role in planning and learning process is emphasized; the acquired skills and professional perspectives are described.
Keywords: individualization, learning process, skills, activity, education.

Правильная ссылка на статью
Ермолаева Е.В. Индивидуализация обучения в вузе на примере дисциплины «Английский язык» // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. Сер.: Методика преподавания языка и литературы. 2021. № 05 (08). Режим доступа: https://scipress.ru/fam/articles/individualizatsiya-obucheniya-v-vuze-na-primere-distsipliny-anglijskij-yazyk.html (Дата обращения: 31.03.2021)

Современное общество, переживая процессы глобализации, интеграции различных сфер жизни и информатизации, ставит перед человеком все новые задачи и требования, одним из которых является умение ориентироваться в быстро изменяющемся мире, самостоятельно разрабатывая индивидуальную стратегию на каждую новую ситуацию [1]. Такое положение вещей привело к переосмыслению значимости и роли высшего образования, одним из часто обсуждаемых является вопрос о современных способах индивидуализации учебного процесса в вузе [2, с. 105]. Все больше говорится об активной роли обучающихся, ведь «чем активнее участие студентов, тем значительнее их учебный процесс» [7, с. 46]. Одним из вариантов индивидуализации образовательного процесса является построение индивидуальных образовательных маршрутов, или индивидуальных образовательных траекторий. Индивидуальный образовательный маршрут студента по конкретной дисциплине является одним из множества вариантов личностного продвижения по траектории профессионального развития, он обеспечивает реализацию субъектной позиции обучающегося, его личностного и профессионального роста [3], помогает сформировать способности планировать и осуществлять конкретные действия для более успешного продвижения в обучении, развивает активность и самостоятельность, а также способности к принятию обоснованных и взвешенных решений [4] При этом часто речь идет не об изменении содержания учебных курсов, а о выборе оптимальных форм, средств, методов и темпов обучения, применении тех способов учения, которые в наибольшей степени соответствуют индивидуальным особенностям студентов [5].

Преподавание дисциплины «Иностранный язык» (английский) для студентов неязыковых направлений подготовки проходит в достаточно сжатые временные сроки по сравнению с лингвистическими, но при этом индивидуализация образовательного процесса представляется возможной. Вариативность в процессе обучения находит отражение в выборе выполняемых заданий, а также в виде их предоставления. Так, одной из форм работы на занятиях является составление аннотации к англоязычному научному/научно-публицистическому тексту по изучаемому направлению. Источниками служат учебники/научная литература, а также периодические издания/сайты стран изучаемого языка. Примерами последних могут послужить, в частности, сайты www.britannica.com и www.history.com, содержащие статьи, предназначенные в первую очередь студентам, обучающимся по направлению «История», и посвященные различным областям данной науки: например, относящиеся к открытиям в археологии («Ancient Parrots Lived in Siberia»), повествующие об интересных фактах и исторических событиях («What is the Oldest Known Piece of Literature?», «International Congress of Women adopts resolutions», «New Jersey ratifies the Bill of Rights») и т. п. При составлении аннотации к текстам студенты могут самостоятельно выбрать язык, на котором будут выполнять данный вид работы (русский или английский), тем самым имея возможность повысить уровень владения иностранным языком, а также получить более высокий балл. Количество проанализированных текстов также может варьироваться (в предложенных преподавателем рамках). Результатом выполнения таких заданий является отработка навыков правильного лексического и грамматического оформления аннотаций, употребления выражений-клише научного стиля, используемых как в русско- так и англоязычных вариантах, а также умения извлекать ключевую информацию из иностранного текста.

Данная форма работы может быть более индивидуализированной при предоставлении студентам права самостоятельного выбора текстов для анализа. В этом случае индивидуально подбираемый материал составляют некоторую часть от общего числа текстов (точное количество определяется преподавателем). Студенты при этом совершенствуют навыки поисковой деятельности, проявляют больший интерес к процессу обучения и получают больше удовлетворения от выполнения заданий. Также немаловажной является необходимость студентов оценить найденный материал на предмет соответствия уровню обучения: он должен представлять собой аутентичный текст профессиональной направленности, взятый из англоязычных источников (пресса, научно-исследовательские журналы и т. п.), или полуаутентичный, если источником служит учебник по изучаемому профилю.

Подобный подход хорошо применим и при подборе текстов для индивидуального чтения и последующей работе с ними. Возможность самостоятельного выбора материала, представляющего сферу интереса каждого конкретного студента, повышает мотивацию к более тщательному изучению найденной информации, что, в свою очередь, дает возможность в дальнейшем использовать ее в своей профессиональной деятельности. Индивидуальное чтение предполагает не только понимание текста в общем, но и составление тематического словаря, запоминание как общеупотребительных, так и узконаправленных терминов и дальнейшее их применение. Так, например, многие студенты, обучающиеся по направлению подготовки «История», уже на первых курсах определяются, какие профессиональные области привлекают их более всего, и принимают участие в различного рода конференциях, археологических раскопках, исследовательских проектах, организации выставок и т. п., что нередко связано с использованием иностранного (английского) языка. Материал, индивидуально подобранный и изученный на занятиях английского языка, облегчает эту задачу.

Другим видом работы, используемым при построении индивидуальной траектории в процессе обучения, является проектная деятельность, представленная в виде презентации. Тема и форма выполнения задания выбираются самостоятельно, по желанию. Целью является не только поиск материала, расширение кругозора, применение полученных ранее навыков адекватного употребления языковых средств на практике, но и приобретение навыков публичного выступления, доступного изложения представляемого материала, преодоление языкового барьера. Возможность выбора данного вида деятельности необходима студентам, т. к. подавляющему большинству из них, не зависимо от возраста и уровня подготовки, характерна боязнь выступления перед аудиторией. Также трудности вызывают обобщение материала, выделение главной мысли, что приходится делать в процессе подготовки к выступлению, тем самым приобретая навыки необходимые в будущей профессиональной деятельности [6].

Вышеуказанные способы построения индивидуальных образовательных траекторий могут использоваться в качестве вариативной структуры учебно-познавательной деятельности студентов при изучении дисциплины «Иностранный язык», развивая профессионально-личностные качества и повышая в дальнейшем конкурентоспособность каждого отдельного учащегося.


Список литературы

1. Сучкова А. Е. Индивидуализация обучения в высшей школе в контекте гуманитарной образовательной парадигмы / А. Е. Сучкова. – Текст : непосредственный // теория и практика образования в современном мире : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). – Санкт-Петербург : Свое издательство, 2015. – С. 158-160. – URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/185/9164/ (дата обращения: 27.03.2021).
2. Данейкин Ю.В., Калинская О.Е., Федотова Н.Г. Проектный подход к внедрению индивидуальной образовательной траектории в современном вузе // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 8/9. С. 104-116.
3. Байдикова Н. Л. Индивидуализация обучения студентов магистратуры в условиях накопительно-балльной системы // Междунар. науч.-исслед. журнал. – Екатеринбург, 2016. – № 11-3 (53). – С. 9-12, То же [Электронный ресурс]. - URL: https://research-journal.org/wp-content/uploads/2011/10/11-3-53.pdf.
4. Петрухина О. А. Возможности индивидуализации обучения студентов в образовательном процессе педагогического вуза // Наука о человеке: Гуманитарные исследования – Омск, 2019. - № 3 (37). – С. 97-102.
5. Жданко Т.А., Живокоренцева Т.В., Чупрова О.Ф. Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ) студентов в вузе // Научно-педагогический журнал Восточной Сибири Magister Dixit. – 2014. – № 1 (13). – С. 140–146
6. Ермолаева Е. В. Реализация индивидуальных образовательных маршрутов студентов 1 курса, изучающих английский язык // Системно-деятельностный подход в разноуровневом вариативном образовании: проблемы и опыт реализации: материалы международной научно-практической Интернет-конференции (24-30 апреля 2013 г., г. Иркутск) [Текст] / под ред. Л. А. Выговского, Т. В. Живокоренцевой. – Иркутск : ФГБОУ ВПО «ИГЛУ», 2013. – 381 с. – С. 108–111
7. Moreno O.V. Adaptations on training design and performing to answer the current context: The importance of C*M*A Alignment // Образование и саморазвитие. 2017. Т. 12. № 3. С. 44–53

Расскажите о нас своим друзьям: